Все о тюнинге авто

Методические указания по самостоятельной работе для студентов медицинского колледжа по дисциплине «Русский язык и культура речи. Методические указания по самостоятельной работе для студентов медицинского колледжа по дисциплине «Русский язык и культура реч


высшего профессионального образования


Рецензент

­- зав. секцией русского языка для студентов основных факультетов ВолгГТУ, к. филол. наук, доцент

Составители: ,

Утверждено на заседании цикловой методической комиссии предметов гуманитарного цикла «29 » апреля 2011 г.

Методические указания / [и др.] – Волгоград: Издательство ВолГМУ, 2011. – 32 с.

Пособие предназначается для студентов колледжа, обучающихся по специальностям: 060203 – «Стоматология ортопедическая », 060205 – «Стоматология профилактическая», 060301 – «Фармация». Цель пособия – учебно-методическое обеспечение процесса изучения русского языка и культуры речи. Содержание пособия соответствует требованиям ФГОС к целям и задачам изучения дисциплины «Русский язык и культура речи».

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России)

Кафедра русского языка русского языка и

социально-культурной адаптации

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе для студентов медицинского колледжа

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Пояснительная записка …………………………………………. 5 стр.

Тема 1. Научный стиль ………………………………………….. 6 стр.

Тема 2. Официально-деловой стиль ……………………………. 9 стр.

Тема 3. Орфоэпические нормы………………………………….. 12 стр.

Тема 4. Лексические нормы……………………………………. 16 стр.

Тема 5. Морфологические нормы. ……………………………. 20 стр.

Тема 6. Синтаксические нормы………………………………стр.

Тема 7. Словари – источники знаний…………………………… 28 стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны обладать уровнем практического владения современным русским литературным языком специалистов нефилологического профиля.

Задачи самостоятельной работы:

· сформировать и развить навыки выполнения самостоятельной работы;

1. Былкова язык и культура речи: / , . – М.: Ростов-н/Д: МарТ, 2005. – 304 с.

3. Гольдин, язык и культура речи: учебник / , ; под ред. ; Саратов. ГУ им. .–3-е изд., стер –М.: УРСС, 2003.– 216 с.

Выполните тестовые задания

01. Определите стиль текста

Августа 5-го дня 1921 г.

В Чрезвычайную комиссию по борьбе

с контрреволюцией и спекуляцией

Горохова, 2

По дошедшим до издательства «Всемирная литература» сведениям, сотрудник его, Николай Степанович Гумилёв, в ночь на 4 августа 1924 года был арестован. Принимая во внимание, что означенный Гумилев является ответственным работником в издательстве «Всемирная литература» и имеет на руках неоконченные заказы, редакционная коллегия просит о скорейшем расследовании дела и при отсутствии инкриминируемых данных освобождения ёва от ареста.

Председатель редакционной коллегии

Секретарь

1) официально-деловой

2) публицистический

3) научный

4) художественный

02. В официально-деловых текстах употребляются группы слов

2) климат, хроника, журнал

3) амплитуда, локальный, следовать

4) эскалация, форум, почин

03. В официально-деловых текстах не употребляется предложно-падежная форма

1) вследствие болезни

2) из-за болезни

3) по причине болезни

4) в связи с болезнью

04. К официально-деловому стилю не относится подстиль

1) канцелярско-деловой

2) дипломатический

3) юридический

4) научно-популярный

05. К официально-деловому стилю не относится жанров

1) доверенность

2) аннотация

3) объяснительная записка

4) заявление

06. Следующую характеристику: «связь с административно-правовой сферой деятельности и правовыми отношениями между гражданами и государством» предполагает стиль

1) научный

2) художественный

3) официально-деловой

4) публицистический

07. Специфические черты официально-делового стиля

1) образность, эмоциональность

2) призывность, экспрессивность

3) объективность, абстрагированность

4) логичность, абстрактность

08. Данное определение: «сведения о личности (фамилия, инициалы и должность), штамп или печать учреждения, адрес и контактные средства связи, дата подписания документа» соответствует понятию

2) документы

3) реквизиты

4) биография

09. К канцелярскому подстилю официально-делового стиля не относится жанр

2) распоряжение

4) конституция

10. К законодательному подстилю официально-делового стиля не относится жанр

1) конституция

2) доверенность

11. К официально-деловому стилю не относится жанр

2) расписка

3) объяснительная записка

4) распоряжение

12. Данное определение: «речевые стандарты, устойчивые обороты, часто воспроизводимые в определенных типичных условиях речевого пользования» соответствует понятию

1) реквизиты

2) фразеологизмы

Тема «Орфоэпические нормы»

На произношения влияние оказывает правописание, которое обычно расходится с произношением. Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи.

Необходимо знать правила следующие правила произношения:

· в русской речи только ударные буквы произносятся чётко;

· буквы е и я в предударном слоге обозначают звук средний между [е] и [и];

· гласный [и] после твёрдого согласного, предлога или при слитном произношении слов произносится как [ы];

· в русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова.

Кроме перечисленных выше правил существуют и другие, которые Вы

также должны знать, выполняя тестовые задания.

Помните, что в русском языке разноместное ударение!

При выполнении заданий по данной теме необходимо использовать лекционный материал и материал практического занятия. Кроме того, рекомендуется следующая литература:

3. Былкова язык и культура речи: / , . – М.: Ростов-н/Д: МарТ, 2005. – 304 с.

4. Введенская язык и культура речи для инженеров: учеб. пособие / , . – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.

Выполните тестовые задания

01. Букв больше, чем звуков в слове

1) разъяриться

2) вьюжный

3) старьёвщик

4) свадебное

02. Сочетание ЧН произносится как [ШН] в слове

03. Правильный вариант постановки ударения в слове:

1) премировать

2) углубить

3) звонишь

4) баловать

04. Ударение падает на второй слог во всех словах ряду

1) туфля, юродивый, безудержный

2) ходатайствовать, шофер, донельзя

3) отгул, озимые, реквием

4) ножны, планер, некролог

05. Во всех словах ударение падает на первый слог в ряду

1) кухонный, замкнутый, звонит

2) воткнутый, дефис, кредо

3) донизу, вкралась, айвовый

4) искоса, августовский, торты

06. ударение падает на второй слог во всех словах в ряду

1) столяр, туфля, красивее

2) средства, партер, каталог

3) паралич, генезис, ходатайство

4) анатом, балованный, оптовый

07. Произношение слов прачечная, трио, грубошёрстный верно указано в ряду

1) праче[ч"н]ая, три[о], грубош[о]рстный;

2) праче[шн]ая, три[а], грубош[э]рстный;

3) праче[шн]ая, три[о], грубош[о]рстный;

4) праче[ч"н]ая, три[о], грубош[о]рстный.

