Все о тюнинге авто

История кирпича и развитие его производства. Силикатный кирпич: прошлое и настоящее Когда появился кирпич на руси

Еще с давних времен жилища наших предков были построены из такого природного материала, как камень. Но эволюция не стояла на месте и на смену камню пришла обожженная глина, на сегодняшний день известна как кирпич. Впервые кирпич появился еще во втором-третьем тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте.

Данный природный материал имел немаловажное значение для зодчества Древнего Рима и Междуречья, где из кирпичей выкладывали различные арки, а также другие сложные сооружения. Через некоторое время сырцовые кирпичи были заменены кирпичами, сделанными из керамики, потому как первые обладали весьма низкой водоустойчивостью. Кирпич, изготовленный из керамики, считается более добротным и долговечным. Его получают путем огненной обработки сырцового кирпича. Согласно данным, во времена правления вавилонского царя Навуходоносора, Вавилон являлся самым красивым городом во всем мире благодаря керамическому кирпичу. В описании семиэтажного собора, Геродот сделал пометку о том, что собор был покрыт кирпичом голубого оттенка. Оригинальной формой был наделен кирпич на Востоке. Он был в виде бутылок, сделанных из глины, а также он напоминал буханку хлеба. Одной из самых распространенных форм кирпича являлся квадрат, сторона которого равнялась 30-60 см, а толщина 3-9 см. Такие строительные материалы применялись не только в Древней Греции, но и в Византии, однако назывались они плинфа, что с греческого языка означает «кирпич».

На Руси кирпич появился только в Х веке. Это лучилось благодаря культуре Византии. Однако многочисленное его применение стало лишь в конце X столетия. Тайну изготовления кирпича завезли с собой византийские творцы в 988 году. Десятинный собор, находящийся в Киеве, был первым кирпичным сооружением на Руси. Первые кирпичные дома в Москве были построены в 1450 году, а первый завод по производству кирпичей в России – в 1475 году. До этого кирпич производили при храмах. Также его применяли при реконструкции Кремля, которая была в 1485-1495 годах. Примером тому послужило возведение кремлевских стен и монастырей, которое проводилось под управлением итальянских специалистов. Так, в 1500 году первый кирпичный Кремль был сооружен в Нижнем Новгороде, спустя еще 20 лет такой же возвели в Туле, а в 1424 году, в Москве был сооружен Новодевичий монастырь. На Руси архитекторы использовали такой широко используемый материал, как плинфа, размер которого был 40х40 см, а толщина достигала 2,5-4 см. В России плинфу применяли до XV столетия, после чего на смену ей пришел, так называемый, «аристотелев кирпич», похожий по параметрам с нынешним аналогом. На протяжении нескольких столетий форма и параметры кирпича беспрестанно видоизменялись, однако основным условием во все времена являлось удобство работы строителя с таким материалом. Например, в соответствии с российским ГОСТом вес кирпича не должен превышать 4,3 кг. Установленные в 1927 году стандарты нынешнего кирпича остаются неизменными и по сей день: 250х120х65 мм. Проверка качества данного строительного материала при правлении Петра I была очень и очень строгой.

Производство кирпича оставалось весьма примитивным и трудоемким до XIX столетия. Формование строительного материала делалось вручную, сушили его только в летний период, а огненная обработка осуществлялась в устанавливаемых на полу печах-времянках. В середине XIX века началось активное развитие кирпичной промышленности, в результате которой появились заводы по производству кирпича.

Кирпич в настоящее время остаётся самым популярным строительным материалом для различных построек. Благодаря многообразию форм и цветовой гамме, конструкции, сделанные из кирпича, всегда обладают непревзойденным обликом. Прочность, долговечность и удобство в работе с ним еще очень долгое время будут держать кирпич в лидерах среди других строительных материалов.

И тому подобное. Форма кирпичей в Древнем Риме варьировалась, использовались в том числе прямоугольные, треугольные и круглые в плане кирпичи , прямоугольные плиты кирпича радиально разрезали на 6-8 частей, что позволяло из получившихся треугольных кусков класть более прочную и фигурную кладку.

Стандартный обожжённый кирпич использовался на Руси с конца XV века . Ярким примером стало строительство стен и храмов Московского Кремля во времена Иоанна III , которым заведовали итальянские мастера. «… и кирпичную печь устроили за Андрониковым монастырем , в Калитникове , в чём ожигать кирпич и как делать, нашего Русского кирпича уже да продолговатее и твёрже, когда его нужно ломать, то водой размачивают. Известь же густо мотыками повелели мешать, как на утро засохнет, то и ножём невозможно расколупить ».

Привычный же нам кирпич прямоугольной формы (его удобней было держать в руке) появился в Англии в XVI веке .

Размеры

  • 0,7 НФ («Евро») - 250х85х65 мм;
  • 1,3 НФ (модульный одинарный) - 288х138х65 мм.

Неполномерный (часть):

  • 3/4 - 180 мм;
  • 1/2 - 120 мм;
  • 1/4 - 60-65 мм.

Названия сторон

Согласно ГОСТ 530-2012, грани кирпича имеют следующие названия :

Виды кирпича и их преимущества

Кирпич делится на две большие группы: красный и белый. Красный кирпич состоит в основном из глины, белый - из песка и извести. Смесь последнего была названа «силикатной», а отсюда и силикатный кирпич.

Силикатный кирпич

«Готовить» силикатный кирпич стало возможно только после развития новых принципов производства искусственных строительных материалов. В основе такого изготовления заложен так называемый автоклавный синтез : 9 долей кварцевого песка, 1 доля воздушной извести и добавки после полусухого прессования (таким образом, создаётся форма кирпича) подвергаются автоклавной обработке (воздействие водяного пара при температуре 170-200°С и давления 8 - 12 атм.). Если к этой смеси добавляются атмосферостойкие, щелочестойкие пигменты, то получается цветной силикатный кирпич.

Преимущества силикатного кирпича

Недостатки силикатного кирпича

  • Серьёзным недостатком силикатного кирпича является пониженная водостойкость и жаростойкость, поэтому его нельзя использовать в конструкциях, подвергающихся воздействию воды (фундаменты, канализационные колодцы и др.) и высоких температур (печи, дымовые трубы и др.).

Применение силикатного кирпича

Силикатный кирпич обычно применяется для возведения несущих и самонесущих стен и перегородок, одноэтажных и многоэтажных зданий и сооружений, внутренних перегородок, заполнения пустот в монолитно-бетонных конструкциях, наружной части дымовых труб.

Керамический кирпич

Керамический кирпич обычно применяется для возведения несущих и самонесущих стен и перегородок, одноэтажных и многоэтажных зданий и сооружений, внутренних перегородок, заполнения пустот в монолитно-бетонных конструкциях, кладки фундаментов, внутренней части дымовых труб, промышленных и бытовых печей.

Керамический кирпич подразделяется на рядовой (строительный) и лицевой . Последний применяется практически во всех областях строительства .

Лицевой кирпич изготавливается по специальной технологии, которая придаёт ему массу преимуществ. Лицевой кирпич должен быть не только красивым, но и надёжным. Облицовочный кирпич обычно применяется при возведении новых зданий, но также с успехом может быть использован и в различных реставрационных работах. Его используют при облицовке цоколей здaний, стен, заборов, для внутреннего дизайна.

