Все о тюнинге авто

Мозырский государственный педагогический университет им. Шамякина ждет вас! Уо «мозырский государственный педагогический университет им

Факультет дошкольного и

начального образования

Кафедра педагогики

начального обучения

Курсовая работа по педагогике

Тема: «Физическое воспитание младших школьников»

Студенки II курса 3 группы

заочного отделения

зачетная книжка № 06172

Бондиковой Олеси Николаевны

Руководитель

_________________

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..………………..3

ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ……………………………………………..…….6

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………………….….…16

      Формирование понятий о здоровом образе жизни…………………………16

      Анализ вредных привычек, оказывающих влияние на здоровье младших школьников…………………………......………………………………..…...20

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРАКТИКЕ ……………………………………….…...…..25

3.1 Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях педагогической поддержки………………………………………………….25

3.2 Особенности организации профилактической работы педагога по преодолению вредных привычек у младших школьников……………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………..…………..……37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….....40

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….………..41

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования физического воспитания младших школьников в современной системе образования заключается в том, что проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения младших школьников является одной из самых важных социальных, медико-биологических и педагогических задач, стоящих перед обществом. При этом успешность физического воспитания младших школьников во многом обусловливается состоянием здоровья, функциональными и адаптивными возможностями организма.

По данным Министерства Здравохранения Республики Беларусь, в настоящее время наблюдается снижение числа абсолютно здоровых детей школьного возраста до 10-12% . В частности, количество функциональных нарушений и хронических болезней у младших школьников возросло за последние пять лет в 2 раза.

Следует так же отметить, что в Республике Беларусь на всех этапах становления современной школы суще­ствовал неподдельный интерес к вопросам сохранения и укрепления здо­ровья учащихся. Если на начальных этапах этот интерес в большей мере проявлялся со стороны узких специалистов, то в настоящее время инициатива сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения принадлежит системе образова­ния .

Современная школа призвана решать разнообразные и сложные задачи, связанные с физическим воспитанием, при этом работа педагогов должна быть скорректирована с требованиями сохранения здоровья младших школьников, а так же учетом психологии младших школьников, их способностей, особенностью умственной деятельности учащихся и многим другим.

Одной из основных причин неблагополучного состояния здоровья современных школьников специалисты считают недостаток физической активности, а так же вредные привычки, которые в современной школе проявляются у младших школьников. В связи с этим возникает необходимость критического анализа имеющегося опыта оздоровительной работы в системе образования.

В написании курсовой работы было изучено ряд исследований о сущности и содержания валеологического воспитания младших школьников и формирования основ здорового образа жизни в системе физического воспитаниямладших школьников.

Несомненный интерес для проведенного исследования имели исследования, раскрывающие вопросы интеграции педагогических условий для психического и физического оздоровления младших школьников (Т. А. Куликова), совместной деятельности учителей начальных классов и семьи по формированию валеологической культуры младших школьников (А.Л. Филлипович), проектирования здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования (О.Е.Подгорная).

Следует так же отметить, что в последние годы появилось ряд работ по реализации здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании.

В результате анализа психолого-педагогической литературы по вопросам физического воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе и изучения опыта работы общеобразовательных школ были выявлены следующие противоречия:

    между необходимостью формирования здорового образа жизни у младших школьников и недостаточной разработанностью проблемы создания педагогических условий формирования ЗОЖ у младших школьников;

    между наличием высокой степени риска возникновения «школьной патологии» у младших школьников и отсутствием эффективной модели организации деятельности по формированию ЗОЖ в физическом воспитании;

    между требованиями к профессиональной компетенции педагогических кадров по реализации здоровьесберегающих начал образовательного процесса в системе физического воспитания и их способностью проектировать и систематизировать на практике здоровьесберегающие образовательные технологии.

Таким образом, на основании выявленных противоречий была определена проблема педагогического обеспечения процесса физического воспитания младших школьников в современной школе.

Объект исследования: физическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования здорового образа жизни у младших школьников в системе физического воспитания.

Цель исследования теоретически разработать и экспериментально проверить формирование основ здорового образа жизни младших школьников в системе физического воспитания.

Задачи исследования:

    Проанализировать концепцию развивающего обучения в системе физического воспитания;

    Раскрыть сущность организации процесса здорового образа жизни младших школьников в современной школе;

    Выделить значимость формирования основ здорового образа жизни у младших школьников в условиях педагогической поддержки.

Гипотеза исследования: процесс педагогической ориентации младших школьников на здоровый образ жизни будет эффективным, если проектируются и реализуются следующие организационно-педагогические условия физического воспитания:

    формирование знаний младших школьников о здоровье, здоровых и вредных привычках, о здоровом образе жизни;

    формирование ценностных ориентаций на укрепление своего здоровья.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовалась совокупность следующих методов педагогического исследования:

    теоретический анализ психолого-педагогической и медицинской литературы,

    изучение и обобщение передового педагогического опыта;

    эмпирические методы (наблюдение, беседа, анкетирование).

При характеристике сущности оздоровительной работы в учебно-воспитательном процессе я опиралась на теоретические исследования Е.М. Мастюковой, Р.Д Бабенковой., Е.Н. Петкевич.

  • Регион: Гомельская область
  • Населенный пункт: :Мозырь
  • Тип УЗ: ВУЗ
  • Вид УЗ: Образование
  • Адрес:

    247760, Гомельская обл., Мозырь, ул. Студенческая, 28.

