Раскройте смысл понятия "взрослый". Какой смысл понятия "взрослый"? Сборник разноуровневых заданий по биологии Тестовые задания по психологии
Рост и развитие - сложные явления, включающие не только увеличение размеров, но также процессы дифференцировки и формообразования.
Рост - это увеличение размеров тела или его частей. В его основе лежат следующие клеточные процессы: 1) увеличение числа клеток, или гиперплазия; 2) увеличение размеров клеток, или гипертрофия; 3) увеличение межклеточного вещества, или аккреция. Увеличение числа клеток есть функция клеточных делений (митоза). Увеличение размеров клеток происходит вследствие увеличения размеров функциональных внутриклеточных единиц, в первую очередь, белковой природы. Межклеточные субстанции, как органического, так и неорганического характера, связывают и аггрегируют клетки между собой в сложные комплексы.
Гиперплазия, гипертрофия и аккреция - постоянные участники ростового процесса, но их конкретный вклад зависит от «времени и места», т. е. от конкретного периода онтогенеза и характера растущей ткани. Например, число нейронов (клеток мозга) определяется уже к середине беременности, в то время как число мышечных волокон окончательно устанавливается только после рождения.
Созревание труднее поддается определению, чем рост. Часто его характеризуют как процесс перехода к зрелому состоянию, однако само понятие зрелости варьирует в зависимости от того, о каком из биологических параметров идет речь. Так, например, под половой зрелостью подразумевается полное достижение организмов функциональной способности к воспроизводству. Костная зрелость означает полную оссификацию скелета у взрослого человека. Созревание отражает темпы и сроки процесса перехода к взрослому состоянию и тесно связано с таким понятием, как биологический возраст (подробнее об этом см. в следующих подразделах). Существует значительная индивидуальная изменчивость в сроках созревания. Например, двое детей одного и того же возраста и длины тела могут различаться по такому параметру, как процент достижения ими окончательной длины тела, когда один ребенок достиг, скажем, только 65% своей дефинитивной (окончательной) длины тела, а другой - всех 80%.
Таким образом, хотя основное различие между ростом и созреванием состоит в том, что рост фокусируется на размерах тела, а созревание - на темпах их достижения, оба эти процесса неразрывно связаны.
Термины «рост» и «созревание», как правило, всегда сопровождаются еще одним понятием - «развитие». Этот термин включает в себя, по меньшей мере, два основных аспекта: биологический, когда речь идет о развитии тканей, систем органов и т. д. в процессе пренатального и постнатального онтогенеза, и поведенческий (психологический, социальный), когда ребенок осваивает навыки общения и поведения в контексте того или иного социально-культурного окружения.
К основным закономерностям роста и развития относятся необратимость, постепенность, цикличность, гетерохрония, эндогенность, индивидуальное разнообразие (Хрисанфова. Перевозчиков, 1991).
Необратимость - невозможность возвращения растущего организма к предыдущим стадиям, т. е. рост - поступательный процесс.
Постепенность - стадии роста и развития идут последовательно, одна за другой.
Гетерохрония - разные системы организма и разные признаки растут и развиваются неодновременно.
Эндогенность - отражает генетическую «заданность» ростовых процессов, удерживающих их в определенных - видоспецифических - рамках.
^ Индивидуальное разнообразие позволяет объяснить вариабельность процессов роста и созревания, реализующихся вследствие взаимодействия генетической программы и условий среды.
Процессы роста и развития характеризуются цикличностью, т. е. происходят не плавно и постепенно, а циклами, или «пульсами». Многочисленными исследованиями последних лет показано, что периоды активного роста перемежаются с периодами его торможения. Механизм чередования этих фаз можно связать с чередованием процессов гиперплазии и гипертрофии. Какова частота ростовых циклов, или пульсов? На рис. VI. 3 изображена кривая роста длины голени 8-летнего мальчика, измерявшегося еженедельно на протяжении нескольких месяцев. Как видно, периоды активного роста разной степени интенсивности чередуются с периодами затухания или почти полного его отсутствия - так называемыми «стазисами». Понятно, что выявление пульсов и стазисов требует проведения особенно тщательных измерений и новых методических подходах. Благодаря изобретению нового измерительного прибора, названного «кнемометром» (от греческого «кнемо» -голень), стало возможным исследовать не только недельные, но даже суточные, ритмы. Пульсы и стазисы различных сегментов тела не совпадают по времени - классический пример гетерохронии. В одном японском исследовании при ежедневных измерениях двух детей - 7,5 и 6 лет - было показано, что рост в длину происходил в основном за счет нижних конечностей, за исключением сезонных «пульсов» роста туловища в весеннее время (еще один убедительный пример гетерохронии). Сезонные циклы ростовых процессов выявлены в работах многих исследователей, но мы еще вернемся к ним в подразделе, посвященном средовым факторам, оказывающим влияние на рост.
Одним из основных понятий ауксологии и возрастной антропологии в целом является понятие «онтогенеза». Этот термин был введен в биологию Э. Геккелем при формулировании им биогенетического закона. Онтогенез, отражающий изменения в процессе индивидуального развития организмов (от греч. «онтос» - бытие), противопоставлялся филогенезу - изменениям таксономических единиц в процессе эволюции (от греч. филон - раса), и относился вначале только к периоду развития. Однако впоследствии под онтогенезом стали понимать все последовательные преобразования организма, от зачатия до окончания жизненного цикла.
Постнатальный онтогенез человека и методы его изучения
Возрастная периодизация постнатального онтогенеза человека
Существует немало периодизаций онтогенеза, древнейшие из которых принадлежат еще античным ученым. В последующие столетия в разработку периодизации индивидуального развития внесли свой вклад многие ученые (например, в XX в. - немецкие ученые С. Штрац, Г. Гримм, российские ученые - В.В. Бунак, И.А. Аршавский и др.) В нашей стране наиболее распространенной считается схема возрастной периодизации постнатального развития человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии в 1965 г. (табл. VI. 1).
Таблица VI. 1.
^ Схема возрастной периодизации постнатального онтогенеза человека
Существуют и другие схемы периодизации. Так, например, в книге немецкого ученого X. Ремшмидта (1994) приводятся следующие возрастные стадии детства и взросления:
Младенчество - от рождения до конца 1-го года жизни.
Детство - от рождения до конца 13-го года жизни.
Подростковый возраст - 12/14-18 лет.
Юность - 18-21 год.
Одна из последних попыток периодизации онтогенеза принадлежит известному американскому антропологу и ауксологу Б. Богину (Bogin, 1999). Основные стадии жизненного цикла человека, по Б. Богину, с краткими характеристиками представлены в табл. VI. 2.
ТаблицаУ!. 2. Стадии жизненного цикла человека (Bogin, 1999)
Предлагая новую периодизацию, Б. Богин дает новые трактовки выделенным стадиям, с позиций эволюционной антропологии,подчеркивая особую эволюционную значимость в развитии человека таких стадий, как детство, ювенильный и подростковый периоды. Можно соглашаться или не соглашаться с предлагаемой Богиным схемой периодизации онтогенеза, однако представляется весьма уместным рассмотреть те особенности индивидуального развития человека, которые отличают его от остальных животных, в том числе, и от приматов. Сразу же отметим, что мы будем рассматривать в дальнейшем только период постнатального онтогенеза, причем те его стадии, которые касаются роста и развития.
Индивидуальное развитие человека существенно отличается от онтогенеза животных. По некоторым параметрам человек сближается с приматами, хотя опять-таки велики и отличия между ними.
Представители семейства млекопитающих сильно варьируют как по показателям продолжительности жизни, так и по размерам тела. Исключая приматов (вместе с человеком), в ряду млекопитающих наблюдается закономерность удлинения отдельных периодов онтогенеза с увеличением размеров тела. Это в первую очередь справедливо для соотношения между весом тела взрослой особи и продолжительностью внутриутробного развития, а также, хотя и в меньшей степени, -возраста достижения 50% или 98% дефинитивного (окончательного) веса тела. При включении в анализ соответствующих данных по приматам, общая картина несколько усложняется (табл. VI. 3; табл. VI. 4). Человек живет дольше других приматов - свыше 70 лет, тогда как максимальная продолжительность жизни шимпанзе в неволе составляет около 45 лет. Удлинение общей продолжительности жизни означает и удлинение отдельных ее фаз, или периодов.
Таблица VI. 3.
Продолжительность ростового периода у млекопитающих, % к продолжительности жизни
Таблица VI. 4.
Некоторые характеристики процессов роста у представителей различных видов млекопитающих (самки)
^ Сравнительный онтогенез человека и животных
Важнейшей чертой человека, приобретенной в процессе эволюции, является удлинение периода, отделяющего момент рождения от половозрелости, т. е. от взрослого состояния. Удлинение периода детства, сравнительно с остальными млекопитающими, включая приматов, достигает у человека максимального выражения.
При этом для большинства млекопитающих характерен постепенный переход от детского к взрослому состоянию, без драматического увеличения скоростей роста, как это наблюдается у человека. У млекопитающих с высоким уровнем социальной организации, например, у волков, диких собак, львов, слонов и, конечно, приматов, можно выделить специальный, «ювенильный» период, отделяющий детскую стадию от половозрелости, однако и он, как правило, проходит на фоне снижения скоростей роста.
Характер постнатального роста приматов характеризуется чрезвычайным разнообразием. На рис. VI. 4 изображены кривые ежегодных приростов веса тела (скоростей роста) у представителей различных видов приматов. Как видно из рисунков, пубертатное увеличение скоростей роста (ростовой спурт) полностью отсутствует у мармозеток, обнаруживает значительный половой диморфизм (сильная выраженность у самцов и практическое отсутствие у самок) среди павианов и отчетливую выраженность для обоих полов у колобусов.
