Все о тюнинге авто

Особенности работы логопеда в массовой школе. Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации фгос

Доклад

Только человеку присущ величайший дар природы – речь. Но она не является врожденной способностью. Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

Речь формируется вместе с развитием ребенка под влиянием речи взрослых постепенно и во многом зависит от некоторых факторов: достаточной речевой практики, воспитания и обучения, а также от нормального речевого и социального окружения, которое стимулирует речевое развитие и дает образец речи. И все эти факторы имеют значение для ребенка с самых первых дней жизни. Овладение речью у каждого ребенка происходит в разные сроки и по-разному, так как это индивидуальный процесс, зависящий от многих моментов. Причинами этого процесса могут быть как патология беременности и родов, так и действие генетических факторов. Поражение органов слуха и общее отставание в психическом развитии, а также недостаточное общение и воспитание также могут быть причинами отставания в овладении речью. Для формирования речи крайне важным является развитие анализаторов, таких как речедвигательный и речеслуховой. Но все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Новые яркие впечатления, соответствующая обстановка способствуют развитию движений и речи. Если же этого нет, то психическое и физическое развитие ребенка задерживается. Большое значение для развития ребенка имеет его психофизическое здоровье. От состояния его высшей нервной деятельности, от его внимания, памяти, воображения и мышления, т.е. высших психических процессов, и соматического или физического состояния зависит развитие речи.

Активное участие взрослых в здоровом развитии речи ребенка, т. е. воспитание речи в нормальных для нее условиях, является основным моментом профилактики. К сожалению, этот момент в развитии речи, как и значение полноценной речи, до сих пор в семье и школе недооценивается.

Согласно статистики, количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по профилактики нарушений речи необходимо уделять большое внимание – это и доказывает актуальность выбранной мною темы.

Цель работы заключается в изучении основных направлений профилактики речевых нарушений.

В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая сторона речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса.

Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших школьников, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Как показывает практика, у многих поступающих в 1 класс детей ограниченный словарный запас, слабо развита мелкая моторика, стойкие речевые нарушения. Логопедическая служба в школе создана в целях оказания специальной помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении образовательных программ.

Чтобы работа школьного логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь в первую очередь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Задачи школьного логопеда:

1.Своевременное выявление детей с нарушениями устной и письменной речи.

2.Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.

3.Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ.

4.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов школы и родителей (законных представителей) обучающихся.

В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.

Основные направления логопедической работы в школе

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения.

Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия , в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте значительно уменьшила бы число детей с нарушениями речи. Поэтому в младшем школьном возрасте школьному логопеду необходим больший по продолжительности период постановки звуков речи. Что в свою очередь позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи.

Очень много детей приходит в нашу школу, не посещающих детские сады и с ними не проводилась работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.

Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

Диагностика обучающихся

    обследование устной речи учащихся 1-х классов;

    обследование письменной речи учащихся 2-4 классов;

    углубленное обследование речи детей логопедической группы;

Комплектование логопедических групп

    с общим недоразвитием речи (ОНР);

    с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР);

    с нарушением чтения и письма, обусловленными ОНР;

    с нарушением чтения и письма, обусловленными ФФНР;

Консультативная помощь

    учителям начальных классов;

    учителям русского языка и литературы;

    воспитателям классов компенсирующего обучения;

    родителям (законным представителям) обучающихся;

    логопедам дошкольных учреждений города;

    учащимся с дефектными произношениями звуков;

    будущим первоклассникам и их родителям (законным представителям);

Направления работы:

    преодоление нарушений звукопроизношения;

    развитие фонематического восприятия;

    развитие звукового анализа и синтеза;

    развитие лексико-грамматического строя речи;

    развитие связной речи;

    развитие пространственного восприятия.

В заключение можно сказать, что своевременное выявление детей с нарушениями речи, правильно организованная работа в тесном взаимодействии учителя, психолога, родителей и логопеда имеют большое значение в условиях общеобразовательной школы.

Специфика работы учителя – логопеда

в условиях инклюзивной практики

Баранова Г.А., к. пед. н., доцент кафедры психолого-педагогического сопровождения стандартизации образования и частных методик, ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула;

Мельник И.В., учитель-логопед МБДОУ

27 – д/с комбинированного вида г. Тулы

Важным направлением государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение их прав на реабилитацию средствами образования. В течение длительного времени общество акцентировало свое внимание не на потенциальных возможностях проблемного ребенка, а на его дефекте, что приводило к дискриминации и изоляции. В настоящее время социальная перспектива в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья существенно меняется: наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает инклюзивное образование, которое представляет собой перспективную форму обучения всех детей, так как инклюзивный образовательный процесс предполагает адекватную организацию учебной деятельности, удовлетворяющую образовательные потребности каждого ребенка. При этом существенно расширяются возможности социализации учащихся, способы их коммуникации с социумом, формируются необходимые предпосылки для включения каждого ребенка в общество. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним их наиболее важных факторов, определяющих успех совместного обучения обычных и нестандартных детей, является наличие специально подготовленного педагога. Профессиональная деятельность педагога инклюзивного образования выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностичес-кой, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами деятельности, будучи направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

Количество детей с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению.