08. Ударение во всех словах падает на второй слог в ряду

1) инсульт, коклюш, рефери

2) договор, эксперт, протез

3) афиняне, отрасли, свёкла

4) столяр, арахис, нужда

09. Ударение во всех словах падает на второй слог в ряду

1) иммунитет

17. Буквенное сочетание произносится как[ШН] в слове

1) библиотечный

2) конечно

3) конечный

4) яблочный

18. Буквенное сочетание произносится как [Ч′Н] в слове

1) горчичник

3) яичница

4) беспечный

19. Оба варианта произношения [ШН] и [Ч′Н] допускаются в слове

1) порядочный

2) крошечный

3) нарочно

4) отличник

20. Букв больше, чем звуков в слове

1) дозвониться

2) намерение

21. При произношении сохраняется безударный звук [О]в слове

4) конспект

22. При произношении не сохраняется безударный звук [О]в слове

4) бордовый

23. оглушение согласных происходит в ряду слов

1) березка, дорожка, уловка, вчера

2) сделать, сбежать, футбол, вокзал

3) нести, зонтик, гонщик, боязнь

24. Мягко произносится согласный перед Е в слове

2) бассейн

3) генетика

4) эстетика

25. Твёрдо произносится согласный перед Е в слове

3) терапевт

Тема «Лексические нормы»

Слово должно использовать в том значении, которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Небрежное отношении к употреблению слов может привести к непониманию, к грубому нарушению этики, к неверным выводам и действиям.

При выполнении заданий по данной теме необходимо использовать лекционный материал и материал практического занятия. Кроме того, рекомендуется следующая литература:

1. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник/ под общ. рук.: и др.; РАН. Ин-т русского языка им. -ва. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

2. Культура русской речи: Учебник для вузов/ [и др.]; отв. ред.: , ; РАН. Ин-т рус. яз. им. . – М. : НОРМА: ИНФРА – М, 2001. – 560 с.

3. Введенская язык и культура речи для инженеров: учеб. пособие / , . – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.

Выполните тестовые задания

01. Нарушение лексической сочетаемости является ошибкой в случае

1) экспонаты выставки

2) отменный негодяй

3) живой труп

4) очевидное-невероятное

02. Лексическое значение указано неверно в случае

1) анфас – лицом к смотрящему

2) вернисаж – место, где проходит выставка

3) кредо – правило, принцип

4) компаньон – член торговой или промышленной компании

03. Выделенное слово употреблено в переносном значении в словосочетании

1) холодный дождь

2) холодный суп

3) холодный взгляд

4) холодное утро

04. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании

1) дешевые цены

2) выборная должность

3) эффективный метод

4) предоставить слово

05. Лексическое значение указано неверно в случае

1) корифей – старый мудрый человек

нибудь нужных сведений

3) каталог – перечень однородных документов

10. Лексическая сочетаемость нарушена намеренно в случае

1) первая премьера

2) преобладающее большинство

3) очевидное-невероятное

4) ночная серенада

11. Лексическая сочетаемость нарушена намеренно в случае

1) частная собственность

2) прогрессировать вперёд

3) мизерные мелочи

4) ведущий лидер

12. В одном из вариантов омофонами являются

1) отворила дверь – отварила овощи

2) воробей – вора бей

3) стрелки (часов) – стрелки (отважные)

13. Синонимический ряд, в котором есть «лишнее» слово – это

1) основоположник, зачинатель, основатель

2) огорчить, опечалить, обмануть

3) чаяние, мечта, упование

14. Точно передаёт значение выделенного слова вариант

Каждому претенденту на должность руководителя следует заботиться о своём имидже.

2) характеристика

15. Точно передаёт значение выделенного слова вариант

Н. Берберовой было уже 70 лет, когда она начала работать над своими знаменитыми мемуарами «Курсив мой».

2) воспоминания

3) дневниковые записи

16. Точно передаёт значение выделенного слова вариант

В устье этой небольшой африканской реки исследователи обнаружили

богатую флору.

1) природу

2) животный мир

3) растительность

17. Лексическое значение слова указано неверно в примере

1) много – мало

2) над – под

3) мой – твой

20. Правильное значение слова адаптация

1) приспособление организма

21. Правильное значение слова кампания , учитывая его написание, – это

1) общество

2) деятельность

22. Синоним слова ворона , употребленного в переносном значении, – это

23. Синоним слова заяц, употребленного в переносном значении, – это

24. Фразеологизм идти ва-банк означает

1) идти вперёд

2) действовать, рискуя всем

3) поступить глупо, неосмотрительно

25. Фразеологическое сочетание метать бисер перед свиньями означает

1) пытаться угодить кому-либо

хочет понять

3) что-то делать бесцельно

26. Пароним к слову судья – это

1) гуманистический

2) гуманный

27. Пароним к слову племя – это

1) военное

2) воинственное

28. Пароним к словосочетанию цвет лица – это

1) землистый

2) земляной

Тема «Морфологические нормы»

Морфология – наука, изучающая слово как часть речи . Существуют различные формы грамматических значений в современном русском языке.

· Употребление форм глагола (личных форм глагола, причастий и деепричастий).

При выполнении заданий по данной теме необходимо использовать лекционный материал и материал практического занятия. Кроме того, рекомендуется следующая литература:

2. Введенская язык и культура речи для инженеров: учеб. пособие / , . – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.

Выполните тестовые задания

01. Правильный вариант употребления числительных – это

1) два больных

2) пять детей

3) в течение трёх суток

4) работа за трёх

02. Оба глагола не образуют формы 1-го лица настоящего или будущего времени в ряду

1) победить, дерзить

2) столпиться, видеть

3) вечереть, расписаться

03. Неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в И. п.) – это

Розы для … .

1) Ольги Зарецких (Зарецких)

2) Алексея Степаненко (Степаненко)

3) Андрея Макаревич (Макаревич)

4) Маргариты Янцен (Янцен)

04. Род выделенного существительного – это

Маленький сладкоежка Петя съел все конфеты.

2) средний

3) женский

4) мужской

05. Предложение с грамматической ошибкой – это

1) Академия располагает семью благоустроенными общежитиями и

четырьмя столовыми.

2) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

3) По обеим сторонам дороги стояли стройные сосны.

4) Двести десятый сезон открывает Большой театр.

06. Неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в И. п.) – это

Марки для … .

1) Надежды Потейко (Потейко)

2) Зинаиды Вальтер (Вальтер)

3) Сергея Кузьминых (Кузьминых)

4) Владимира Карасик (Карасик)

07. Оба глагола не образуют формы 1-го лица настоящего или будущего простого времени в ряду

1) дудеть, мыслить

2) очутиться, дерзить

3) переубедить, писать

4) смутить, идти

08. Предложение с грамматической ошибкой – это

1) Вершок – старая русская мера длины, равной одной шестнадцатой

аршина, приблизительно четырём целым сорока четырём сотым

сантиметра.

2) Все двадцать две бригады, обслуживающие тысячу триста гектаров

2) шампунь

4) пенальти

17. Существительное, которое употребляется только в форме множественного числа – это

1) грязнули

2) именины

3) училища

4) офицеры

Тема «Синтаксические нормы»

Предложения обладают грамматическим значением. Они отличаются от словосочетаний по функции (служит для сообщения, вопроса, восклицания), структуре (имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов, не подчинённых друг другу) и интонационному оформлению (характеризуется смысловой и интонационной законченностью).

Необходимо знать правила сочетания сказуемого с подлежащим, с числительным, с существительными.