  • Телефоны:

    375 236 324314 (приемная ректора); Тел.: +375 236 324317 (приемная комиссия);

  • URL: www.mgpu.by
  • E-Mail: [email protected]

Деятельность Мозырского государственного педагогическо университета началась в 1944 году на базе Рогочевского учительского института. В состав института входили 7 кафедр и три отделения: языка и литературы, физико-математическое и историко-географическое.
В 1952 году Мозырский учительский институт был реорганизован в Мозырский государственный педагогический институт.
В 1964 году институту было присвоено имя Н.К.Крупской.
За время своей деятельности ВУЗ претерпевал неоднократные реорганизации и переименования. В настоящее время ВУЗ имеет статус университета и носит имя Ивана Петрович Шамякина.
Значительное развитие получили отделения, факультеты и кафедры университета. Их открытие и реорганизация просходили с учетом потребностей региона.
За годы существования университета было подготовлено более 40 тысяч специалистов. Около 60% преподавательского состава являются выпускники университета.
Материально-техническая база отвечает современным требованиям и включает в себя широким набором технических средств, что позволяет обеспечить учебный процесс на самом высоком уровне.
В течении последних лет в университете было открыто 3 факультета, центр идеологической работы, информационно-вычислительный центр. Создан научно-исследовательский институт региональных проблем реабилитологии и народной культуры, центр русистики.
Сегодня Мозырский государственный университет им. И.П.Шамякина - это 4 учебных корпуса, где размещаются 10 факультетов, которые объединяют 32 кафедры. Количество студентов на дневной и заочной формах обучения превышает 8000 человек.
В университете функционируют аспирантура и магистратура.
К настоящему времени МГПУ стал крупным образовательным, научным и культурным центром Белорусского Полесья.

Биологический факультет

Биологический факультет был открыт в сентябре 2006 года. Однако, его история началась еще в 1996 году, когда в университете была образована кафедра экологии и основ медицинских знаний.
Через два года кадровый потенциал и материально-техническое оснащение сделали возможным открытие новой специальности - "Биология. Охрана природы". В 2002 году образован факультет физической культуры и кафедра экологии и основ медицинских знаний входит в его состав. В 2003 году на базе кафедры образовано отделение "Биология, охрана природы", ставшее основой для создания биологического факультета.
В состав факультета входят 2 кафедры:
кафедра биологии;
кафедра природопользования и охраны природы.
На кафедрах факультета на постоянной основе работает 34 сотрудника профессорско-преподавательского состава, из них: 1 профессор, доктор наук; 14 доцентов, кандидатов наук; 14 преподавателей без степени; 5 лаборантов.
факультет располагает 11 специализированными лабораториями и кабинетами и 3 лекционными аудиториями.
В настоящее время факультет готовит специалистов биологического профиля по специальности 1-02 04 04-03 "Биология. Охрана природы". С начала открытия факультета подготовлено свыше 520 педагогов - биологов по дневной и заочной формам обучения.

Факультет довузовской подготовки и профориентации

Факультет довузовской подготовки и профориентации был создан в 1994 году на базе функционировавшего в институте с 1975 года подготовительного отделения.
Основные задачи факультета:
организация и координация профориентационной работы, проводимой деканатами, кафедрами и органами образования Гомельской области;
проведение мероприятий по повышению уровня общеобразовательной и педагогической подготовки молодежи, поступающей в вузы;
организация и проведение мероприятий профессиональной ориентации и подготовки молодежи к поступлению в педуниверситет (олимпиады по предметам вступительных испытаний, Дни открытых дверей, выезды в школы Полесского региона);
сотрудничество со средними и средними специальными учебными заведениями г. Мозыря, г. Калинковичи, других населенных пунктов Гомельской области;
работа с учителями средних школ Гомельской области (проведение научно-методических семинаров);
повышение эффективности учебных занятий на подготовительном отделении и подготовительных курсах;
организация и проведение репетиционного и централизованного тестирования для поступления в высшие учебные заведения.
В процессе решения этих задач преодолевается разрыв между уровнем подготовки учащихся в средней школе и требованиями вуза, расширяются и углубляются знания наиболее способной молодежи, которая проявляет интерес к техническим, естественным и гуманитарным наукам. Учебный процесс ориентирован на работу с выпускниками школ прошлых лет, которые нуждаются в повторении школьной программы по предметам вступительных экзаменов, по любой удобной для них форме обучения: дневной или заочной. Слушатели из числа учащихся средних, средних специальных учебных заведений имеют возможность пройти подготовку к вступительным испытаниям на вечерних подготовительных курсах. Научно-методическое обеспечение учебного процесса осуществляется за счет издания методических пособий, разрабатываемых преподавателями, работающими на факультете.

Факультет дошкольного и начального образования

В 1960 году в Мозырском государственном педагогическом институте открыт факультет начальных классов, который в 1964 году был переименован в факультет педагогики и методики начального обучения, а в 2006 году - в факультет дошкольного и начального образования.
1 сентября 1962 года на факультете начала действовать первая кафедра - методики начального обучения.
Сейчас факультет обеспечивает профессиональную подготовку кадров с высшим образованием по дневной форме обучения по специальностям:
Начальное образование. Практическая психология (Преподаватель. Педагог-психолог);
Начальное образование. Музыкальное искусство (Преподаватель);
Дошкольное образование. Логопедия (Педагог. Учитель-логопед);
Дошкольное образование. Физическая культура (Педагог. Преподаватель)
По заочной форме обучения ведётся подготовка по сокращённой форме (4 года обучения) по специальностям:
Начальное образование;
Дошкольное образование.
Образовательный процесс на факультете обеспечивает пять кафедр:
кафедра педагогики начального образования,
кафедра практической психологии и дефектологии,
кафедра методики начального образования,
кафедра музыки и методики преподавания музыки,
кафедра белорусского языка.
На факультете работает 44 преподавателя, из них 17 - кандидаты наук. Коллектив факультета обеспечивает подготовку 588 студентов дневной формы обучения, 571 студента заочной формы обучения. Студенты заочной формы обучения имеют среднее специальное образование и обучаются по сокращённой программе.