У шимпанзе ход кривых возрастного увеличения веса тела (рис. VI. 5) явно напоминает таковой у человека (рис. VI. 6). В обоих случаях значительные скорости роста при рождении постепенно снижаются до определенного предела, а затем вновь резко увеличиваются, характеризуя наступление подросткового скачка роста. Таким образом, у человекообразных обезьян наблюдается не только тенденция к увеличению продолжительности детства (свойственная всем приматам), но и проявляется отсрочка времени наступления полового созревания. Этот вывод, основывающийся, как уже отмечалось, на возрастных изменениях веса тела, кажется не столь обоснованным, когда речь идет о скелетных размерах. По мнению Б. Богина, отсрочка времени наступления полового созревания у человека выражена намного сильнее, чем у других приматов, включая и человекообразных обезьян. Эта особенность, наряду со значительно большей интенсивностью роста во время пубертатного периода, приводит к появлению уникальных видоспецифических для человека ростовых кривых.
В табл. VI. 5 суммирована информация о некоторых событиях пубертатного периода у макак резусов и шимпанзе. Как видно из таблицы, у шимпанзе, по сравнению с макаками, происходит значительная отсрочка событий пубертатного периода, как у самцов, так и у самок. При этом самки представителей обоих видов приматов опережали самцов по всем перечисленным показателям. При анализе данных, приведенных в таблице, необходимо подчеркнуть, что у обезьян, по сравнению с человеком, наблюдается иная последовательность событий пубертатного периода: у человека наступление половой зрелости (менархе у девушек) отмечается после прохождения пика максимальной скорости роста. У обезьян эти соотношения нарушаются: у макак резусов половозрелость у самок отмечена даже до начала спурта, а у самок шимпанзе - в среднем до начала пубертатного скачка роста.
Таблица VI. 5. Возраст подросткового скачка роста и половозрелости у макак резусов и шимпанзе
Примечание. N - число особей; М - средняя величина; s - среднее квадратическое отклонение.
Удлинение детства и замедление роста и развития расширяют возможности обучения и приобретения социальных навыков. Наметившись у приматов, эта тенденция получает свое окончательное развитие у человека. По сравнению с человекообразными обезьянами, у человека позже прорезывается первый моляр, позже начинается менструирование и наступает период деторождения. Очевидно, с эволюционной точки зрения, развитие вышеупомянутых особенностей, наряду с развитием мозга, языка и культуры, дало человеку значительные преимущества, связанные, в первую очередь, с освоением социально-культурного опыта. Продолжительное детство, согласно классическому объяснению, дает человеку сразу несколько преимуществ, главнейшими из которых являются более длительный период роста мозга; наличие большего времени для освоения технических навыков, например, для изготовления орудий; больше времени для социализации, игры, для развития системы социальных ролей и культурного поведения.
Б. Богин в своих последних работах дает еще одно объяснение тому, почему для человека как биологического вида характерен столь продолжительный период детства. По мнению Богина, небольшие размеры тела и подчеркнутая «детскость», выражающаяся прежде всего в соотношениях мозгового и лицевого черепа, могли служить своеобразными стимуляторами родительских чувств со стороны взрослых членов сообщества. В подтверждение своей гипотезы Богин приводит данные о том, что взрослые индивиды в большей степени склонны защищать и кормить малышей с выраженной «неотенией» лицевых черт. При сравнении детей, подвергавшихся насилию со стороны взрослых, и контрольной группы выяснилось, что у первых было в среднем меньшее соотношение между мозговым и лицевым черепом, т. е. они были менее «неотеничны», чем дети из контрольной группы, о которых взрослые нежно заботились.
В этой связи интересно проанализировать, как менялось соотношение между отдельными стадиями развития в процессе эволюции у представителей различных групп гоминид. На рис. VI. 7 представлено соотношение между отдельными стадиями онтогенеза у некоторых представителей гоминид. Как видно, в процессе эволюции увеличивалась продолжительность всех стадий, в особенности касающихся ростового периода. Конечно, изучение ростовых процессов у ископаемых гоминид неизбежно связано с тем, что соответствующие хронологические маркеры могут быть воспроизведены только по аналогии с современными популяциями (подробно см. раздел II). Это значительно усложняет задачу исследователей. Периодизация онтогенеза ископаемых гоминид базируется на особенностях зубной и костной системы. Существуют некоторые соотношения между временем прорезывания первых постоянных моляров (коренных зубов) и размерами мозга. Так, например, у австралопитековых (объем мозга 300-400 см 3) первые моляры, вероятно, прорезывались в возрасте от 3 до 3 с половиной лет. Продолжительность жизни этих гоминид насчитывала, скорее всего, 35-40 лет. У Homohabilis с объемом мозга 580-750 см 3 прорезывание первого моляра происходило примерно в 4,5 года, а продолжительность жизни составляла около 50 лет и т. д. У Homo erectus (объем мозга - 900-1100 см 3) появление первых моляров отмечалось, вероятно, в 5 с половиной лет. Люди современного типа (Homo sapiens), обладающие самым крупным мозгом (в среднем объем мозга - 1400 см 3), также отличаются наиболее длительным периодом прорезывания первых моляров, которые появляются у них около 6 лет. В то же время современные люди отличаются наибольшей для всех приматов продолжительностью жизни и ростовых фаз онтогенеза (рис. VI. 9).
Методы изучения постчатального роста человека
Основным методом изучения постнатального соматического роста остается антропометрический (от греч. «антропос» - человек, «мет-рос» - измерения), который дает возможность изучения изменений размеров тела с возрастом. Существуют два основных «тактических» приема в изучении ростовых процессов. Это уже упоминавшиеся «поперечные» и «продольные» (лонгиту-диналъные) исследования.
При поперечном исследовании делается как бы поперечный срез популяции (отсюда и название), когда измеряется большое число детей различных возрастов, но каждый индивид попадает в общую выборку только один раз.
При продольном исследовании одни и те же дети измеряются последовательно в каждом возрасте с теми или иными, обычно регулярными интервалами, на протяжении определенного отрезка времени - в зависимости от стратегии исследовательского проекта.
Оба метода находят широкое применение в ауксологии. Результаты поперечных исследований используются в основном для составления популяционных стандартов роста, при сравнительных исследованиях сопоставления характера роста в зависимости от воздействия тех или иных факторов внешней среды. С другой стороны, информацию об истинных скоростях роста можно получить только при анализе продольных обследований.
Иногда встречаются исследования «третьего рода», так называемые «смешанно-продольные», когда несколько исходных возрастных когорт изучаются продольно в течение ограниченного отрезка времени, с последующим их пересечением. Допустим, например, что в 1990 г. были впервые обследованы две группы детей 7 и 12 лет. В дальнейшем их измеряли повторно (лонгитудинально), в течение 5 лет, чтобы получить два отрезка ростовой кривой: с 7 до 12 и с 12 до 17 лет. Кажущимся преимуществом этого метода является его экономичность в смысле затрат времени: на сбор «истинно» продольной информации об этом временном периоде ушло бы еще 5 лет. Однако недостатки метода значительно более существенны: претендуя на «продольность», он дает лишь очень приблизительную характеристику скорости роста, вследствие отсутствия точной информации в точке (точках) перекреста. По крайней мере, опробовав эту тактику в одном из наших проектов, мы впоследствии отказались от нее, в частности, потому, что значительные диахронные изменения существенно исказили истинную картину ростовых процессов в популяции (Миклашевская, Соловьева, Година,1988).
Выбор метода обследования целиком зависит от поставленной задачи: для того, чтобы дать характеристику статуса физического развития растущей части той или иной популяции, вполне достаточно добросовестно выполненного поперечного обследования. Если же целью исследования является мониторинг тех или иных ростовых закономерностей, например, проявления сезонных изменений и т. д., идеальным методом будет продольное обследование.
Изучение постнатального соматического роста, как уже говорилось, осуществляется в основном с помощью антропометрических (измерительных) и антропоскопических (описательных) методик. Вкратце упомянем, какие именно измерения и приборы используются в ауксологии (некоторые описательные - антропоскопические - методики приведены в разделе, посвященном биологическому возрасту).
Прежде всего отметим, что число измерений, проводимых на живом человеке, может быть практически бесконечным, поэтому выбор конкретной измерительной программы всегда зависит от задач исследования и возможностей исследовательской группы. Наиболее широко распространены измерения тотальных размеров - длины и веса тела. Длина тела, а также его пропорции (длина туловища, длины конечностей, их сегментов и т. д.) измеряются, как правило, антропомером (рис. VI. 8). При этом должна быть тщательно соблюдена поза, в которой стоит измеряемый: прямо, но без особого напряжения, ступни по возможности соприкасаются пятками (исключение составляют индивиды с выраженной Х-образной формой ног), расстояние между носками - 10-15 см, спина выпрямлена; грудь слегка выдается вперед; живот подобран; руки выпрямлены; пальцы прижаты к телу; плечи находятся в естественном положении- они не должны быть чрезмерно опущены или подняты, вытянуты вперед или отведены назад; голова ориентирована так, чтобы глазнично-ушная горизонталь (линия, проходящая через козелок уха и наружный край глазницы) была параллельна полу. Измеряемый, раздетый до трусов, должен стоять спокойно и не менять позу в течение всего процесса измерений. Необходимо также учитывать суточные изменения длины тела: за счет уплощения межпозвоночных дисков она может уменьшаться к вечеру.