При выполнении заданий по данной теме необходимо использовать лекционный материал и материал практического занятия. Кроме того, рекомендуется следующая литература:

1. Культура русской речи: Учебник для вузов/ [и др.]; отв. ред.: , ; РАН. Ин-т рус. яз. им. . – М. : НОРМА: ИНФРА – М, 2001. – 560 с.

2. Введенская язык и культура речи для инженеров: учеб. пособие / , . – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.

3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум для самообразования/ , и др. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 315с.

4. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник/ под общ. рук.: и др.; РАН. Ин-т русского языка им. -ва. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

Выполните тестовые задания

01. Грамматически правильно построенное предложение следующее

1) Глядя на эту ветку сирени, мне вспоминалась моя молодость.

2) Живя в монастыре, Мцыри не покидали мечты о свободе.

3) Слушая музыку Моцарта, нас не покидает ощущение причастности к чуду.

4) Взобравшись на крышу сарая, Павка хорошо видел сад Лещинских.

02. Грамматически правильное продолжение предложения – это

Познакомившись с новым соседом,

1) я предложил ему зайти ко мне

2) ему стало сразу веселее

3) состоялся обмен приветствиями

4) плотно закрылась дверь

03. Грамматически правильное продолжение предложения – это

Прочитав это письмо,

а) мне стало обидно за сестру

б) я была в восторге от сделанного мне предложения

в) у меня возникло желание навестить друга

г) со мной произошло чудо

04. Предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота – это

1) По небу ползли тяжёлые тучи, скрывая собой уже начавшие меркнуть звёзды.

2) Какая-то ночная птица низко пролетела над самой землёй и, заметя нас, вздрогнула, зашуршала крыльями и полетела на ту сторону реки.

3) Устав после занятий, мне не читалось.

05. Предложно-падежная форма, в которой допущена ошибка – это

1) тосковать по Родине

2) печалиться о брате

3) горевать по матери

4) скучать по вам

06. Предложно-падежная форма, в которой допущена ошибка – это

1) по состоянию здоровья

2) по окончании спектакля

3) по получению ответа

07. Грамматически правильное предложение – это

1) Ознакомившись со списком студентов, сдававшими экзамен.

2) Все, кто работали на заводе, отдыхали в санатории.

3) Хор исполнил «Калинку».

4) Старшеклассники этой школы участвовали и выиграли это

соревнование.

08. Предложения по количеству грамматических основ делятся на

1) восклицательные и невосклицательные

2) вопросительные и побудительные

3) простые и сложные

4) распространённые и нераспространённые

09. Сложное предложение, состоящее из двух односоставных предложений - это

1) Ещё держатся по ночам морозы, а в воздухе уже веет весной.

2) Преодолели ещё один перевал, и нашему взору открылся прекрасный вид.

3) Приятно видеть, как тает последний снег.

4) Чуть брезжилось, когда нас разбудили.

10. Предложно-падежная форма употреблена верно в словосочетании

1) рецензия на статью

2) отзыв на книгу

3) заведующий кафедры

11. Использование предлога «благодаря» является ошибкой в предложении

1) Благодаря разумному графику подготовки студенты успешно сдали экзамен.

2) Благодаря мастерству водителя не произошло катастрофы.

3) Благодаря сильному паводку жизнь в посёлке парализована.

12. Синтаксические нормы нарушены в предложении

1) Альпинисты поднимались на гору, которая была сплошь покрыта снегом.

2) Улицы обсажены акациями, сквозь листья которых просвечивало небо.

3) Изобразить чувство, которое я испытал, очень трудно.

4) Андрей начал кормить белку булкой, которая спустилась с дерева на его плечо.

13. Способом примыкания образовано словосочетание

1) мастер на выдумку

2) записаться в кружок

3) послушаться совета

4) свято верить

14. Правильный вариант – это

1) согласно закону

2) согласно с законом

3) согласно закона

15. Правильный вариант – это

1) роль, сыгранная на театре

2) отправиться на деревню

3) продажа билетов на Москву

16. Согласование нарушено в предложении

1) Абитуриентами называют людей, поступающими в высшее учебное заведение.

2) В нашем общежитии живут две американские девушки.

3) Электрички до Зеленогорска отправляются каждые полчаса.

17. Ошибка в употреблении падежной формы после переходных глаголов –это

1) не теряет времени

2) нельзя не признать его успех

3) так и не увидел Эльбруса

4) не скрывала радости

18. Согласование определения с существительным общего рода нарушено в предложении

1) Миша – большая сластёна

2) Этот мальчик ужасный непоседа

3) Маша такая задира

19. Грамматическое согласование нарушено в словосочетании

1) опытный врач Иванова

2) знаменитая модельер Коко Шанель

3) вошедшая в палату врач Петрова

20. Предложно-падежная форма, в которой допущена ошибка, - это

1) оплатить за проезд

2) удивиться результатам

3) упрекать в чёрствости

4) препятствовать карьере

21. При выборе падежной формы управляемого слова допущена ошибка в варианте

1) В прошлом месяце он не получал никаких писем.

2) Не могу не сообщить вам радостной вести.

3) Она не скрывала своей обиды.

4) Он так и не увидел Эльбрус.

22. Сказуемое согласовано с подлежащим верно в варианте

1) Три скамейки стояло у двери.

2) Большинство произведений поэта посвящено теме любви.

3) Пять студентов вошло в аудиторию.

23. При согласовании сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, допущена ошибка в предложении

1) Новое кресло-кровать должно стоять у окна.

2) Плащ-палатка свёрнута и брошена в угол.

3) Женщина-врач дала направление в больницу.

4) «Известия» уже неоднократно поднимала эту проблему.

24. При согласовании определения с существительным допущена ошибка в предложении

1) Два лучшие друга уехали учиться в другой город.

2) Поступили в продажу две новые модели автомобиля.

3) За последние три месяца в городе побывали многие артисты.

4) Целых два месяца мы готовились к экзамену.

25. Ошибка допущена в предложении

1) Лежащая книга на столе прочитана.

2) Книга, лежащая на столе, прочитана.

3) Лежащая на столе книга прочитана.

Тема «Словари – источники знаний»

Словари углубляют понимание слова способствуют развитию логического мышления. Постоянное обращение к словарям позволит Вам выполнить данные тестовые задания. Из этимологических словарей можно узнать, как образовалось слово, каков его морфемный состав. Толковые словари позволяют объяснить слово, определить его значение. Семонимические словари – толкуют не отдельные слова, а два и более, при объединении которых учитываются отношения между звучанием и (или) значением. Фразеологические словари объясняют значения фразеологизмов, их употребление в речи.

При выполнении заданий по данной теме необходимо использовать лекционный материал и материал практического занятия. Кроме того, рекомендуется следующая литература:

1. Культура русской речи: Учебник для вузов/ [и др.]; отв. ред.: , ; РАН. Ин-т рус. яз. им. . – М. : НОРМА: ИНФРА – М, 2001. – 560 с.

2. Введенская язык и культура речи для инженеров: учеб. пособие / , . – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.