Необходимо отметить, что объем психологических знаний о детях с различными нарушениями, в частности, нарушениями речевого развития, не так уж велик, поскольку специальная психология как целостная отрасль психологической науки начала формироваться всего несколько десятилетий назад.

Речь – одна из сложных высших психических функций, это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Мыслительные процессы– развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. Речь непосредственно участвует и в других сторонах психической деятельности человека. Она придает логический и осмысленный характер процессам памяти, организует восприятие, облегчает узнавание и различение предметов. Большую роль играет речь в формировании и протекании волевых процессов, а также эмоциональных переживаниях.

Эффективность коррекционно-речевого процесса в школе зависит от успешной взаимосвязи в работе логопеда, учителя, воспитателя, педагога-психолога и медицинских работников.

Взаимодействие в работе начинается с психолого-меди­ко-педагогического обследова­ния, которое проводится лого­педом совместно с психологом. Задача обследования - определить уровень общего и речевого развития каждого обучающегося. В первые три недели сентября учителя-логопеды, педагог- психо­лог проводят комплексное обследование вновь прибывших детей, по результатам диагностики заполняется индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка.

Логопедическое обследование обучающихся показывает, что наряду с различными от­клонениями в фонетике, лек­сике и грамматике у них нарушены в той или иной степени психические функции: мышление, память, внимание, восприятие. Деятельность психолога направлена на развитие и коррекцию когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Он проводит работу по снятию тревожности у обучающихся при негативном настрое на логопедические занятия.

Работа методического объединения учителей-логопедов и педагога психолога дает возможность отслеживать процесс коррекции и развития, заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой.

Работа учителя и воспитателя по раз­витию речи во многих случа­ях предшествует логопедичес­ким занятиям, создавая необ­ходимую познавательную и мотивационную базу для фор­мирования речевых навыков. На уроках развития речи, чтения, письма учитель формирует необходимые учебные навыки, следит за речью детей, побуждает правильно произносить поставленные на логопедических занятиях звуки. Учитель сообщает логопеду результаты своих наблюдений за учащимися в учебной деятельности.

Воспитатель проводит позна­вательные занятия, ди­дактические, настольные, сюжетно- ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, осуществляет контроль за речью учащихся на самоподготовке и вовремя режимных моментов. В задачу воспитателя так­же входит закрепление ре­зультатов, достигнутых на ло­гопедических занятиях, проводит «логопедические пятиминутки», здесь он полностью руководствует­ся методическими указания­ми логопеда, которые фикси­руются в тетради взаимодей­ствия воспитателей и логопедапо каждому ребенку в отдель­ности и всей группе в целом.

Воспитатель и учитель достаточно продолжительно общаются с детьми, знают их склонности, интересы, могут определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.

Обучающиеся с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются, имеют массу хронических заболеваний, нарушения слуха, зрения, поэтому логопед знакомится с медицинскими картами обучающихся; медицинский работник сообщает учителю-логопеду план проведения углубленного медицинского осмотра, входе которого логопед может получить необходимую консультацию у узких специалистов: невролога, отоларинголога по поводу уточнения логопедического заключения; детям с дизартрией назначается необходимое лечение, которое осуществляется под контролем медицинского работника школы. В начале учебного года учителя-логопеды составляют списки детей, нуждающихся в логопедической помощи и медицинский работник заверяет их в детской поликлинике у главного врача и городского логопеда.

Взаимодействие между специалистами осуществляется в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, взаимопосещения уроков, совместные беседы по подведению итогов коррекционной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.

Большое значение в работе учителя-логопеда имеет включение в образовательный процесс различных педагогических технологий: игрового обучения: основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях ДОУ возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по теме «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов.

Включение учителем-логопедом в образовательную деятельность информационно-коммуникационных технологий: использование компьютер-ных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Важное значение имеют здоровьесберегающие технологии для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка»), пружинные и шариковые массажеры и т.д.

В целом, нужно отметить, что работа учителя логопеда в образовательных организациях имеет свою специфику

Основной задачейв коррекционно-развивающей работе является создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка.

Цельлогопедического сопровождения - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления логопедического сопровождения: диагностика; коррекционно-развивающая деятельность; консультации; методическая помощь родителям и учителям.

Логопедическое сопровождение осуществляется в несколько этапов: логопедическая диагностика (обследование устной и письменной речи детей); групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия; мониторинг эффективности коррекционно-развивающей работы; диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья, для предоставления на ПМПК и школьного консилиума.