Мы специально так подробно остановились на описании процедуры измерений только длиннотных размеров тела. Зачастую приходится сталкиваться с пренебрежительным отношением к антропометрии. В наш век компьютеров и молекулярной биологии антропометрическая методика кажется простой, легкой и не требующей особой подготовки. Однако это обманчивая простота: существует множество методических рекомендаций и ограничений, направленных на получение достоверных и воспроизводимых результатов. Без точного соблюдения этих рекомендаций измерения превращаются в пустую трату времени, а полученная в итоге информация - в набор бессмысленных цифр. Не имея возможности дать подробную характеристику всем методическим рекомендациям, мы надеемся в ближайшем будущем осуществить издание специального методического пособия, так как необходимость в нем давно назрела (фактически со времен классического труда В.В. Бунака «Антропометрия», не переиздававшегося с 1941 г. и давно ставшего библиографической редкостью, аналогичных пособий в свет не выходило).
Следующая группа измерительных признаков, основывающихся на скелетных размерах, - диаметры тела: плеч, таза, поперечный и продольный диаметры грудной клетки. Они измеряются специальным инструментом - большим толстотным циркулем. Нередко для учета роста костного компонента измеряются также диаметры суставных мыщелков - локтя, запястья, колена и лодыжки - с использованием скользящего циркуля.
Информацию о развитии мягких тканей, в первую очередь мышц, можно получить при измерении окружностей, или обхватов, грудной клетки, плеча, предплечья, бедра, голени и т. д. Измерения производятся сантиметровой лентой и также требуют особой тщательности и четкой стандартизации.
^ Жировые складки на туловище и конечностях измеряются калипером, обеспечивающим стандартный нажим на мягкие ткани. По величи-
не жировых складок и окружностей тела рассчитываются жировой и мышечный компоненты тела (см. раздел, посвященный составу тела).
Большая группа измерений производится на голове и лице. Их особая ценность в том, что информацию можно получить уже в раннем детстве (например, об окружности головы): рост головы (как и мозга) заканчивается раньше других частей тела.
В принципе, число измерений может быть практически бесконечным. В связи со специальными задачами проводятся измерения разных частей тела, например, измерения стопы, кисти для целей легкой промышленности и составляющих их элементов.
Подытоживая сказанное выше, необходимо отметить, что длина и вес тела обеспечивают информацию о росте ребенка в целом, а остальные размеры - о росте отдельных частей и тканей тела. Костные диаметры описывают общие размеры скелета, обхваты конечностей дают представление о развитии мышечной ткани, жировые складки - о количестве и распределении подкожного жира. Дети, имеющие одинаковые длину и даже вес тела, могут сильно различаться по пропорциям, форме тела и развитию мягких тканей.
Измерительные признаки служат основой для расчета и вычисления ряда производных признаков, а также соотношений размеров - индексов. Хотя существует огромное количество различных индексов*, мы упомянем здесь только один из них:
* Метод индексов неоднократно подвергался справедливой критике, в частности, потому, что составные части индекса всегда оказываются высоко скоррелированными.
Индекс массы тела (ИМТ), или индекс Кетле. Это один из многочисленных весоростовых индексов, расчет которого производится по формуле P/L 2 , где Р - вес тела, L - длина тела. В последнее десятилетие этот индекс получил широкое распространение в ростовых исследованиях и вошел во все учебники по ауксологии, изданные, в основном, на Западе. При простоте расчета он дает хорошее представление о компонентах массы тела, в первую очередь о развитии жирового слоя, хорошо согласуется с данными о питании (или недоедании) детей и является составной частью различных популяционных стандартов (см. раздел «Процентильный метод»).
Основные характеристики постнатального роста
Как уже говорилось, ростовые графики бывают двух видов: одни отражают постоянное увеличение длины тела с возрастом - это так называемые «дистантные» кривые, другие - кривые приростов, или «скоростные» , характеризуют скорость ростового процесса и намного лучше «дис-тантных» отражают его суть.
На рис. VI. 9 изображены кривые, отражающие рост длины и веса тела в разных возрастно-половых группах московских мальчиков и девочек от 7 до 17 лет. Согласно общепринятым в ауксологии правилам, возрастная группировка должна производиться таким образом, чтобы середина возрастного интервала (а значит, и средний возраст группы) приходилась на целое число лет. Так, в группу 7-летних входят дети от 6 лет 6 мес. до 7 лет 5 мес. 29 дней (средний возраст 7 лет), в группу 8-летних - дети от
7 лет 6 мес. до 8 лет 5 мес. 29 дней и т. д. Кривые, представленные на рис. VI. 9, демонстрируют собой типичный пример дистантных кривых. Они отражают размеры тела, достигнутые детьми в том или ином возрасте, а также «расстояние», пройденное ими до завершения пути, т. е. до взрослого состояния. Дистантные кривые, по определению, являются выровненными, так как на них наносятся усредненные значения признаков для большого количества детей, обследованных в том или ином возрастном интервале. При этом значительная часть информации относительно индивидуальных вариаций ростовых характеристик оказывается «растворенной» в масштабе этих усредненных кривых.
Дистантные кривые обычно используются для составления ростовых стандартов, или оценочных таблиц. Для этого проводятся в основном поперечные обследования здоровых детей в тех или иных группах населения, с последующей разработкой стандартов теми или иными статистическими методами. Наиболее распространены в настоящее время так называемые «процентильные, или пер-центильные, стандарты» (см. раздел «Процентильный метод»). Необходимо помнить, что стандарты, или оценочные таблицы (последний термин используется в последнее время гораздо чаще, особенно на Западе, в силу того, что в нем менее выражен подтекст обязательного соответствия некоему «эталону») должны быть получены на репрезентативном материале и удовлетворять, по крайней мере, двум требованиям - месту и времени, т. е. должны строиться для конкретной популяции на определенном отрезке времени. Эти два требования объясняются тем, что ростовые характеристики находятся в зависимости от определенных факторов среды и со временем могут меняться (см. соответствующие разделы).
Кривые ростовых прибавок, или скоростей роста, имеют совершенно иную форму. Для их построения необходимо иметь продольные (лонгитудинальные) данные, так как только они отражают истинный характер ростовых процессов в популяции. На рис. VI. 6. изображены кривые скорости роста длины тела для девочек и мальчиков в возрасте от 0 до 18 лет. График показывает, что скорость роста длины тела неуклонно снижается сразу же после рождения. Ребенок растет и становится больше, но процесс этот протекает более медленно, и погодовые (полугодовые, помесячные и т. д.) прибавки уменьшаются. Иногда, как это видно на рисунке, отмечается так называемый «полуростовой» скачок увеличения скорости у детей 7-8-летнего возраста. Скорость роста достигает своего минимума как раз перед началом пубертатного спурта (ускорения роста, подросткового скачка роста), после чего начинает резко возрастать. В среднем увеличение скоростей роста у девочек начинается на два года раньше, чем у мальчиков. Девочки в среднем раньше заканчивают рост, примерно к 16 годам, в то время как мальчики продолжают расти до 18-19 лет, однако у значительного числа индивидов рост продолжается: у девушек - после 18 лет, у юношей - и после 20 лет.
При внимательном рассмотрении ростовых кривых становится понятным, за счет чего возникают половые различия (половой диморфизм) в длине (и других размерных признаков) тела взрослых мужчин и женщин. Как видно на рис. VI. 9, вплоть до наступления пубертатного периода различия в росте между мальчиками и девочками очень невелики. Хотя девочки первыми вступают в пубертатный период и максимальная скорость роста у них примерно на 2 см меньше, чем у мальчиков (см. рис. VI. 6), основные различия размерных признаков формируются после 16 лет, т. е. после того, как девочки перестают расти. Мальчики за счет более длительного периода предпубертатного роста, более интенсивного ростового скачка и более продолжительного периода постпубертатного роста в среднем обгоняют девочек по длине тела на 10 см.
Попутно отметим, что два перекреста ростовых кривых (см. рис. VI. 9) - первый, когда девочки обгоняют мальчиков за счет более раннего вступления в пубертатный период, и второй, когда мальчики обгоняют девочек после окончания у последних ростового периода, - также служат хорошими «маркерами», отражающими влияние условий среды. В некоторых популяциях в целом типичная картина наличия двух ростовых перекрестов может искажаться под влиянием тех или иных условий жизни (см., например, раздел «Рост в высокогорье»).
Помимо отчетливо выраженного пубертатного скачка роста, у части детей выявляется так называемый «полуростовой скачок» - небольшое увеличение скоростей роста в 6-7-летнем возрасте, т. е. до наступления «основного» скачка. У девочек полуростовой скачок наступает в среднем раньше, чем у мальчиков, но обнаруживается он чаще у мальчиков, вероятно, вследствие большей интенсивности приростов у последних.
Полуростовой скачок удается обнаружить не всегда, причем, не только по объектным причинам (он отсутствует или очень мал), но и вследствие некоторых методических просчетов: годовой интервал (с которым обычно и проводятся измерения) может быть слишком велик для обнаружения этого, в общем, не столь значительного увеличения скоростей роста.
