Все о тюнинге авто

Семито-хамитская (афразийская) семья. Афразийские языки Основные представители семито хамитской языковой семьи

Афразийские языки (в западной литературе – «афроазиатские» , устар. – «семитохамитские» / «хамито-семитские») – макросемья языков, распространенных в северной части Африки от Атлантического побережья и Канарских островов до побережья Красного моря, а также в Западной Азии и на острове Мальта. Группы говорящих на афразийских языках (главным образом на различных диалектах арабского языка) имеются во многих странах за пределами основного ареала. Общее число говорящих около 270 -300 млн чел. Включает 6 семей языков, имеющих признаки общего происхождения – наличие родственных корневых и грамматических морфем.

КЛАССИФИКАЦИЯ В Афразийскую макросемью входят следующие группы языков: семитская и хамитская, которые делятся на языковые семьи (или ветви): 1)Египетская 2)Чадская 3)Кушитская 4)Омотская 5)Семитская 6)Берберо - канарская ветвь

СЕМИТСКАЯ ВЕТВЬ Наиболее многочисленная из афразийских языковых семей, языки группы распространены на территории Арабского Востока, в Израиле, Эфиопии и Северной Африке, островками – в других странах Азии и Африки. Количество говорящих по разным источникам колеблется, составляя примерно 200 млн чел. - арабский язык – наиболее распространённый язык семито-хамитской языковой семьи (и один из самых распространённых языков мира), на котором говорят более чем в 40 странах (Ирак, Саудовская Аравия, Сирия, Ливан, Египет, Кувейт и многие другие страны Ближнего Востока и Африки). Арабский язык является одним из 6 -ти официальных языков ООН. Общая численность населения, использующих арабский язык, достигает четверти миллиарда человек.

Амхарский язык и язык тигре – эти языки семито-хамитской языковой семьи распространены на территории Эфиопии, Сомали, Эритреи и Судана. Амхарский язык достаточно распространён в этом регионе, является официальным языком Эфиопии, на нём говорят около 25 миллионов человек, на языке тигре – около миллиона человек; - иврит – один из языков семито-хамитской языковой семьи и официальный язык государства Израиль, где и получил основное распространение. Является одним из древнейших языков, который получил широкое применение только в 20 -м веке. Общая численность говорящих на иврите достигает 10 миллионов человек. - мальтийский язык – немногочисленный язык семито-хамитской языковой семьи (на мальтийском говорит около 300 тысяч человек), распространён на острове Мальта, а также среди малочисленной диаспоры мальтийцев в Австралии. Сформировался мальтийский язык на основе сицилийско-арабского языка в 9 -10 веке н. э. , впоследствии получил сильное влияние романских языков (мальтийский язык – единственный среди языков семито-хамитской языковой семьи, использующий латинский алфавит).

АРАМЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ Араме йские языки (самоназвание - Armāyâ/Ārāmāyâ, ארמית Aramit) - группа языков в составе семитской языковой семьи. В древности имперский арамейский язык выполнял роль лингва франка на значительной территории Ближнего Востока. Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии. Язык их (а точнее, группа родственных диалектов) был весьма близок ханаанейским языкам, в частности, ивриту. Арамеи никогда не образовывали единый народ и не имели единого государства. Язык их, тем не менее, вёл себя чрезвычайно экспансивно, непрерывно расширяя свою территорию. Арамейский выполнял роль «лингва-франка» во всём регионе Ближнего Востока, вытеснив из употребления аккадский язык в Ассирии и Вавилонии. По-арамейски общались послы и купцы в Израиле и Иудее. Особенно усилилось положение арамейского языка в эпоху Древнеперсидского царства Ахеменидов (VI век до н. э. - IV век до н. э.), при которых он стал официальным языком империи. В эллинистическую эпоху и вплоть до арабского завоевания (VII век н. э.) арамейский успешно конкурировал с греческим, оставляя за всеми остальными семитскими языками роль местных наречий. Один из арамейских языков был разговорным языком Иудеи во времена Иисуса Христа.

СОСТАВ Все арамейские языки можно разделить на две большие группы: западные (Палестина, Дамаск) и восточные (центральная Сирия и Месопотамия). Наибольшее количество письменных памятников обеих групп сохранилось в еврейских источниках: таргумы, Иерусалимский Талмуд (западная группа), Вавилонский Талмуд (восточная группа). Помимо этих больших текстов встречается огромное количество меньших документов самого различного жанра, а также глосс (арамейских слов, вкраплённых в тексты на других языках). Лексические единицы арамейского происхождения заметны также в лексике современного языка идиш (предполагается, что еврейско-арамейские языки были основным средством общения евреев начиная с первых веков н. э. и вплоть до широкого распространения идиша).

СИСТЕМА ПИСЬМА Первая письменность, которой был записан арамейский, была основана на финикийской. Со временем арамейцы выработали собственный «квадратный» стиль (нынешний еврейский алфавит). Именно он используется для записи арамейских библейских текстов и других иудейских писаний. С другой стороны, у христиан прижились различные варианты сирийского алфавита. Особым письмом пользуются мандеи для записи своего диалекта. Кроме того, в древности существовали группы арамеоязычных со своим письмом: набатеи в Петре, пальмирцы в Пальмире. К некоторым новоарамейским языкам (например, туройо) пытаются приспособить латинский алфавит.