Проводя логопедическое обследование детей, которое проходит в период с 1 по 15 сентября, обращая внимание на особенности их психического и речевого развития. У многих детей с ОВЗ выявляется пассивность во всех видах деятельности, слабое внимание, снижение памяти. У некоторых наблюдается сниженная любознательность, вялость и апатия при знакомстве с новыми впечатлениями. Для другой группы детей характерна двигательная расторможенность, импульсивность. Они испытывают трудности в планирование своих действий, не могут сосредоточиться на каком – либо занятии. Запас сведений и представлений об окружающем мире у части детей ограничен, не в полном объёме сформированы навыки интеллектуальной деятельности. Нарушение звукопроизношения. Фразовая речь с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. В развёрнутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре используются существительные и глаголы. У детей в свободных высказываниях преобладают простые конструкции предложений состоящих из двух слов. Отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными «пять стулов», «пять стула»; прилагательных с существительными в роде, числе и падеже «голубой звезда», «синяя платье» ; в образование притяжательных прилагательных. Например. У лисы, чей хвост? «лис». У птицы, чей клюв? «птичный». Большое количество ошибок в использовании как простых, так и сложных предлогов. Например: Откуда выбегут ребята? «Ис школы» из-за угла. Выявленные, факты побудили к поиску таких форм и методов работы по преодолению системного недоразвития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья, которые помогали бы ребёнку успешно реализовать свои интересы и способности в дальнейшей образовательной деятельности, быть социально адаптированными в социуме.

Количество детей с нарушениями увеличивается год от года. Они составляют неоднородную группу по нарушениям здоровья и проявлениям дефектов речи. Это дети с задержкой психического развития различного генеза, нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с недоразвитием и системным недоразвитием речи и др.

На основании диагностических данных предоставляется возможность построить комплексную программу сопровождения, направленную на смягчение и компенсацию выявленных отклонений, нарушений и дефектов в развитии ребёнка. В осуществлении данной программы принимают участие все необходимые специалисты (врач, логопед, социальный педагог, психолог, учитель, родители и др.).

Логопедическое сопровождение с детьми ОВЗ направленая на формирование и развитие:

    Ø фонематических процессов;

    Ø звукопроизношения;

    Ø лексического запаса и грамматического строя речи;

    Ø формирование связной речи;

    Ø неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание навыков и приёмов самоконтроля);

    Ø чтения и письма;

    Ø моторики. Слайд -8

Работа с педагогами:

    Ø участие в заседаниях методического объединения;

    Ø консультирование учителей (с видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом);

    Ø ознакомление учителей начальных классов со спецификой логопедической работы (открытые занятия). Слайд- 9

Работа с родителями:

    Ø консультирование родителей (с видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом);

    Ø беседы для родителей по вопросам логопедии (пути устранения речевых недостатков);

1 этап коррекционно-развивающего обучения (1 класс-99 часов/ 3раза в неделю) « Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи ».

Цель- Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. На данном этапе осуществляется работа над развитием артикуляционной моторики, постановкой и автоматизацией звуков. Даются представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований. Восполняются пробелы в формировании фонематических процессов, обогащается словарный запас, путём введения слов-терминов: звук, слог, слияние, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные и др., а также за счёт лексических тем. Формируются психические процессы - внимание, память, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать учителя-логопеда.

Слайд- 11

2 этап коррекционно-развивающего обучения (2 класс-102 часа/ 3раза в неделю) « Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка ».

Цель- восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка. Работа направлена на формирование полноценного звукобуквенного анализа. На дифференциацию гласных и согласных звуков, а также продолжается работа над активизацией словарного запаса. Восполняются пробелы в развитии лексико-грамматического строя речи. Развивается и совершенствуется устная и письменная речь, через составление предложений по картинкам и составление описательных рассказов знакомых отдельных предметов.

Слайд - 12

3 этап коррекционно-развивающего обучения (3-4 классов-102 часа/ 3раза в неделю) « Восполнение пробелов в формировании связной речи ».

Цель- восполнение пробелов в формирование связной речи. Работа над коммуникативной деятельностью учащихся на данном этапе усложняется. Закрепляются навыки звукобуквенного анализа. Восполняются пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Продолжается работа над обогащением словарного запаса путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования. Совершенствуются умения и навыки в устной и письменной речи, через умение составлять связный рассказ, работа с деформированными предложениями и текстами, а также через высказывания как обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.

Слайд- 13

Все этапы сопровождения состоят из логических связанных тем, охватывающие теоретическую и практическую подготовку младших школьников с различными нарушениями и реализуется в различных формах: подгрупповые, групповые занятия походят в виде логопедических занятий по продолжительности урока. Согласно утверждённому расписанию. Слайд -14

В этом году 5 групп и 4 подгруппы.

