Все о тюнинге авто

Педразвитие. Конспект занятия по логопедии знакомство со звуком и буквой к План согласный звук буква к для садика

Урок – прогулка Звук и буква К. (1 класс по программе VIII вида)

Зимние приключения Колобка.

Цель: познакомить детей с согласным звуком [К] и буквой К.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить вычленять звук [К] из ряда других звуков, слогов, слов и давать ему характеристику.

2. Закреплять навык чтения слогов, слов с буквой К.

Развивающие:

1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.

2. Стимулировать развитие мыслительных процессов детей (анализ, синтез, классификация).

3. Способствовать развитию артикуляционного праксиса, мелкой и общей моторики, тактильных ощущений.

4. Развивать словарь по теме «Зима».

Воспитательные:

1. Прививать интерес к получению знаний.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: игрушка Колобок, индивидуальные зеркала, символы: согласный - глухой, снежинки, снежки из ваты, маска Колобка, мешочек с игрушками, элементы буквы К на магнитах в конверте, картинки: на что похожа буква К, элементы к – раздаточный материал, карточки «Катаемся на горке», снежные комочки со словами и картинками, колобки весёлые и грустные по количеству детей, мешочек с конфетами.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Логопед : Ребята! Я предлагаю всем поздороваться со мной ладошками.

Дети стоят в кругу. Логопед здоровается с ребёнком по имени, прикасаясь своими ладошками к ладошкам ребёнка. В ответ ребёнок тоже здоровается и так по кругу.

Логопед : Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)

Представьте себе зимний морозный день. Мороз щиплет вас за щёчки. (Дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло? Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я желаю вам сохранить это тепло и радостное настороение на протяжении всего занятия.

Дети садятся на места.

2. Развитие мелкой моторики. Артикуляционная гимнастика.

Звучит песенка Колобка.

Ребята, кто это спешит к нам в гости? (Колобок)

Правильно, это Колобок. (Показ игрушки.)

В сказке бабушка испекла Колобка. Давайте мы тоже испечём колобок. Приготовьте ручки.

Тесто месим мы слегка. (сжимаем и разжимаем пальцы)

Лепим, лепим колобка, (имитация лепки)

А потом его катаем, (катаем)

в печке выпекаем, на окошко сажаем. (раскрывают ладони)

Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони)

Укатился озорник! (вращение кистями)

Проводится артикуляционная гимнастика.

Логопед: Лежал, лежал Колобок, скучно ему стало, спрыгнул он и покатился по дорожке.

(Упражнение «Вкусное варенье»)

Катится Колобок, а навстречу ему лягушки. (Упражнение «Лягушка»)

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
- Засмотрелся на них Колобок, но вдруг из-за пригорка выглянула змейка – тонкая шейка. (Упражнение «Змейка»)
- Испугался Колобок и скорее покатился дальше.

А из норки выпрыгнул хомяк – толстые щёчки. (Упражнение «Хомяк»)
- А ты кто? - А я хомка – хомячок. А это моя норка, здесь делаю уборку. И показал хомяк, как он убирается в своём домике. («Чистим зубки», имитация полоскания рта, «Маляр», «вытряхнуть сор из ротика».)
- Здорово! - сказал колобок. Давай с тобой дружить. – Давай. Поиграем?

Поиграем, в лошадку! (Упражнение «Лошадка»)

Наигрался хомячок с колобком и лёг отдыхать. (Упражнение «Лопатка»)

3. Сообщение темы занятия.

Ребята, а какое время года было в сказке? (Лето.) А сейчас какое время года? (Зима.)

Назовите зимние месяцы. А сейчас какой месяц?

Предлагаю отправиться с Колобком на зимнюю прогулку.

Но сначала послушайте внимательно, как звучит слово «Колобок». Определите первый звук в этом слове? (К) А последний? (К)

Сколько звуков К в этом слове? (Два)

Как вы думаете, какой звук будет нам помогать на прогулке? (К)

Мы будем его произносить, слушать, искать в словах.