Преимущества керамического рядового кирпича

  • Прочен и износостоек. Керамический кирпич обладает высокой морозостойкостью, что подтверждается многолетним опытом его применения в строительстве.
  • Хорошая звукоизоляция - стены из керамического кирпича, как правило, соответствуют требованиям [СП] 51.13330.2011 «Защита от шума»..
  • Низкое влагопоглощение (менее 14 %, а для клинкерного кирпича этот показатель может достигать 3 %) - Более того, керамический кирпич быстро высыхает.
  • Экологичность Керамический кирпич изготовлен из экологически чистого натурального сырья - глины, по технологии, знакомой человечеству десятки веков. Во время эксплуатации построенных из него зданий, красный кирпич не выделяет вредных для человека веществ, таких как газ радон .
  • Устойчивость почти ко всем климатическим условиям , что позволяет сохранять надёжность и внешний вид.
  • Высокая прочность (15 МПа и выше - 150 атм.).
  • Высокая плотность (1950 кг/м³, до 2000 кг/м³ при ручной формовке).

Преимущества керамического облицовочного кирпича

  • Морозостойкость. Облицовочный кирпич обладает высокой морозостойкостью, а для северного климата это особенно важно. Морозостойкость кирпича является наряду с прочностью важнейшим показателем его долговечности. Керамический облицовочный кирпич идеально подходит для российского климата.
  • Прочность и устойчивость . Благодаря высокой прочности и малому объёму пористости кладка, возводимая из облицовочных изделий, отличается высокой прочностью и поразительной устойчивостью к воздействию окружающей среды.
  • Различная фактура и цветовая гамма. Диапазон различных форм и цветов облицовочного кирпича даёт возможность создания имитации старинных построек при возведении современного дома, а также позволит возместить утраченные фрагменты фасадов старинных особняков.

Недостатки керамического кирпича

  • Высокая цена . В связи с тем, что керамический кирпич требует несколько этапов обработки, его цена довольно высокая, по сравнению с ценой силикатного кирпича.
  • Возможность появления высолов . В отличие от силикатного кирпича, керамический кирпич «требует» качественный раствор, в противном случае могут появляться высолы.
  • Необходимость приобретать весь требуемый облицовочный кирпич из одной партии . Если облицовочный керамический кирпич приобретается из разных партий, могут возникнуть проблемы с тоном.

Технология производства

До XIX века техника производства кирпичей оставалась примитивной и трудоёмкой. Формовали кирпичи вручную, сушили исключительно летом, а обжигали в напольных печах-времянках, выложенных из высушенного кирпича-сырца. В середине XIX века была построена кольцевая обжиговая печь, а также ленточный пресс, обусловившие переворот в технике производства. В конце XIX века стали строить сушилки. В это же время появились глинообрабатывающие машины: бегуны, вальцы, глиномялки.

В наше время более 80 % всего кирпича производят предприятия круглогодичного действия, среди которых имеются крупные механизированные заводы, производительностью свыше 200 млн шт. в год.

Организация кирпичного производства

Керамический кирпич

Необходимо создание условий для обеспечения основных параметров производства:

  • постоянного или среднего состава глины;
  • равномерной работы производства.

В кирпичном производстве результата добиваются только после длительных экспериментов с режимами сушки и обжига. Эта работа должна проводиться при постоянных основных параметрах производства.

Глина

Хороший (лицевой) керамический кирпич производится из глины, добытой мелкой фракцией с постоянным составом минералов. Месторождения с однородным составом минералов и многометровым слоем глины, пригодным для добычи одноковшовым экскаватором , очень редки и почти все разработаны.

Большинство месторождений содержит многослойную глину, поэтому лучшими механизмами, способными при добыче делать глину среднего состава, считаются многоковшовый и роторный экскаваторы. При работе они срезают глину по высоте забоя, измельчают её, и при смешивании получается средний состав. Другие типы экскаваторов не смешивают глину, а добывают её глыбами.

Постоянный или средний состав глины необходим для подбора постоянных режимов сушки и обжига. Для каждого состава нужен свой режим сушки и обжига. Один раз подобранные режимы позволяют получать высококачественный кирпич из сушилки и печи годами.

Качественный и количественный состав месторождения выясняется в результате разведки месторождения. Только разведка выясняет минеральный состав: какие суглинки пылеватые, глины легкоплавкие, глины тугоплавкие и т. д. содержатся в месторождении.

Лучшими глинами для производства кирпича считаются те глины, которые не требуют добавок. Для производства кирпича обычно используется глина, непригодная для других керамических изделий.

Сушилки камерные

Сушилки загружаются кирпичом полностью, и в них постепенно изменяется температура и влажность по всему объёму сушилки, в соответствии с заданной кривой сушки изделий.

Сушилки туннельные

Сушилки загружаются постепенно и равномерно. Вагонетки с кирпичом продвигаются через сушилку и проходят последовательно зоны с разной температурой и влажностью. Туннельные сушилки лучше всего применять для сушки кирпича из сырья среднего состава. Применяются при производстве однотипных изделий строительной керамики. Очень хорошо «держат» режим сушки при постоянной и равномерной загрузке кирпича-сырца.

Процесс сушки

Глина - это смесь минералов, состоящая по массе более чем на 50 % из частиц до 0,01 мм. К тонким глинам относятся частицы менее 0,2 мкм, к средним 0,2-0,5 мкм и крупнозернистым 0,5-2 мкм. В объёме кирпича-сырца есть множество капилляров сложной конфигурации и разных размеров, образованных глинистыми частицами при формовке.

Глины дают с водой массу, которая после высыхания сохраняет форму, а после обжига приобретает свойства камня. Пластичность объясняется проникновением воды, хорошего природного растворителя, между отдельными частицами минералов глины. Свойства глины с водой важны при формовке и сушке кирпича, а химический состав определяет свойства изделий во время обжига и после обжига.

Чувствительность глины к сушке зависит от процентного соотношения «глинистых» и «песчаных» частиц. Чем больше в глине «глинистых» частиц, тем труднее удалить воду из кирпича-сырца без образования трещин при сушке и тем больше прочность кирпича после обжига. Пригодность глины для производства кирпича определяется лабораторными испытаниями.

Если в начале сушилки в сырце образуется много паров воды, то их давление может превысить предел прочности сырца и появится трещина. Поэтому температура в первой зоне сушилки должна быть такой, чтобы давление паров воды не разрушало сырец. В третьей зоне сушилки прочность сырца достаточна для повышения температуры и увеличения скорости сушки.

Режимные характеристики сушки изделий на заводах зависят от свойств сырья и конфигурации изделий. Существующие на заводах режимы сушки нельзя рассматривать как неизменные и оптимальные. Практика многих заводов показывает, что длительность сушки можно значительно сокращать, пользуясь методами ускорения внешней и внутренней диффузии влаги в изделиях.

Кроме того, нельзя не учитывать свойства глиняного сырья конкретного месторождения. Именно в этом и заключается задача заводских технологов. Нужно подобрать такую производительность линии формовки кирпича и режимы работы сушилки кирпича, при которых обеспечивается высокое качество сырца при максимально достижимой производительности кирпичного завода.

Процесс обжига

Глина представляет смесь легкоплавких и тугоплавких минералов. При обжиге легкоплавкие минералы связывают и частично растворяют тугоплавкие минералы. Структура и прочность кирпича после обжига определяется процентным соотношением легкоплавких и тугоплавких минералов, температурой и продолжительностью обжига.