Инженерно-педагогический факультет

В связи с развитием системы профессионально-технического образования и необходимостью подготовки инженерно-педагогических кадров, в 1976 году в Мозырском государственном педагогическом институте на факультете общетехнических дисциплин и физики была начата подготовка студентов по специальности "Преподаватель общетехнических дисциплин и труда" с присвоением квалификации "Преподаватель-мастер общетехнических дисциплин и труда".
С сентября 1982 года был организован факультет общетехнических дисциплин и труда, который в 1989 году преобразован в инженерно- педагогический.
В состав факультета входит 5 кафедр: :
основ машиностроения и методики преподавания машиностроительных дисциплин,
основ строительства и методики преподавания строительных дисциплин,
агроинженерии и методики преподавания агроинженерных дисциплин,
экономики,
психологии.
На кафедрах факультета на постоянной основе работает 66 сотрудников профессорско-преподавательского и обслуживающего состава, из них: 4 профессора, доктора наук; 21 доцент, кандидатов наук и 28 преподавателей без степени, 13 лаборантов и 4 мастера производственного обучения.
Факультет располагает 15 специализированными лабораториями и лекционными аудиториями, 6 учебными мастерскими.
В настоящее время факультет готовит специалистов инженерно-педагогического профиля по специальности 1-08 01 01 "Профессиональное обучение" по пяти направлениям специальности: "Машиностроение", "Строительство", "Агроинженерия", "Экономика и управление", "Энергетика".
С начала открытия факультета подготовлено свыше 6300 инженеров-педагогов по дневной и заочной формам получения высшего образования.

Факультет общественных профессий

Факультет общественных профессий объединяет в своем составе несколько направлений: музыкальная деятельность, техническое творчество, народные ремесла, декоративно-прикладное искусство и др.
Целью работы данного факультета является развитие и совершенствование творческих способностей студентов и подготовка педагогов дополнительного образования.
В рамках деятельности факультет общественных профессий решает следующие задачи:
Формирование у студентов университета художественно-эстетического вкуса, сохранение и преумножение культурных ценностей, возрождение и развитие народного творчества, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Организация свободного времени.
Внедрение в учебный процесс работы в объединениях современных технологий художественного творчества.
Создание условий для удовлетворения потребностей студентов в области художественного развития.
Реализация Политики и достижений целей в области качества в пределах функций, закрепленных за факультетом общественных профессий.

Факультет технологии

История факультета началась в в 1969 году, когда в Мозырском государственном педагогическом институте имени Н. К. Крупской была открыта подготовка учителей по специальности 2120 «общетехнические дисциплины и труд» с дополнительной специальностью «физика». А с с 1 января 1972 г. был открыт факультет общетехнических дисциплин, труда и физики.
За время деятельности факультета подготовлено более шести тысяч специалистов, которые работают во всех районах и городах Беларуси и за ее пределами.
Основными направлениями деятельности факультета с момента его возникновения и до настоящего времени является подготовка высококвалифицированных кадров в области трудового обучения для общеобразовательных школ, внешкольных учреждений образования, системы среднего специального образования Республики Беларусь.
Сегодня факультет технологии является ведущим по разработке Концепции и Образовательного стандарта по учебному предмету общеобразовательной школы «Трудовое обучение», а также образовательного стандарта и типовых учебных планов для учреждений высшего образования.
В составе факультета технологии функционируют четыре кафедры:
кафедра методики технологического образования,
кафедра педагогики,
кафедра технологии и декоративно-прикладного искусства,
кафедра изобразительного искусства и графики.
В настоящее время на факультете технологии на дневной и заочной формах получения высшего образования обучаются около тысячи студентов.
Подготовка ведется по следующим специальностям:
Дневная форма обучения (срок обучения 5 лет):
Технология (технический труд). Физика. 1–02 06 02–07
Технология (обслуживающий труд). Изобразительное искусство. 1–02 06 02–05
Технология (обслуживающий труд). Социальная педагогика. 1–02 06 02–06
Технология (технический труд). Физическая культура. 1–02 06 02–04
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет):
Технология (технический труд). 1–02 06 01–02
Технология (обслуживающий труд). 1–02 06 01–03

Сокращенная форма обучения (срок обучения 4 года):
Технология (технический труд). 1–02 06 01
Технология (технический труд, черчение) 1–02 06 01–02
Сегодня перед факультетом технологии стоят задачи совершенствования научной и учебно-методической, идеологической и воспитательной работы. Они во многом определяются изменяющимся содержанием технологического образования школьников, требованиями образовательных стандартов для общеобразовательных школ и высшего педагогического образования, социально-экономической и демографической обстановкой в стране и Полесском регионе.