3. Былкова язык и культура речи: пособие для вузов/ , . – М.: Ростов-н/Д: МарТ, 2005. – 304 с.

4. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник/ под общ. рук.: и др.; РАН. Ин-т русского языка им. -ва. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

Выполните тестовые задания

01. Лексикография – это

4) орфографические и диалектные

05. Происхождение слова объясняется в словаре

1) терминологическом

2) этимологическом

3) словообразовательном

4) орфоэпическом

06. Многочисленные говоры описываются в словарях

1) этимологических

2) диалектных

3) фразеологических

07. Значения созвучных слов разъясняются в словаре

1) синонимов

2) этимологическом

3) фразеологическом

4) паронимов

08. Произношение слова разъясняется в словаре

1) этимологическом

2) орфоэпическом

3) терминологическом

4) фразеологическом

09. Все морфемы, входящие в состав слова, выделяются в словаре

1) фразеологическом

2) орфоэпическом

3) словообразовательном

4) орфографическом

10. Языковые термины разъясняются в словаре

1) толковом

2) этимологическом

3) синонимов

Основная:

1. , . Русский язык и культура речи: учебное пособие для среднего профессионального образования. 1 изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011 – 381 с.

Дополнительная:

1. Введенская речи: учебное пособие/ – Ростов н/Д: Феникс, 2011 – 379 с.– (Среднее профессиональное образованиес.

2. Орлова язык и культура речи для медицинских вузов: учеб. пособие /.-Ростов н/Дону:Феникс, 2011 – 463 с.

3. , Ковалева в учреждениях здравоохранения [Электронный ресурс]: – Волгоград, 2004 .– 278 с.

4. Былкова язык и культура речи: / , . – М.: Ростов-н/Д: МарТ, 2005. – 304 с.

5. Введенская язык и культура речи для инженеров: учеб. пособие / , . – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.

6. Голуб язык и культура речи: учеб. пособие ов/ . – М.: Логос, 2007. – 432 с.

7. Гольдин, язык и культура речи: учебник / , ; под ред. ; Саратов. ГУ им. .–3-е изд., стер –М.: УРСС, 2003.– 216 с.

,

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе для студентов медицинского колледжа

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Т ираж 50 экз.

Волгоградский государственный медицинский университет

Волгоград, пл. Павших борцов,1

Издательство ВолгГМУ

1 Маркетинг - система мероприятий по изучению рынка и актив­ному воздействию на потребительский спрос

2 Менталитет - словарный запас нации

3 Аналогия - сходство в каком-либо отношении между предметами

4 Адаптация - состояние полного безразличия, равнодушия

5 Паритет - равенство, одинаковое положение, равноправие сто­рон

6 Инцидент - случай. происшествие(обычно неприятного характе­ра), недоразумение, столкновение.

7 Альтернатива - необходимость выбора из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей, а также каждая из этих возможностей

8 Дайджест - первое публичное представление, официальное зна­комство с какой-либо новинкой (товаром, книгой, журналом и т.п.)

9 Эйфория - чувство приподнятого, повышенно-радостного на­строения или благодушия, не оправданное объективными усло­виями

10 Конфронтация - сплочение сил, объединение и укрепление уси­лий для достижения каких-либо целей

11 Профанация - искажение, извращение; непочтительное отноше­ние к тому, что достойно уважения; опошление, осквернение (памяти о ком-либо, учения, произведения искусства)

12 Релаксация - относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание

13 Сенсация - обработка и изучение каких-либо количественных показателей

14 Одорология - наука о запахах.

18. Обведите номера предложений, в которых выде­ленные иноязычные слова неуместны

1 Снижение инфляции и оживление производства в ряде отраслей побуждает банки вновь вернуться к лизингу как к очень эффек­тивной поддержке подопечных предприятий (Газ.).

2 Василий Шукшин был бы приятно удивлен, что его фабула так понравилась героям «Пути Карлито»... Конечно, это не римейк «Калины красной», и Карлито далеко не шукшинский герой, но и здесь схожи мотивы (Газ.).

3 Лишь на этой основе может быть решен вопрос о презентации учебного материала и наиболее эффективных методов развития соответствующих навыков и умений.

4 Действительность такова, что кандидатами на выборах будут уже хорошо знакомые обществу лидеры различных партий, а также абсолютно пока неизвестные гражданам креатуры могу­щественных мафиозных структур (Газ.).

5 Авторское кино утратило спонтанность; оно нехотя обнажило свои рациональные подпорки. И на смену ему пришла авторская модель кино, маньеристски сконструированная из осколков ста­рых жанров и мифов (Газ.).

6 Был обстрелян автобус, направлявшийся для шоппинга в Тур­цию, два шоппера при этом убиты и три ранены.

7 Многие дореволюционные интеллигенты, считавшиеся либера­лами, относились индифферентно к вопросам религии.

8 Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе ком­фортабельного лайнера.



9 Девушка конфиденциально призналась подругам, что перемени­ла имя Катя на Кармен, потому что последнее больше импониру­ет ее внешности.

10 Дружная игра нашей команды не позволила шведским игрокам добиться успеха в дебюте матча.

11 Оратор говорил очень конспективно.

12 Мне очень приятно, что сегодня архитектор котируется на та­кой высокий пост (из речи депутата парламента РФ).

13 После встречи глав правительств стран СНГ состоялся брифинг.

14 Я должен сказать, что инициатива развивается. Может, нам не следует принимать по этому поводу постановление? Я думаю, это вполне естественно. И делать из этого ажиотаж - не совсем правильно (из речи депутата парламента РФ).

19. В каких предложениях допущены ошибки, возник­шие при употреблении фразеологизмов?

1 Выпускники, радостные и веселые, на прощанье спели свою ле­бединую песню.

2 В соседней комнате раздался веселый гомерический хохот.

3 Никому не удавалось провести его вокруг пальца.

4 Успехи этого ученика желают лучшего.

5 Положение на комбинате остается из рук вон плохим.

6 Павел Константинович знал всю его подноготную.

7 Жизнь не баловала нас, но мы не пали духом.

8 Он не хочет работать, а гоняется за длинными рублями.

9 Гордиев узел абитуриента - не сделать ошибок в сочинении.

10 Я высказал свое мнение о пьесе, а если кто со мной не согласен, - что ж, да будет им земля пухом!

11 На солнечной полянке дети заморили червячков и пошли по до­роге к станции.

12 Писатель идет в ногу со временем.

13 Необходимо уделить самое серьезное значение подготовке к эк­заменам.

14 Значительный эффект на аудиторию оказывает использование лектором примеров из жизни.

15 Ваше предложение представляет интерес для нас.

16 Пора приподнять занавес над этой историей.

17 В этом году аэрофлоту удалось удержать поток пассажиров на высоком уровне.