4. Артикуляция и характеристика звука.

Логопед: Так как звук К будет нашим помощником, нам нужно всё узнать об этом звуке.

Возьмите зеркала, произнесите звук К. Что происходит с губами? (Губы размыкаются) . Рот чуть открыт, язычок выгибает спинку к небу и мешает воздуху выходить.

Скажите, какой этот звук: гласный или согласный и почему вы так решили? (Согласный, потому, что во рту есть преграда воздуху) .

Давайте дадим характеристику звуку. (Согласный, глухой.) Обозначать его будем фишкой синего цвета.

5. Физминутка «Снег-снежок».

Дети подходят к логопеду.

Логопед: Итак, ребята, отправляемся на прогулку с Колобком.

Снег – снежок, снег - снежок

По дорожке стелется. Дети постепенно опускают руки.

Снег – снежок, снег - снежок

Белая метелица. Плавно качают руками вправо- влево.

Снег – снежок, снег - снежок

Замело дорожки. Наклоняются, качают руками вправо-влево.

Снег – снежок, снег - снежок

Тает на ладошке. Поочередно вытягивают руки вперед.

6. Развитие фонематического восприятия на уровне звука и слога.

Логопед: Ребята, Колобок попал к нам из сказки, в которой было лето, а о зиме он ничего не знает. Давайте назовём признаки зимы. (Снег, холод, мороз, метель.)

Пальчиковая гимнастика «Летят снежинки».

Ребята, а откуда падает снег? (С неба, из тучек.)
- Представьте, что ладони-тучки (Над столом.)

Каждым пальцем поочередно касаемся крышки стола, при этом считаем: одна снежинка, две снежинки....

Вот сколько снежинок нападало, давайте с ними поиграем. (Логопед раздаёт детям снежинки.)

Я буду произносить разные звуки. Если вы услышите звук К, положите перед собой снежинку. (К, П, О, М, Т, К, К, В, К).

А мы с Колобком буде смотреть, кто самый внимательный.

(Логопед закрывает рот маской.)

Во что дети любят играть зимой на улице? (В снежки.)

А вы хотите поиграть в снежки?

Я произнесу слоги, если услышите слог со звук К, бросайте снежок в корзинку. (КА, ТУ, КУ, МО, КО, КУ, ДЫ, КЫ)

Молодцы. У вас очень внимательные ушки.

7. Развитие фонематического восприятия на уровне слова.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Колобок взял с собой на прогулку мешочек с предметами. Давайте узнаем, что он взял с собой.

Дети на ощупь узнают предмет, определяют, есть ли в его названии звук К.

Предметы: тарелка, шарик, машинка, кубик, ложка, чашка.

В названии каждого предмета есть звук К. По-другому быть и не могло, ведь это любимый звук Колобка.

Логопед убирает предметы в мешок и просит детей вспомнить их названия.

8. Буква К.

Ребята, давайте отнесём мешочек Колобку.

Находим конверт, в котором элементы буквы К.

Это какая-то буква. Видимо, от ветра и мороза она сломалась. Кто-то из вас узнал её? Давайте соберём эту букву.

Дети складывают букву К из элементов.

Это буква К. Какой звук обозначает эта буква? (К)

На что похожа буква К? (На усики жука, клюв.) Показ картинок.

Два столба стояли рядом,
Вдруг один переломился
И к другому прислонился.

Клюв раскрыла буква «К»
Хочет скушать паука.

В какую сторону смотрит буква К? (В правую.) Сколько элементов у буквы К? (Три.) Какие? (Одна длинная палочка и две короткие.)

Букву К можно выложить из разных предметов.

Работа в парах. Конструирование буквы из машинок, из лего, магнитной мозаики.

Прописывание К на ладошке товарища.

9. Чтение слогов.

Упражнение «Катаемся на горке».

Чем дети любят зимой? (Кататься на санках, на лыжах, на коньках)

Давайте покатаем колобка на санках с горки.

10. Чтение слов - соотнесение с картинкой.