Физико-математический факультет

Физико-математический факультет относится к числу старейших факультетов университета – он открыт в 1944 году.
В настоящее время на факультете ведется подготовка педагогических кадров по дневной форме получения высшего образования по специальностям:
«Физика. Математика»;
«Физика. Информатика»;
«Математика. Информатика»;
«Информатика. Иностранный язык (английский)».
«Прикладная математика (научно-педагогическая деятельность)» с квалификацией «Математик-программист. Преподаватель математики и информатики».
Совместно с Академией управления при Президенте Республики Беларусь на факультете осуществляется подготовка по специальности «Государственное управление и экономика» по заочной дистанционной форме обучения по следующей схеме:
1-2 курсы в УО МГПУ имени И.П. Шамякина,
3-5 курсы в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
В состав факультета входят следующие кафедры:
Общей физики и методики преподавания физики
Теоретической физики
Математики и методики преподавания математики
Математического анализа
Информатики и методики преподавания информатики.
Подготовку специалистов на факультете обеспечивает высококвалифицированный преподавательский состав.
Выпускник факультета может продолжить обучение в магистратуре университета по специальностям «Физика» и «Педагогика», а также в аспирантуре по специальностям «Оптика», «Физика конденсированного состояния», «Теория и методика обучения и воспитания (математика)».
На факультете созданы все условия, для обеспечения высокого уровня педагогического образования, адекватного актуальным и перспективным потребностям общества.

Факультет физической культуры

Предшественником факультета физической культуры можно считать открытый в 1954 году кабинета физического воспитания.
А собственно факультет был открыт 21.04.2001 года.
Открытие факультета, обусловленное нехваткой специалистов по физической культуре, позволило сконцентрировать здесь наиболее серьезный научный и спортивно-педагогический коллектив Полесского региона по подготовке кадров с высшим образованием в области физической культуры.
В настоящее время на факультете работают кафедры:
кафедра теории и методики физического воспитания,
кафедра физического воспитания,
кафедра спортивных дисциплин.
Факультет осуществляет подготовку специалистов по 3 специальностям с 3 специализациями на дневном и заочном отделениях:
Физическая культура. Специальная подготовка;
Физическая культура. Тренерская работа по виду спорта (легкая атлетика, гребля на байдарках и каное);
Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность.
Общее количество студентов на дневном отделении 476 человек (из них на бюджетной основе - 224 студента, на внебюджетной (платной) основе обучается 252 студента; на заочном отделении обучается 426 человек (из них на бюджетной основе - 167 студентов, на внебюджетной (платной) основе обучается 259 студентов.
На кафедрах факультета работают на постоянной основе свыше 50 преподавателей, из них 2 профессора, 10 кандидатов наук, 8 доцентов, 1 заслуженный тренер Республики Беларусь.
Для обеспечения учебного процесса имеются стадион, 2 плоскостных сооружения, 3 спортивных зала, приспособленное помещение для занятия специальных медицинских групп, тир, лыжная база, тренажерный зал.

Филологический факультет

История факультета началась в 1944 году с создания в стенах университета отделения языка и литературы. В 1952 году отделение было преобразовано в факультет языка и летературы, а в 1956 году - в филологический факультет.
Изначально на факультете осуществлялась подготовка учителей белорусского языка и литературы, русского языка и литературы.
Но с середины 90-х годов активизируется процесс расширения спектра направлений подготовки студентов. Так, отвечая потребностям времени, с 1996 по 2007 гг. на факультете были введены следующие специальности:
"Русский язык и литература. История";
"Белорусский язык и литература. Мировая и отечественная культура";
"История. Социально- политические дисциплины".
Введение новых специальностей повлекло за собой изменение структуры факультета. Сейчас в его состав входят восемь кафедр:
Кафедра социально-гуманитарных наук
Кафедра иностранных языков
Кафедра немецкого языка и методики преподавания иностранных языков
Кафедра английского языка и методики преподавания иностранных языков
Кафедра русского языка
Кафедра беоорусской литературы
Кафедра белорусского языкознания
Кафедра истории и методики преподавания иностранных языков.
в настоящее время факультет осуществляет филологическую, историческую, культурологическую, психолого-педагогическую подготовку студентов. Обучение проводят опытные преподаватели, среди которых 60 % - кандидаты и доктора наук.
При кафедрах осуществляется подготовка аспирантов по трем научным специальностям и магистрантов по специальности "Языкознание".
На факультете разработаны и реализуются Комплексная программа развития факультета, Программа инновационного развития на 2008-2015 годы. Продолжается работа по открытию новых специальностей, научно-исследовательских лабораторий, укреплению кадрового потенциала и материальной базы кафедр, обновлению содержания и технологий подготовки специалистов с учетом тенденций развития школьного и вузовского образования.

Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров

Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров создан в декабре 2007 года и является структурным подразделением университета.
Факультет проводит обучение по следующим специальностям:
Бухгалтерский учет и контроль в промышленности. Квалификация бухгалтер-экономист (очная вечерняя и заочная формы получения образования);
Практическая психология. Квалификация: педагог-психолог (очная вечерняя форма получения образования);
Дошкольное образование. Квалификация: педагог (заочная форма получения образования);
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка на дому. Квалификация: преподаватель-воспитатель (заочная форма получения образования);
Логопедия. Квалификация: логопед (заочная форма получения образования)
Программное обеспечение информационных систем. Квалификация: инженер-программист (очная вечерняя форма получения образования).
Слушателями факультета являются лица, имеющие высшее образование, и студенты 4-5 курсов высших учебных заведений.

Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина
(МГПУ )
Год основания 1944
Ректор Валетов Валентин Васильевич
Студенты 3993 (на 01.01.2016)
Иностранные студенты 184 (на 01.09.2015)
Доктора 6 (на 31.12.2015)
Расположение г. Мозырь
Юридический адрес 247760, Беларусь, Гомельская обл., г. Мозырь, Студенческая, 28
Сайт mspu.by

Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина - высшее учебное заведение в Мозыре (Гомельская область , Белоруссия).