Встретились две подруги. «В общем, Галочка, дело в шляпе. Да, дело, Галочка, в шляпе», - с сокрушенным видом- рассказывает одна о своих расстроившихся пла

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

3 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Пояснительная записка Методические указания к практическим занятиям по русскому языку предназначены для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям начального и среднего профессионального образования. Методические указания предназначены для проведения 6 практических и лабораторных занятий и трех контрольных работ в виде тестирования различного уровня сложности и направлено на формирование практических знаний, умений и навыков в работе с микроскопом, микропрепаратами, умения решать генетические задачи, на развитие самостоятельного мышления студентов, умения сопоставлять, анализировать биологические процессы и явления. Для каждого практического и лабораторного занятия определены: тема, вопросы для подготовки к занятию, цель, перечень умений и навыков, которые студенты должны освоить в ходе выполнения заданий. К каждому занятию приведены оснащение и разновариантные задания разных типов и сложности. В результате освоения практической части программы студент должен знать: общие сведения о русском языке как системе; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. уметь: осуществлять речевой самоконтроль; владеть функциональными стилями; соблюдать орфографические и пунктуационные нормы; пользоваться словарями русского языка и справочниками. В ходе выполнения работы студенты оформляют результаты выполнения практических заданий в тетради. Задания в пособии приведены в виде тестов, диктантов и контрольных работ. После каждого занятия тетрадь сдается преподавателю для оценивания. Диктант одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Объём диктанта устанавливается: слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 1) в переносе слов; 2) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 3) в передаче авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). Отметка Число ошибок (орфографических и пунктуационных) «5» 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) «4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) «3» 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) «2» 7/7, 6/8, 5/9, 8/6

4 В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание). При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим: «5» учащийся выполнил все задания верно «4» учащийся выполнил правильно не менее 3/4 заданий «3» выполнено не менее половины заданий ПРИМЕЧАНИЕ Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант. Негрубые ошибки две считаются за одну: 1) исключения из правил, 2) написание большой буквы в составных собственных наименованиях, 3) слитное и раздельное написание наречий, правописание которых не регулируется правилами, 4) раздельное и слитное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого, 5) написание Ы-И после приставок, 6) случаи трудного разграничения частиц НЕ и НИ в предложениях, 7) написание собственных имен нерусского происхождения, 8) постановка одного пунктуационного знака вместо другого, 9) пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или нарушение их последовательности. Повторяющиеся ошибки (в одном и том же слове или в корне однокоренных слов) считаются за одну ошибку. Однотипные ошибки (на одно правило, связанное с грамматической формой слова или его фонетическими особенностями) учитываются так: 3 первых однотипных ошибки считаются за одну, каждая последующая учитывается как самостоятельная ошибка. Перечень практических работ 1.Указать старославянизмы, неологизмы, историзмы. 2.Выполнение тестовых заданий по теме «Лексика» 3.Принципы русской орфографии. 4.Разбор по составу и словообразовательный разбор 5.Выполнение тестовых заданий по орфографии. 6.Выполнение задания по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи». 7.Выполнение грамматических заданий, связанных с именами числительными. 8.Указать местоимения и их разряд. 9.Выполнение тестовых заданий по теме «Правописание местоимений». 10.Выполнение тестовых заданий по теме «Морфология и орфография». 11.Упражнение по теме «Изобразительно-художественные средства». 12.Упражнение по теме «Языковые средства публицистического стиля». 13.Аргументирование собственной позиции учащегося при работе над сочинением. 14.Списать, ставя в конце предложения нужный знак. 15.Списать, ставя, где это необходимо, тире. 16.Определить виды связи между словами в простом предложении. 17.Тренировочное упражнение «Дополнение в форме родительного падежа при глаголах с отрицанием». 18.Списать, найти уточняющие обстоятельства. Объяснить пунктуацию. 19.ренировочные упражнения по теме «Вводные слова, вводные предложения, вводные конструкции».

5 20.Списать, расставляя знаки препинания. Объяснить их расстановку. 21.Изложение. Контрольные работы 1. Т ематический контроль по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография». 2. Тематический контроль по теме «Выразительные словообразовательные средства». 3. Контрольный диктант. 4. Анализ контрольного диктанта. 5. Выполнение заданий ЕГЭ 6. Итоговая контрольная работа 7-8.Итоговая работа в форме ЕГЭ (2 часа). 9.Зачёт по теме «Особенности употребления второстепенных членов предложения». 10.Тематический контроль по теме «Однородные члены предложения». 11.Выполнение тестовых заданий по материалам ЕГЭ. 12.Контрольная работа на тему «Обособление второстепенных членов предложения». 13.Анализ контрольной работы. 14. Тематический контроль по теме «Сложносочинённое предложение». 15.Контрольный диктант по теме «Сложные предложения». 16.Тестовый контроль по материалам ЕГЭ Итоговая контрольная работа (2 часа). Практическая работа 1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.

6 Выполните в тетради практические задания: Задание 1. Найдите старославянизмы и укажите к каждому из них однокоренное русское слово. (Стр.50 упр.61) Задание 2. Укажите неологизмы и индивидуально-авторские неологизмы. (стр.56 упр.73) Задание 3. Укажите историзмы. (стр.55 упр. 70) Практическая работа 2 Выполните тестовые задания 01. Нарушение лексической сочетаемости является ошибкой в случае 1) экспонаты выставки 2) отменный негодяй 3) живой труп 4) очевидное-невероятное 02. Лексическое значение указано неверно в случае 1) анфас лицом к смотрящему 2) вернисаж место, где проходит выставка 3) кредо правило, принцип 4) компаньон член торговой или промышленной компании 03. Выделенное слово употреблено в переносном значении в словосочетании 1) холодный дождь 2) холодный суп 3) холодный взгляд 4) холодное утро 04. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании 1) дешевые цены 2) выборная должность 3) эффективный метод 4) предоставить слово 05. Лексическое значение указано неверно в случае 1) корифей старый мудрый человек 2) декларация официальный документ с сообщением каких-нибудь нужных сведений 3) каталог перечень однородных документов 4) бартер обмен товарами или услугами без посредства денег 06. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании 1) гордиться успехами 2) страстно сопротивляться 3) оказать протест 4) прощать ошибки 07. Лексическое значение указано неверно в случае 1) дебют первое удачное публичное выступление 2) аншлаг объявление о том, что все билеты проданы 3) раритет равные отношения, одинаковое положение 4) политикан беспринципный политический деятель 08. Выделенное слово употреблено в переносном значении в словосочетании

7 1) чёрное платье 2) чёрная тушь 3) чёрная работа 4) чёрные глаза 09. В данном предложении характер речевой ошибки это В прежние времена за большие поступки наказывали студентов солдатчиной. 1) многословие (плеоназм) 2) тавтология 3) нарушение лексической сочетаемости 4) смешение паронимов 10. Лексическая сочетаемость нарушена намеренно в случае 1) первая премьера 2) преобладающее большинство 3) очевидное-невероятное 4) ночная серенада 11. Лексическая сочетаемость нарушена намеренно в случае 1) частная собственность 2) прогрессировать вперёд 3) мизерные мелочи 4) ведущий лидер 12. В одном из вариантов омофонами являются 1) отворила дверь отварила овощи 2) воробей вора бей 3) стрелки (часов) стрелки (отважные) 13. Синонимический ряд, в котором есть «лишнее» слово это 1) основоположник, зачинатель, основатель 2) огорчить, опечалить, обмануть 3) чаяние, мечта, упование 14. Точно передаёт значение выделенного слова вариант Каждому претенденту на должность руководителя следует заботиться о своём имидже. 1) авторитет 2) характеристика 3) образ 15. Точно передаёт значение выделенного слова вариант Н. Берберовой было уже 70 лет, когда она начала работать над своими знаменитыми мемуарами «Курсив мой». 1) автобиография 2) воспоминания 3) дневниковые записи 16. Точно передаёт значение выделенного слова вариант В устье этой небольшой африканской реки исследователи обнаружили богатую флору. 1) природу 2) животный мир 3) растительность 17. Лексическое значение слова указано неверно в примере 1) абориген человек, проживающий в джунглях 2) абонент человек или учреждение, обладающее абонементом