В процессе обжига керамического кирпича легкоплавкие минералы образуют стекловидную, а тугоплавкие кристаллическую фазы. С повышением температуры всё более тугоплавкие минералы переходят в расплав, возрастает содержание стеклофазы. С увеличением содержания стеклофазы повышается морозостойкость и снижается прочность керамического кирпича.

При увеличении длительности обжига возрастает процесс диффузии между стекловидной и кристаллической фазами. В местах диффузии возникают большие механические напряжения, так как коэффициент термического расширения тугоплавких минералов больше коэффициента термического расширения легкоплавких минералов, что и приводит к резкому снижению прочности.

После обжига при температуре 950-1050 °C доля стекловидной фазы в керамическом кирпиче должна составлять не более 8-10 %. В процессе обжига подбираются такие температурные режимы обжига и продолжительность обжига, чтобы все эти сложные физико-химические процессы обеспечивали максимальную прочность керамического кирпича.

Силикатный кирпич

Песок

Основным компонентом силикатного кирпича (85-90 % по массе) является песок, поэтому заводы силикатного кирпича размещают, как правило, вблизи месторождений песка, и песчаные карьеры являются частью предприятий. Состав и свойства песка определяют во многом характер и особенности технологии силикатного кирпича.

Песок - это рыхлое скопление зёрен различного минерального состава размером 0,1 - 5 мм. По происхождению пески разделяют на природные и искусственные. Последние, в свою очередь, разделяют на отходы при дроблении горных пород (хвосты от обогащения руд, высевки щебеночных карьеров и т. п.), дробленые отходы от сжигания топлива (песок из топливных шлаков), дробленые отходы металлургии (пески из доменных и ватержакетных шлаков).

Форма и характер поверхности зерен песка имеют большое значение для формуемости силикатной смеси и прочности сырца, а также влияют на скорость реакции с известью, начинающейся во время автоклавной обработки на поверхности песчинок.

При грубой шихтовке песков в карьере проверяют, в какой пропорции загружают вагонетки или автосамосвалы песками различной крупности в каждом забое. При наличии нескольких приемных бункеров для разных фракций песка необходимо проверять заданную пропорцию песков в шихте по количеству питателей одинаковой производительности, одновременно выгружающих пески различной крупности.

Песок, поступающий из забоя до его употребления в производство, должен быть отсеян от посторонних примесей - камней, комочков глины, веток, металлических предметов и т. п. Эти примеси в процессе производства вызывают брак кирпича и даже поломки машин, поэтому над песочными бункерами устанавливают барабанные грохоты.

Известь

Известь нужно хранить только в крытых складских помещениях, предохраняющих её от воздействия влаги. Не рекомендуется длительное время хранить известь на воздухе, так как в нем всегда содержится небольшое количество влаги, которая гасит известь. Содержание в воздухе углекислого газа приводит к карбонизации извести, то есть соединению с углекислым газом и тем самым частичному снижению её активности.

Силикатная масса

Известково-песчаную смесь готовят двумя способами: барабанным и силосным.

Силосный способ приготовления массы имеет значительные экономические преимущества перед барабанным, так как при силосовании массы на гашение извести не расходуется пар. Кроме того, технология силосного способа производства значительно проще технологии барабанного способа. Подготовленные известь и песок непрерывно подаются питателями в заданном соотношении в одновальную мешалку непрерывного действия и увлажняются водой. Перемешанная и увлажненная масса поступает в силосы, где выдерживается от 4 до 10 часов, в течение которых известь гасится.

Силос представляет собой цилиндрический сосуд из листовой стали или железобетона; высота силоса 8 - 10 м, диаметр 3,5 - 4 м. В нижней части силос имеет конусообразную форму. Силос разгружается при помощи тарельчатого питателя на ленточный транспортёр. При этом происходит большое выделение пыли.

При вылёживании в силосах масса часто образует своды; причина этого - относительно высокая степень влажности массы, а также уплотнение и частичное твердение её при вылёживании. Наиболее часто своды образуются в нижних слоях массы, у основания силоса. Для лучшей разгрузки силоса необходимо сохранять возможно меньшую влажность массы. Силосы разгружаются удовлетворительно лишь при влажности массы в 2 - 3 %. Силосная масса при выгрузке более пылит, чем масса, полученная по барабанному способу; отсюда более тяжелые условия для работы обслуживающего персонала.

Работа силоса протекает следующим образом: внутри силос разделен перегородками на три секции. Масса засыпается в одну из секций в течение 2,5 часов, столько же требуется и для разгрузки секции. К моменту заполнения силоса нижний слой успевает вылежаться в течение того же времени, то есть около 2,5 часов. Затем секция выстаивается 2,5 часа, и после этого её разгружают. Таким образом, нижний слой гасится около 5 часов.

Так как разгрузка силосов происходит только снизу, а промежуток между разгрузками составляет 2,5 часа, то и все последующие слои также выдерживаются в течение 5 часов в непрерывно действующих силосах.

Прессование кирпича-сырца

На качество кирпича и его прочность наиболее существенно влияет давление, которому подвергается силикатная масса во время прессования. В результате прессования происходит уплотнение силикатной массы.

Процесс прессования кирпича складывается из следующих основных операций: наполнения прессовых коробок массой, прессования сырца, выталкивания сырца на поверхность стола, снятия сырца со стола, укладки сырца на запарочные вагонетки.

После прессования полученные кирпичи автоматом-укладчиком укладываются на вагонетки, которые транспортируются в автоклавы, где производится тепло-влажная обработка кирпича.

Автоклавная обработка

Для придания необходимой прочности силикатному кирпичу его обрабатывают насыщенным паром. Полный технологический цикл запаривания кирпича в автоклаве состоит из операций очистки и загрузки автоклава, закрывания и закрепления крышек, перепуска пара; впуска острого пара, выдержки под давлением, второго перепуска, выпуска пара в атмосферу, открывания крышек и выгрузки автоклава. Совокупность всех перечисленных операций составляет цикл работы автоклава, который равен 10 - 13 часов.

Из автоклава силикатный кирпич поступает на открытую площадку, где складируется и отгружается потребителям.

См. также

  • Кронштейн для крепления облицовки зданий кирпичом

Напишите отзыв о статье "Кирпич"

Примечания

Ссылки

  • . Кирпич и камень керамические. Общие технические условия
  • . Кирпич, камни, блоки и плиты перегородочные силикатные. Общие технические условия

Отрывок, характеризующий Кирпич

– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)
Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их.
С батареи свезли пленных, в том числе раненого французского генерала, которого окружили офицеры. Толпы раненых, знакомых и незнакомых Пьеру, русских и французов, с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи. Пьер вошел на курган, где он провел более часа времени, и из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали.
Пьер побежал вниз.
«Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» – думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения.
Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил.

Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом.
Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.
Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино.
От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута.
Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеона, смотревшего из под руки на флеши. Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались. Слышны были иногда из за выстрелов крики людей, но нельзя было знать, что они там делали.
Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым глазом.
Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним.
Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения.
Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.
С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады были ложны: и потому, что в жару сражения невозможно сказать, что происходит в данную минуту, и потому, что многие адъютапты не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других; и еще потому, что пока проезжал адъютант те две три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись и известие, которое он вез, уже становилось неверно. Так от вице короля прискакал адъютант с известием, что Бородино занято и мост на Колоче в руках французов. Адъютант спрашивал у Наполеона, прикажет ли он пореходить войскам? Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать; но не только в то время как Наполеон отдавал это приказание, но даже когда адъютант только что отъехал от Бородина, мост уже был отбит и сожжен русскими, в той самой схватке, в которой участвовал Пьер в самом начале сраженья.
Прискакавший с флеш с бледным испуганным лицом адъютант донес Наполеону, что атака отбита и что Компан ранен и Даву убит, а между тем флеши были заняты другой частью войск, в то время как адъютанту говорили, что французы были отбиты, и Даву был жив и только слегка контужен. Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы.
Маршалы и генералы, находившиеся в более близком расстоянии от поля сражения, но так же, как и Наполеон, не участвовавшие в самом сражении и только изредка заезжавшие под огонь пуль, не спрашиваясь Наполеона, делали свои распоряжения и отдавали свои приказания о том, куда и откуда стрелять, и куда скакать конным, и куда бежать пешим солдатам. Но даже и их распоряжения, точно так же как распоряжения Наполеона, точно так же в самой малой степени и редко приводились в исполнение. Большей частью выходило противное тому, что они приказывали. Солдаты, которым велено было идти вперед, подпав под картечный выстрел, бежали назад; солдаты, которым велено было стоять на месте, вдруг, видя против себя неожиданно показавшихся русских, иногда бежали назад, иногда бросались вперед, и конница скакала без приказания догонять бегущих русских. Так, два полка кавалерии поскакали через Семеновский овраг и только что въехали на гору, повернулись и во весь дух поскакали назад. Так же двигались и пехотные солдаты, иногда забегая совсем не туда, куда им велено было. Все распоряжение о том, куда и когда подвинуть пушки, когда послать пеших солдат – стрелять, когда конных – топтать русских пеших, – все эти распоряжения делали сами ближайшие начальники частей, бывшие в рядах, не спрашиваясь даже Нея, Даву и Мюрата, не только Наполеона. Они не боялись взыскания за неисполнение приказания или за самовольное распоряжение, потому что в сражении дело касается самого дорогого для человека – собственной жизни, и иногда кажется, что спасение заключается в бегстве назад, иногда в бегстве вперед, и сообразно с настроением минуты поступали эти люди, находившиеся в самом пылу сражения. В сущности же, все эти движения вперед и назад не облегчали и не изменяли положения войск. Все их набегания и наскакивания друг на друга почти не производили им вреда, а вред, смерть и увечья наносили ядра и пули, летавшие везде по тому пространству, по которому метались эти люди. Как только эти люди выходили из того пространства, по которому летали ядра и пули, так их тотчас же стоявшие сзади начальники формировали, подчиняли дисциплине и под влиянием этой дисциплины вводили опять в область огня, в которой они опять (под влиянием страха смерти) теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы.