В составе МГПУ 6 факультетов:

  • Физико-инженерный (год основания 2015)
  • Филологический (год основания 1944)
  • Дошкольного и начального образования (год основания 1960)
  • Технолого-биологический (год основания 2015)
  • Физической культуры (год основания 2001)
  • Повышения квалификации и переподготовки кадров (год основания 2007)

Университет готовит специалистов по:

I ступени 26 специальности, 10 направлений, 5 специализаций, 14 дополнительных специальностей.

II ступени 7 специальностей.

переподготовке 7 специальностей

I ступени послевузовского образования 6 специальностей

На 01.06.2016 года численность студентов УО МГПУ им. И.П.Шамякина составляет 3952 человека, в том числе в дневной форме получения высшего образования - 1892 человек и заочной форме получения высшего образования - 2060 человека.

На второй ступени получения высшего образования обучаются 51 магистранта: в дневной форме- 26 магистрантов, заочной форме - 25 магистрантов. (на 01.06.2016)

В университете обучается 184 иностранных студента из 6 стран (на 01.10.2015).

Количество обучающихся по специальностям переподготовки на базе высшего образования – 186 человек (на 09.03.2016).

Количество аспирантов – 24 человека (на 09.01.2016).

Внешние ссылки

Удивительное дело – педагогика: результаты труда видны не сразу. Педагоги закладывают основу, а продукты учительской деятельности видны в учениках спустя годы. В системе образования района более 80% – выпускники Мозырского государственного педагогического института им.Н.К.Крупской, а ныне университета им. И.П.Шамякина. Все они с благодарностью вспоминают родную Аlma mater, давшую им в свое время путевку в жизнь.

Любовь Степановна КЛЕПЧУКОВА, начальник отдела образования, спорта и туризма Мозырского райисполкома:

– Я окончила Мозырский государственный педагогический институт им.Н.К.Крупской в 1984 г., факультет ОТДиФ (общетехнические дисциплины и физика), с красным дипломом. В свое время выбрала родной вуз, хотя у меня была в аттестате только одна «4», все остальные «5». Мне интересны были профессии, связанные с работой с людьми, такие, как учитель, врач, у меня никогда не было желания иметь дело с числами, механизмами и т.п. Нас в семье было трое, и родители не могли позволить себе учить в другом городе сразу троих детей. Папа был военный, и на семейном совете нам с сестрой-близняшкой было предложено поступить в Мозырский пединститут и получить профессию учителя, а старшая сестра училась в Москве в политехническом университете. И это было правильное решение, ведь студентам нужно покупать литературу, пользоваться библиотекой, жить, одеваться, правильно питаться, а все это стоит немалых затрат. Бросаться в чужие края только потому, что большой город и красиво звучит название, не стоит. Порой мы не замечаем и не ценим то хорошее, что рядом с нами.
Студенческие годы были очень насыщенными: мы с сестрой занимались спортом, постоянно ездили на соревнования и экскурсии. Я играла в команде вуза по баскетболу, была старостой группы. Преподавательский состав был мощный, мне очень нравилась система преподавания и лекции Н.К.Щура, В.И.Цветкова, В.К.Пакштаса, Л.А.Климовой, В.С.Савенко, Э.Э.Аскандарова, Т.С.Чиковой и других. Они пользовались большим авторитетом у студентов. Кстати, первые учебники по трудовому обучению были написаны преподавателем МГПИ И.А.Карабановым. Мне кажется, каждый из этих людей внес какой-то вклад в становление меня как личности. Деканом факультета был В.П.Редькин, личность этого человека была недосягаема для нас, настолько это был интересный, веселый, умный преподаватель, и в то же время насколько он был близок к нам! Всегда было уважение, не было панибратства, мы даже мысли не могли допустить, чтобы вести себя некультурно. Казалось, эти люди обладают совершенными знаниями, и мы никогда таких вершин не достигнем. Мы пробовали вести уроки, много дискутировали, посещали школы. Уже на 4 курсе я была готова к тому, чтобы вести уроки, и с удовольствием проводила их в СШ № 4, когда нужно было заменить учителя. Я чувствовала ответственность и в то же время уважительное отношение со стороны преподавателей, желание помочь. Это было интересное время, я получила много знаний. И потом на протяжении многих лет я обращалась за помощью к преподавателям кафедры психологии и педагогики. Всегда приятно вернуться в родную Alma mater и пройти по коридорам. Ты здесь не чужой человек. Тебя узнают, останавливаются и интересуются, как сложилась жизнь. Я ни разу не пожалела, что окончила Мозырский педагогический институт, и горжусь тем, что училась в его стенах.

Потом я заочно окончила Академию управления при Президенте РБ, тоже с красным дипломом, и углубила свои знания. Прошла все ступени карьерного роста, прежде чем возглавить отдел образования. И всегда чувствовала какую-то внутреннюю духовную опору, которую дал мне наш вуз. В современном мире учитель перестает быть единственным источником информации. Сегодня, чтобы быть учителем, надо иметь очень глубокие знания и волю, чтобы дети тебе поверили, ведь благодаря интернету ученик в любой момент может проверить, правильно ли говорит учитель. И университет не стоит на месте, он применяет новые информационные технологии и помогает их изучать. В этом учреждении существует многолетняя преемственность в передаче знаний и желание донести до студенчества то лучшее, что есть в науке и культуре.