Кривая роста тела в длину, представленная на рис. VI. 9, отражает лишь один из возможных вариантов постнатальных возрастных изменений, и ей соответствуют далеко не все ткани тела. На рис. VI. 10 изображены кривые роста различных частей и тканей тела. При этом «общий» тип кривой соответствует возрастным изменениям скелетных размеров и веса тела, кривая роста мозга отражает увеличение массы мозга, а «репродуктивная» кривая - вес гонад и других половых органов. Хорошо видно, что рост мозга заканчивается значительно раньше, чем рост других органов и тканей. Во внутриутробном периоде он растет намного быстрее других частей тела, так что мозг новорожденного ребенка в среднем соответствует 25% своего окончательного размера. Еще через 5 лет масса мозга достигает 90% дефинитивной величины, а к 7-9 годам по размерам практически не отличается от мозга взрослого. В динамике возрастных изменений мозга фактически не наблюдается ростового скачка. Некоторый, хотя и довольно незначительный, скачок роста отмечен для продольного и поперечного диаметров головы, но это скорее связано с утолщением костей черепа, развитием синусов и т. д., нежели с ростом самого мозга.
Рост лицевых размеров в целом следует «общему» типу. Их возрастная динамика в среднем имеет выраженный ростовой скачок, особенно заметный у признаков нижней челюсти: подбородок становится длиннее и больше выступает вперед.
Рост лимфоидной ткани (рис. VI. 10) достигает максимума в предпубертатном периоде, а затем довольно резко снижается до «взрослых» значений. Репродуктивные органы, напротив, отличаются замедленным ростом до наступления подросткового периода и последующим бурным спуртом.
Рост большинства размерных признаков тела, за исключением показателей жироотложения, следует «общему», описанному выше, типу, т. е. протекает с наибольшей скоростью в младенчестве и раннем детстве, затем несколько замедляется, вновь увеличивается в подростковом периоде и в конце концов завершается по достижении размеров, свойственных взрослому. Рост многих признаков продолжается и в третьей декаде жизни.
При общем сходстве ростовых закономерностей, между отдельными признаками имеются различия по величине подросткового скачка роста и времени его наступления. Так, сравнение графиков роста длины туловища и длины ноги показывает, что в детстве и предпубертатном периоде конечности растут быстрее туловища и раньше достигают пубертатного спурта. Таким способом достигаются различия в пропорциях тела. Соотношение длины туловища к длине ноги у 10-11-летних девочек и мальчиков примерно одинаково, впоследствии мальчики опережают девочек по длине ноги, и эти различия сохраняются вплоть до взрослого состояния.
Аналогичные изменения происходят и в соотношении: ширина плеч/ ширина таза. Отчетливое увеличение ширины плеч по отношению к ширине таза является характерным признаком пубертатного периода мальчиков, тогда как женскому полу свойственны противоположные соотношения. Следует особо подчеркнуть важность относительных показателей: по абсолютным значениям различия, к примеру, в ширине таза, могут быть невелики, но относительно ширины плеч девочки практически всегда обгоняют мальчиков на протяжении ростового периода от 6 до 17 лет. Подобная гетерохрония, как уже говорилось, служит основным источником формирования показателей полового диморфизма, отличающего взрослых представителей вида Homo sapiens.
Возрастные изменения жировой ткани отличаются несколько иными закономерностями. Измерения показателей жироотложения могут осуществляться с помощью калиперометрии (см. выше) или ультразвукового метода. При этом скорость роста жировой ткани после рождения продолжает у младенцев увеличиваться примерно до 9-месячного возраста (в среднем), затем несколько снижается, и в 6-8 лет начинает вновь увеличиваться. Девочки в среднем характеризуются большим количеством подкожного жира, чем мальчики, причем, эти различия усиливаются с возрастом. Начиная примерно с 8 лет, наблюдаются отчетливые половые различия в ходе кривых роста жировой ткани для мальчиков и девочек. У мальчиков толщина жировых складок на конечностях снижается, рост жирового слоя на туловище несколько стабилизируется. У девочек развитие жира на конечностях несколько приостанавливается, но не снижается, а жир на туловище продолжает расти.
Тема: «Основные свойства живых организмов. Цитология».
Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять основные свойства живых организмов, уметь определять их значение для организма.
2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость свойств живых организмов, для объяснения причины многообразия функций у живых организмов.
ЗАДАНИЯ.
1. Заполнить таблицу «Соответствие»:
Ученные | Вклад в развитие цитологии |
Г. Галиллей | |
Ввел термин «клетка» |
|
Антони ванн Левенгук | |
Открыл ядро в растительной клетке |
|
Ян Пуркенье | |
Открыли «Клеточную теорию» |
|
2. Дополните предложения:
1. Ботаника –это раздел биологии, изучающий……
2. Зоология –это раздел биологии, изучающий……
3. Экология –это раздел биологии, изучающий……
4. Микология –это раздел биологии, изучающий……
5. Герпентология –это раздел биологии, изучающий……
6. Селекция –это раздел биологии, изучающий……
7. Генетика –это раздел биологии, изучающий……
8. Ихтиология –это раздел биологии, изучающий……
9. Орнитология –это раздел биологии, изучающий……
10. Физиология –это раздел биологии, изучающий……
3. Письменный диктант.
Допишите определения (не менее 3-х по желанию)
1.Автотрофами называют…
2. Гетеротрофами называют …
3. Продуценты это…
4. Консументы 1 это…
5. Консументы 2 это …
6. Редуценты это…
7. Нуклеиновые кислоты это…
4. Сделайте кластер:
1. Единство химического состава живых организмов?
2. Обмен веществ и энергии живых организмов?
3. Единый уровень организации живых организмов?
4. Размножение живых организмов?
5. Наследственность живых организмов?
6. Изменчивость живых организмов?
7. Рост и питание живых организмов?
8. Раздражимость живых организмов?
9. Дискретность живых организмов?
10. Ритмичность живых организмов?
11. Перечислите основные положения клеточной теории?
12. Назовите известные вам методы исследования клетки?
Тема: «Химический состав клетки».
Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять химический состав клетки, уметь классифицировать органические и не органические вещества клетки, уметь определять их значение для организма.
2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость теории химического состава клетки, для объяснения причины многообразия органических соединений, знать отличие не органических от органических веществ клетки.
ЗАДАНИЯ.
1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.
1. Как классифицируют неорганические вещества клетки? Приведите примеры .
2. Письменный диктант.
1. Микроэлементами называют…
2. Макроэлементами называют …
3. Белки это…
4. Углеводы это…
5. Липиды это…
6. Ионы это…
7. Нуклеиновые кислоты это…
3. Из перечисленных ниже элементов выпишите соответствующие:
- Микроэлементы - Ионы - Макроэлементы
1. Олово 2. Кадмий 3. Магний 4. Железо 5. Кислород
6. Водород 7. Йод 8. Фтор 9. Кальций 10. Фосфор 11.Селен
12. Хром 13. Молибден
4. Вставьте пропущенные слова.
1. К неорганическим … клетки относятся … и …. и …..
2. К органическим … клетки относятся … и …и …и …и …
3. Молибден находится в белом … ….
4. Недостаток … приводит к поражению листьев растений ….
5. Если в составе растений наблюдается избыток …, то у овец, которые поедают такую траву, выпадает … и происходит деформация ….
6. При расщеплении 1 г белка высвобождается …. кДж энергии
7. Кислород, водород, углерод, азот, сера и фосфор образуют группу под названием ….
8. Хорошо растворимые вещества в воде называются - …
9. Не растворимые в воде вещества называются - …
5. Тестовая форма работы
Какие функции выполняют:
1-вариант 2-вариант
Белки - углеводы
Нуклеиновые кислоты - жиры
А) строительную
Б) энергетическую
В) запасательную
Г) метаболитическую
Д) строительную
Е) двигательную
Ж) транспортную
Е) наследственная информация
6. Заполните таблицу:
СОЕДИНЕНИЕ | |
1) Углерод | А) Инициирует сокращение мышц Е) Находится в гипофизе мозга Ж) Находится в слизистой оболочке языка З) Находится в гормоне щитовидной железы И) Находится в сетчатке глаза К) Находится в почках |
2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ
1. Вопросы, с последующим обсуждением.
1) Расскажите о классификации углеводов.
2) Опишите с приведением примеров функции белка.
3) Опишите с приведением примеров функции углеводов.
4) Опишите с приведением примеров функции жиров.
5) Расскажите о классификации не органических веществ.
6) Какую опасность для организма представляет недостаток микроэлементов?
7) Начертите схему строения молекулы воды, показав на ней химические связи. Объясните значение воды для живых организмов.
2. Вставьте пропущенное:
1) В клетках поджелудочной железы содержаться …, в белом веществе мозга …, в слизистой оболочке языка …, в сетчатке глаза ….
2) Молекула полимера состоит ……… К мономерам углеводов относятся…… Их молекулы состоят из ….. атомов.
3) Все жиры делятся на ….. и …… В состав молекулы липидов входят атомы ….. В клетках животных внутренний слой мембраны состоит из молекул …
4) Белки подразделяются на …. , простые белки называют ….., сложные ….. К простым белкам относятся ….., к сложным белкам относятся……
5) Разрушение природной структуры белка называют ……. Белок, ускоряющий реакцию биосинтеза, называется …… Газы транспортируются белком …. Белок – источник …Белок, защищающий организм о чужеродных тел, называется….
Тема: «Структурный состав клетки».
Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять структурный состав клетки, уметь классифицировать мембранные и не мембранные компоненты клетки, уметь определять их значение для целостного организма.
2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость структурного состава клетки, для объяснения причины многообразия функций данных компонентов, знать отличие не мембранных от мембранных компонентов клетки.
ЗАДАНИЯ.
1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.
1Работа по рисунку.