ХАМИТСКАЯ ГРУППА Египетская подгруппа семито-хамитской языковой семьи. Со своим поздним потомком – коптским языком – является мертвым языком. Был распространен на территории долины среднего и нижнего Нила (современный Египет). Первые письменные памятники египетского языка датируются концом IV- началом III тысячелетия до н. э. В качестве живого и разговорного просуществовал до V века н. э. Памятники коптского языка известны с III века н. э. ; к XIV веку он выходит из употребления, сохраняясь как культовый язык коптской христианской церкви. В быту копты, которых по данным конца 2010 года насчитывается около 8 млн человек, пользуются арабским языком.

БЕРБЕРО-КАНАРСКАЯ ВЕТВЬ Языки группы произошли от праберберского языка. Живые языки этой семьи распространены в Северной Африке к западу от Египта и Ливии до Мавритании, а также в оазисах Сахары, вплоть до Нигерии и Сенегала. По данным конца 1980 -х годов, число говорящих составляет более 14 млн человек. В Марокко бербероговорящие составляют около 40 % от в сего населения страны, в Алжире – около 25 %. В Египте, Ливии, Тунисе, Мавритании численность бербероязычного населения меньше. У берберских племен туарегов (Сахара) используется в обиходе свое письмо, именуемое «тифинаг» и восходящее к древнеливийскому письму. Ливийское письмо представлено краткими наскальными надписями, обнаруженными в Сахаре и Ливийской пустыне; самые ранние из них датируются II веком до н. э.

ЧАДСКАЯ ВЕТВЬ Чадская подгруппа семито-хамитской языковой семьи. Эта подгруппа состоит из множества языков и диалектов, наиболее значительные среди которых язык хауса и языки тера. На языках чадской подгруппы говорят на территории Нигерии, Камеруна, Судана, Чада. Среди всех языков чадской подгруппы только язык хауса имеет письменность, он же используется как межнациональный язык общения среди народностей Центральной и Западной Африки.

ОМОТСКАЯ ВЕТВЬ Живые бесписьменные языки, распространены на юго-западе Эфиопии. Число говорящих по данным конца 1980 -х годов составляет около 1, 6 млн человек. Как самостоятельная ветвь афразийской макросемьи стала выделяться лишь в последнее время. Часть ученых относит омотские языки к западно-кушитской группе, ранее остальных отделившейся от пракушитского.

КУШИТСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ГРУППА Из них известны только живые, распространенные в Северо-Восточной Африке: на северо-востоке Судана, в Эфиопии, Джибути, Сомали, на севере Кении и на западе Танзании. По данным конца 1980 -х годов, число говорящих составляет около 25, 7 млн человек. Сомалийский язык.

СОМАЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Сомали йский язык (или просто сомали) принадлежит к кушитской ветви афразийской семьи языков. На этом языке говорят не только в Сомали, но также и в таких странах как Джибути (большинство населения), Эфиопия и Кения. Из-за гражданской войны в Сомали носители языка распространились по всему миру. Точное количество говорящих на языке сомали неизвестно, но примерно оценивается в 15- 25 млн. Близкими к сомали языками являются языки оромо и афар. В языке встречаются заимствования из арабского, по большей части среди религиозных терминов. Существуют заимствования из английского и итальянского языков, оставшиеся от колониального прошлого.

ИСТОРИЯ Первые европейские исследователи сомалийского языка Лео Райниш (1832 - 1919), Богумил Анджеевский (1922- 1994). Лингвистическая характеристика Изучение языка сомали началось примерно в 1900 г. По сравнению с другими кушитскими языками сомали достаточно хорошо изучен. Сомали - агглютинативный язык с системой тонов и гармонией гласных в корнях слов.

ПИСЬМЕННОСТЬ Для языка сомали использовалось три вида письменности - арабский алфавит, латинский алфавит, и собственный - османья. До колониального периода использовался арабский алфавит. Использование арабского алфавита было связано с распространением ислама на территории Сомали. Собственная, сомалийская письменность появилась в 1920 году, но после военного переворота, совершённого в 1969 г. , вскоре (в 1972 г.) попадает под негласный запрет, а в качестве официальной письменности была окончательно принята латиница.

СОСТАВ И ХАРАКТЕР МОРФОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ Выделяются 22 согласные фонемы и 5 основных гласных В сомали выделяют следующие части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, артикль, союз, предлог и междометие.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Где говорят на сомалийском языке? Язык сомали - один из главных языков Африки, принадлежащий к кушитской группе языков. На нём говорят в Сомали, Эфиопии, Кении и в республике Джибути. Сомалийский язык является родным для 10 миллионов человек и примерно для 5 миллионов - вторым. Общины, в которых говорят на сомалийском существуют в Западной Африке, на Среднем Востоке, в Восточной Европе и Северной Америке. Есть ли письменность? Да, у сомалийского языка есть письменность. После почти вековых дебатов по поводу вида письменности, в 1972 году было решено взять за основу латинское письмо. Всем известно, что даже латынь была разная: одна служила для церковных обрядов и общения среди элиты, а вульгарная латынь была средство коммуникации низших слоёв. Так вот похожая ситуация существует и в Сомали. Латинское письмо было принято за стандарт, а вот церковным языком остался сомалийский с арабским письмом. Является ли сомалийский язык официальным? Да, сомалийский язык является государственным языком Сомали. Социализация сомалийского языка После того, как в 1972 году сомалийский язык принял латинское письмо, он стал богаче. Изданы словари, созданы эквиваленты современных слов и технические термины. Собственно, это и позволило использовать сомалийский для обучения в школах. В Эфиопии, Джибути, Сомали и Кении можно услышать радиопередачи на сомалийском. На сомали издаются книги. Пишется поэзия.