8 3) каверза интрига, злая проделка 4) фантом призрак, привидение 18. Лексическое значение слова «цейтнот» это 1) неправильное решение 2) острая нехватка времени 3) преимущество 4) стихийное бедствие 19. Пары слов не являются антонимами это 1) много мало 2) над под 3) мой твой 4) я ты 20. Правильное значение слова адаптация, учитывая его написание, это 1) приспособление организма 2) усыновление 21. Правильное значение слова кампания, учитывая его написание, это 1) общество 2) деятельность 22. Синоним слова ворона, употребленного в переносном значении, это 1) разиня 2) рохля 3) птица 23. Синоним слова заяц, употребленного в переносном значении, это 1) русак 2) трус 3) беляк 24. Фразеологизм идти ва-банк означает 1) идти вперёд 2) действовать, рискуя всем 3) поступить глупо, неосмотрительно 25. Фразеологическое сочетание метать бисер перед свиньями означает 1) пытаться угодить кому-либо 2) напрасно доказывать что-либо тому, кто не может или не хочет понять 3) что-то делать бесцельно 26. Пароним к слову судья это 1) гуманистический 2) гуманный 27. Пароним к слову племя это 1) военное 2) воинственное 28. Пароним к словосочетанию цвет лица это 1) землистый 2) земляной

9 Практическая работа 3 Выполните в тетради практические задания: Задание 1. Укажите: а) проверяемые морфологические написания приставок и корней; б) непроверяемые морфологические (традиционные) написания корней; в) написания приставок и корней, отступающих от морфологического принципа. Стр.81 упр.102. Практическая работа 4 Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование». Задание 1. Заполните таблицу «Способы образования слов» своими примерами. Способ образования Примеры 1.Приставочный 2.Суффиксальный 3.Приставочно-суффиксальный 4.Бессуфиксальный 5.Сложение 6.Слияние 7.Переход слов из одной части речи в другую Практическая работа 5 1. Дайте определение понятию «орфография» 2. Расставьте ударение в словах, в случае затруднения справляйтесь по словарю: метеоролог, нарост, обаяние, озимый, парадокс, ожесточиться, пуловер; 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания: Ра(с,сс)вет был сырой, холодный над Ангарой повисли (молочно)белые клочья тумана. (На) долго врезаются в пам ть (не) забываемые картины у кая пер мычка по одну стор ну которой бе покойная ангарская вода а по другую песча ый к тлован; два гиган ких экскаватора прот нули стрелы с берегов. В бе молвной утр ней тиш не жу ко взвывали их м торы с лязгом так что к лебалась под ногами земля ух ли в утр мбова(н,нн)ый грунт к вши с большими зуб ями отполирова(н,нн)ыми до блеска. Затр щали сп циальные мощные осв тительные уст новки кинооп раторы пр ступили к с емке пер крытия. Вздох проне(с,сс)я по толпе пок залась вода. Еще удар к вша и пен стый грузный руч ек поплыл с ком ями земли (в) низ, в к тлован. сковорода. Практическая работа 6. Выполнение задания по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи». Спишите, вставляя пропущенные буквы. (стр. 220 упр. 350) Задание 2.

10 Подготовьте устное объяснение написания. Практическая работа 7. Выполнение грамматических заданий, связанных с именами числительными. Перепишите, заменяя цифры словами. К 795 рублям 72 копейкам прибавить 11 рублей. Пароход вышел в рейс с 778 пассажирами. От отнять 34. Путешественники прошли от 340 до 350 километров. Сколько копеек в 1893 рублях. Командир с 899 бойцами спустился в долину. Сколько десятков рублей содержится в рублях? От 2892 отнять 18. Практическая работа 8. Прочитайте. Найдите местоимения и укажите их разряд. (стр. 171 упр.264) Практическая работа 9. Выполнение тестовых заданий по теме «Правописание местоимений». Цыбулько И.П. ЕГЭ Русский язык. Тренировочные задания. М.: Просвещение, Эксмо, с. Практическая работа 10. Выполнение тестовых заданий по теме «Морфология и ирфография». Выполните тестовые задания 01. Правильный вариант употребления числительных это 1) два больных 2) пять детей 3) в течение трёх суток 4) работа за трёх 02. Неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в И.п.) это Розы для 1) Ольги Зарецких (Зарецких) 2) Алексея Степаненко (Степаненко) 3) Андрея Макаревич (Макаревич) 4) Маргариты Янцен (Янцен) 03. Род выделенного существительного это Маленький сладкоежка Петя съел все конфеты. 1) общий 2) средний 3) женский 4) мужской

11 04. Предложение с грамматической ошибкой это 1) Академия располагает семью благоустроенными общежитиями и четырьмя столовыми. 2) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. 3) По обеим сторонам дороги стояли стройные сосны. 4) Двести десятый сезон открывает Большой театр. 05. Неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в И.п.) это Марки для 1) Надежды Потейко (Потейко) 2) Зинаиды Вальтер (Вальтер) 3) Сергея Кузьминых (Кузьминых) 4) Владимира Карасик (Карасик) 06. Предложение с грамматической ошибкой это 1) Вершок старая русская мера длины, равной одной шестнадцатой аршина, приблизительно четырём целым сорока четырём сотым сантиметра. 2) Все двадцать две бригады, обслуживающие тысячу триста гектаров виноградников, на подряде. 3) Прошло полторы недели. 07. Неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в И.п.) это Цветы переданы для. 1) Антонины Шевчук (Шевчук) 2) Виталия Ремня (Ремень) 3) Дмитрия Черных (Черных) 4) Натальи Шабиняго (Шабиняго) 08. Род выделенного существительного это Маша большая сластёна. 1) женский 2) мужской 3) средний 4) общий 09. Неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в И. п.) это Заявление подано от. 1) Олега Мицкевич (Мицкевич) 2) Антонины Венда (Венда) 3) Константина Живаго (Живаго) 4) Натальи Седых (Седых) 10. С ошибкой в образовании формы слова пример 1) скучаю по вам 2) лёг на кровать 3) сорок граммов 4) три девушки 11. С грамматической ошибкой предложение 1) Трое студенток получили на экзамене «отлично» 2) На обеих руках девушки были красивые браслеты 3) Два президента вышли к журналистам 4) В обоих окнах горели праздничные свечи 12. Существительное женского рода это 1) рельс

12 2) шампунь 3) мозоль 4) пенальти 13. Существительное, которое употребляется только в форме множественного числа это 1) грязнули 2) именины 3) училища 4) офицеры Практическая работа 11. Выполнение заданий по материалам ЕГЭ. Практическая работа 12. Упражнение по теме «Изобразительно-художественные средства». Заполните таблицу «Языковые средства стилей речи». Стиль речи Задачи речи Языковые средства (лексические, грамматические) Разговорный стиль Научный стиль Официально-деловой стиль Практическая работа 13. Упражнение по теме «Языковые средства публицистического стиля». Заполните таблицу «Языковые средства публицистического стиля речи». Стиль речи Задачи речи Языковые средства (лексические, грамматические) Публицистический стиль Практическая работа 14. Аргументирование собственной позиции учащегося при работе над сочинением. По фрагменту рассказа М.Худякова. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Задание 2. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Oбъём сочинения не менее 150 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Практическая работа 15. Списать, ставя в конце предложения нужный знак.