Каждый из этапов логопедического воздействия характеризуется своими целями, задачами, методами и приёмами коррекции. Для постановки звука использую практические и наглядные методы. При автоматизации тех или иных звуков использую игровой метод в сочетании с другими приёмами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Используется речевой материал в виде чистоговорок, скороговорок, загадок, пословиц, стихов.

Выработка плана коррекционно-развивающей работы для таких детей всегда требует индивидуального подхода. В планирование работы входит составление рабочей программы или индивидуального маршрута.

Индивидуальная работа представленана следующем слайде. Слайд -15

На занятиях применяется упражнения для развития мелкой моторики с помощью карандашей и проговариванием чистоговорок, массажных мячиков, мелкими камешками, шнурование. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Выполняются артикуляционные и дыхательные упражнения. Проводятся игры на развитие фонематического слуха: «Поймай звук», «Синий-зелёный», «Перевёртыш» и др.

В сопровождение детей с ОВЗ принимают участие все необходимые специалисты. Слайд -16

В кабинете логопеда имеются в достаточном количестве учебно-методические, дидактические, игровые специализированные пособия. Слайд -17

Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ

    Ø Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.

    Ø Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

    Ø Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи)

Помощь ребёнку может быть по-настоящему действенной при правильной квалификации проблем развития и использовании различных подходов, форм и методов в организации коррекционно-развивающего обучения.

нарушений устной и письменной речи.

Индивидуальные консультации и беседы учителя-логопеда с учителями и воспитателями начальных классов проводятся в течение всего учебного года

по мере необходимости, охватывая все направления коррекционной работы (Приложение 2)

Развитие фонематического восприятия, фонематического

анализа и синтеза

Эта работа важна при устранении артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе наруше­ний фонемного распознава­ния.

Слухопроизносительныедифференцировки совершен­ствуются более

успешно в том случае, если они проводятся в тесной связи с развитием фо­ нематического анализа и син­ теза. Программа общеобразо­вательной школы

предусмат­ривает аналогичную работу на классном уроке.

При работе над развитием фонематичес­кого восприятия и фонемати­ческого анализа и синтеза рекомендуется:

Исключить проговаривание во время письма тем де­тям, у которых

имеются на­рушения звукопроизношения.При этом ребенок проговари­вает,

а педагог «страхует»проговаривание ребенка, т.е.повторяет за ним правильно;

Включать в материал уро­ка игры и задания на разви­тие фонематического

слуха,которые могут проводиться на любом этапе урока.

Игра «Хлоп-топ»

Цель: развитие фонемати­ческого слуха, внимания, бы­строты реакции.

Игра имеет несколько ва­риантов.

1. Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он

услышит сло­во, начинающееся (заканчива­ющееся) на определенный звук.
2. Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он

услышит сло­во со звуком [к], и топнуть, если он услышит слово со звуком [г].
3. Учитель произносит сло­ги, предлагая ребенку хлоп­нуть себя по коленкам,

если он услышит слог па, и под­прыгнуть и мягко приземлиться, если он

услышит слог (ба). ­

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: развитие фонемати­ческого слуха, умения слы­шать звук в слове,

Учитель показывает кар­тинку и называет ее. Учащи­еся поднимают

сигнальную карточку, если услышат в на­звании заданный звук. На бо­лее

поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся

проговаривают название картинки про себя и реагируют также.

Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель: развитие фонемати­ческого слуха, умения выделять из потока речи

часто по­вторяющийся звук. Учитель произносит стихо­творение, а дети

называют звук, который они чаще всего слышали.

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Гусь Гога и гусь Гага

Друг без друга ни шага.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»

Цели: развитие фонемати­ческих представлений, акти­визация словаря.

Учитель называет первое слово и передает мяч ребенку.

Свяжем мы из слов цепочку,

слова - начальный звук последующе­го (весна - автобус - слон - нос -

Ин­ дивидуальные карточки с за­ даниями, способствующими развитию

фонематического анализа и синтеза

Вставить пропущенные буквы в слова (ви.жа, ди..ан, ут..а, лу..а);
- подобрать слова, в которых заданный звук был бы на пер­вом, втором,

третьем месте(шуба, уши, кошка);

Выбрать из данных пред­ложений слова с определен­ным количеством

Добавить различное коли­чество звуков к одному и тому же слогу, чтобы

получилось слово: па- (пар, парк, паром, паруса);
-преобразовать слова раз­личными способами:
- добавляя звук (рот - крот, осы - косы, мех - смех);
- изменяя один звук слова (сом - сок - сук - суп - сух - сох - сор- - сыр - сын - сон);
- переставляя звуки (пила - липа, палка - лапка, кук­ ла - кулак);
- разгадать ребус;

Составить как можно боль­ше слов из букв одного слова (крапива - парк,

ива, карп, пар, рак, Ира);
- составить слово, выделив данный по порядку звук (тре­тий звук в словах

рак, брови, сумка, трава, сыр - комар).
Конечная цель работы лого­педа и учителя - формирова­ние действий

фонематическо­го анализа в умственном пла­не, по представлению, без

проговаривания.