Семито-хамитские (афразийские) языки распространены в северной части. Африки от. Атлантического побережья и. Канарских островов до побережья. Красного моря, а также в. Западной. Азии и на острове. Мальта союз куются ними почти 262 млн осиіб.

Семито-хамитские языки разделяют на две группы: семитскую и хамитские

Семитская группа

К ней относятся арабский, древнееврейский (иврит), арамейский, финикийская, тигринья, тигре, амхарский, хара-ре,. Мехри, джиббали и мальтийский. Языками этой группы пользуются 193 млн говорящих

Арабский язык насчитывает 174 млн 950 тыс. носителей и является одной из шести рабочих языков. ООН. Распространена в. Ираке,. Сирии,. Ливане,. Израиле,. Иордании,. Кувейте,. Саудовской. Аравии,. Объединенных. Арабских. Эмиратах,. Йеменские й. Арабской. Республике,. Египте,. Судане,. Ливии,. Тунисе,. Алжире,. Мальте,. Марокко,. Мавритании,. Западной. Сахаре,. Сомали,. Джибути и. Республике. Чад Достопримечательности с V в до не литературной язык сформировался в V- VI в арабском языке написано. Коран - главную священную книгу мусульман, в которой собраны проповеди, обрядовые и юридические установки, молитвы, назидательные рассказы и притчи, произнесенные. Мухаммедом в. Мекке и. Медине (VII-VIII вв) Письменность - на основе арабского алфавито алфавіту.

Древнееврейский язык (иврит) сохранилась в. Библии, а именно в. Ветхом завете, который составлен в XII-III вв до. Не). Функционировала как живой язык к первым векам нашей эры, а дальше, вплоть до нашего времени, как ку ультова речь древнееврейском языке создана богатая религиозная, философская, . С возникновением государствержави

Израиль (1948 г.) иврит стал официальным языком. Это уникальный факт возрождения мертвой течение двух тысячелетий языка. Современный иврит, которым общаются более 3,5 млн человек, значительно измененной древнееврейском м языке, что дает право считать его отдельном языке. Письменность древнееврейскогойська.

Арамейский язык представлен надписями из. Дамаска,. Хамы,. Арпада,. Ассирии (IX-VIII вв до. Не) и поздними письменными (отрывки. Ветхого завета, литургические тексты и т.д.). Потомком арамейского языка является ассирийская речь. Некоторые ученые считают, что существовало несколько арамейских мох мов.

Финикийская язык - мертвый язык, которая функционировала с IV тысячелетия до не у. Финикии (современный. Ливан), на острове. Кипр, в. Северной. Африке, на юге. Испании, на. Сицилии и. Сардинии. Письменные памятники - с с середины II тысячелетия до не написаны финикийским алфавитом, с которого сформировались новые виды буквенного письмисьма.

Живые языка тигринья, тигре, амхарский,. Хараре,. Мехри, джиббали распространены преимущественно в. Эфиопии, а мальтийский язык - на. Мальте

хамитские группа

Она объединяет четыре подгруппы: египетскую, берберский, кушитских и чадских

Египетская подгруппа. К ней относятся древнеегипетская и коптский языки

Древнеегипетский язык использовалась в древнем. Египте. Известная по иероглифическими достопримечательностями с IV тысячелетия до. НЭ - V в. НЕ

Коптский язык является потомком древнеегипетского языка. Функционировала с III по XVH в не сохранилась как культовый язык у египтян, исповедующих христианство. Письменность коптская, в основу которой положен гречески й алфавитефавіт.

Берберская подгруппа: туарегском,. Кабильских, зенага, ташельхит и другие языки

кушитских подгруппа: языка сомали, сидамо,. Афар, аромо, беджа и др.

чадских подгруппа: языки xayca, гвандара, болевых, карекаре, сура, терра,. Марго,. Мандара, котоко,. Муби,. Сокор и др.

Кавказские языки

Кавказская семья насчитывает почти 40 языков, на которых говорят 7 млн??455 тыс человек. Распространена на. Северном. Кавказе, в Закавказье и. Турции. Делится на три группы: картвельских, абхазско-Адыгейскую и нахсь ько-дагестанскойську.

Картавельська (южнокавказском. Иберийская) группа

К ней относятся грузинская, мегрельская, чанским и сванский языка

Грузинская язык распространен в. Грузии, частично в Азербайджан е, на. Северном. Кавказе, в. Иране и. Турции. Есть государственным. Грузии. Разговаривают ней почти 4 млн человек. Древнейшие письменные памятники относятся до V в. Грузины имеют оригинальную письменностьність.