От имени коллег от всей души поздравляю весь педагогический коллектив, ректорат вуза с прекрасным юбилеем! Достойных вам абитуриентов! Желаю, чтобы лучшие дети района поступали в Мозырский педагогический университет, потом приходили работать в наш отдел образования, спорта и туризма и составили золотой фонд педагогических кадров Мозырщины. Желаю процветания нашему вузу!

Ларыса Аляксееўна ПАПКОВА, загадчыца сектара аддзела адукацыі, спорту і турызму:

– Напярэдадні такога вялікага свята ўніверсітэта – 70-годдзя – жадаю ўсім супрацоўнікам, выкладчыкам, студэнтам, аспірантам, магістрантам усяго добрага. Мара стаць настаўніцай была ў мяне яшчэ з дзяцінства. Калі я была маленькай дзяўчынкай, то ўвесь час вучыла свае лялькі і ўсіх знаёмых. І мара здзейснілася. Спачатку я была студэнткай педагагічнага каледжа, а потым паступіла ў Мазырскі педагагічны інстытут і стала студэнткай філалагічнага факультэта аддзялення беларускай мовы і літаратуры. Паверце, я аб гэтым не пашкадавала ні аднаго дня. Зараз у мяне ёсць мае настаўнікі – гэта мае вучні, якія плённа працуюць на ніве настаўніцтва ў розных рэгіёнах Гомельскай вобласці. Сама я таксама працавала доўгі час настаўнікам, а потым лёс склаўся так, што пайшла працаваць чыноўнікам. Усё маё жыццё звязана з сістэмай адукацыі.
І сёння для мяне кумірамі з’яўляюцца Лідзія Іванаўна Прашковіч і Анатоль Казіміравіч Малюк. Гэта людзі светлыя, добрыя. Іх урокі адкладвалi свой адбітак на маё жыццё, яны сталі добрым стымулам на працягу маёй педагагічнай дзейнасці. Стаўшы настаўніцай, я імкнулася перадаць усе веды, якія набыла на працягу вучобы ва ўніверсітэце, сваім вучням. І зараз, калі працую з дарослымі людзьмі, я раўняюся на тое, а што сказалі б Лідзія Іванаўна i Анатоль Казіміравіч. Яны засталіся для мяне настаўнікамі па жыцці. Напярэдадні 70-годдзя, такога значнага юбілею ўстановы, хачу сказаць, што Мазырскі педагагічны ўніверсітэт добра рыхтуе спецыялiстаў. Людзі, якія прыйшлі аднойчы ў адукацыю, застаюцца ёй вернымі і працягваюць да апошняга дня працаваць настаўнікамі. І зараз не перарываецца сувязь з маёй роднай Alma mater. Гэта ўзаемаддзеянне, супрацоўніцтва з рознымі кафедрамі, аддзяленнямі вучэбнай установы. Ёсць сумесная дзейнасць і сумесныя вынікі. Гэта падрыхтоўка нашых вучняў да алімпіяды абласнога, рэспубліканскага этапу, гэта ўвесь час штосьці новае, каб імкнуцца далей у навуку.

У добры час, універсітэт! Поспехаў табе!

Константин Иванович ХОМУТОВСКИЙ, директор средней школы № 12 , окончил МГПИ им. Н.К.Крупской (факультет ОТДиФ) в 1986 г.:

– Юбилей – событие редкое и требующее особого праздника.
У остроумных французов есть золотые слова: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Но бывает так, когда опыт и сила могут идти рядом. 70 лет – это возраст большой мудрости, которую накопил наш университет за прошедшие годы. Вместе с праздником он приблизился к почтенному возрасту, когда за плечами есть солидный опыт, а впереди у него – новые, удивительно прекрасные свершения, о которых можно было только мечтать в былые годы! Сегодня время вспоминать только самое лучшее. И пусть то, что было в жизни славного, повторяется, вновь и вновь принося радость и счастье.

Умных, старательных студентов, мудрых преподавателей, научных открытий впереди!

, директор гимназии им. Я.Купалы:

– 20 лет назад я окончил МГПИ, филологический факультет (специализация – белорусский язык и литература) со степенью бакалавра, с красным дипломом. Прекрасный педагогический коллектив тогда еще пединститута обеспечивал качественную подготовку выпускаемых специалистов. Мы выходили из вуза с полным багажом знаний как по теории предмета, так и по методике преподавания, по основам школоведения: на 5 курсе я на полную ставку уже работал учителем в одной из школ города, а спустя полгода после окончания вуза был назначен замдиректора по воспитательной работе, что свидетельствует о качестве обучения. Незабываемыми останутся занятия с учеными-филологами Л.И.Прашкович, Т.С.Нуждиной, А.К.Малюком, Л.А.Кацаповым, В.Т.Пискуном, Г.Н.Дашкевич, Л.В.Журавской, В.П.Шевченко и другими преподавателями; педагогическая практика в школах и загородных лагерях; трудовые семестры в стройотрядах Краснодарского края и Крыма; экскурсии по всему Советскому Союзу по литературным и историческим местам и многое другое. Именно учеба в нашем вузе дала мне путевку в жизнь, позволила достичь многого.
Поэтому адресую слова глубокой благодарности педколлективу, пожелания дальнейшего процветания педуниверситету, целеустремленных студентов, веры в благородство и высокое предназначение педагогических кадров! Держать марку ведущего вуза Полесья!