Развитие языкового анализа и синтеза

Эта работа важна при уст­ранении дисграфии на почве нарушения

языкового анали­за и синтеза. Коррекционная работа сводится к формирова-

нию умения определять коли­чество, последовательность и место слов в

предложении. Этого можно достичь, выпол­няя следующие задания:

1.Придумать предложение по сюжетной картинке и опре­делить в нем

количество слов.

2.Придумать предложение с определенным количеством слов.

3.Увеличить количество слов в предложении.

4.Составить графическую схему данного предложения.

5.Придумать предложение, соответствующее схеме.

6.Определить место слова в предложении (какое по сче­ту указанное слово).

7.Выделить из текста пред­ложения определенное коли­чество слов.

8.Поднять цифру, соответ­ствующую количеству слов в данном предложении.
Ученики могут использо­вать сигнальные карточки на каждом уроке,

выполняя до­машние задания.

Развитие слогового анализа и синтеза

При формировании навы­ков слогового анализа и син­теза работа

начинается со вспомогательных приемов (от­хлопать или отстучать слово по

слогам и назвать их коли­чество). Затем, опираясь на умение выделять

гласные зву­ки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения: в

слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Учителю для групповой и индивидуальной работы в классе

Определить количество слогов в слове, поднять соот­ветствующую цифру;
- записать слова в два стол­бика (разложить картинки на две группы) в

зависимости от количества слогов;
- определить пропущенный слог, записать восстановленные слова ( буз, ут ,

лод , ка даш)

Найти в предложении сло­ва с определенным количе­ством слогов;
- составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лё; точ, лас, ка);
- выделить в словах первый слог; записать полученные слоги, объединив их

в слова (улей, домик, машина, луна, жаба - У дома лужа);
- выделить из слова и за­писать слог с заданным глас­ным.

Игра «Отгадайте, кого я называю? »

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством

Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких

слогов, сколько хлопков он сделает. Напри­мер: учитель хлопает 3 раза,

учащиеся считают, затем вста­ют (Се-ре-жа, Ма-ри-на).

Игра «Перевертыши»

Цели: развитие умения со­ставлять слова; накопление в памяти слоговых

Оборудование; карточки со слогами (4-6) каждому игра­ющему.

Учитель называет два сло­га, дети находят карточки с данными слогами и

составля­ют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сое, на; чай,

ка; вес, на; ка, мыт; бан, ка; ла, ска; ни, тка; ра, но; на, ши; ка, кой.

Игра «Цепочка»

Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Один из учеников записы­вает на доске слово по слогам, следующий подбирает

слово, которое начинается с послед­него слога данного слова (ок­но - но-ра -

ра-ма).

Игра «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги»

Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, бы­строты мышления.

Учитель бросает мяч детям, называя одно-, двух- и трех­сложные слова.

Ребенок, пой­мавший мяч, определяет ко­личество слогов, называет их и

передает мяч обратно. Можно предложить детям произ­нести слово по слогам.

одно­временно отбивая слово мячом.

Устранение аграмматическойдисграфии

Основные направления в работе:

Уточнение структуры пред­ложения;

Развитие функции слово­изменения и словообразования;

Работа по морфологичес­кому анализу состава слова;

Работа с однокоренными словами.

Игра «Наведи порядок»

Цель:

порядок слов.

Оборудование: наборное по­лотно (по количеству команд); карточки со

словами деформи­рованных предложений (по количеству команд).

На наборном полотне в бес­порядке выставлены карточки со словами

предложения. Уча­щиеся из каждой команды расставляют на своем набор­-

ном полотне слова в нужной последовательности. При этом каждый ученик

находит мес­то только одного слова. Вто­рой ученик выходит тогда, когда

первый сядет за парту. Примерный материал: лесом, скрылось, за, солнце,

окно, стучит, в, дождь, детей, у, интересных, много, дел.

Игра «Подвижные слова»

Цель: развитие умения со­ставлять предложение, соблю­дая правильный

порядок слов.

Оборудование: карточки со словами деформированного предложения.

Каждый ученик получает карточку со словом. По коман­де учителя ученики

встают в шеренгу так, чтобы из слов, написанных на карточках,

получилось предложение.

Игра «Кто последний?»

Цель: развитие умения рас­пространять предложение.

Оборудование: сюжетные картинки.

Учитель показывает клас­су картинку и составляет ко­роткое предложение

из двух.слов. Каждый следующий ученик удлиняет фразу еще на одно

слово: Катя рисует. Катя рисует домик. Катя рисует домик красками.