Много забав у детей зимой. Можно построить из снежных комьев крепость.

(Показ картинки.)

Давайте поможем Колобку построить её.

Первый ряд уже есть. (На доске «снежные комочки» с картинками: кот, кит, куб, жук, бык, лук)

Второй ряд мы построим вместе. Для этого нужно прочитать слово на вашем комочке и найти такую картинку.

Дети выполняют задание.

Ну, вот наша крепость готова. И прогулка тоже подошла к концу.

11. Итог. Рефлексия.

Ребята, какой звук мы сегодня искали в слогах, словах? (К) Он гласный или согласный? (Согласный.)

Вам понравилась наша зимняя прогулка с Колобком? Кому было трудно?

Перед вами на столе два колобка: один грустный, другой весёлый.

Покажите такого Колобка, какое у вас сейчас настроение.

Сюрпризный момент. Колобок благодарит вас за прогулку и приготовил для вас сюрприз. Сейчас вы протянете ручку в волшебный мешочек, возьмете из него один предмет и узнаете, что это за подарок. (Конфеты–любимое лакомство со звуком К)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Сказка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

учитель-логопед Валимухаметова Ферюза Кабулжановна

Тема: Звуки [К], [К’]. Буква К.

Коррекционно-образовательные цели . Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Знакомство с буквой К.

Закрепление знаний о предложении.

Продолжать упражнять детей в выкладывании схем, подбору слов к данным схемам; чтение коротких слов;

совершенствовать навык слогового чтения по таблице Зайцева.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фразовой речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, слуховой памяти, умения слушать и слышать инструкции педагога.

Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: предметные картинки на звук [к], пеналы для звукового анализа, демонстрационная таблица А.Н. Зайцева, индивидуальные кассы букв, тетради для письма.

Ход занятия

Организационный момент: Сядет тот, кто вспомнит и назовет слова со звуком [к], [к’].

Постановка цели.

Сегодня на занятии мы будем работать с буквой «К».

Повторение пройденного материала:

Какие звуки обозначает буква «К»? ([К], [К’])

Расскажите о звуке [К]? Расскажите о звуке [К’]?

Работа с предметными картинками. Определение лишней картинки в ряду:

Посмотрите на картинки. Назовите их. Кто это?

Какая птица лишняя? Почему?

(Лишняя птица - цапля, потому что в этом слове нет звука [К])

голубь дятел ворона ласточка

(Лишняя - ласточка, потому что в этом слове слышится звук [К]).

Определение места звука [к] в слове.

У детей на столах картинки, в названии которых слышится звук в начале и в конце слова: книга, паук, лук, мак, куст, сок, кот, финик, барсук, конь, фартук, конфета, калоши, капуста, клен, сук.

Дети по одному выходят к доске называют картинку и ставят ее к одной из полосок-схеме, в соответствии с позицией звука [к] в слове.

РАБОТА ПО демонстрационной ТАБЛИЦЕ ЗАЙЦЕВА.

Логопед: Звонко лапки ставит киска

Наша киска пианистка.

Ей по клавишам рояля

Разрешает прыгать Валя:

К КА КО КУ КЫ КЭ КЬ КЯ КЁ КЮ КИ КЕ

Дети вместе с логопедом пропевают слоговые дорожки, поочередно то низким, то высоким голосом.

Затем парами: К-КЬ КА-КЯ КО-КЁ КУ-КЮ КЫ-КИ

Игра «Живые звуки»

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Живые звуки». Вызывает 3 детей.

первый - Стас - звук К.

вторая - София - звук О.

третий - Ратмир - звук Т.

Встаньте по порядку, а мы с ребятами прочитаем слово.

(хором читают КОТ )

КОТ - кто это?

Кот - это домашнее животное.

Найдем это слово на нашей таблице: КО-Т

7. ФИЗМИНУТКА «ГНОМЫ»

Динь-дон, динь-дон,

Гномы строят новый дом.

Красят стены, крышу, пол,

Подметают все кругом.