Василий Васильевич ПАРХОМЕНКО, директор средней школы № 6:

– Студенческие – лучшие годы в моей жизни, которые даже через 38 лет вспоминаются так, будто это было вчера. Причем не только те, которые запомнились как веселое, молодое время. Время учебы в институте также характеризуется становлением личности будущего педагога. Все больше мне нравился институт по мере того, как я узнавал его людей. Преподаватели, сокурсники, соседи по комнате в общежитии – все были добрые, обходительные, любезные. Учился я на факультете ОТДиФ. Для меня стали примером для подражания преподаватели Т.М.Самардакова, А.Т.Ребко, О.И.Винокур, Ю.Г.Брынзарей, Л.В.Исмайлова, А.А.Белый. Как настоящий руководитель выделялся ректор института М.А.Дмитриев. Мы ценили его за ум, разносторонность и глубину знаний, умение всецело отдаваться своему делу. Студентов он любил, как собственных детей, готов был отдать им все свое время и силы. Они это чувствовали и отвечали огромным расположением к педагогу. Мы усердно изучали предметы, читальный зал был всегда переполнен. Прийти на занятие неподготовленным считалось позорным. Учеба шла ровно, хотя и напряженно. Я выработал для себя правила. После лекции вечером ее прочитывал, дописывал, правил; перед практикой на следующий день разбирался с формулами, которые понадобятся для решения задач. Выполнял необходимые домашние задания, конспектировал, готовился к семинарам.

Желаю преподавательскому составу МГПУ им.И.П.Шамякина новых творческих удач, сохранения, роста квалифицированных кадров и продолжения традиций по обучению педагогов!

Ирина АЛЕНИНА,
Сергей ШАПОВАЛОВ (фото)

Июль - горячий месяц для абитуриентов. В редакции газеты состоялась прямая линия с проректором по учебной работе Мозырского государственного педагогического университета им. И.П.Шамякина Николаем Александровичем ЛЕБЕДЕВЫМ . Вопросы, которые интересуют абитуриентов, продолжают поступать на горячую линию университета, они носят разный характер. Мы публикуем ответы по наиболее актуальным темам.

Об особенностях вступительной кампании-2015.

Ответ. Принципиальных изменений не произошло, разве что в сроках приема и проходных баллах.

Во-первых, несколько увеличились сроки подачи документов в университет по сравнению с прошлым годом. В этом году гражданам Республики Беларусь подать документы на обучение за счет средств бюджета можно будет с 8 июля по 15 июля. Такие же сроки подачи документов предусмотрены и на платную форму от абитуриентов, сдающих вступительные испытания в университете (например, на специальности, связанные с физической культурой, и на ряд других). Что же касается специальностей, требующих предоставления в приемную комиссию трех сертификатов, то прием документов по ним на платную форму будет проведен с 8 июля по 2 августа. Вторым изменением стала корректировка минимальных, или, как их иногда называют, пороговых баллов сертификата. Так, в 2015 г. неудовлетворительными отметками установлены: по первому предмету профильного испытания для математики, физики, химии, биологии - от 0 до 14 баллов; для истории Беларуси, всемирной истории новейшего времени, обществоведению, географии, иностранным языкам - от 0 до 19 баллов; по второму предмету профильного испытания - соответственно на 5 баллов ниже. Русский язык, белорусский язык - от 0 до 9, исключая ряд филологических специальностей. То есть, если абитуриент поступает, например, на специальность «Биология и химия», то ему необходимо иметь сертификат по русскому языку от 10 баллов, по биологии - от 15 баллов, по химии - от 10 баллов. В отличие от прошлого года, в текущем году, в случае объявления дополнительного набора, минимальные баллы останутся прежними.

Льготы остались те же, что и в прошлом году. В частности, абитуриенты, закончившие школы, колледжи, с золотой или серебряной медалью или имеющие диплом с отличием, смогут поступать на педагогические специальности без вступительных испытаний. Правда, при наличии рекомендации педагогического совета и только на определенные специальности.

Как проходит централизованное тестирование?

Ответ. Были абитуриенты, опоздавшие на ЦТ, в том числе по неуважительным причинам. Следует помнить, что если опоздание произошло по уважительной причине, подтвержденной документами, то абитуриент может подать документы на регистрацию на централизованное тестирование в резервный день. К сожалению, ежегодно есть абитуриенты, которые зарегистрировались, но не пришли на ЦТ. В одном из вузов имел место случай удаления из-за мобильного телефона, когда абитуриентка пронесла его в кармане в аудиторию и в конце тестирования начала разговаривать с родителями. Наличие у абитуриента мобильного телефона, равно как и любых других материалов (например, шпаргалок и др.) в период прохождения ЦТ являются нарушениями и ведут к удалению из аудитории.

Какие специальности являются наиболее востребованными среди абитуриентов? Планируется ли открытие новых специальностей?

Ответ. Наиболее популярные среди абитуриентов специальности - это «Физическая культура», «Биология (научно-педагогическая деятельность)», «Логопедия», «Дошкольное образование», «Иностранные языки (Английский язык. Немецкий язык)» и некоторые другие. Специальности физико-математического направления также пользуются спросом, однако не все абитуриенты успешно сдают тесты по математике и физике. Вероятнее всего, причин здесь несколько. Одна из них заключается в том, что значительную часть абитуриентов составляют выпускники прошлых лет, и, естественно, что они уже подзабыли достаточно сложную школьную программу по математике и физике. В этом году в университете возобновлен набор на специальность «Белорусский язык и литература» (к слову, по данной специальности выпускающая кафедра на 100% укомплектована кадрами высшей квалификации, то есть докторами и кандидатами наук).