Генералы Наполеона – Даву, Ней и Мюрат, находившиеся в близости этой области огня и даже иногда заезжавшие в нее, несколько раз вводили в эту область огня стройные и огромные массы войск. Но противно тому, что неизменно совершалось во всех прежних сражениях, вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля, стройные массы войск возвращались оттуда расстроенными, испуганными толпами. Они вновь устроивали их, но людей все становилось меньше. В половине дня Мюрат послал к Наполеону своего адъютанта с требованием подкрепления.
Наполеон сидел под курганом и пил пунш, когда к нему прискакал адъютант Мюрата с уверениями, что русские будут разбиты, ежели его величество даст еще дивизию.
– Подкрепления? – сказал Наполеон с строгим удивлением, как бы не понимая его слов и глядя на красивого мальчика адъютанта с длинными завитыми черными волосами (так же, как носил волоса Мюрат). «Подкрепления! – подумал Наполеон. – Какого они просят подкрепления, когда у них в руках половина армии, направленной на слабое, неукрепленное крыло русских!»
– Dites au roi de Naples, – строго сказал Наполеон, – qu"il n"est pas midi et que je ne vois pas encore clair sur mon echiquier. Allez… [Скажите неаполитанскому королю, что теперь еще не полдень и что я еще не ясно вижу на своей шахматной доске. Ступайте…]
Красивый мальчик адъютанта с длинными волосами, не отпуская руки от шляпы, тяжело вздохнув, поскакал опять туда, где убивали людей.
Наполеон встал и, подозвав Коленкура и Бертье, стал разговаривать с ними о делах, не касающихся сражения.
В середине разговора, который начинал занимать Наполеона, глаза Бертье обратились на генерала с свитой, который на потной лошади скакал к кургану. Это был Бельяр. Он, слезши с лошади, быстрыми шагами подошел к императору и смело, громким голосом стал доказывать необходимость подкреплений. Он клялся честью, что русские погибли, ежели император даст еще дивизию.
Наполеон вздернул плечами и, ничего не ответив, продолжал свою прогулку. Бельяр громко и оживленно стал говорить с генералами свиты, окружившими его.
– Вы очень пылки, Бельяр, – сказал Наполеон, опять подходя к подъехавшему генералу. – Легко ошибиться в пылу огня. Поезжайте и посмотрите, и тогда приезжайте ко мне.
Не успел еще Бельяр скрыться из вида, как с другой стороны прискакал новый посланный с поля сражения.
– Eh bien, qu"est ce qu"il y a? [Ну, что еще?] – сказал Наполеон тоном человека, раздраженного беспрестанными помехами.
– Sire, le prince… [Государь, герцог…] – начал адъютант.
– Просит подкрепления? – с гневным жестом проговорил Наполеон. Адъютант утвердительно наклонил голову и стал докладывать; но император отвернулся от него, сделав два шага, остановился, вернулся назад и подозвал Бертье. – Надо дать резервы, – сказал он, слегка разводя руками. – Кого послать туда, как вы думаете? – обратился он к Бертье, к этому oison que j"ai fait aigle [гусенку, которого я сделал орлом], как он впоследствии называл его.
– Государь, послать дивизию Клапареда? – сказал Бертье, помнивший наизусть все дивизии, полки и батальоны.
Наполеон утвердительно кивнул головой.
Адъютант поскакал к дивизии Клапареда. И чрез несколько минут молодая гвардия, стоявшая позади кургана, тронулась с своего места. Наполеон молча смотрел по этому направлению.
– Нет, – обратился он вдруг к Бертье, – я не могу послать Клапареда. Пошлите дивизию Фриана, – сказал он.
Хотя не было никакого преимущества в том, чтобы вместо Клапареда посылать дивизию Фриана, и даже было очевидное неудобство и замедление в том, чтобы остановить теперь Клапареда и посылать Фриана, но приказание было с точностью исполнено. Наполеон не видел того, что он в отношении своих войск играл роль доктора, который мешает своими лекарствами, – роль, которую он так верно понимал и осуждал.
Дивизия Фриана, так же как и другие, скрылась в дыму поля сражения. С разных сторон продолжали прискакивать адъютанты, и все, как бы сговорившись, говорили одно и то же. Все просили подкреплений, все говорили, что русские держатся на своих местах и производят un feu d"enfer [адский огонь], от которого тает французское войско.
Наполеон сидел в задумчивости на складном стуле.
Проголодавшийся с утра m r de Beausset, любивший путешествовать, подошел к императору и осмелился почтительно предложить его величеству позавтракать.
– Я надеюсь, что теперь уже я могу поздравить ваше величество с победой, – сказал он.
Наполеон молча отрицательно покачал головой. Полагая, что отрицание относится к победе, а не к завтраку, m r de Beausset позволил себе игриво почтительно заметить, что нет в мире причин, которые могли бы помешать завтракать, когда можно это сделать.
– Allez vous… [Убирайтесь к…] – вдруг мрачно сказал Наполеон и отвернулся. Блаженная улыбка сожаления, раскаяния и восторга просияла на лице господина Боссе, и он плывущим шагом отошел к другим генералам.
Наполеон испытывал тяжелое чувство, подобное тому, которое испытывает всегда счастливый игрок, безумно кидавший свои деньги, всегда выигрывавший и вдруг, именно тогда, когда он рассчитал все случайности игры, чувствующий, что чем более обдуман его ход, тем вернее он проигрывает.
Войска были те же, генералы те же, те же были приготовления, та же диспозиция, та же proclamation courte et energique [прокламация короткая и энергическая], он сам был тот же, он это знал, он знал, что он был даже гораздо опытнее и искуснее теперь, чем он был прежде, даже враг был тот же, как под Аустерлицем и Фридландом; но страшный размах руки падал волшебно бессильно.
Все те прежние приемы, бывало, неизменно увенчиваемые успехом: и сосредоточение батарей на один пункт, и атака резервов для прорвания линии, и атака кавалерии des hommes de fer [железных людей], – все эти приемы уже были употреблены, и не только не было победы, но со всех сторон приходили одни и те же известия об убитых и раненых генералах, о необходимости подкреплений, о невозможности сбить русских и о расстройстве войск.
Прежде после двух трех распоряжений, двух трех фраз скакали с поздравлениями и веселыми лицами маршалы и адъютанты, объявляя трофеями корпуса пленных, des faisceaux de drapeaux et d"aigles ennemis, [пуки неприятельских орлов и знамен,] и пушки, и обозы, и Мюрат просил только позволения пускать кавалерию для забрания обозов. Так было под Лоди, Маренго, Арколем, Иеной, Аустерлицем, Ваграмом и так далее, и так далее. Теперь же что то странное происходило с его войсками.
Несмотря на известие о взятии флешей, Наполеон видел, что это было не то, совсем не то, что было во всех его прежних сражениях. Он видел, что то же чувство, которое испытывал он, испытывали и все его окружающие люди, опытные в деле сражений. Все лица были печальны, все глаза избегали друг друга. Только один Боссе не мог понимать значения того, что совершалось. Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило в продолжение восьми часов, после всех употрсбленных усилий, невыигранное атакующим сражение. Он знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь – на той натянутой точке колебания, на которой стояло сражение, – погубить его и его войска.
Когда он перебирал в воображении всю эту странную русскую кампанию, в которой не было выиграно ни одного сраженья, в которой в два месяца не взято ни знамен, ни пушек, ни корпусов войск, когда глядел на скрытно печальные лица окружающих и слушал донесения о том, что русские всё стоят, – страшное чувство, подобное чувству, испытываемому в сновидениях, охватывало его, и ему приходили в голову все несчастные случайности, могущие погубить его. Русские могли напасть на его левое крыло, могли разорвать его середину, шальное ядро могло убить его самого. Все это было возможно. В прежних сражениях своих он обдумывал только случайности успеха, теперь же бесчисленное количество несчастных случайностей представлялось ему, и он ожидал их всех. Да, это было как во сне, когда человеку представляется наступающий на него злодей, и человек во сне размахнулся и ударил своего злодея с тем страшным усилием, которое, он знает, должно уничтожить его, и чувствует, что рука его, бессильная и мягкая, падает, как тряпка, и ужас неотразимой погибели обхватывает беспомощного человека.
Известие о том, что русские атакуют левый фланг французской армии, возбудило в Наполеоне этот ужас. Он молча сидел под курганом на складном стуле, опустив голову и положив локти на колена. Бертье подошел к нему и предложил проехаться по линии, чтобы убедиться, в каком положении находилось дело.
– Что? Что вы говорите? – сказал Наполеон. – Да, велите подать мне лошадь.
Он сел верхом и поехал к Семеновскому.
В медленно расходившемся пороховом дыме по всему тому пространству, по которому ехал Наполеон, – в лужах крови лежали лошади и люди, поодиночке и кучами. Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видал еще и Наполеон, и никто из его генералов. Гул орудий, не перестававший десять часов сряду и измучивший ухо, придавал особенную значительность зрелищу (как музыка при живых картинах). Наполеон выехал на высоту Семеновского и сквозь дым увидал ряды людей в мундирах цветов, непривычных для его глаз. Это были русские.
Русские плотными рядами стояли позади Семеновского и кургана, и их орудия не переставая гудели и дымили по их линии. Сражения уже не было. Было продолжавшееся убийство, которое ни к чему не могло повести ни русских, ни французов. Наполеон остановил лошадь и впал опять в ту задумчивость, из которой вывел его Бертье; он не мог остановить того дела, которое делалось перед ним и вокруг него и которое считалось руководимым им и зависящим от него, и дело это ему в первый раз, вследствие неуспеха, представлялось ненужным и ужасным.
Один из генералов, подъехавших к Наполеону, позволил себе предложить ему ввести в дело старую гвардию. Ней и Бертье, стоявшие подле Наполеона, переглянулись между собой и презрительно улыбнулись на бессмысленное предложение этого генерала.
Наполеон опустил голову и долго молчал.
– A huit cent lieux de France je ne ferai pas demolir ma garde, [За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию.] – сказал он и, повернув лошадь, поехал назад, к Шевардину.

Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
«Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.
Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.
В одиннадцать часов утра ему привезли известие о том, что занятые французами флеши были опять отбиты, но что князь Багратион ранен. Кутузов ахнул и покачал головой.
– Поезжай к князю Петру Ивановичу и подробно узнай, что и как, – сказал он одному из адъютантов и вслед за тем обратился к принцу Виртембергскому, стоявшему позади него:
– Не угодно ли будет вашему высочеству принять командование первой армией.
Вскоре после отъезда принца, так скоро, что он еще не мог доехать до Семеновского, адъютант принца вернулся от него и доложил светлейшему, что принц просит войск.
Кутузов поморщился и послал Дохтурову приказание принять командование первой армией, а принца, без которого, как он сказал, он не может обойтись в эти важные минуты, просил вернуться к себе. Когда привезено было известие о взятии в плен Мюрата и штабные поздравляли Кутузова, он улыбнулся.
– Подождите, господа, – сказал он. – Сражение выиграно, и в пленении Мюрата нет ничего необыкновенного. Но лучше подождать радоваться. – Однако он послал адъютанта проехать по войскам с этим известием.
Когда с левого фланга прискакал Щербинин с донесением о занятии французами флешей и Семеновского, Кутузов, по звукам поля сражения и по лицу Щербинина угадав, что известия были нехорошие, встал, как бы разминая ноги, и, взяв под руку Щербинина, отвел его в сторону.
– Съезди, голубчик, – сказал он Ермолову, – посмотри, нельзя ли что сделать.
Кутузов был в Горках, в центре позиции русского войска. Направленная Наполеоном атака на наш левый фланг была несколько раз отбиваема. В центре французы не подвинулись далее Бородина. С левого фланга кавалерия Уварова заставила бежать французов.
В третьем часу атаки французов прекратились. На всех лицах, приезжавших с поля сражения, и на тех, которые стояли вокруг него, Кутузов читал выражение напряженности, дошедшей до высшей степени. Кутузов был доволен успехом дня сверх ожидания. Но физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему подали обедать.
Флигель адъютант Вольцоген, тот самый, который, проезжая мимо князя Андрея, говорил, что войну надо im Raum verlegon [перенести в пространство (нем.) ], и которого так ненавидел Багратион, во время обеда подъехал к Кутузову. Вольцоген приехал от Барклая с донесением о ходе дел на левом фланге. Благоразумный Барклай де Толли, видя толпы отбегающих раненых и расстроенные зады армии, взвесив все обстоятельства дела, решил, что сражение было проиграно, и с этим известием прислал к главнокомандующему своего любимца.
Кутузов с трудом жевал жареную курицу и сузившимися, повеселевшими глазами взглянул на Вольцогена.
Вольцоген, небрежно разминая ноги, с полупрезрительной улыбкой на губах, подошел к Кутузову, слегка дотронувшись до козырька рукою.
Вольцоген обращался с светлейшим с некоторой аффектированной небрежностью, имеющей целью показать, что он, как высокообразованный военный, предоставляет русским делать кумира из этого старого, бесполезного человека, а сам знает, с кем он имеет дело. «Der alte Herr (как называли Кутузова в своем кругу немцы) macht sich ganz bequem, [Старый господин покойно устроился (нем.) ] – подумал Вольцоген и, строго взглянув на тарелки, стоявшие перед Кутузовым, начал докладывать старому господину положение дел на левом фланге так, как приказал ему Барклай и как он сам его видел и понял.