2. Заполните таблицу:
КОМПОНЕНТ | |
1) Ядро 6) Лизосома 8) Пластиды 9) Клеточный центр 10) Жгутики, реснички, ложноножки. | А) Фотосинтетическая Е) «Пищеварительная система клетки» Ж) Транспортировка, синтез жиров и углеводов. З) Деление клетки, образование веретена деления. И) Функция передвижения К) Передача наследственной информации. |
3. Письменный диктант.
Допишите определения (не менее 4-х по желанию)
1. Пиноцитоз это ….
2. Фагоцитоз это …..
3. Плазматическая мембрана это…
4. Гликокаликс это…
5. Кариоплазма это…
6. Эукариот это…
7. Прокариот это…
4. Сделайте кластер:
5. Дополните предложения:
1. Комплекс Гольджи был открыт (когда и кем?) ……….
2. Его назвали ………..
3. В составе лизосом содержаться ферменты……..
4. К ним относятся ……….
5. Впервые митохондрию исследовал Р. Кликкер и назвал ……..
6. На внутренней мембране синтезируются ……
7. Основная жидкость ядра называется………
8. В ней расположены молекулы ………, где записана наследственная………
6. Заполните таблицу «Соотнесение»:
1. Компонент растительной клетки | |
2. Компонент животной клетки | 2. Гликокаликс |
3. Общие компоненты, как для растительной, так и для животной клетки | 3. Плазматическая мембрана |
4. Цитоплазма |
|
5. Клеточный центр |
|
6. Хлоропласты |
|
8. Органы движения |
|
9. Рибосомы |
|
10. Лейкопласты |
2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ
1. Альтернативный тест
1. Гликокаликс это внутренний слой плазматической мембраны?
2. Плазматическая мембрана животной клетки тонкая, эластичная?
3. Цитоплазма обеспечивает синтез жиров и углеводов?
4. ЭПС бывает 3 –х видов.
5. Хромопласты отвечают за зеленый цвет клетки.
6. Митохондрия это «пищеварительная система» клетки.
7. Лизосома участвует в образовании веретене деления.
8. Жгутик обеспечивает функцию передвижения.
9. Пиноцитоз - это поглощение твердых частиц.
10. Клеточные включения обеспечивают функцию накопления и запасающую.
2. Ответить на вопросы:
Даны органоиды и их составные, встречающиеся в эукариотических клетках: митохондрия, пластиды, вакуоли, хромосомы, жгутики, Аппарат Гольджи, плазматическая мембрана клетки, эндоплазматическая сеть, клеточный центр, рибосомы, наружная мембрана клетки, зерна крахмала, лизосомы, реснички, капли жира, гликоген, кариоплазма, белок:
А) какие из перечисленных составных цитоплазмы относятся к включениям?
Б) какие из них выполняют специфическую роль в цитоплазме?
В) какие из составных цитоплазмы характерны для растительных клеток?
Г) какие из составных цитоплазмы не встречаются в животной клетке?
Д) в каком органоиде идет синтез белка?
Е) какой органоид играет роль «энергетической станции»?
Ж) перечислите основные части ядра?
З) через какую структуру наследственная информация передается из поколения в поколение?
3. Заполнить таблицу: «Структурный состав клетки».
Компонент клетки | Строение | Функции | Значение |
4. Тестовая форма работы: на тему «Строение клетки»
1. Оболочка клетки растений состоит из
А) клетчатки
Б) гликогена
В) крахмала
Г) нуклеиновых кислот
2. Оболочка клетки животных состоит из
А) липидов и белков
Б) внешнего слоя и плазматической мембраны, расположенных на нижней стороне
В) вакуолей
Г) гликокаликсов
3. Оболочка клеток животных отличается от клеточных стенок растений тем, что она
А) толстая
Б) тонкая
В) средняя
Г) ровная
4. Роль плазматической мембраны в деятельности клетки
А) транспортная
Б) двигательная
В) защитная
Г) обмен веществ
5. Нижний слой клетки, прилегающий к цитоплазме
А) вакуоль
В) плазматическая мембрана
Г) оболочка
6. В клетки крупные молекулы белков и полисахаридов, крупные частицы еды, бактерии поступают путем
А) пиноцитоза
Б) фагоцитоза
В) осмоса
Г) диффузии
7. В состав цитоплазмы входят
А) органоиды
Б) органоиды, гиалоплазма и матрица, необходимые для жизнедеятельности организма
В) ферменты
Г) жирные кислоты
8. Части клетки, которые были открыты с помощью световых микроскопов
Б) внешняя мембрана
В) оболочка ядра
Г) цитоплазма
9.Части клеток, которые были определены с помощью электронного микроскопа
А) центр клетки
Б) каналы
В) ядрышко
Г) митохондрия
10. К клеточным органоидам относятся
А) цитоплазма
Б) митохондрия
В) рибосома
11. Синтез белка происходит
А) в митохондрии
Б) в рибосоме
В) в эндоплазматической сети
12. Органическое вещество, являющееся основным источником энергии в клетке
В) углеводы
13. Органоиды клетки, в котором идет процесс высвобождения энергии
А) в митохондрии
Б) в рибосоме
Г) в лизосоме
14. Макромолекула, выполняющая роль матрицы в клетке
15. Число хромосом в ядре клетки человека
16. Ученный, открывший вирусы
А) Д.И. Ивановский
Б) Л.Пастер
В) И.И.Мечников
Г) С.Н.Виноградский
17. Постоянная составная часть клетки растений и животных
А) митохондрия
Б) лизосома
В) цитоплазма
18. Первичная перетяжка хромосомы – это
А) хроматида
Б) центромера
В) гистон
Г) метацентрическая хромосома
19. Органоид, называемый пищеварительным органом клетки
А) комплекс Гольджи
Б) лизосома
В) рибосома
Г) эндоплазматическая сеть
20. Пространство в цитоплазме клетки растений и животных, заполненное жидкостью
А) цитоплазма
Б) центр клетки
В) вакуоль
Г) митохондрия
Тема: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять типы размножения организмов, уметь классифицировать митозное и мейозное деление клеток, уметь определять их значение для живого организма.
2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость различных типов деления клеток, для объяснения причины многообразия способов размножения организмов, знать отличие амитозного, митозного и мейозного деления клеток.
ЗАДАНИЯ.
1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.
1. Письменный диктант.
Допишите определения (не менее 4-х по желанию)
1. Амитоз это ….
2. Кариокинез это …..
3. Цитокинез это…
4. Мейоз это…
5. Митоз это…
6. Гаметогенез это…
7. Овогенез это…
8. Сперматогенез это …
2. Заполните таблицу:
3. Дополните предложения:
1. Размножение организмов происходит ………………..
2. В половом размножении участвуют……
3. Половые клетки подразделяются ……….
4. К ним относятся …….
5. Все клетки делятся …… способами это …. …… …..
6. Интерфаза состоит из ….. периодов.
7. Промежуток между делениями клеток называется …..
4. Перечислите в правильном порядке фазы митоза и мейоза:
МИТОЗ:
Анафаза Метафаза Прометафаза Телофаза
Профаза Интерфаза.
МЕЙОЗ: Анафаза 2 Стадия спаренных нитей Метафаза 1 Телофаза 1 Стадия тонких нитей Стадия отделения нитей друг от друга Интерфаза 1 Анафаза 1 Метафаза 2 Профаза 2
Интерфаза 2 Телофаза 2.
5. Заполнить таблицу:
Зародышевые оболочки | На каком этапе развития образуется зародыш | Какие ткани и органы образуются |
1. Эктодерма 2. Энтодерма 3. Мезодерма |
2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ
1. Вопросы, с последующим обсуждением.
1. Как размножаются простейшие?
2. Как размножаются клетки тела?
3. Как размножаются половые клетки?
4. Как называется оплодотворенная клетка?
5. Как называются половые клетки?
6. Как называется женская половая клетка?
7. Как называется мужская половая клетка?
8. Как называются клетки с ядром?
9. Как называются клетки без ядра?
10. В каких организмах число хромосом удваивается?
11. В какой фазе хромосомы накаливаются в плоскости?
12. В какой фазе хромосомы расходятся по плоскостям?
13. В какой фазе клетка делится пополам?
14. Как называется подготовительный период деления клетки?
15. Как называются молодые клетки?
16. Как называется полный набор хромосом?
17. Как называется половинный набор хромосом?
18. Как называется питательный слой зародыша?
2. Заполните таблицу:
Сходство | Биологическое значение |
||
3. Тестовая форма работы: по теме: «Индивидуальное развитие - онтогенез».