Ректор нашего университета В.В.Валетов много внимания уделяет открытию новых, востребованных в обществе специальностей. Одна из них - «Образовательный менеджмент». Она предназначена, в первую очередь, для руководства учреждений образования: директоров и их заместителей. Документы на открытие данной специальности находятся в Министерстве образования. При положительном решении уже в следующем году будет объявлен набор на эту специальность.

Планируется оптимизация квалификаций в высшем образовании Республики Беларусь, так как есть дублирующие специальности. К примеру, в Беларуси есть похожие специальности с квалификацией «Экономист-менеджер» и «Менеджер-экономист». В данном случае, вероятнее всего, речь идет об одной и той же специальности, хотя названия разные. В течение 2015-2016 гг. следует ожидать уменьшения количества специальностей, исчезнет дублирование. Сокращение количества специальностей и одновременно увеличение численности студентов, обучающихся на них, позволит снизить себестоимость обучения студентов в вузе.

Есть ли в университете непедагогические специальности?

Ответ. В вузе есть отдельные непедагогические специальности. Например, «Биология (научно-педагогическая деятельность)», «Социальная работа» (социально-педагогическая деятельность)» и некоторые другие. В этом году мы открыли новую специальность «Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа с указанием вида спорта)». Хотя эти специальности и не относятся к педагогическому профилю, дополнительная квалификация позволяет выпускникам работать в учреждениях образования. Но есть специальности исключительно классического типа. Например, «Компьютерная физика. Компьютерное моделирование физических процессов». Выпускники по этой специальности получат квалификацию «Физик. Программист».

Сколько студентов планируется набрать?

Ответ. Планируется набрать на бюджетную дневную форму обучения 306 студентов, на бюджетную заочную форму - 180 студентов. По сравнению с прошлым годом набор на дневную бюджетную форму несколько увеличился, на платную форму, напротив, уменьшился. Также по сравнению с прошлым годом уменьшен набор на заочную форму получения образования. Таким образом, в целом руководством университета совместно с управлением образования Гомельского облисполкома и Министерством образования осуществляется постепенная оптимизация цифр набора на педагогические специальности.

Будет ли в этом году осуществляться целевой прием студентов?

Ответ. В этом году по целевому набору заявлены места на такие специальности: «Дошкольное образование», «Начальное образование», «История и обществоведческие дисциплины», «Русский язык и литература», «Иностранные языки (Английский язык. Немецкий язык)», «Математика и информатика», «Физическая культура. Специальная подготовка», «Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность», «Биология (научно-педагогическая деятельность)», Обслуживающий труд и изобразительное искусство» и ряд других. Более подробную информацию о целевом наборе можно узнать по телефону приемной комиссии 32-43-17 .

Какие документы необходимы для поступления на заочную сокращенную форму обучения на специальность «Дошкольное образование»?

Ответ. Необходим диплом с приложением об окончании колледжа по соответствующей специальности, сертификат ЦТ по русскому (или белорусскому) языку; результаты двух вступительных испытаний, которые вы сдаете в нашем вузе; медицинская справка о состоянии здоровья, документы, подтверждающие право на льготы (если такие есть), 6 фотографий размером 3х4 и заявление по установленной форме, которое пишется в вузе. При подаче документов нужно предоставить паспорт или документ, заменяющий его.

Большим помощником для абитуриентов станет сайт нашего университета www.mspu.by , где размещена вся необходимая информация. Там можно ознакомиться также с программными материалами.

Можно ли перевестись в МГПУ им. И.П.Шамякина из другого вуза?

Ответ. Да. И такая практика, безусловно, существует. Условиями для перевода являются наличие вакантных мест, межсессионный период (например, на заочную форму необходимо переводиться в период между сессиями). Кроме того, академическая разница не должна быть слишком большой. Академическую разницу на основе анализа зачетной книжки (или ее копии) определяет декан факультета. Поэтому, прежде всего, студенту необходимо обратиться на соответствующий факультет. Причем, хочу обратить внимание, если студент обучался на бюджетной форме обучения, то возможен его перевод к нам на обучение также на бюджетную форму (при наличии вакантных бюджетных мест). Такие места обычно у нас имеются.

Предоставляется ли общежитие?

Ответ. На период вступительных испытаний мы всем иногородним абитуриентам предоставляем общежитие по доступной цене. Также все студенты 1 курса без исключения (бюджетная и платная формы) обеспечиваются благоустроенными общежитиями.

О преимуществах обучения в МГПУ им. И.П.Шамякина.

Ответ. Мозыряне могут учиться, не отрываясь от дома, без лишних проблем с жильем и питанием. Все-таки жизнь и учеба в столице требуют существенных финансовых затрат. Причем, не секрет, что далеко не все столичные университеты обеспечивают своих студентов местами в общежитии. У нас можно получить такое же качественное образование, но с меньшими финансовыми затратами. В последние годы стала использоваться практика «приглашенный профессор». Например, в нашем вузе весной и летом 2015 г. студентам читали лекции профессора из Белгородского университета. Благодаря информационным технологиям, развивается такой формат, как видеолекции, видеосеминары.

Мозырский вуз является уникальным в своем роде, здесь обучается большое количество олимпийских чемпионов и призеров. Сформирован костяк преподавателей, среди которых тренеры высшей квалификации. Убежден, что далеко не в каждом университете студент может в спортзале университета потренироваться вместе с олимпийским чемпионом.

Кроме того, наш вуз - один из немногих, где практически к каждому студенту подходят индивидуально. Студенты ощущают внимание, заботу и поддержку. У нас большие возможности для занятий наукой, спортом и творчеством, и каждый молодой человек может развивать свои научные и творческие способности.

Ирина АЛЕНИНА