История кирпича началась очень давно, с того самого времени, когда люди стали обжигать посуду. Именно тогда было положено начало и современному керамическому производству.

Древнее Египетское кирпичное строение

Особенную гордость вызывает кирпичное строительство Древнего Египта и Месопотамии, которые создавали сложные элементы конструкций. Возьмем, например, Вавилонскую башню, являющуюся одной из семи чудес света. Ее остатки были обнаружены на стыке эпох (19-го и 20-го столетий). Это было кирпичное сооружение в семь ярусов, облицовка его стен была сделана голубым глазурованным кирпичом. Можно сделать предположение, что тысячи лет назад на Востоке уже существовали технологии, которые позволяли изготавливать и обжигать кирпичи разных видов, аналогичных современным рядовым и лицевым. Но в античности бедные люди строили свои жилища из кирпича, высушенного на солнце, а не из обожженного. Наверное, впоследствии технику эту как-то утратили.

Кирпичи встречались разные:

  1. необожженные, то есть высушенные солнцем ;
  2. обожженные в печи для обжига .

Первый вид кирпичей – это глиняные сырцы. Специальные знания для изготовления такого строительного материала не требовались. Он до сих пор применяется в некоторых странах мира.

Существуют разные версии его появления.

Глиняный сырец. Изготовление.

Недостаток такого кирпича-сырца – воздействие дождя на него. По предположениям ученых, такие кирпичики получались из глиняной массы, которая сбивалась в комки после того, как река затапливала берега. По мере высыхания воды глина, грязь и солома, сбившиеся в комки, оставались у кромки берега, а солнце их высушивало. Бывало, что в массу добавляли еще и смолу. В таких кирпичах могло быть от 20 процентов глины до семидесяти пяти.

Современные кирпичные заводы добывают глину из глубины, тщательно смешивая с песком. Но раньше люди отдавали предпочтение залежам на поверхности, в них уже находилась и глина, и песок в определенном соотношении. Изготовители кирпичей тогда проверяли глину, попробовав ее на вкус. От наличия кирпичной глины зависело решение о проведении строительства в конкретном районе.

При обнаружении подходящего сорта глины ее освобождали от камешков, чтобы они не затрудняли нарезку кирпичной продукции, а при обжиге не лопнули. Когда глина была готова, ее смешивали с водой и формовали.

Благодаря обжигу кирпичи становились прочными, приобретали качества камня. Но отличались тем, что им легче было придать нужную форму.

Обжиг кирпичей – сложный процесс производства

После обжига кирпичи приобретают водостойкость. Обжиг – не такой уж простой процесс. Поместив кирпич в огонь, прочным он не станет. До достижения конкретной степени спекания должна быть постоянная температура (900–1 150 градусов по Цельсию) в течение нескольких часов (8–15). Температура зависит от сорта глины, который используется. Чтобы не возникло трещин, после обжига требуется медленное охлаждение.

Обжиг кирпича

Если кирпичи обожжены мало, то они становятся мягкими и крошатся. Если чересчур сильно – теряют при обжиге свою форму и могут сплавиться в стеклообразное вещество. Для правильного обжига должна быть печь, в которой постоянно будет поддерживаться требуемая температура.

Самой распространенной кирпичной формой был квадрат, у которого стороны по 30 и 60 сантиметров, а толщина – от 3 до 9 сантиметров. Их называли плинфами (слово пришло из греческого). В Древней Греции и Византии они пользовались большим спросом. Плинфа была похожа на плоский брусок. В нашем восприятии больше напоминает плитку, чем кирпич.

Когда кирпич появился на Руси

Древняя Русь узнала о кирпиче благодаря византийской культуре. Строители из Византии привезли и раскрыли секрет производства кирпича. Приехали они вместе с другими мастерами, учеными и священниками в 988 году после крещения Руси. Первым кирпичным сооружением стала здесь десятинная церковь в Киеве. Первые кирпичные строения в Москве появились в 1450 году, и лишь через 25 лет возвели первый завод в России (1475 г.), производивший кирпич. До этого кирпичи делали преимущественно при монастырях. В 1485 началась перестройка Московского Кремля, где и применили кирпич. Строительством кремлевских стен и храмов руководили итальянские мастера. Следующим этапом стало возведение кирпичного Кремля в Нижнем Новгороде (1500 г.). Похожий был построен в Туле в 1520 году.

Петр I, Петербург и кирпичные заводы

В Петербурге в числе первых кирпичных домов оказались палаты адмиралтейского советника Кикина, построенные в 1707 году. Через три года на Троицкой площади – дом канцлера Г. П. Головина (1710). На следующий год соорудили дворец Натальи Алексеевны, царевны, сестры Петра I. Далее – строительство Зимнего и Летнего дворцов самого Петра I (1712). Достаточно долго, в течение семи лет производили строительство Дворца Меньшикова. Несколько раз он перестраивался. Но, несмотря ни на что, первоначальный облик его был сохранен. Нынче – это музей, филиал Государственного Эрмитажа.

Первые Росссийские кирпичи. Петр 1

Петр I своим указом разрешил строительство новых кирпичных заводов, в которых производители должны были ставить клейма на свои кирпичи для того, чтобы легче было найти бракоделов. Ведь прочность этого строительного материала определялась очень просто. Всю партию продукции сбрасывали с телеги. Если хотя бы три кирпича разбивались, то вся продукция считалась некачественной. Кирпичное производство развивалось, по всей России собирали мастеров. В то же время был запрет на постройку каменных зданий в иных городах. Нарушившим этот указ существовала угроза отправки в ссылку и конфискация имущества. Многие каменщики в поиске работы приходили в Петербург. Всяк входивший или въезжавший должен был оставить кирпич, так называемый пропуск в город. Именно на это и рассчитывал Петр I. Есть предположение, что Каменный переулок был построен из привезенных и принесенных кирпичей.