13 (стр. 250 упр.383) Спишите, ставя в конце предложения нужный знак. Задание 2. Укажите повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Какие из них являются восклицательными? Задание 3. Объясните употребление многоточий. Практическая работа 16. Списать, ставя, где это необходимо, тире. (стр.255, упр.392) Спишите, подчёркивая в предложениях с именным составным сказуемым подлежащее одной чертой, а сказуемое - двумя. Задание 2. Поставьте, где это необходимо, тире. Практическая работа 17. Определить виды связи между словами в простом предложении. (стр.252 упр.388) Укажите виды связи между словами в простом предложении. Практическая работа 18. Тренировочное упражнение «Дополнение в форме родительного падежа при глаголах с отрицанием». (стр. 258 упр.396) Спишите, вставляя вместо точек отрицание не и перестраивая соответствующим образом предложения. Практическая работа 19. Списать, найти уточняющие обстоятельства. Объяснить пунктуацию. (стр. 291 упр.430) Прочитайте, найдите уточняющие обстоятельства. Задание. Объясните пунктуацию. Практическая работа 20. Тренировочные упражнения по теме «Вводные слова, вводные предложения, вводные конструкции».

14 (стр.295 упр.437) Найдите вводные слова, обращения и междометия. Задание 2. Расскажите о роли вводных слов в нашей речи. Практическая работа 21. Списать, расставляя знаки препинания. Объяснить их расстановку. (стр.308 упр.453) Из простого распространённого предложения образуйте сложносочинённое предложение. Задание 2. Объясните расстановку знаков препинания. Практическая работа 22. Изложение. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л. М.:Дрофа, Контрольные работы.

15 1.Тематический контроль по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография». Диктант Бенефис соловья Контрольные и проверочные работы по русскому языку кл. : Учебное пособие/ Сост. В.В.Ежов-Строителев; - М.: ООО «Издательство Астрель», (стр. 474) 2.Тематический контроль по теме «Выразительные словообразовательные средства». Тренировочные задания по русскому языку по теме «Морфемика и словообразование». 3.Контрольный диктант. Контрольные и проверочные работы по русскому языку кл. : Учебное пособие/ Сост. В.В.Ежов-Строителев; - М.: ООО «Издательство Астрель», (стр. 473) 4.Анализ контрольного диктанта. Диктант Садовник из маленького городка. Работа над ошибками. 5.Выполнение заданий ЕГЭ. Цыбулько И.П. ЕГЭ Русский язык. Тренировочные задания. М.: Просвещение, Эксмо, с. 6 7.Итоговая работа в форме ЕГЭ. Цыбулько И.П. ЕГЭ Русский язык. Тренировочные задания. М.: Просвещение, Эксмо, с. 8.Зачёт по теме «Особенности употребления второстепенных членов предложения». (стр.260 упр.399) Спишите, ставя в нужном падеже слова, данные в скобках. В необходимых случаях добавляйте и соответствующие предлоги. 9.Тематический контроль по теме «Однородные члены предложения». Контрольные и проверочные работы по русскому языку кл. : Учебное пособие/ Сост. В.В.Ежов-Строителев; - М.: ООО «Издательство Астрель», (стр. 180) Расставьте знаки препинания. Задание2. Укажите члены предложения (в 5, 10 предложениях) и способы их выражения. 10.Выполнение тестовых заданий по материалам ЕГЭ.

16 Цыбулько И.П. ЕГЭ Русский язык. Тренировочные задания. М.: Просвещение, Эксмо, с. 11.Контрольная работа на тему «Обособление второстепенных членов предложения». Контрольные и проверочные работы по русскому языку кл. : Учебное пособие/ Сост. В.В.Ежов-Строителев; - М.: ООО «Издательство Астрель», (стр. 207) Диктант Рытый мар. Грамматические задания. Укажите члены предложения и способы их выражения. 12Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 13. Тематический контроль по теме «Сложносочинённое предложение». Контрольные и проверочные работы по русскому языку кл. : Учебное пособие/ Сост. В.В.Ежов-Строителев; - М.: ООО «Издательство Астрель», (стр. 344) 14.Контрольный диктант по теме «Сложные предложения». Контрольные и проверочные работы по русскому языку кл. : Учебное пособие/ Сост. В.В.Ежов-Строителев; - М.: ООО «Издательство Астрель», (стр.269) Диктант Замёрзшее море. 15.Тестовый контроль по материалам ЕГЭ. Цыбулько И.П. ЕГЭ Русский язык. Тренировочные задания. М.: Просвещение, Эксмо, с Итоговая контрольная работа (2 часа). Контрольные и проверочные работы по русскому языку кл. : Учебное пособие/ Сост. В.В.Ежов-Строителев; - М.: ООО «Издательство Астрель», (стр.577) Диктант. Грамматические задания.

17 I вариант. Сделайте фонетический разбор: гладь II вариант Сделайте фонетический разбор: город. Задание 2. I вариант. Сделайте морфологический разбор: (на) земле. II вариант. Сделайте морфологический разбор: (в) городе. Задание 3. I вариант. Выполните синтаксический разбор четвёртого предложения. II вариант. Выполните синтаксический разбор десятого предложения. Список литературы

18 1Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. М., Былкова Русский язык и культура речи: / С.В. Былкова, Е.Ю. Махницкая. М.: Ростов-н/Д: МарТ, с 3Введенская Л.А. Культура речи: учебное пособие/ Л.А. Введенская Ростов н/д: Феникс, с. (Среднее профессиональное образование) с 4.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Русский язык: Грамматика. Учебник для классов М, Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений М., Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие ов/ И.Б.Голуб. М.: Логос, с. 7.Гольдин, В.Е. Русский язык и культура речи: учебник / В.Е. Гольдин, О.Б. Сиротинина, М.А. Ягубова; под ред. О.Б. Сиротининой; Саратов. ГУ им. Н.Г. Чернышевского. 3-е изд., стер М.: УРСС, с. 8. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, Русский язык и культура речи, под ред. Черняк В.Д., СПО, С-Петербург М.: Сага форум, 2005