1. Количество способов деления
Г) четыре
2. К периоду деления клетки тела не относится
А) анафаза
Б) кариокинез
В) цитокенез
Г) интерфаза
3. Интерфаза состоит из
А) из одного периода
Б) из двух периодов
В) из трех периодов
Г) из четырех периодов
4. Процессы, тесно связанные с наследственностью, происходят в интерфазе
А) генетический материал самостоятельно удваивается
Б) генетический материал остается без изменений
В) можно отчетливо увидеть хромосомы через световой микроскоп
Г) в этой фазе оболочка ядра растворяется
5. К фазе митоза не относится
А) интерфаза
Б) профаза
В) прометафаза
Г) анафаза
6. Два вида размножения, широко распространенные в природе
А) половое и вегетативное размножение
Б) бесполое и вегетативное размножение
В) половое и бесполое размножение
Г) бесполое и искусственное размножение
7. Основные отличия полового размножения от бесполого
А) в размножении участвуют два организма
Б) в размножении участвует один организм
В) в размножении участвуют три организма
Г) размножение происходит на прямую
8. Созревание мужской и женской гамет в половых железах называется
А) овогенезом
Б) гаметогенезом
В) сперматогенезом
Г) гистогенезом
9. Эмбриология изучает
А) наследственность
Б) развитие зародыша в организме
В) размножение
Г) деление
10. В результате деления оплодотворенной яйцеклетки на первой стадии онтогенеза развивается
А) бластомер
Б) гаструла
В) нейрула
Г) энтодерма
11. Прямое развитие – это
А) эмбриональное развитие
Б) личиночное развитие
В) рождающийся организм сходен со взрослым
Г) эмбриональное развитие приводит к образованию личинки
12. Ступень, не относящаяся к развитию онтогенеза
А) бластула
Б) гаструла
В) нейрула
Г) прямое развитие
13. Х-образные фигуры, появляющиеся при отдалении друг от друга сходных хромосом, называются
А) хиазмами
Б) кроссинговером
В) конъюгацией
14. Область, не входящая в развитие процесса овогенеза
А) размножение
В) созревание
Г) деление
15. В некоторых случаях в яйцеклетки млекопитающихся проникает несколько сперматозоидов, этот процесс называется
А) моноспермий
Б) полиспермий
В) диспермий
Г) триспермий
16. Ученный, внесший большой вклад в развитие эмбриологии
А) Г.Кребс
Б) И.И. Сеченов
В) И.П. Павлов
17. Частицы, появившиеся в результате деления митоза
А) бластомеры
Б) гаструла
В) нейрула
Г) бластула
18. Оплодотворенная клетка называется
А) гаметой
Б) зиготой
В) овогенезом
Г) сперматогенезом
19. Фаза, при которой происходит удвоение хромосом в мейозе
А) метафаза
Б) анафаза
В) телофаза
Г) профаза
20. Появление личинок после эмбрионального развития
А) видовое развитие
Б) постэмбриональное развитие
В) прямое развитие
Г) онтогенез
Тема: «Основные закономерности наследственности и изменчивости».
Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать основные закономерности наследственности и изменчивости, уметь классифицировать закономерности наследственности, при различных типах скрещивания, уметь определять их значение для живого организма.
2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость различных типов наследственности и изменчивости, для объяснения причины многообразия признаков живых организмов.
ЗАДАНИЯ.
1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.
1. Письменный диктант.
Допишите определения (не менее 4-х по желанию)
1. Ген это ….
2. Генотип это …..
3. Фенотип это…
4. Гомозигота это…
5. Гетерозигота это…
6. Изменчивость это…
7. Наследственность это…
8. Мутагенез это …
9. Мутация это …
2. Допишите предложения:
1. Одинаковые гены называются……
2. А разные гены ……
3. Преобладающие гены называются ….
4. Не проявленные гены называются …..
5. Обозначают символами родителей ……., поколения……..
6. Совокупность генов называется ……
7. Совокупность внешних признаков называется …….
8. Есть ….. вида мутагенов, к ним относятся …………
9. Удвоение одного участка хромосом называется ……
10. Отрыв одного участка хромосом называется…….
11. Число хромосом при удвоении называется ……
3. Заполните таблицу «Соотнесение»:
Знак | Обозначение |
Поколения |
|
Третье поколение |
|
Скрещивание |
|
Родительские формы |
|
Доминанта |
|
Рецессива |
|
Гомозигота |
|
Гетерозигота |
4. Заполните в таблице не достающее:
Ученые | Вклад в развитие генетики |
У. Бетсон | |
Открыл теорию пангенезиса |
|
Основоположник генетики |
|
В. Иоганнсен | |
Н.И.Вавилов | |
Впервые выявили, что радиоактивные излучения вызывают мутационные изменения |
|
Создали модель молекулярного строения ДНК |
|
К. Мынбаев, А. Габбасов | |
Вклад в развитие генетики микроорганизмов |
|
Н.С.Бутарин, А.Е. Есенжолов, А.Ы.Жандеркин | |
М.А.Ермеков, А.Е.Еламанов, В.А. Бальмонт |
5. Решение моногибридных задач:
1. Ген, определяющий признак ранней спелости ячменя, доминантный, в отличие от гена поздней спелости. Какое поколение образуется при скрещивании гомозиготного раннеспелого растения с позднеспелым? Растения с какими генотипом и фенотипом образуются при скрещивании полученных гибридов между собой?
2. Ген шерсти собаки черной окраски является доминирующим по отношению к коричневому. Несколько раз скрестили черную самку с коричневым самцом. Получили 15 черных и 13 коричневых щенят. Определите генотипы родителей и потомства (черная окраска шерсти – доминантный признак).
3. Гладкий мех морских свинок определен рецессивным геном, всклоченный – доминантным:
А) при скрещивании двух свинок с всклоченным мехом в потомстве получили 36 особей с всклоченным мехом и 11 с гладким мехом. Сколько гомозиготных особей среди них?
Б) Скрещивая морских свинок с всклоченным и гладким мехом, получили 28 всклокоченношерстных и 26 гладкошерстных особей. Определите генотипы родителей и потомства.
2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ
1. Решение дигибридных задач:
1. Томаты с красными плодами, нормальным ростом опылили с низкорослыми желтыми томатами. Если известно, что: а) красный цвет плодов – доминантный, низкий рост стебля – рецессивный; б) все исходные растения гомозиготные, то какими будут признаки гибридов, если гены, обладающие признаки, расположены в различных хромосомах? Какой результат получится, если скрестить эти гибриды между собой?
2. Какие гаметы образуют растения, имеющие следующие генотипы:
А) ААВВ; б) АаВВ; в) ааВВ; г) ААВв; д) ААвв; е) АаВв; ж) Аавв; з) аавв?
3. Плоды гороха желтой окраски А доминируют по отношению к а – зеленому цвету. Гладкая форма В доминирует над морщинистой в. Определите окраску и форму семян следующих генотипов: а) ааВВ; б) Аавв; в) АаВВ; г) ааВВ; д) ААВв; е) ААвв?
4. Определите фенотип потомства, полученного при скрещивании следующим образом: а) ааВВ*аавв; б) Аавв*Аавв; в) АаВВ*АаВв; г) ААВв*аавв; д) ААвв*аавв?
5. Гетерозиготное по окраске и форме семян растение скрестили с рецессивным по этим признакам гомозиготным растением. Определите генотип и фенотип полученного потомства.
6. Возможно ли проявление группы крови одного из родителей в потомстве, если у матери 1 группа крови, у отца 4 группа.
7. У гетерозиготной матери с 3 группой крови и гетерозиготного отца со 2 группой четверо детей. Определите группы крови у детей и их генотипы.
8. Группа крови у матери – 2, у отца – 4. Определите группы крови у детей.
9. Какая группа крови будет у детей, если родители имеют первую группу крови.
10. Наследуют ли дети группы крови родителей, если у матери 1 группа, у отца 4 группа.
11. Что можно сказать о группах крови детей, когда мать имеет 2 группу, отец 4 группу крови.
2. Решение задач на полигибридное скрещивание.
3. Тестовая форма работы: на тему: «Основы генетики. Наследственность и изменчивость»
Вариант 1.
1. Удобный для проведения генетических исследований объект.
А) муха-дрозофила
Б) человек
2. Что изучает наука генетика
Б) наследственность и изменчивость
В) эволюцию
Г) селекцию
3. Как называется появление новых признаков при взаимодействии двух или нескольких неаллельных доминантных генов
4. Назовите ученных, открывших законы Г.Менделя повторно и доказавших их
А) Г. де Фриз
Б) М.А. Айтхожин
В) К. Корренс
Г)Э. Чермак-Зейзенегг
5. Как называются гены, отвечающие только за один признак
А) аллельные
Б) альтернативные
В) рецессивные
Г) доминантные
6. Кто доказал нахождение генов в хромосомах
А) К.Корренс
Б) Ч.Дарвин
В) Т.Морган
Г) Н.И.Вавилов
7. Как называется взаимообмен соответствующих участков в схожих хромосомах
А) кроссинговер
Б) конъюгация
Г) транслокация
8. Особенности свойств гороха
А) несколько признаков, проявляющихся в фенотипе
Б) удобен в выращивании
В) самоопыляемость
Г) все ответы правильные
9. Как называются проявление только одного доминантного признака
А) полное доминирование
Б) неполное доминирование
В) рецессивность
Г) доминантность
10. Как называется первый закон Г.Менделя
А) закон единообразия
Б) закон расщепления признаков
В) сцепленное наследование
Г) независимое растворение
11Как называются проявляющиеся гены
А) доминантные
Б) рецессивные
В) аллельные
Г) неаллельные
12. Как называются парные гены
А) рецессивные
Б) аллельные
В) доминантные
Г) эпистаз
13. Какую группу крови будут иметь дети, если у родителей 1 группа
А) 1 группа
Б) 2группа
В) 3 группа
Г) 4 группа
14. Как называется набор генов
А) фенотип
Б) помекликросс
В) генотип
Г) кроссинговер
16. Как называются разнообразные гены
А) гомозиготные
Б) комплементарные
В) гетерозиготные
Г) эпистаз
17. Как называется место расположения генов в хромосоме.
А) группа сцепления
В) кроссинговер
Г) генотип
Вариант2.