Катя рисует домик красками в аль­ боме. Катя рисует домик красками в

новом альбоме.

Развитие моторики

Современные научные дан­ные подтверждают, что облас­ти коры головного

мозга, отве­чающие за движение органов речи и управляющие движени­ями

пальцев рук, расположе­ны в непосредственной близо­сти друг от друга.

Следователь­но, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от

движущихся пальцев рук «тре­вожат» расположенные по со­седству речевые

зоны, стиму­лируя их активную деятель­ность,

На уроках, так же как и на логопедических занятиях, целесообразно

несколько ми­нут уделять упражнениям на развитие мелкой моторики. Это

могут быть всевозможные штриховки, раскрашивание и т.д., существу­ет

множество игр и упражне­ний, которые могут использо­вать логопед, учитель

и воспитатель.

Так В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко (2004) советуют проводить

комплексные раз­ минки несколько раз в денькак на занятиях, так и в по­

вседневной жизни. Разминка содержит комплекс упражне­ний для

одновременной тре­нировки вестибулярного аппа­рата, общей координации дви­-

жений, совершенствования артикуляционной и мелкой моторики, а

фоне­матического восприятия.

Необходимо использовать игры с пальчиками, ход ко­торых сопровождается неболь­шим стихотворным текстом. Особенно полезной такая работа будет тем детям, которые страдают системным недоразвитием речи, так как позволит в игровой форме расширить словарный запас, уточнить отдельные слова и понятия. Учитель начальных классов может использовать такие пальчиковые игры как на уроках русского языка и

чтения, так и при ознакомле­нии с окружающим миром и развитию речи

Поздняя осень

Солнышко греет уже еле-еле;

Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую

примету).

Перелетные птицы

На юг улетели;

Голы деревья,

Пустынны поля,

Первым снежком

Принакрылась земля.

Река покрывается

Льдом в ноябре -

Сжимают руки в «замок».

Поздняя осень

Стоит на дворе.

Разводят руками перед собой.

Пальчи­ ковая гимнастика за столом

Гимнастика очень проста и не требует большой подготовки,

вот ее последовательность.

1.Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
2.Свободное постукивание пальцами по столу обеими ру­ками и поочередно.

3.Поочередное приподни­мание и опускание пальцев (кисти рук лежат на

столе): правой руки, левой руки; обе­их рук одновременно.
4.Имитация игры на пиа­нино.

5.Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

6.«Бегают человечки» (ука­зательный и средний пальцы правой, затем левой,

потом обеих рук).
7.«Футбол» - забивание шариков, палочек одним, дву­мя пальцами.

8.Поочередная смена поло­жения рук «Кулак - ладонь - ребро». Выполняется

сначалаправой, затем левой, потом дву­мя руками вместе. Порядок дви­жений

меняется.

9.Надавливание поочеред­но подушечками пальцев на поверхность стола.

Выполня­ется сначала одной, затем дру­гой, после этого обеими рука­ми

одновременно.
10. Постукивание поочеред­но подушечками пальцев по столу одной, другой

руки, а затем обеих рук одновременно. Упражнений и игр на раз­витие

моторики много в ме­тодической литературе. Каж­дый учитель может выбрать

то, что подходит для его де­тей и использовать их на каждом уроке

Список литературы

    Безруких М.М. Организация помощи детям с трудностями освоения навыка письма // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004 . - № 2. – С. 60 – 66.

    Вильшанская А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого – медико – педагогического консилиума в системе коррекционно – развивающего обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 6. – С. 66 – 69.

    Красильникова Н.А. Игры для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 1. – С. 77 – 79.

    Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 .- 224 с.: ил.

    Мазанова Е.В. Школьныйлогопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. - М.: Издательство «Гном и Д», 2009. – 160 с.

    Петрова В. Г. Психологические особенности умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика. - 2007. - № 1. – С. 5 – 15.

    Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 . - 256 с.

    Уфимцева Л. П. Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - № 6. – С. 39 – 44.

    Шипицына Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно – развивающего обучения //Дефектология. - 1999. - № 5. – С. 3-9.

Мария Артемова
Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

Учитель-логопед – это специалист , занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы контингент детей общеобразовательных учреждений значительно изменился. С учетом активного внедрения инклюзивной практики в общеобразовательные организации с каждым годом в них увеличивается число детей с различными нарушениями в речевом развитии.

В настоящее время выделяется ряд речевых проблем, которые возможно и целесообразно преодолевать только в рамках специальных (коррекционных) учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи (алалией, а также тяжелой дизартрией, ринолалией, заиканием) . Однако детей с такими выраженными речевыми расстройствами (а в некоторых случаях с сочетанной патологией, то есть нарушений не только речевой функциональной системы, но и других линий развития : познавательной, социальной физической) не так много. По мнению большинства специалистов , занимающихся проблемами инклюзии , основная масса детей с речевыми нарушениями может обучаться в условиях общеобразовательного учреждения , на базе которого должна осуществляться целенаправленная систематическая логопедическая помощь.