Мы к ним в гости пойдем

И подарки принесем.

На пол мягкую дорожку,

Расстелив ее к порожку.

Две подушки на диван,

Меду липового жбан.

(Дети выполняют соответствующие движения)

8. РАБОТА С КАССАМИ БУКВ.

Логопед: - Возьмите кассы букв. Вспомните и выложите из букв слово - КОТ.

Ребята, придумайте красивые предложения со словом КОТ .

Дети: В нашем доме живет кот Васька. Кот поймал мышку. У нашего кота пушистый хвост. и т.д.

Какое еще слово можно получить из букв К, О, Т? (ТОК, КТО)

А теперь измените одну букву в слове КОТ, чтобы получилась большая -пребольшая рыба. (КИТ)

Логопед: - Молодцы, со всеми заданиями справились.

9. Пальчиковая гимнастика «Дом на горе»

На горе мы видим дом

Много зелени кругом.

Вот-деревья, вот кусты,

Вот душистые цветы.

Окружает все забор,

За забором - чистый двор.

Мы ворота открываем,

К дому быстро подбегаем.

В дверь стучимся: тук-тук-тук,

Кто-то к нам идет на стук…

В гости к другу мы пришли

И подарки принесли.

(дети выполняют соответствующие движения с логопедом)

10. РАБОТА В ТЕТРАДИ.

Дети открывают свои тетрадочки (сопровождая действия «волшебными словами»):

«Я тетрадочку открою и как надо положу,

Я, друзья от вас не скрою - карандаш вот так возьму - показывают как надо правильно держать карандаш!

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».

(Логопед обращает внимание:правильно ли лежит тетрадь на столе, локоть ребенка не надолжен свисать со стола...)

Задания:

Логопед:Ребята, сначала

1. Дорисуйте большую букву К и маленькую букву к до конца строчки.

2. Обведите в синий кружок только те буквы «К», которые написаны правильно.

ИТОГ. Оценивание деятельности детей.

Ребята, с какой буквой играли? Что понравилось на занятии?

Сегодня, все старались, были активными, помогали друг другу. Молодцы.

Сначала встанут дети, в имени которых слышится звук [К] - Карина, Максим, cо звуком [К’] - Никита, Кирилл.

занятие 12: 6-7 лет

Тема : Звук и буква К.

Цель: Учить называть и узнавать букву К, четко произносить слова на заданный звук, определять место звука в слове, закрепление понятия «буква», «гласный звук», развивать способность сравнивать и анализировать, мелкую моторику рук.

    На места садятся дети, назвавшие слова со звуком К.

Педагог сообщает, что на занятии дети узнают новую букву. Он показывает ее изображение и отмечает, что буква похожа на клоуна, который выставил руку и ногу. Соединяя новую букву со знакомыми, педагог добивается чтения детьми обратных слогов: АК, УК, ИК, ОК . К каждому из слогов добавляется в начале или в конце полоска, символизирующая остальную часть слова, придумать которое педагог предлагает детям, например: мак, рак, сук, сундук, домик, садик, икра, укроп и т.д.)

Давайте вместе произнесем звук к. Получится у нас его спеть? (Нет). Почему? (нам мешает преграда – спинка у языка поднимается вверх). Значит он какой? (Согласный). В каком домике будет жить этот звук? (В синем).

У детей на столах картинки с изображениями предметов, в названиях которых звук К слышится в начале или в конце (комар, ком, куст, кофта, гамак, садик, камень, клоун, носок). Педагог выставляет справа и слева на доску полоски для определения позиции звука; на одной буква К в начале, на другой – в конце. Дети должны выйти, назвать картинку и поставить ее к одной из полосок, в соответствии с позицией звука в слове.

Ребята, какой звук к был в этих словах – мягкий или твердый? (твердый).

Послушайте слова: кит, киса – какой вы слышите звук в начале этих слов? (Звук кь). Какой он – твердый или мягкий? (Мягкий). А мягкие звуки в каком домике у нас живут? (В зеленом). Кь – братец звука к.