мегрельски (занською) языке общаются почти 400 тыс человек в. Западной. Грузии. Письменности не имеет. Мегрелы пользуются грузинской литературным языком

чанским (Лазько) язык распространен в. Турции и частично в. Грузии. Пользуются ею до 50 тыс человек. Письменности не имеет

сванский язык функционирует в. Местийском и. Лентехский районах. Грузии. Количество ее носителей не превышает 35 тыс. Письменности не имеет

Абхазско-адыгейский (захиднокавказька) группа

К ней относятся абхазский, абазинский, адыгейский, кабардинских и убыхский языка

Абхазский язык функционирует в. Абхазии - автономной республике в составе. Грузии. Имеет до 90 тыс. носителей. Литературный язык сформировался во второй половине XIX в. Письменность - на основе кириллицы (с 1938 г. до 1954 4 р - на основе грузинской графикиафіки).

абазинский язык распространен в. Карачаево-Черкесской автономной области. России. Количество ее носителей достигает 30 тыс. Письменность создана на основе латинской графики, а в 1938 г. переведена на русскую основу

Адыгейский язык локализован в. Адыгейский автономной области. Краснодарского края (Россия). Количество говорящих превышает 104 тыс.. Письменность - на основе кириллицы

Кабардинская (кабардино-черкесский) язык распространен в. Кабардино-Балкарии,. Карачаево-Черкесской автономной области и. Адыгейская автономная области (Ставропольский и. Краснодарский края. России). Спилкують ься ней почти 370 тыс человек. Письменность - на основе кириллицы (с 1923 г. до 1936 г. - на основе латиницыниці).

убыхский языке говорят несколько десятков человек в. Турции. Письменности не имеет

Нахско-Данестанська (Схиднокавказька) группа

К ней относятся чеченская, ингушский, аварский,. Лезгинская,. Табасаранский, даргинский, лакский и много бесписьменных, части одноаульних, как:. Андийская, каратинська,. Тындинского, чамалинська,. БАГВ валинська, гунзибська, гинухська, цахурском, агульська, хиналузька и др..

Содержание статьи

АФРАЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ (иногда также афроазиатские; очень распространенным поныне является также название «семито-хамитские» или, реже, «хамито-семитские» языки, не используемое специалистами примерно с 1960-х годов) – макросемья (надсемья) языков, которая включает шесть семей языков, имеющих признаки общего происхождения (наличие родственных корневых и грамматических морфем). Иногда включается в более общее образование – ностратическую макросемью языков (объединяющую индоевропейскую, картвельскую, уральскую, дравидийскую и алтайскую семьи). Однако в последнее время афразийская макросемья исключается из ностратической и рассматривается наряду с последней как отдельная и самостоятельная.

В число афразийских языков входят как живые, так и мертвые языки. Первые в настоящее время распространены на обширном пространстве, занимая территорию Передней Азии (от Месопотамии до побережья Средиземного и Красного морей) и обширные территории Восточной и Северной Африки – вплоть до атлантического побережья. Отдельные группы представителей афразийских языков встречаются и вне основной территории их распространения.

Общее количество говорящих в настоящее время по разным подсчетам колеблется между 270 млн. и 300 млн. человек.

В афразийскую макросемью входят следующие языковые семьи (или ветви).

Берберо-ливийские

(шире – ливийско-гуанчские) языки. Живые языки этой семьи распространены в Северной Африке к западу от Египта и Ливии до Мавритании, а также в оазисах Сахары, вплоть до Нигерии и Сенегала. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет более 14 млн. человек. В Марокко бербероговорящие составляют около 40% от всего населения страны, в Алжире – около 25%. В Египте, Ливии, Тунисе, Мавритании численность бербероязычного населения меньше. Гуанчские языки – это языки аборигенов Канарских островов, вымерших к 18 в. Все живые языки – бесписьменные. У берберских племен туарегов (Сахара) используется в обиходе свое письмо, именуемое тифинаг и восходящее к древнеливийскому письму. Ливийское письмо представлено краткими наскальными надписями, обнаруженными в Сахаре и Ливийской пустыне; самые ранние из них датируются 2 в. до н.э. Надписи частично дешифрованы; они делятся на три группы памятников: феззанско-триполитанские, западно-нумидийские и восточно-нумидийские. Языки этих надписей представляют группу мертвых языков берберо-ливийской семьи.

Древнеегипетский язык

со своим поздним потомком – коптским языком является языком мертвым. Был распространен на территории долины среднего и нижнего Нила (современный Египет). Первые письменные памятники древнеегипетского датируются концом IV – началом III тысячелетия до н.э. В качестве живого и разговорного просуществовал до 5 в. н.э. Памятники коптского языка известны с 3 в. н.э.; к 14 в. он выходит из употребления, сохраняясь как культовый язык коптской христианской церкви. В быту копты, которых по данным конца 1999 насчитывается около 6 млн. человек, пользуются арабским языком и считаются ныне этноконфессиональной группой египетских арабов.