1. Кто первым исследовал основные закономерности наследственности
А) Т.Морган
Б) Г.Мендель
В) Ч.Дарвин
Г) Н.И.Вавилов
2. Как называется превалирование одного гена над другим
А) комплементарность
Б) эпистаз
В) полимерия
3) Кто ввел в науку термин «ген»
А) Т.Морган
Б) И.Павлов
В) С.С.Четвериков
Г) В.Иоганнсен
4. Как называется усиление одного признака при взаимодействии нескольких доминантных генов
А) комплементарность
Б) полимерия
В) эпистаз
Г) многоаллельность
5. С каким растением Мендель проводил опыты
А) ночная красавица
Г) томаты
6. Кто заложил основу хромосомной теории наследственности
А) Г.Мендель
Б) Т.Морган
В) Н.И.Вавилов
Г) В.Иоганнсен
7. Сколько известно сортов гороха
8. Как называется третий закон Г.Менделя
А) сцепленное наследование
Б) закон расщепления
В) независимое расщепление признаков
Г) изменчивость
9. Как называется образование промежуточных форм при проявлении влияния обоих аллельных генов
А) полное доминирование
Б) неполное доминирование
В) рецессивность
Г) доминантность
10. Как называются подавляющие гены
А) аллельные
Б) рецессивные
В) геномные
Г) доминантные
11. Может ли доминантный ген индивидуально проявить свой признак
А) проявит
Б) не проявит
В) оба ответа верны
Г) оба ответа неверны
12. Как называется совокупность внутренних и внешних признаков организма
А) фенотип
Б) полимер
В) генотип
Г) полимерия
13. Какую группу крови будут иметь дети, если у родителей 4 группа
14. Как называются одинаковые гены
А) гетерозиготные
Б) гомозиготные
В) полимерия
Г) эпистаз
15. Определите генотип потомства гетерозиготной матери со 2 группой крови и отца с 4 группой крови.
16. Как называется совместное наследование генов, определяющих признаки похожести на родителей
А) кроссинговер
Б) перекрест
В) эпистаз
Г) сцепление генов
17. Как происходят генетические изменения признаков в потомстве F2 моногибридного скрещивания
А) АА, Аа, Аа, аа
В) Аа,АА,аа
Тема: «Селекция растений, животных и микроорганизмов».
Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять различные типы скрещивания, уметь классифицировать их, уметь определять их значение для жизни организма.
2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость методов селекции, для объяснения причины многообразия живых организмов.
ЗАДАНИЯ.
1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.
1. РИСУНОК. Используя схему карты «Центры происхождения культурных растений», напишите названия центров. Перечислите виды культурных растений, используя их порядковые номера, расположите по центрам происхождения:
1. Банан 8. Рожь
2. Рис 9. Ячмень
3. Просо 10. Хлопок
4. Сахарный тростник 11. Фасоль
5. Морковь 12. Картофель
6. Виноград 13. Кукуруза
7. Пшеница 14. Какао
2. Заполните таблицу:
Виды отбора | Краткая характеристика | Результат | Значение отбора в сельском хозяйстве. |
Массовый отбор | |||
Индивидуальный отбор |
3. Заполните таблицу «Соответствие»:
Ученные | Вклад в развитие селекции |
Н.С.Бутарин, Е.Есенжолов, А.Жандеркин | |
Мясошерстная порода овец – казахская тонкорунная |
|
Казахский северный меринос |
|
Б.М. Мусин, Н.З.Галиакберов | |
Алатауская порода КРС |
|
Красная степная порода КРС |
2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ
1. Заполните сравнительную таблицу:
Методы селекции | Краткая характеристика | Примеры отдаленной гибридизации | Значение для сельского хозяйства |
1.Отдаленное скрещивание растений | |||
2.Отдаленное Скрещивание животных |
2. Решение тестового материала:
Уметь
Знать
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ№4
Производные зародышевых листков
Таблица 4
Зародышевые листки и их производные.
А) эктодерма:_______________________________________________________
Б) энтодерма:________________________________________________________
В) мезодерма:________________________________________________________
1) скелетная мускулатура
2) поджелудочная железа и печень
3) эпителий кожи
4) эмаль зубов
5) соединительная ткань
6) эпителий лёгких
7) органы зрения, обоняния
8) кровеносная и мочеполовая системы
3. Морфологические признаки зародыша на ранних стадиях развития:
А) гаструла:__________________________________________________
Б) нейрула:_______________________________________________________
1) эктодерма
2) энтодерма
3) мезодерма
5) нервная пластинка
6) бластопор (первичный рот)
Задание 4. Выберите верные утверждения
1) Первая стадия зародышевого развития принято называть бластулой.
2) Гаструла представляет двухслойный мешок.
3) Мейоз - ϶ᴛᴏ тип деления, в результате которого образуются половые клетки.
4) Процесс митоза состоит из двух последовательных клеточных делений.
5) Неполовые хромосомы называются аутосомами.
6) В результате первого деления мейоза образуются клетки с уменьшенным набором хромосом.
7) В конце интерфазы ядерная оболочка распадается, ядрышко исчезает.
8) В эмбриогенезе повторяются взрослые стадии предковых форм.
9) Лишенные ядра клетки эукариот могут существовать долгое время.
10) Онтогенез организма есть краткое повторение зародышевых стадий предков.
Задание 5 . Закончите недописанные фразы
1) В процессе эмбрионального развития ткани зародыша оказывают влияние …
2) Индивидуальное развитие принято называть …
3) Онтогенез каждой особи есть краткое и быстрое повторение …
4) В эмбриональном периоде выделяют 3 базовых этапа: дробление, гаструляция и
5) После завершения гаструляции у зародыша образуется комплекс осевых органов: нервная трубка, хорда и…
6) Процесс превращения в результате, которого у организма формируется признак взрослого животного, принято называть …
7) Развитие осевого комплекса органов принято называть …
8) Процесс появления и нарастания морфологических и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша принято называть
9) Двухслойный зародыш принято называть …
10) Детерминация это ….
11) Тотипотентность это …
12) Различают следующие типы бластул…
13) В бластоцисте различают ….
14) Нейруляция это….
15) Спланхнотом это…
16) Образование двухслойного зародыша у позвоночных животных осуществляется следующими способами…
17) Пубертатный скачок это
18) В эмбриогенезе человека выделяют следующие критические периоды…
19) Лабильная детерминация характеризуется…
20) Канализация характеризуется….
Задание 6. Рассмотрите рисунок 7 и заполните таблицу 4.
Эктодерма | Мезодерма | Энтодерма |
Рис.7. Начальные этапы гисто и органогенеза.
Раздел: Эволюционное учение, эволюция систем органов
Цель: изучив, данный раздел студент должен
· эволюционное учение Ч.Дарвина
· биогенетический закон Ф.Мюллера-Э.Геккеля
· примеры рекапитуляций
· ценогенезы и филэмбриогенезы
· понятие корреляций и координаций
· основные этапы закладки сердца и магистральных сосудов в подтипе позвоночных
· прогрессивные изменения в данном подтипе, связанные с усложнением в строении сердца, дифференцировки сосудов
· основные направления эволюции сердечнососудистой системы и гомологию органов
· закладку головного мозга у позвоночных животных
· строение головного мозга рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих
· определять онтофилогенетические пороки и их классификацию
· знаниями о закономерностях филогенетических преобразований органов сердечнососудистой, системы нервной систем для объяснения процессов формирования в онтогенезе человека базовых аномалий развития
Основные понятия: эволюция, филогенез, аномалии развития, ценогенезы, филэмбриогенезы, рекапитуляция
Задание 1. Выполнить тестовые задания
Выберите один правильный ответ
1. МОРФОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЗНАКОМ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ РЫБ ЯВЛЯЕТСЯ
1) два круга кровообращения
2) трехкамерное сердце
3) четырехкамерное сердце
4) двухкамерное сердце
2. ПОЛНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО И ВЕНОЗНОГО КРОВОТОКА ХАРАКТЕРНО ДЛЯ
1) ланцетника
2) млекопитающих
4) рептилий
3. ПРИСУТСТВИЕ БОТАЛЛОВА ПРОТОКА У ВЗРОСЛЫХ ОСОБЕЙ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ
1) хвостатых амфибий и черепах
2) млекопитающих
4) ланцетника
4. IV ПАРА АРТЕРИАЛЬНЫХ ЖАБЕРНЫХ ДУГ ПРЕОБРАЗУЕТСЯ В
1) сонные артерии
2) дуги аорты
3) легочные артерии
4) спинную аорту
5. VI ПАРА АРТЕРИАЛЬНЫХ ЖАБЕРНЫХ ДУГ ПРЕОБРАЗУЕТСЯ В
1) сонные артерии
2) дуги аорты
3) легочные артерии
4) боталлов проток
6. ДВА КРУГА КРОВООБРАЩЕНИЯ ПОЯВЛЯЕТСЯ У
1) млекопитающих
3)амфибий
7. СОННЫЕ АРТЕРИИ НЕСУТ КРОВЬ
1) смешанную
2) артериальную
3) венозную
4) голубую
8. ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ОТДЕЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА У РЕПТИЛИЙ
1) передний
2) средний
3) промежуточный
9. ДРЕВНЯЯ КОРА ВПЕРВЫЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ У
2) амфибий
3) рептилий
4) млекопитающих
10. МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО СОЕДИНЯЕТ ПОЛУШАРИЯ ПЕРЕДНЕГО МОЗГА У
2) рептилий
3) амфибий
4) млекопитающих
11. Ихтиопсидный тип головного мозга характерен для
1) млекопитающих
3) рептилий
4) амфибий
12. НОВАЯ КОРА ПЕРЕДНЕГО МОЗГА ВПЕРВЫЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ У
2) амфибий
3) рептилий
4) млекопитающих
13. МОЗЖЕЧОК ПЛОХО РАЗВИТ У
2) амфибий
4) млекопитающих
14. Предпочка полностью развивается и функционирует как самостоятельный орган у
1) личинок рыб
2) у земноводных
3) пресмыкающихся
4) млекопитающих
15. Первичные почки формируются и функционируют у
3) млекопитающих
4) пресмыкающихся
16. Вторичные почки функционируют у