    Знакомство с буквой и звуком Кк.

    На что похожа эта буква?

    Выбор слов со звуком К из стихотворения:

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил,

А козе капустки –

Кочанчики хрустки.

Будет козочка крепка,

Кошке даст молока.

Ножку выставила в бок,

Оперлась на каблучок,

Ручку выше поднимает,

Буква К плясать желает!

    Выкладывание буквы из палочек, из фасоли.

    Пишем большую и маленькую букву Кк.

    Чтение - Рак, сок, лук, лак, мак, ком, мука, куры, какао, канава, комары..

    Игра с мячом «Измени слово».

Педагог предлагает детям изменить слово и произнести его так, чтобы в нем появился звук к (буква перед детьми на доске). Например: лапа – лапка, липа – …, лопата, нота, монета, солома, пена и т.п. Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку.

А потом изменить слово так, чтобы звук к стал мягким (кь). Я произнесу слово и назову один предмет, а вы – когда их много: лапка – лапки, липка – липки и т.д. Обратить внимание на то, что в словах появился мягкий звук кь.

Педагог предлагает детям изобразить: как Коля косил клевер, как Катя красила комнату, как Костя крепил картину к ковру и пр. При выполнении упражнений обращается внимание, что каждое слово в предложении начинается со звука К.

    Игра «Найди маму». Дети распределяются на две группы. Одной дают

карточки с изображениями детенышей животных, на другой – их мам.

Помогите детенышам отыскать своих мам.

Дети встают парами. Затем выставляются картинки на наборном полотне, и дети называют ответы.

(У крольчихи – крольчата, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у козы – козлята, у утки – утята). Скажите ласково о каждом детеныше (теленочек, козленочек, утеночек)

    Прослушать песенку с буквой К.

    Анализ. Что нового узнали? Что понравилось?

Конспект логопедического фронтального занятия,

Продолжительность занятия: 30 минут

Тема: «Звуки [К], [К"]. Буква К. »

Тип занятия : занятие по овладение новыми знаниями, умениями, навыками

Цель занятия: Ознакомление со звуками [К], [К"] и буквой К.

Коррекционно-образовательные задачи:
-уточнение артикуляции звуков [к-кь];

Ознакомление с буквой К;

Закрепление образа буквы;

Формирование навыка чтения слогов с буквой К.
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие фонематического восприятия, мелкой моторики, координации движений, мышления и зрительного восприятия.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитание положительного отношения к учебной деятельности, самостоятельности, активности.

Оборудование : зеркала, кассы букв и звуков, индивидуальные тетради, картинки с изображением кота, клоуна, капусты, колокольчиков, карандашей, кекса, кисти, звуков К, К", синие и красные кружки, «слоговые елки», вагоны.

Лингвистический материал: [к], [к"], капуста, коньки, колокольчик, карандаши, кекс, кисть, ак-ок-ук-ик, ка-ко-ку-ки, коза, курица, корова, кролик, индюк, бык.

Ход занятия:

Психогимнастика:

У: Пускай снегами все заносит,

Пускай лютуют холода,

Зима меня не заморозит,

Не напугает никогда.

Зимою белые снежинки

Танцуют за моим окном.

А Дед Мороз свои картинки

Рисует на стекле ночном.

1. Организационный момент:

У: Сегодня к нам на занятие пришел кот Кирилл и он приглашает нас с вами в путешествие в удивительный город Звукоград, в котором живут звуки и буквы. Кирилл отправляется в гости к своим любимым звукам и букве.
У: Ну, что ребята отправимся с ним.
1, 2, 3, 4, 5 –
Путешествие пора нам начинать.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

У: Но прежде чем отправится нам нужно подготовится. Возьмите зеркала и поставьте их перед собой. Слушаем внимательно и повторяем движения.

«Улыбочка-хоботок»

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

«Лопаточка»

Язык широкий покажи
И лопатку подержи

«Часики»

Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»

«Качели»

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

«Чашечка».