Кушитские языки,

из которых известны только живые, распространенные в Северо-Восточной Африке: на северо-востоке Судана, в Эфиопии, Джибути, Сомали, на севере Кении и на западе Танзании. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет около 25,7 млн. человек.

Омотские языки

– живые бесписьменные языки, распространены на юго-западе Эфиопии. Число говорящих по данным конца 1980-х годов составляет около 1,6 млн. человек. Как самостоятельная ветвь афразийской макросемьи стали выделяться лишь в последнее время (Г.Флеминг, М.Бендер, И.М.Дьяконов). Часть ученых относит омотские языки к западно-кушитской группе, ранее остальных отделившейся от пракушитского.

Семитские языки

– наиболее многочисленная из афразийских языковых семей; представлена современными живыми языками (арабский, мальтийский, новоарамейские диалекты, иврит, эфиосемитские – амхарский, тигре, тиграй и др.), распространенными на территории Арабского Востока, в Израиле, Эфиопии и Северной Африке, островками – в других странах Азии и Африки. Количество говорящих по разным источникам колеблется, составляя примерно 200 млн. К семитским относятся также древние языки – аккадский, угаритский, эблаитский, финикийский, древнееврейский, древнеарамейские, эпиграфические южноаравийские, древнеэфиопский – геэз.

Чадские языки

– живые; к этой семье относится более 150 современных языков и диалектных групп. Распространены в Центральном и Западном Судане, в районе озера Чад, Нигерии, Камеруна. Наиболее многочисленны говорящие на языке хауса, число которых составляет около 30–40 млн. человек; для большинства из них хауса является не родным языком, а языком межнационального общения.

Каждая из языковых семей, входящих в афразийскую макросемью, имеет свое внутреннее подразделение – классификацию языков по генетическому признаку. Классификации разработаны с разной степенью детализации, так как далеко не все афразийские языки достаточно изучены и адекватно описаны.

Исключение составляет древнеегипетский язык, для которого не обнаружено никаких близких «боковых» родственников. Для этого языка установлена лишь хронологическая периодизация его существования от первых памятников до последних памятников коптского языка.

Период афразийского языкового единства (скорее всего, это был не единый язык, а группа близкородственных диалектов) относится приблизительно к XI–X тысячелетиям до н.э. Распад афразийской макросемьи на отдельные семьи относят к X–VIII тысячелетиям до н.э.

Предполагается, что древнейшим ареалом распространения афразийских языков были территории Северо-Восточной Африки и Передней Азии.

Относительно прародины афразийских языков существуют две гипотезы. Первая по времени выдвинута И.М.Дьяконовым и локализует афразийскую прародину в области Юго-Восточной Сахары и в прилегающих районах Восточной Африки. В XI–X тысячелетиях до н.э. (период мезолита) эти территории были еще благоприятны для жизни человека. Эта гипотеза поддерживается тем фактом, что большинство афразийских семей и языков по-прежнему распространены на территории африканского континента. Египетская и чадская языковые ветви, отделившись от праафразийского, сохранили ряд общих особенностей. Позже отделяются носители пракушитской языковой общности, сохранившие ряд особенностей, общих с прасемитским. Последнее разделение афразийских ветвей происходит между прасемитским и прабербероливийским в VI тысячелетии до н.э. В связи с ухудшением климатических условий на территории Сахары древнесемитские племена двинулись на восток, в Переднюю Азию (через Суэцкий перешеек или через Баб-эль-Мандебский пролив). Ливийско-гуанчские племена двинулись в западном направлении, достигнув Атлантического побережья и Канарских островов.

Вторая по времени гипотеза выдвинута А.Ю.Милитаревым и локализует афразийскую прародину в Передней Азии и на Аравийском полуострове. К этой точке зрения примыкают и сторонники включения афразийских языков в ностратическую общность. В пользу второй гипотезы свидетельствует тот факт, что между афразийскими языками, распространенными на африканской территории, и неафразийскими языками Передней Азии (в частности, кавказскими) обнаружены следы древних контактов (главным образом, в лексике). По времени проникновения контактная лексика соответствует периоду предполагаемого единства афразийских языков. Согласно второй гипотезе, разделение афразийской общности сопровождалось движением большей части афразийцев на Запад, на территорию Африки, и только прасемитский остался на своей исторической прародине.

Генетическая классификация основных ветвей афразийской макросемьи окончательно не установлена в связи с существенно различной степенью изученности разных ветвей (семей).

Предварительная группировка приведена в работах И.М.Дьяконова на основе некоторых грамматических признаков. В их основу положены особенности глагольной системы конкретных языков. Эта схема выглядит следующим образом:

Первая «надветвь» объединяется общим грамматическим признаком – наличием противопоставления префиксального спряжения глаголов действия и суффиксального спряжения глаголов состояния. Вторую «надветвь» объединяет другой общий грамматический признак – образование глаголов действия из определительных и предложных конструкций. Глагольная же система омотской ветви инновационна и не позволяет установить ее близость к одной из двух «надветвей» или же установить ее самостоятельное положение.

В последние годы разрабатывается хронология разделения афразийской макросемьи языков на основе метода лексикостатистики (глоттохронологии) . Ниже приводится глоттохронологическая схема, составленная А.Ю.Милитаревым.