Как развивалась кирпичная промышленность

Технологическое производство кирпича продолжало оставаться примитивным и трудоемким до 19 века. Формованием кирпича занимались вручную, сушили его только в летнюю пору, обжиг производили в напольных печах-времянках, выложены которые были из высушенного кирпича-сырца.

Еще один клейменный кирпич

В середине 19 столетия активно начала развиваться кирпичная промышленность. Появляются современные заводы, которые производят кирпич нашего времени. Сегодня с уверенностью можно сказать, что выпуск кирпича широк и разнообразен: выпускаются свыше пятнадцати тысяч различных сочетаний, форм, размеров, фактур поверхности и цветов. А также кирпич может быть и пустотелым, керамическим, с теплозащитными свойствами, рядовым, фасонным, лицевым, каминным, одинарным, двойным, утолщенным и другими. И построить соответственно из него можно все, что угодно: от простого столба до высотного здания необычной формы… С ним удобно работать, он считается прочным материалом, долговечным, красивым и экологичным.

Полнотелый кирпич

Штабель кирпичей с несквозными пустотами

Керамический кирпич , красный кирпич - кирпич из обожжённой глины . Наиболее используемый вид кирпича для строительства зданий , сооружений , печей .

Технология производства

Для получения керамического кирпича сырцовый кирпич обжигают в кольцевых и туннельных печах непрерывного действия. Глина начинает спекаться при температуре 800-1000 °C. Нормально обожжёный кирпич приобретает характерную кирпичную окраску .

Классификация

По применению

По наличию пустот

Пустоты могут располагаться перпендикулярно (вертикальные) или параллельно (горизонтальные) постели кирпича.

По прочности

Подразделяют на марки: М100, М125, М150, М175, М200, М250, М300 (число означает кгс /см 2 - выдерживание нагрузки на сжатие).

  • Клинкерный кирпич : М300, М400, М500, М600, М800, М1000.
  • Кирпич и камень с горизонтальными пустотами: М25, М35, М50, М75, М100.

По размерам и форме

  • Одинарный - изделие в виде прямоугольного параллелепипеда с размерами 250×120×65 мм.
  • Утолщенный (полуторный) - изделие в виде прямоугольного параллелепипеда с размерами 250х120х85 мм
  • Двойной - изделие в виде прямоугольного параллелепипеда с размерами 250х120х140 мм
  • Фасонный - с формой, оличающейся от прямоугольного параллелепипеда.
Номинальные размеры
Вид изделия Обозначение вида Длина Ширина Толщина Обозначение размера
Кирпич КР 250 120 65 1 НФ
250 85 65 0,7 НФ
250 120 88 1,4 НФ
250 120 140 2,1 НФ
250 60 65 0,5 НФ
288 138 65 1,3 НФ
288 138 88 1,8 НФ
250 120 55 0,8 НФ
Кирпич
с горизонтальными пустотами
КРГ 250 120 88 1,4 НФ
250 200 70 1,8 НФ

Вы находитесь на официальном сайте компании "Комплекс-С". Наша компания, основанная в 2001 г в Екатеринбурге, является поставщиком железобетонных изделий на рынке строительных и стеновых материалов.

На постоянной основе мы работаем более чем с 1000 заводов-производителей. Сеть филиалов позволяет нам осуществлять и кирпича в любую точку страны от Санкт-Петербурга до Находки. Таким образом, из наших строительных материалов возводятся объекты жилого, промышленного и дорожного назначения на всей территории страны.

История кирпича

Древнее кирпича только камень и дерево. Глина, представляющая собой основу классического красного кирпича, осваивается человеком не одно тысячелетие. Наши далекие предки времен палеолита уже умели делать обжигать глину и использовать полезные свойства полученных твердых изделий.

Люди древних цивилизаций во всю использовали изделия подобные кирпичу в строительстве. Они оценили, что, в отличие от не более прочного природного камня, кирпичу можно было придать любую желаемую форму. Кирпичики позволяли создавать даже сложные архитектурные элементы. Многие из них стали мировыми памятниками архитектуры и даже чудесами света. Вспомните, из чего были построены Великая китайская стена, Висячие сады Семирамиды, Тадж Махал в Индии и многие другие великолепные храмы, соборы и даже самая известная в мире лондонская канализация. Но из кирпича возводили не только памятники и септики — керамический кирпич дал дорогу строительству жилых домов в тех регионах, в которых раньше это было трудно представить. При этом, долгое время кирпич парадоксально был то материалом бедняков, то был роскошью для аристократических слоев.

Упоминания о кирпиче есть даже в Библии, по ее словам кирпичные дома люди строили сразу после Великого Потопа: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнем. И стали у них кирпичи вместо камней» (Ветхий завет, Бытие, 11-3). Но, как известно, Бибилия писалась гораздо позже описываемых событий.

Неразрывно связан кирпич с развитием многих цивилизаций, он был известен ассирийцам, римлянам, египтянам, китайцам и коренным американским жителям — индейцам. Плоды этих цивилизаций, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о высоком уровне развития строительных технологий, что давало широкие возможности для благоустройства городов и преимущества перед «дикими» народами. Фактурная поверхности кирпичной кладки приятна для глаз, а кирпичная поверхность стены ассоциировалась и у нас и у наших предков с чем-то стабильным, богатым, и незыблемым.

На Востоке многие тысячи лет назад имелись технологии, которые позволяли производить и обжигать кирпич для разных целей, так были аналоги рядового и лицевого кирпича. Уже тогда появился , которым активно пользовались вавилоняне, украшавшие свои знаменитые здания глазурованным кирпичом голубых оттенков. Однако, как и многие хорошие технологии, эта техника в последствии была утрачена и в более позднем античном мире разве что бедняки строили свои жилища из высушенного на солнце, а не обожженного кирпича.

Древние римляне тоже использовали необожженный кирпич, но примерно в 1 веке от Рождества Христова вновь овладели навыками обжига кирпича, тем самым существенно расширили свои возможности. Кирпичные строения Римской Империи вошли во многие пособия истории культуры как образцы высокого строительного искусства. Во 2 веке нашей эры производство кирпича стало очень привилегированным промыслом, так как это была одна из немногих прибыльных отраслей, куда вкладывала деньги аристократия. Об изготовлении кирпичей уже тогда писали труды, бережно сохраняя технологии производства. Самым известным автором, описавшим керамический кирпич и технологии его производства был Витрувий, чьи труды «Десять книг об архитектуре» сохранились до сих пор. Эти трактаты свидетельствуют о том, что первый обожженный римский кирпич имел плохое качество, так как сырье никак не подготавливалось. Римские кирпичи изготавливались из смеси глины с соломой, имели прямоугольную плоскую, но не единую форму. Самый маленький строительный кирпич имел название «бессалис» и имел длину около 20 см. Для сравнения современный рядовой имеет длину 25 см, простой же римский керамический кирпич имел длину 40 см. Кроме бессалиса существовало множество других видов и размеров кирпича, которые именовались в зависимости от своего размера.