Учитель-логопед , реализующий сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве , осуществляет коррекционную работу, направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении образовательной программы , связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями.

В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования к учителю-логопеду , работающему на логопункте . Это касается всех направлений деятельности учителя-логопеда : дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевой патологией, профилактических мероприятий .

Цель деятельности учителя -логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы .

Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя -логопеда решаются следующие задачи :

1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения : установление психолого-педагогического заключения (диагноза) .

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений речи обучающихся.

5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ , методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов , форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы .

7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.

9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации . Совместное с педагогом проведение работы по соблюдению в классе (группе) правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений.

10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику

11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Основные направления деятельности учителя -логопеда в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной организации .

Диагностическое направление работы учителя -логопеда включает в себя углубленное изучение ребенка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ. Логопед осуществляет подробное логопедическое обследование в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая) . Результаты логопедического обследования учитель -логопед представляет на школьном медико-психолого-педагогическом консилиуме. Первичное логопедическое обследование позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ. В процессе осуществления логопедической помощи ребенку предусматривается промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка. Итоговая диагностика должна представлять собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы.

Коррекционно-развивающее направление работы учителя -логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. В содержание данного направления входят следующие аспекты :

Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями ;

Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции нарушений речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Коррекционная работа учителя -логопеда осуществляется в рамках целостного подхода к развитию, обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ.

Организационно-методическое направление работы учителя -логопеда заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации. На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет следующие документы : речевую карту на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарный планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

Учитель -логопед принимает участие в методических объединениях, заседаниях ПМПк, пополняет логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы. Реализуя инклюзивную практику , логопед постоянно совершенствует свой научно-методический потенциал, изучая информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации , изучает предлагаемые новые нормативно-правовые документы.

Консультативно-просветительское направление работы включает :

Индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе , по вопросам онтогенеза речи , проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;

Консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики . Учитель -логопед консультирует администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ.

Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования .

Каждое направление деятельности учителя -логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Использованная литература

1. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство : методические материалы для специалистов сопровождения : учителей-логопедов , учителей-дефектологов , педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций (серия : «Инклюзивное образование детей-инвалидов , детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях ») / О. Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Нарушения речи учащихся данной школы являются очень распространенными и имеют стойкий характер.

Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.

Основные признаки речевого нарушения:

Несоответствие речи возрастным нормам;

Речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь.

Различные недостатки речи среди детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются значительно чаще, чем среди детей с нормальным уровнем умственного развития.

Обусловлено комплексом причин:

*Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике)

*Функциональные причины связаны с развитием и нарушениями в ЦНС (процессы возбуждения, торможения)

*Психогенные причины воздействие эмоциональное потрясение (положительного или отрицательного характера), психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственника)

*Социальные причины - все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, билингвизм - в семье говорят на двух языках, глухие родители - ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).

От 60%-90% учащихся начальных классов коррекционных школ имеют выраженные дефекты устной и письменной речи. Как учитель-логопед могу сказать, за последние пять лет в подготовительный и первый классы коррекционных школ VIII вида поступают 100% детей имеющих нарушения речи и нуждающихся в коррекционной логопедической помощи.

Нарушения речи у детей носят системный характер т.е. затрагивают фонетико-фонематическую сторону речи (звукопроизношение, звукоразличие); лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную речь, монологическую, диалогическую, фразовую; грамматический строй речи);

Нарушения смысловой стороны речевой деятельности (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы).

Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

У детей наблюдается слабость мотивации к общению, снижение потребности в речевом общении, часто отказываются от общения с взрослыми, сверстниками проявляя речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления, неадекватное поведение).

В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.

Многие дети начинают произносить отдельные слова лишь на 3-5 году жизни, в речи преобладают одно-двухсложные слова, чаще существительные. Запас слов крайне ограничен. Дети не знают названий многих предметов, явлений окружающего их мира, особенно названий отдельных частей предметов. Названия действий и особенно качеств предметов встречаются в активном словаре ребенка очень редко.

Появление фраз в речи так же значительно запаздывает. В 6-8 лет ответы ребенка чаще одно- двухсловные. Связная речь на низком уровне развития. Пересказ текста даже по наводящим вопросам вызывает затруднения, не понимают смысла прочитанного, пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. Часто на основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте. Рассказ по серии сюжетных картинок подменяют перечислением изображенного на каждой картинке, не устанавливают взаимосвязи. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.