Поскольку хронология разделения афразийских семей построена на учете степени сходства-различия базовой лексики, группировка афразийских, отображенная в этой схеме, отличается от группировки, основанной на морфологических признаках.

Первыми от общего предка всех остальных афразийских семей отделяются предки кушитских и омотских языков. Далее, от «северо-афразийского» предка первым отделяется предок древнеегипетского. От оставшегося предка «восточно-западного» афразийского первым отделяется прасемитский. Из оставшейся «западноафразийской» группы последними выделяются прачадский и праберберский. Дальнейшее разделение внутри каждой из выделившихся семей (или ветвей) проходит уже по своей «внутренней» хронологии. Частные «глоттохронологии» также разработаны А.Ю.Милитаревым.

В результате реконструкции праафразийской лексики, осуществленной в последней четверти 20 в. группой ученых под руководством проф. И.М.Дьяконова, установлено более 400 праафразийских корневых основ, связанных как с базовой, так и с культурной лексикой общеафразийского периода. Реконструкции И.М.Дьяконова и А.Ю.Милитарева позволяют ученым восстановить образ жизни афразийцев доисторического времени – периодов позднего мезолита и неолита. Общеафразийская лексика позволяет предположить, что еще до разделения языков (т.е. в XI–X тыс. до н.э.) афразийцы занимались не только охотой и собирательством, но уже переходили к примитивному земледелию и скотоводству. Систематизация общеафразийских культурных терминов, связанных с хозяйственной и материальной деятельностью человека, позволила сопоставить данные исторического языкознания с данными археологии в древней Передней Азии. А.Ю.Милитаревым и В.А.Шнирельманом была выдвинута гипотеза, которая идентифицирует носителей общеафразийского языка с представителями натуфийской мезолитической и ранненеолитической культуры XI–X тысячелетий до н.э., открытой археологами на территории Палестины и Сирии.

К общеафразийскому периоду восходят термины, связанные с примитивной обработкой земли, типа «мотыга», «мотыжить», «обрабатывать землю»; названия ячменя, зерна, бобовых; слова, обозначающие сбор зерновых или плодов, время сбора урожая; названия таких материалов, как дерево и камень, и изделий из них; названия домашней собаки; названия строений и т.д.

Общую типологическую характеристику афразийским языкам в известном нам состоянии дать затруднительно. Каждая из семей в течение тысячелетий прошла свой путь развития. Исходный общий генетический материал претерпевал изменения под влиянием субстратов и адстратов, с одной стороны, и в условиях отделения и изоляции от близких «родственников» – с другой стороны. Даже в пределах одной семьи можно обнаружить типологические расхождения между ее членами (например, в кушитских языках, в чадских и даже в более тесной группе семитских языков).

Типологические классификации языков отдельных семей существуют, однако они несопоставимы между собой, так как строятся на разных основаниях.

Так, типологическая классификация семитских языков строится на основании способов слово- и формообразования и способов синтаксического соединения слов. Структурно-типологическая классификация берберо-ливийских языков, предложенная А.Ю.Айхенвальд в 1987, строится на основании 39-ти морфологических и синтаксических изоглосс (наличие формы или категории, способ выражения и т.п.) и в основном совпадает с глоттохронологической классификацией берберо-ливийских языков, проведенной А.Ю.Милитаревым.

Для большинства афразийских языков характерны:

– в области фонетико-фонологической системы – наличие трехкомпонентной системы оппозиции некоторых согласных «глухой – звонкий – глоттализованный (фарингализованный)»; структура слога «согласный + гласный» (CV), запрет на стечение согласных в начале слога;

– в области морфологии – устойчивый консонантный (состоящий из одних согласных) корень; сочетание способов как внешней аффиксации, так и внутренней флексии (апофония гласных, геминация корневых согласных и т.п.; подробнее о ней см . АРАБСКИЙ ЯЗЫК); образование расширенных глагольных основ (т.н. «пород»), характеризующих степень, интенсивность, образ и направление действия; наличие категории грамматического рода (мужского и женского), числа (в древнесемитских и древнеегипетском – единственного, двойственного и множественного);

– в области синтаксиса – наличие двух типов синтаксических построений, резко расходящихся по порядку слов: семитско-берберо-ливийско-древнеегипетско-чадского типа, характеризуемого порядком членов простого глагольного предложения VSO (сказуемое-подлежащее-дополнение; иногда также SVO) и определительной конструкцией «определяемое + определение»; и кушитско-омотского типа, представляющего, соответственно, порядок SOV и определительную конструкцию «определение + определяемое».

Для многих афразийских языков, независимо от их генетической принадлежности, характерна тенденция к развитию аналитических конструкций как в синтаксисе, так и в морфологии (живые семитские, коптский, многие чадские языки).

На базе сравнительно-исторического метода И.М.Дьяконову удалось реконструировать основные структурные черты праафразийского языка. Структура корня представляла схему «согласный + гласный + согласный» (т.е. CVC); вместо гласного мог функционировать слогообразующий сонант (S), т.е. могли быть корни со структурой CSC или CVCS. На основе последней структуры начинал складываться и трехсогласный корень (при условии перехода сонанта в соответствующий согласный, т.е. сонант ; сонант и т.п.).