Использовался кирпич и с целью утверждения превосходства цивилизации, для этого территории покоренных народов намеренно облагораживали и связывали с центром Империи мощеными кирпичом дорогами. Многие памятники древнеримской истории сохранились по сей день: крепостные стены, акведуки, арки и своды, купола и колонны — все это можно увидеть, гуляя по популярным туристическим маршрутам. Образцом искусства кирпичной кладки является собой Ангиа София в Византии, которая стала преемницей Рима империи и вобравшая в себя самое лучшее от своего предшественника. Величественное сооружение уже 1500 лет считается настоящим шедевром строительного мастерства, ведь купола, выполненные из обожженного кирпича имели огромный вес. Наверное, чудесной устойчивости это сооружение обязано тому, что на каждые 12 кирпичей закладывались реликвии и читались молитвы. В домостроительстве византийцы первыми стали делать массивные стены из кирпича (римляне применяли кирпич только для облицовки, предпочитая стены из бетона) при этом толщина растворных швов зачастую превосходила толщину самого кирпича. После падения Римской империи в европейской истории кирпича наступило затишье, за которым наступило великолепное возрождение.

Кирпич тех видов, которые использовались римскими строителями, больше не изготавливался, и искусство изготовления кирпичей практически исчезло. Сохранилось производство кирпича только на территории современной Италии, откуда, впоследствии в XI веке пришло во Францию. Через двести лет искусство изготовления керамического кирпича достигло Англии и остальных стран Западной Европы. А в тех регионах, где природный камень был редкостью, например, в Голландии и в Балтийском регионе, кирпич был очень важной частью средневекового строительства. Популярности своей кирпич тогда был обязан тем, что он было более доступен и прост в обращении, чем природный камень. Намного дешевле кирпичные здания также были потому, что к ним не прикладывала руку привилегированная гильдия каменщиков, поэтому кирпич был уделом простых ремесленников. После знаменитого большого пожара в Лондоне в 1666 году город был отстроен заново преимущественно кирпичными зданиями.

Но вернемся к кирпичу. Русь после принятия христианства получила возможность причаститься не только к вере, но и к целому ряду инноваций Византии. В первых памятниках архитектуры прослеживаются следы византийской кладки с широкими слоями раствора. Кирпич именовался плинфой, был тяжелым, большим и плоским, напоминающим красные плиточки.

Глиняный кирпич пришелся по вкусу строителям и зодчим древней Руси, он быстро завоевал здесь популярность и стал считаться элитным качественным материалом, которым является и сейчас. Форму бруска керамический кирпич обрел только к XV веку, таким он и был использован для строительства самого узнаваемых символов России — Кремля и собора Василия Блаженного. Стоит упомянуть,что производство кирпича в то время было делом сезонным, так как сушка была возможна только летом.

Еще одна существенная разница между кирпичом старого времени и современным — первый не был анонимным. Фамилии, инициалы, логотипы заводов и даже номера партий штамповались на каждом экземпляре.

Задолго до появления государственных стандартов и процедур приемки, качество партий проверялось так: прибывает воз — все кирпичи сбрасывают на землю. Во времена царствования Петра I считали, что если более трех ломалось, воз заворачивали назад.

В настоящее время выпускается так называемый исторический кирпич. Заводы специализирующиеся на кирпиче ручной формовки, которые невозможно с первого взгляда отличить от старинного. Такой кирпич имитирует традиционные изделия, которыми клали стены в разных губерниях нашей страны.

Традиционным европейским материалом, изобретенным в Голландии, стал . Его отличие от традиционного керамического кирпича в том, что его обжигают при температуре более 1100 С до полного спекания, которое дает потрясающий запас прочности. Клинкером стали мостить дороги и площади, из него возводят стены тяжелых зданий.

Во второй половине XIX в. необходимость перекрывать большие пролеты зданий новых типов ограничивала применение каменных конструкций. В крупных сооружениях конца XIX в. применялись более экономичные деревянные и железобетонные конструкции. Однако кирпич был основным материалом для возведения стен жилых, общественных и производственных зданий.

Массовое производство керамического кирпича началось тогда, когда из ремесла оно стало отраслью промышленности с техникой машинного изготовления. Активный прирост населения, урбанизация и многие другие факторы способствовали высокому спросу на кирпич. Железнодорожные туннели, канализационные каналы, фабрики, дома и офисные здания стали строится из кирпича, культурные здания и церкви украшаться новой строительной керамикой. Обожженный кирпич стал использоваться повсеместно и пережил новую эпоху своего расцвета. Прогресс в производстве строительной керамики, как например переход от ручного формирования к механизированному, несомненно, повысил скорость и количество произведенного красного кирпича. В середине XIX века были построены кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, обусловившие переворот в технике производства кирпича

В начале XX века началось производство , который оказался более эффективным, легким. Пустотный кирпич позволил уменьшить толщину стен и лучше сохранить тепло, снижая нагрузки на фундамент. В дальнейшем начали подвергаться строгой оценке и регламентации технические свойства кирпича. Постепенно увеличивались прочность, морозостойкость и декоративные свойства кирпича. Кирпич разделился по своему назначению на множество видов, традиционный строительный (стеновой) кирпич и кирпич облицовочный (фасадный) дополнили фигурный кирпич, фасонный кирпич. Лицевой отделочный кирпич отличается высоким качеством поверхности. С усовершенствованием и развитием новых технологий фасадному кирпичу стали придавать различную фактуру, состаривать, имитировать им кладку разных эпох и стилей.

Альтернативу керамическому кирпичу составил , изготавливаемый из смеси извести и песка. Силикатный кирпич более прочен и прост в изготовлении, но имеет некоторые недостатки.

Специалисты промышленности строительных материалов пошли путем максимального уменьшения теплопроводности и плотности кирпича. Так был изобретен , который за счет добавления выгораемых материалов намного лучше сохраняет тепло и не пропускает звук. Но и эта технология сейчас активно развивается, появился суперпоризованный кирпич, пустоты которого стали еще больше при прежней прочности.

Отрасти промышленности тоже влияли на развитие кирпича — были придуманы и , которые используются во многих индустриальных объектах.

Варьировались не только виды, но и размеры кирпича — отход от стандартного размера в сторону экономичности дал утолщенный и крупноформатный кирпич. Он позволил ускорить процесс кладки стен и уменьшить количество раствора, сокращая расходы на строительство.

Расширялась цветовая гамма кирпича, использовался как традиционный (как мы помним использованный еще в Вавилоне) метод нанесения глазури, так и метод объемного окрашивания. Развитие химической промышленности давало все более качественные пигменты, которые не выгорали на солнце и хорошо переживали процедуру обжига. В связи в этим мы сегодня имеем сотни оттенков , который окрашен во все цвета радуги, от нежно-пастельных до насыщенных и глубоких.

Глазурованный кирпич тоже подвергся влиянию прогресса и теперь он может обладать разными типами поверхности — «аппетитной» глянцевой или строгой матовой.

История строительной керамики и кирпича еще не дописана. Качественный и экологичный материал пользуется огромным спросом по всему миру. Секрет кирпича в его красоте, которая гармонична как в своей лаконичной простоте, так и после кропотливой обработки. Со временем кирпич научился притворятся и природным камнем, и драгоценными материалами, он умеет скрывать свой юный возраст, маскируясь под старинную кладку. Все разнообразие современных образцов кирпича можно оценить . В нем собрались множество видов кирпича, керамического кирпича, который прошел длительную эволюцию, или молодых видов — песчано-цементного, силикатного и прочих, чья история, возможно, только начинается.