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

«Горка».

Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!

Пальчиковая гимнастика:

У: (Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.


У:Но какие же его любимые звуки? У Кирилл имя начинается с этого звука - Кот Кирилл! Ребята! Догадались, какие это звуки? («К и К*»).
У: Правильно. Сегодня мы будем говорить о жителях Звукограда звуках «К и К*», и букве «К», познакомимся поближе и запомним их.
У: Где же мы будем искать звук «К»?
У: Ребята! Давайте вспомним! В Звукограде живут звуки!
У: Чем буквы отличаются от звуков? (звуки слышим, произносим; буквы мы видим, пишем, читаем).В Звукограде есть улица Гласных и улица Согласных звуков.
У: Подумайте, на какой улице живут звуки «К и К*», (на улице гласных или согласных звуков).
Артикуляция и характеристика звуков [к-кь].

У: Произнесите звук К
У: При произнесении звука [к] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка опущена. А теперь произнесите звук К*
У: При произнесении звука [кь] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка поднимается дугой.
У: Скажите, легко ли вам произносить этот звук? (трудно).
У: Верно. Какой же это звук? Согласный.
На картинке изображен «кот».
У: Давайте произнесем слово «кот» Как слышится звук [ к ] в слове кот? (твердо). Твёрдый звук [К] обозначим – кружком синего цвета.

У: Давайте произнесем слово «кит» Как слышится звук в слове кит? Мягкий согласный [КЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим - кружком зелёного цвета. Значит звук [ к ] может быть твердым и мягким.

У: Ребята давайте мы с вами определим, какой звук [ к ] звонкий или глухой? (Приложите ладонь к горлышку. Оно дрожит? Нет значит звук К глухой)
Согласный, бывает твердым и мягким, глухой.

У: А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто больше».

Кот принёс любимую картинку, назовите слова в которых есть звук [ к, кь]

(капуста, кактус, колокольчик, карандаши, котята, компьютер…)

Игра: «Подними сигнал»

У: Когда услышите звук к: среди других звуков, в слоге, в слове хлопните в ладоши

М, н, к, т, п, к

Та, ко, му, ип, ку, ут, ки, ак

Стол, ком, зима, кот, мак, комар.

3. Динамическая пауза:

«Звуков, мы немало знаем…(сжимание-разжимание пальцев)

Добрались до звука «К».

Есть слова, где К - в начале, (наклон)

Есть слова, где К – в конце …» (наклон)

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

Игра «Звуковой поезд».

У: «Определи место» звука К в слове, где он слышится в начале или в конце слова. Разложить предметные картинки:

коза, кот, курица, корова, кролик, индюк, цыплёнок, бык, собака.

У: В первый вагон – поместим животных и птиц, названия которых начинаются со звука «К», во второй - в конце слова.
У: «Что лишнее?» - лишняя картинка - собака, в слове звука в середине [К].
У: Во 2 вагоне едут?

«Кого не стало?» убираю, поочередно: кого не стало: быка, цыплёнка, индюка.
Знакомство с буквой.

У: Что вы видите на этой картинке? Кто изображен?

Ай, да клоун!

Знаешь, кто он?

Этот клоун –

Буква К.(Е. Тарлапан)

У: «На прямую палочку справа села галочка.

Там поныне и сидит,

Буквой «К» на нас глядит».

У: Звуки [ к, кь ] на письме обозначается буквой К. Буква К: состоит из трех палочек, одну большую прямую палочку поставим вертикально, две под наклоном приставляем к середине.

Упражнение в чтении прямых и обратных слогов: ак, ок, ук, ик.

У: Клоун приготовил фокус «Чудо-Ёлка».

«Лесная красавица в гости пришла,

На ветках зелёных шары принесла.

Внимательно эти шары рассмотри

И слоги на них поскорее прочти».

(Дети рассматривают наборное полотно, читают.)

В ходе игры выполняется:

Анализ обратного слога с помощью символов: АК, ОК, УК, ИК.