Грамматическая система праафразийского различала именные и глагольные части речи. Развитие внутренней флексии относится также к афразийскому периоду. В этих условиях начинает «стираться» исконный корневой гласный. Большинство известных афразийских языков уже характеризуется оппозицией устойчивого консонантного корня и его переменного вокалического состава. Одновременно со способом внутренней флексии предполагается и развитие внешней флексии (показатели именных классов; падежные окончания; глагольные показатели лица, рода, числа и т.п.).

Первичные глагольные категории представляли оппозицию «действие vs. состояние». Эта оппозиция характерна для многих архаичных языковых систем. Такая особенность древнего глагола определяла и древнейший строй предложения как эргативный. При этом строе формы (падежи) подлежащих различались в зависимости от категории глагола (действия или состояния).

В число реконструированных общеафразийских корней входят именные и глагольные, такие, как *cSVbV" «палец», *tSL «роса»; *pVr «бежать, убегать»; *bVk «плакать» (где S – сонант, а V – гласный звук).

Изучение афразийских языков начинается с таких древних и классических языков, имеющих письменные памятники, как семитские и древнеегипетский. В 19 в. в сферу изучения вовлекаются живые бесписьменные языки Африки: берберо-ливийские, чадские, кушитские.

Собственно афразийское языкознание начинается с постепенного обнаружения близости и родства между отдельными афразийскими семьями. Во второй половине 19 в. выдвигается предположение о родстве древнеегипетского, некоторых берберских, кушитских и языка хауса (из чадских языков). К.Р.Лепсиус в 1863 объединяет эти языки в единую группу «хамитских» языков, а «хамитскую» группу, в свою очередь, объединяет с семитскими языками. Так возникает первоначальное название «семито-хамитские», или «хамито-семитские» языки. В первой половине 20 в. продолжаются сравнительные исследования по отдельным языкам, реконструкции общего лексического фонда (А.Эмбер, Р.Каличе, Э.Зигларж, В.Вицихл, В.Леслау, Л.Райниш, Р.Реслер, Н.В.Юшманов). В 1947 выходит первый обобщающий труд французского ученого Марселя Коэна Опыт сравнительного словаря и фонетики хамито-семитских языков . Результаты первого общего сопоставления языков, результаты дальнейших исследований американского ученого Дж.Гринберга показали, что в пределах всей макросемьи нельзя обнаружить какого-либо генетического единства «хамитской» группы языков, которое можно было бы противопоставить семитской семье. Все языковые семьи африканского континента оказываются самостоятельными по отношению друг к другу и не имеют какого-либо определенного общего признака. В связи с этим открытием в мировой науке возникает предложение об изменении наименования всей макросемьи на «афроазиатскую», или «афразийскую».

Середина и вторая половина 20 в. ознаменовались самым широким фронтом изучения афразийских языков, особенно бесписьменных. В научный обиход включаются грамматики и словари по берберо-ливийским языкам (Ш.Фуко, Д.Вёльфель; М.Пелла, Л.Галан, М.Маммери, А.Абд эль-Массих и многие другие); по чадским языкам (К.Майнхоф, Дж.Гринберг, Р.Барджери, П.Абрахам, П.Ньюмен, Р.Ма, Г.Юнграйтмайер; отечественные ученые – Н.В.Юшманов, Д.Л.Ольдерогге, Ю.К.Щеглов); по кушитским языкам (У.Уэлмерс, К.Белл, Б.Анджеевский, Г.Грэсс, Ф.Палмер, Р.Хецрон, Р.Хадсон, Г.Флеминг); по омотским (Э.Черулли, М.Л.Бендер).

Новый этап в развитии сравнительно-исторического изучения афразийских языков открывается И.М.Дьяконовым. Привлекая и обобщая весь известный материал афразийских языков, на базе сравнительного анализа фактов ученый создает первую сравнительно-историческую грамматику афразийских языков (1965; новое изд. 1988). Под его руководством большая группа ученых осуществила первый опыт фундаментального сравнительно-исторического словаря афразийских языков (1980-е годы, 2-е испр. и доп. изд. – 1993–1997). Его ученики и младшие коллеги, африканисты и семитологи, продолжают сравнительно-исторические исследования и реконструкции как в области общеафразийского, так и в области отдельных афразийских семей: реконструкция праафразийской фонологический системы (И.М.Дьяконов, А.Ю.Милитарев, В.Я.Порхомовский, О.В.Столбова), разработка принципов афразийской реконструкции (И.М.Дьяконов, В.Я.Порхомовский), разработка методов лексикостатистики для установления глоттохронологии афразийских языков (А.Ю.Милитарев), реконструкции фонологических систем чадских языков (В.Я.Порхомовский, О.В.Столбова), сравнительно-историческое и типологическое описание берберо-ливийских языков (А.Ю.Милитарев, А.Ю.Айхенвальд), сравнительно-историческая фонетика кушитских языков (А.Б.Долгопольский), исследования по грамматике кушитских языков (Т.Л.Ветошкина), подготовка первого в мировой семитологии этимологического словаря семитских языков (А.Ю.Милитарев, Л.Е.Коган), ведутся сравнительно-исторические исследования и по отдельным языкам афразийской семьи, опирающиеся на результаты общеафразийских реконструкций, в частности по истории арабского языка (А.Г.Белова).