Рабочая программа по русскому языку в 0 и классах составлена на основе Программы «Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык. 0- классы» (Авторы: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) / Н.Г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Управление Регионального центра довузовского образования УТВЕРЖДАЮ " " 20 г. Рабочая

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности п/п Тема урока Вид деятельности учащихся на уроке. Вид контроля Примерное домашнее задание 1 2 3 4 5 Роль языка в обществе.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», автор Воителева Т.М., доктор педагогических наук, профессор ФГУ «ФИРО» Минобрнауки

Спецификация годового контрольного диктанта по русскому языку в 6 классе. 1. Назначение промежуточной аттестации Промежуточная аттестация проводится с целью определения уровня освоения обучающимися 6 класса

Нормы и основные критерии оценки письменных работ учащихся Диктант одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты,

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» 1679 Рассмотрена: на педагогическом совете «30» 08. 2017 года

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку «Нормы оценки» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку Оценка устных ответов учащихся

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык Группа 11 А Преподаватель: Пупаева С.А. Количество часов на период обучения: 78 часов Практические занятия - 46 часов

Требования по русскому языку разработаны для абитуриентов ВИЭСУ 2016 года, поступающих на бакалавриат на базе среднего общего образования. Требования составлены на основе федерального государственного

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык и литература: русский язык Группа 13- Т (очно-заочное отделение) Преподаватель: Пупаева С.А. Количество часов на период

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ» ОДИНЦОВСКИЙ

Кодификатор элементов содержания, русский язык, 10-11 классы Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых при выполнении итоговой контрольной работы по русскому языку в 10-11 классах, составлен

ПРОГРАММА вступительного экзамена по русскому языку для абитуриентов на основе базового общего среднего образования для специальности 44.02.02 ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 39.02.01 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ» (АНО ВО «ИЭУ») СОГЛАСОВАНО Решение Ученого Совета Протокол 27/02 от «27» февраля 2017 г. ПРОГРАММА вступительных

Рабочая программа по русскому языку состоит из 4 разделов: 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 2. Содержание учебного предмета 3.Тематическое планирование (с указанием количества часов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. П. АСТАФЬЕВА Кафедра современного

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет

Оглавление 1. Общие сведения... 3 2. Содержание общеобразовательного вступительного испытания по русскому языку... 3 3. Список литературы... 6 1. Общие сведения Настоящая программа сформирована на основе

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (10-11 класс), Федерального государственного образовательного

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тольяттинский государственный университет УТВЕРЖДАЮ ПРОГРАММА

Тическое планирование дистанционного курса русского языка для 10 класса Специализированного учебно-научного центра НГУ (всего 68 часов) Тема Роль языка в обществе 1 Русский язык в современном мире I. Модуль

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1. Общие положения Цель проведения вступительного испытания по русскому языку: показать интеллектуальный, социальный, общекультурный и коммуникативный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа 75 имени И.А. Красюка» Принята на педагогическом совете Протокол 12 от 28.06.2017 УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУ «Школа

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку Контроль результатов обучения осуществляется по трём направлениям: - учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 14>лья1 гинский государственный университет ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «русский язык» I. Пояснительная записка. Вступительные испытания по русскому языку проводятся в письменной форме по тестовым заданиям.

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании ПЦК: Протокол от 0 г. Председатель ПЦК (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании ПЦК: Протокол от 0 г. Председатель ПЦК (подпись)

Приложение Основной общеобразовательной программы образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом 240 от 30.08.206 Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 0- класс

2 1. Продолжительность вступительного испытания: 90 минут 2. Критерии оценки, шкала оценивания: Практическая работа оценивается в соответствии с содержанием и задачами выполнения работы по 100-бальной

Министерство образования и науки Российской Федерации НОУ ВО "Институт экономики и правоведения (г. Назрань)" ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (СОБЕСЕДОВАНИЕ) Назрань 2015 1 Программа

Примерное планирование уроков русского языка в 7 классе Учебное пособие: «Русский язык. Учебник для 7 класса» (авторы составители Наталья Береснева, Наталья Нечунаева). * Планирование составлено с учётом

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. А.Ю.Байсултанова» Рабочая программа по русскому языку для 0 класса на 07-08 учебный год учителя Базиевой Фатимы

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (0 класс) п/п в те ме Тема урока Кол-во часов Календарные сроки По плану По факту Примечание Общие сведения о языке (7 ч.) Язык и общество. Язык и культура. Язык и

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Пояснительная записка Как учебный предмет русский язык имеет огромное значение при обучении в высших учебных заведениях, так как является не только

Занятий Наименование разделов и тем Кол-во часов Введение 3 Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи» Нумера ция уроков Календар ные сроки изучения тем Оборудование и форма проведения занятий

Пояснительная записка. Программа разработана на основе: 1Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального

1 Пояснительная записка В связи с модернизацией российского образования, введением нового Федерального базисного учебного плана, а также Единого государственного экзамена обновлены требования к уровню

Приложение.. к Основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ лицей 39, утвержденной приказом 62-2 от 3.08.207 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» для 0 класса Пояснительная

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Богородский политехнический техникум Программа вступительных испытаний

Программа вступительного испытания по русскому языку 1. Общие сведения о языке Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык нормированная и обработанная

Программа общеобразовательного вступительного испытания, проводимого КубГУ самостоятельно, по русскому языку Система языка Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический разбор.

Русский язык. Учебник: Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2007. Учащиеся

Критерии оценки орфографической грамотности В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки. Орфографические ошибки представляют собой нарушение

После получения тестовых заданий обратить внимание на их комплектность, проверить качество полиграфического исполнения документов. В течение испытания все его участники должны: после объявления организатором

Санкт-Петербургский государственный университет ПРОГРАММА вступительных испытаний РУССКИЙ ЯЗЫК Раздел I. Основные вопросы и темы. На экзамене по русскому языку абитуриент должен продемонстрировать свободное

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, на основе программно-методических материалов по русскому языку

Аннотация к рабочей программе Рабочая программа по русскому языку для 10-12 классов составлена на основе Федерального Компонента государственного стандарта среднего общего образования авторской Программы

2 включает задания открытого типа, при выполнении которых необходимо сформулировать ответ и оформить его в виде слова (словосочетания), цифры или сочетания букв и цифр. 6. Количество заданий в одном варианте

Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа призвана способствовать подготовке учащихся основной школы (9 класс) к итоговой аттестации по русскому языку. Она не предполагает замены

1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ АБИТУРИЕНТОВ Вступительное испытание по русскому языку проводится в форме тестирования. Вступительный тест включает в себя 50 заданий, распределенных по разделам: фонетика

Приложение 3.1. к образовательной программе основного общего образования Рабочая программа по русскому языку 7 класс базовый уровень на 2016-2017 учебный год Разработана: МО учителей русского языка и литературы

В учебнике даны необходимые теоретические сведения по основным разделам курса русского языка; приведены упражнения для закрепления полученных знаний и выработки умения анализировать языковой материал,

СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3 Цели вступительного испытания 3 Порядок проведения вступительных испытаний (вид, формы, время, 3 отводимое на их проведение) Критерии оценки письменного

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения диагностической контрольной работы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Кодификатор элементов содержания