АК- АК-АК. Вот какой гамак. (3 хлопка, руки в стороны)

ОК-ОК-ОК. Вот какой комок. (3 хлопка, присесть, лепить «снежок»)

УК-УК-УК. Обломился сук. (3 хлопка, руки вверх, вниз).

ИК-ИК-ИК. Вот какой котик.

Читаем слоги: КА, КО, КУ, КИ.
У: Придумайте слова со слогом: ка (капуста, капля), ко (кот, ком), ку (курица, кукушка), ки (кит, кино).
У: Ребята, клоун приглашает нас в мастерскую. Откройте свои тетради и запишите букву К.

Вот спасибо, помогли,
Звук и букву «К» нашли.
Вам я очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы!!!

«1,2,3,4,5-путешествие пора нам завершать, (пальчики по1, хлопки (ладонь-кулак)

1,2,3,4,5- возвратились в детский сад» (ходьба, руки вверх, хлопок, в стороны)

Вам понравилось путешествие в Звукоград. Что понравилось?

5. Итог занятия

С какой буквой мы с вами познакомились?

Какие звуки она обозначает?

Расскажите о звуках к и кь (согласные, глухие)

Чем отличаются эти звуки? (согласный твёрдый, согласный мягкий)

Молодцы! Мне тоже понравилось, наше занимательное путешествие.

Виктория Павленко
Конспект занятия «Звук [к] и буква К» (старшая логопедическая группа)

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Познакомить со звуком К;

Научить характеризовать звуки К, по акустическим и артикуляционным признакам

Совершенствование навыка звукобуквенного анализа;

Познакомить с буквой К;

Коррекционно - развивающие:

Закреплять понятие о месте звука в слове;

Упражнять детей в деление слов на слоге

Упражнять в правильном произношении звука [К] в словах;

Закрепить понятие «согласные звуки»;

Развитие фонематического слуха зрительного восприятия, памяти;

Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого,

Воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг с другом.

Оборудование: Зеркала, картинка для звука подражания, предметные картинки в названиях которых присутствует звук К; буква К; звуковые линейки, цветовые символы звуков, звуковые замки, домики для букв.

Ход занятия:

1. Организационный момент. На ковре.

Изобразите ласкового котёнка, который просит молочка. Изобразите сердитого козла. Покажите, как испугалась маленькая девочка. Изобразите походку утят, важного индюка. Покажите, огорчение маленького цыплёнка,который хотел запеть как петух.

Ребята, занимайте свои места за столом.

2. Сообщение темы занятия.

Дети, отгадайте мои загадки, и вы узнаете какой звук, будем сегодня изучать:

«С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица» (козёл);

«Часто умывается, а с водой не знается» (кот);

«Не огонь а жжётся» (крапива);

«Сто одёжек, и все без застёжек» (капуста)

Ребята, назовите первый звук в отгадках. Выделение звука К из слов козёл, кот, крапива, капуста, Правильно. Звук К

Выставляется картинка для звукоподражания: Идёт сильный дождик: КККК….

А теперь посмотрите, дождик падает, ударяется о зонтик, и при этом получается звук КККК. С этим звуком мы сегодня и познакомимся.

3. Характеристика звука К по артикуляционным и акустическим признаком.

Хоровое и индивидуальное произнесение звуков К с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом. С подробным акустико-артикуляционным анализом звука (губки свободны, кончик языка опущен в низ, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу)

Спинкой языка попробуй

Стукнуть сильно, быстро в нёбо

Глубже, ниже опускай!

К- как камень крепкий звук,

Кость, кремень, камин, каблук.

Звук К: согласный (язычок создаёт преграду воздуху, твёрдый, глухой.

Ребята, согласные твёрдые звуки живут в каком звуковом замке? Правильно в синем замке. Значит звук К обозначаем фишкой синего цвета.

4. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук»

Логопед произносит слова, а дети хлопают в ладоши, если есть в словах звук К.

5. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов АК,КА с выкладыванием схемы. Показ на схеме звуков по заданию логопеда: «Покажите звук К, а теперь звука А. Дети указывают на соответствующую фишку на схеме.

6. Физминутка.

Ходит по двору индюк (руки на поясе, высоко поднимаем колено)

Пролетел над полем жук (руки в сторону, махи руками)

По цветку ползет паук (шаги с продвижением, руки вперёд)

Обломился старый сук (хлопки).

Молодцы, тихонечко садитесь.

7. Закрепление звука в словах.

Работа с картинками: выбрать из ряда предметных картинок, те нарисованные предметы в названиях которых есть звук К, определить место звука К в этих словах.

8. Закрепление звука в предложениях. Игра «Живое предложение».

Составление предложений со словами, которые обозначают название картинок, выставленных на доске.

Затем дети выстраиваются в «живое предложение». Логопед указывает на одного из детей, а дети называют соответствующие слово.

9. Произношение звука К в чистоговорках.

Ка-ка-ка- бежит река

Ко-ко-ко-вижу далеко.

Ку-ку-ку- кукушка на суку.

Ак-ак-ак –у реки рыбак.

10. Физпауза. Развитие мелкой моторики, просодических компонентов речи.

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора –

Бал-бал-бал! Балды - балда!

Наши курочки в окно-

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А наш Петя - петушок

Рано утром поутру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

11. Связь звука и буквы

Ребята, как вы думаете, какой буквой мы обозначим звук [К]?

Буквой К (Показ буквы).

На прямую палочку справа села галочка,

там поныне и сидит-буквой К на нас глядит.

Игры с букой.

-Посмотрите, какая жалость наша буква потерялась!

Ну, ка домик ей найдите путь дорожку покажите.

В нужный домик поселите, и какой звук она обозначает, определите.

Дети определят домик буквы К в дидактических игровых пособиями «Домики для букв».

-Буква К гостей ждала пирогов напекла. Первой в гости к ней пришла буква А заглавная в алфавите главная. Стали буквы чай пить с пирогами и блинами, а потом играть слоги вместе составлять К… А догоняла слог первая начинала. Буквы за игрались и местами поменялись А…К.

Чтение слогов КА, АК

Логопед предлагает детям написать букву в воздухе, затем выложить её из счётных палочек.

Давайте напишем букву К в воздухе (один столбик, а к нему присоединился другой, переломленный столбик).

А теперь выложим букву К из счётных палочек.

Я вижу, вы справились с работой, молодцы! Замечательные буквы у вас получились.

11. Итог занятия.

Список использованной литературы

1. Пожиленко, Е. А. "Волшебный мир звуков и слов" (пособие для логопедов)-М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-224 с.

2. Гомзяк,О. С. "Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 2 периода обучения в старшей логогруппе/О. С. Гомзяк-М. ;изд. ГНОМ, 2014.-128 с.

3. Лопухина,И. С. Логопедия,-звуки, буквы и слова/И. С. Лопухина. -СПб. изд. :Корона Принт,2004-144 с.

4. Агронович,З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. -СПб. :ООО изд. "ДЕТСТВО-ПРЕСС",2015.-160 с.

Публикации по теме:

Птицы в небе тают,тают- Птицы к югу улетают. Всё, растаяли вдали аист, Цапли, журавли. На этой неделе закончилась работа по лексической.

Конспект НОД для детей подготовительной группы с Нвнр тема «Звук [Ц] и буква Ц» Тема: «Звук и буква Ц «Цель:закреплять правильное произношение звука «ц»в словах, предложениях; развивать фонематический слух; учить.

Конспект СОД в подготовительной группе (ОНР) Тема: «День рождения куклы Маши» (звук [Ш] и буква «Ш») Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе (ОНР). Подготовка к обучению грамоте. Тема: «День рождения куклы.

НОД «Зимующие птицы» (старшая логопедическая группа) Н. О. Д тема «Зимующие птицы» старшая логопедическая группа Цель: развитие лексико - грамматических представлений. Задачи: Образовательные:.