Отечественная афразистика вносит значительный вклад в общелингвистическую теорию не только результатами реконструкций, но и введением новых методов компаративистики, опирающихся на особенности языкового материала: различие функций корневого консонантизма и вокализма, особенности структуры слога и слова, структуры трех- и двухсогласного корня, дальнейшая разработка методики ступенчатой реконструкции на материале чадских языков.

Семито-хамитская (афразийская) семья

Афразийские языки - макросемья (надсемья) языков, которая включает шесть семей языков, имеющих признаки общего происхождения (наличие родственных корневых и грамматических морфем).

В число афразийских языков входят как живые, так и мертвые языки. Первые в настоящее время распространены на обширном пространстве, занимая территорию Передней Азии (от Месопотамии до побережья Средиземного и Красного морей) и обширные территории Восточной и Северной Африки - вплоть до атлантического побережья. Отдельные группы представителей афразийских языков встречаются и вне основной территории их распространения.

Общее количество говорящих в настоящее время по разным подсчетам колеблется между 270 млн. и 300 млн. человек. В афразийскую макросемью входят следующие языковые семьи (или ветви) .

Берберо-ливийские языки. Живые языки этой семьи распространены в Северной Африке к западу от Египта и Ливии до Мавритании, а также в оазисах Сахары, вплоть до Нигерии и Сенегала. У берберских племен туарегов (Сахара) используется в обиходе свое письмо, именуемое тифинаг и восходящее к древнеливийскому письму. Ливийское письмо представлено краткими наскальными надписями, обнаруженными в Сахаре и Ливийской пустыне; самые ранние из них датируются II веком до н. э.

Древнеегипетский язык со своим поздним потомком - коптским языком является языком мертвым. Был распространен на территории долины среднего и нижнего Нила (современный Египет). Первые письменные памятники древнеегипетского датируются концом IV -- началом III тысячелетия до н. э. В качестве живого и разговорного просуществовал до V века н. э. Памятники коптского языка известны с III века н. э.; к XIV веку он выходит из употребления, сохраняясь как культовый язык коптской христианской церкви. В быту копты, которых по данным конца 1999 насчитывается около 6 млн. человек, пользуются арабским языком и считаются ныне этноконфессиональной группой египетских арабов.

Кушитские языки из которых известны только живые, распространенные в Северо-Восточной Африке: на северо-востоке Судана, в Эфиопии, Джибути, Сомали, на севере Кении и на западе Танзании. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет около 25,7 млн. человек.

Омотские языки. Живые бесписьменные языки, распространены на юго-западе Эфиопии. Число говорящих по данным конца 1980-х годов составляет около 1,6 млн. человек. Как самостоятельная ветвь афразийской макросемьи стали выделяться лишь в последнее время (Г.Флеминг, М.Бендер, И. М. Дьяконов). Часть ученых относит омотские языки к западно-кушитской группе, ранее остальных отделившейся от пракушитского.

Семитские языки. Наиболее многочисленная из афразийских языковых семей; представлена современными живыми языками (арабский, мальтийский, новоарамейские диалекты, иврит, эфиосемитские - амхарский, тигре, тиграй и др.), распространенными на территории Арабского Востока, в Израиле, Эфиопии и Северной Африке, островками -- в других странах Азии и Африки. Количество говорящих по разным источникам колеблется, составляя примерно 200 млн.

Чадские языки живые; к этой семье относится более 150 современных языков и диалектных групп. Распространены в Центральном и Западном Судане, в районе озера Чад, Нигерии, Камеруна. Наиболее многочисленны говорящие на языке хауса, число которых составляет около 30-40 млн. человек; для большинства из них хауса является не родным языком, а языком межнационального общения.

Николай Иванович Бондарь
этнограф, кандидат исторических наук, работает на историческом факультете Кубанского государственного университета.

Занимается проблемами этнографии и фольклора Кубани.

АФРАЗИЙСКАЯ (СЕМИТО-ХАМИТСКАЯ) СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ

К ней принадлежит небольшая по численности группа древнего этноса ассирийцев (самоназвание айсоры, атурая). Язык их относится к семито-хамитской ветви. По конфессиональной принадлежности ассирийцы - христиане, большинство христиане-несториане. В СССР их насчитывается примерно 26 тысяч.

В 1828 году часть айсоров переселилась в Армению из Ирана, где христианское население подвергалось притеснениям. На Кубани они появляются в первые десятилетия XX века. В 1926 году здесь проживало всего 877 айсоров, в том числе 620 в Армавирском округе, а в 1959 году- 1030, в 1989-м - 18534. В 1924 году в Курганинском районе переселенцами из Карской области был образован ассирийский хутор Урмия, к 1930 году, после того как в Москве состоялся всесоюзный съезд айсоров, принявший решение о переселении «из городов на землю», в этот хутор переселились около 100 семейств из Москвы, Ленинграда, Свердловска и других мест. И хотя ассирийцы проживают на Кубани уже более семи десятилетий, их история и культура практически не изучены.