У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой. Иногда достаточно бывает 6-9 занятий, что бы поставить звук, но автоматизация его заканчивается лишь через 1,5-2 года. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.

Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других - ускоренная, у заторможенных голос тихий, слабый, у возбудимых - крикливый, резкий.

При логопедической диагностике нарушение речи у детей с особыми образовательными потребностями определяются как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести). Диагностируется как устная, так и письменная речь учащихся.

Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, с другой стороны - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата.

При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства учащихся, коррекционных школ VIII вида происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи не достигают нормы.

Логопедические занятия посещают учащиеся с подготовительного по 7 классы.

По результатам диагностики на каждого учащегося заполняются речевые карты, составляется индивидуальный план коррекционно-логопедической работы, выдаются рекомендации для учителей, воспитателей и родителей.

С учащимися проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

Базисный учебный план для коррекционных школ VIII вида предусматривает проведение коррекционных логопедических занятий:

ü подготовительный, 1,2,3 классы - 4 раза в неделю

ü 4,5 классы -3 раза в неделю

ü 6,7 классы -2 раза в неделю

Длительность индивидуального занятия 20 минут, подгруппового занятия 30-40 минут.

Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях необходимо проводить смену видов деятельности.

1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)

3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)

4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

6. Работа над слоговой структурой слова.

7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)

8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)

9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)

10. Развитие грамматического строя речи

11. Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.

12. С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.

Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся коррекционной школы трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.

Несформированность контроля, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда с учителем, воспитателем, родителями. Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, учителя ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может. Возможен и рецедивирующий тип течения нарушения речи т.е длительные пропуски занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала.

Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении. Ранние выявления нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в формировании письменной речи.

Специфика работы учителя логопеда в условиях школьного логопункта.

Нарушения письма (дисграфия) у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии, ведь нарушения письма являются одной из самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Нарушения письма оказывает влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо - моторных координации). Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дисграфию от ошибок письма иного характера чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми.

Систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников, может формировать у учащихся все коммуникативно-речевые умения.

Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся. Огромную роль в профилактике нарушений письменной речи играет совместная работа учителя-логопеда и учителя класса.

По мнению многих авторов обусловлена условиями жизни и обучения ребенка. Поэтому возникновение в последние годы тенденцию к увеличению расстройств письменной речи у детей, можно остановить с помощью применения педагогических методов. Педагогика, логопедия, медицина должны в совокупности обеспечить необходимую коррекционную базу для профилактики и исправления речевых ошибок на письме у младших школьников общеобразовательных школ.

В идеале профилактической работы с детьми должны заниматься до их поступления в первый класс, но в ходе сложившейся обстановке в нашей стране на данный момент далеко не все дети имеют возможность посещать детские сады, в связи с их нехваткой. Родители зачастую не обладают соответствующими знаниями, поэтому тяжесть предотвращения дисграфии часто ложится на плечи школьного логопеда.

Логопедический пункт в общеобразовательном учреждении создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и на ровне с другими учениками овладевать школьными знаниями.

Основными задачами логопедического пункта являются:

  1. коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся;
  2. своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
  3. разъяснение специальных занятий по логопедии среди педагогов, родителей обучающихся.

Логопедический пункт создаётся в общеобразовательных учреждениях находящихся в городской местности, при наличии пяти - десяти классов I ступени начального общего образования и трёх- восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи различной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения- фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушение чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь на логопункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушение в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление на логопункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которые проводятся с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая . Предельная наполняемость логопункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения- не более 20 человек.

Учебная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 академических часов в неделю.

На каждого обучающегося, зачисленного на логопункт, учитель логопед заполняет речевую карту. После устранения нарушения в развитии устной и письменной речи производится выпуск учащегося из логопедического пункта.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия, как правило они проводятся во внеурочное время. Периодичность занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, продолжительность индивидуальных занятий- 20 минут. Темы занятий и учёт посещаемости ведётся в журнале логопедических занятий.

Для успешного достижения намеченных целей школьный логопед должен ориентироваться в широком круге вопросов, касающихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций, особенностей поведения в детском коллективе. Он должен быть знаком с программами обучения в начальной школе, которые обязан учитывать при планировании коррекционного процесса. Безусловно при работе на логопункте необходима тесная и систематическая взаимосвязь с родителями и учителями для достижения стойкого конечного результата в логопедической работе с младшими школьниками. Для этого учитель- логопед оказывает консультативную помощь учителям и родителям обучающихся, даёт им рекомендации.

Для логопедического пункта выделяются кабинет площадью, отвечающей санитарно - гигиеническим нормам, а так же обеспечивается специальным оборудованием.

Благодаря коррекционной работе на школьном логопункте возможно достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у учащихся младших классов. При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии симптоматика речевых нарушений сглаживается и исчезает, что способствует улучшению успеваемости детей.