1) млекопитающих
3) личинок рыб
4) у земноводных и рыб
17. Почки человека располагаются
1) в туловищной области
2) тазовой области
3) брюшной полости
4) поясничной области
18. У человека за сутки фильтруется
1) 150 л плазмы крови
2) 200л плазмы крови
3) 10л плазмы крови
4) 1500 л плазмы крови
19. Первичные половые клетки обособляются в эмбриогенезе на стадии
2) дробления
3) гаструляции
4) нейруляции
Выберите несколько правильных ответов
20. ВРОЖДЕННЫЕ ОНТОФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОРОКИ СЕРДЦА У ЧЕЛОВЕКА
1) шейная эктопия сердца
2) зеркальное (правостороннее) положение сердца
3) брюшная эктопия сердца
4) грудная эктопия сердца
5) расширение предсердий
6) персестирование боталлова протока
21. ВРОЖДЕННЫЕ ОНТОФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОРОКИ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА
1) анэнцефалия
2) гидроцефалия
4) голопрозэнцефалия
5) прозэнцефалия
6) пахигирия
23. Для зауропсидного типа головного мозга характернО
1) хорошо развитые большие полушария
2) хорошо развитые мозг и мозжечок
3) появляются полосатые тела
4) появляется древняя кора
5) хорошо выражена асимметрия мозга
24. Филогенетические пороки развития нервной системы у человека
1) анэнцефалия
2) микроцефалия
3) рахисхис
4) полидактилия
5) альбинизм
25. типы почек, развивающихся в процессе индивидуального развития у амниот
1) пронефрос
2) протонефрос
3) мезонефрос
4) экзонефрос
5) метанефрос
6) эндонефрос
26. Аномалии развития половых органов женщины связанные с филогенезом половой системы
1) нарушение редукции вольфовых каналов
2) удвоение матки
3) отсутствие матки
4) отсутствие яйцеводов
5) двурогая матка
27. У плацентарных млекопитающих Мюллеров канал дифференцируется В
1) собственно яйцевод
2) копулятивные органы
4) влагалище
5) яичники
Определите соответствующие пары
28. АРТЕРИАЛЬНЫЕ ЖАБЕРНЫЕ ДУГИ ПОЗВОНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗУЮТСЯ
1. II пара. а) легочная артерия
2. III пара. б) сонные артерии
3. IV пара. в) дуги аорты
4. VI пара. г) редуцируются
29. У НАЗЕМНЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ ПРОИСХОДИТ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
1.передние кардинальные вены а) коронарный синус сердца
2.правый кювьеров проток б) яремные вены
3.левый кювьеров проток в) верхней полой вены
Задание 2: Ответьте на вопросы.
1. Дайте определение филогенеза.
2. У каких организмов впервые появляется кровеносная система?
3. Назовите основные аномалии и пороки развития артериальных сосудов.
4. Назовите основные аномалии и пороки развития нервной системы.
Задание 3: Рассмотрите рисунок 8, перенесите в альбом и заполните недостающие элементы.
|
Рис.8. Развитие нервной системы в эмбриогенезе у позвоночных животных
Задание 4: Заполните таблицу 5
Владеть - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Владеть" 2017, 2018.
Взросление неизбежно. Вот только в жизни часто встречается парадокс - дети хотят быть взрослыми, взрослые - детьми. И как понять, кого можно назвать взрослым человеком? Какой смысл понятия «взрослый»?
Кто такие взрослые?
Когда говорят: «Раскройте смысл понятия «взрослый», многие впадают в ступор, что, впрочем, и очевидно. Ведь что здесь раскрывать: паспорт есть? Есть. Совершеннолетие наступило? Наступило. Работа есть? Есть. Итог: взрослый человек.
Однако не все так просто. Раскрытие смысла понятия «взрослый» лежит намного глубже. Взрослым можно назвать того человека, который готов нести ответственность. Если ребенок оперирует такими фразами, как «хочу - не хочу», то взрослый человек должен уже давно знать простое слово «надо».
Взрослый - это человек, который достиг определенного возраста, имеет зрелое тело и сознание, располагает знаниями и умениями, которые помогают в принятии решений, и готов взять ответственность за свои поступки, свою жизнь и жизнь своей семьи.
Черты взрослого человека
Говорят, раскройте смысл понятия «взрослый» и поймете, каким должен Но одного термина мало, большее значение имеют черты взрослого человека.
- Самостоятельный. Взрослый человек способен самостоятельно о себе позаботиться.
- Уверенный. Человек уверен в себе не только внешне, но и внутренне.
- Заботливый. Взрослый человек способен позаботиться о жизни других людей. У него есть взрослый круг забот, и он не просто умеет это делать, но хочет это делать и делает свободно. Заботиться о ком-то - добровольный выбор взрослого, психически уравновешенного человека.
- Ответственный и требовательный. Человек берет ответственность за свои поступки и требует подобного поведения от остальных. Умеет контролировать свои желания, больше обращается к словам «надо» и «могу», а не к «хочу и срочно».
- Психологически грамотный. Умеет конструктивно посмотреть на возникнувшее препятствие и увидеть ситуацию в полном объеме.
- Душевно здоровый. Взрослый человек умеет находить в жизни положительные моменты, спокойно воспринимает критику, не чувствует необоснованных страхов и может держать свои эмоции под контролем.
Как стать взрослым?
Даже когда ответ на запрос «раскройте смысл понятия «взрослый» уже дан, это не значит, что там будет информация о том, Достигнуть и стать взрослым человеком - разные вещи. И чтобы считаться взрослым, необходимо:
- Уметь зарабатывать деньги. Пусть говорят, что не в деньгах счастье, но именно способность человека к зарабатыванию денег идентифицирует его как состоявшуюся, взрослую личность.
- Стать самостоятельным. Если человек не может самостоятельно заработать, соответственно, он никогда не станет самостоятельным человеком. Чем выше финансовая независимость, тем больше возможностей принимать самостоятельные решения.
- Уметь позаботиться о других. У взрослого человека большой круг забот, он должен уметь помогать другим людям, и не суть важно, каким образом он это может сделать, опытом, знаниями, навыками или физическим трудом. Взрослый человек должен вкладывать, создавать и творить не только во благо себе.
- Быть ответственным. Взрослый человек всегда отвечает за свои поступки временем, деньгами, силами или эмоциями.
- Уметь контролировать эмоции. Держать эмоции в себе плохо, но действовать по первому «хочу» - это не по-взрослому. Взрослый человек всегда руководствуется разумом. Он стремится передавать свои знания и опыт, а не только безвозмездно всех поучать.
Вырасти - не проблема, но стать взрослым не каждому под силу. И когда человеку говорят «раскройте смысл понятия «взрослый», а он показывает дату рождения в паспорте, можно смело утверждать, что он вырос. Вот только взрослым еще не стал. И не суть важно, сколько ему лет, 30, 40 или все 80, взрослым он пока что не является.
А) зарождение жизни на Земле Б) Появление древнейших людей В) Образование Солнечной системы Г) Образование галактик Д) появление млекопитающих на Земле Е) Большой взрыв
Что не относится к принципиальным биологическим отличиям человека от других живых существ
1) развитый речевой аппарат 2) высокая степень развития кистей рук 3) постоянная температура тела 4) большой по сравнению с другими органами тела объем головногомозга.
А) Биологическая эволюция человека шла, прежде всего, в области развития мозга.
Б) Социокультурная эволюция человека в настоящее время преобладает над биологической
Вставьте пропущенные слова (можно менять грамматичексие формы слов)
Большинство современных учёных придаёт большое значение_________________ ______________как фактору, оказавшему самое существенное влияние на эволюцию человечества.
А) откровение Б) экологический В) трудовой Г) отношения Д) катастрофа Е) религиозный
Прародиной человечества считается
1) Северная Америка 2) Австралия 3) Южная Африка 4) Юго-Восточная Азия
6.Соотнесите понятия и определения?
А) Совокупность врожденных реакций организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражители Б) Деятельность мозга, направленная на отражение сущности явлений и отношений между ними, составляющих реальный мир В) форма деятельности человека, направленная на получение знания о реальности Г) Гигантское скопление нервных клеток (нейронов) и волокон (дендритов), представляющих ветвящиеся отростки клеток, воспринимающие сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от раздражителей Д) соответствие знания о явлении реальности, самому явлению Е) соотношение знания человека о реальности с самой реальность
7.Что общего у этих понятий: житейский опыт, религия, искусство, наука?___________________________________
8. Вставьте пропущенное слово . К признакам человека __________ относятся: объективность, наличие особого языка описания реальности (терминология), системность, доказательность, собственная методология (способ описания реальности).
Выберите правильный вариант ответа.
А) Относительная истина – неполное знание о чём-либо.
Б) Главный критерий истины – практика.
1) Верно А 2) Верно Б 3) Верно А и Б 4) Нет верного ответа
Закончите определения понятий
1) Часть реальности, которая не создана человеком, естественная среда обитания живых существ - ________
2) Обособившаяся от ___________, но тесно связанная с ней часть реальности, включающая в себя людей и отношения между ними - __________________
3) Окружающий человека мир, он сам, и его сознание - ___________
11.Какую информацию обществоведческого характера вы можете извлечь из этих изображений?
|
12.Какие понятия лишние в этом ряду и почему?_____химия,физика