Все о тюнинге авто

Дифференциация парных согласных задания. Презентация "дифференциация парных согласных" презентация по логопедии на тему

«Дифференциация парных согласных»

«Дифференциация Д – Т»

Диктант

Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут холодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в тёплые страны. Дни стали короткие.

Самостоятельное письмо

Ответьте на вопросы полным предложением

В чём жарят картошку? Где растут фрукты?

На чём растут жёлуди? Кто долбит клювом?

На ком ездят верхом? Где растут овощи? Куда ты записываешь домашние задания?

Письмо по памяти

Дятел на суку сидит. Топоры стучали до поры.

Дятел дерево долбит.

На дворе трава. На траве дрова.

Не руби дрова. Посреди двора.

«Дифференциация В – Ф»

Зрительные диктанты

Мы ехали на дачу в первом вагоне.

На даче мы ели свежие фрукты.

Вова не видел финиковое дерево.

Ребята повесили разноцветные флажки.

Дует северный ветер.

Свежие овощи и фрукты полезны всем.

Мы пили чай с фруктовыми конфетами.

Диктант

Рядом с нашим домом красивый парк. В парке бьют фонтаны.

Около фонтанов цветут фиалки и высокой стеной растёт трава.

На ветках деревьев весело чирикают воробьи.

Самостоятельное письмо

Где изготовляют конфеты?

Куда наливают воду туристы?

Что вывешивают на домах в праздник?

Письмо по памяти

У Фомки в гостях Фимка. Наш Филат не бывает виноват.

Фимка в гостях у Фомки. Не бывает виноват наш Филат.

«Дифференциация З – С»

Зрительный диктант

Наступила зима.

Были сильные морозы.


Зина взяла санки и пошла на горку.

Она каталась на санках с горки.

За ней бегала собака Тре…ор.

Не боится Зина мороза.

Предупредительный диктант

В …аду бере…ка. Берё…ка была …ухая.

На бере..ке гне…до …яблика. …яблик та…кал в гне…до ли…тики.

Диктант

Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зелёный. Когда я днём шёл домой, луг опять был весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрылся, спрятал свои лепестки в зелёную чашечку.

Письмо по памяти

По порядку стройся в ряд! На зарядку все подряд!

Мы растём смелыми, на солнце загорелыми.

Ноги наши быстрые. Метки наши выстрелы.

«Дифференциация Б – П»

Зрительный диктант

Арбуз и капуста - овощи. В парке было много лип.

На берёзе набухли почки. Бочка по морю плывёт.

Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

Предупредительный диктант

Бабушка купила Борису барабан. Борис бил в барабан. Слава и Маша были в саду. Услышали они барабан и пришли к Борису. Они тоже забили в барабан.

Самостоятельное письмо

Ответьте на вопросы полным предложением.

Какое дерево имеет белую кору?

У какого зверька на ушках кисточки?

Кто поедает вредителей в саду?

Какой день наступает после пятницы?

Как называется первый день недели?

Диктант.

Колхозники убирали сено. На небе показалась большая туча. Ребята шли на прогулку. Они бросились помогать колхозникам. Все вместе успели убрать всё сено.

«Дифференциация Г – К»

Зрительный диктант

Небо заволокла грозовая туча.

Галя каждый день кормит голубей.

Гриша любит гречневую кашу.

Мы ели горячую картошку.

У Алёнки есть беговые коньки.

Предупредительный диктант

Кабачо… - толстячо…, лё… на …ряд…у на бочо… .

Он лежит на …ряд…е с мая, …оловы не поднимая.

Слуховой диктант.

Гроза прошла.

К вечеру прошла гроза. Она долго ворчала в лесах. Молния ударила в далёкие стога. Внезапно дождь перестал. Гром затих. Мы разожгли костёр и согрелись. В овраге кричали ночные птицы. Наконец, всё успокоилось, и мы крепко уснули.

Слуховой диктант.

Гриша и гуси.

Мама отпустила Гришу погулять. На лугу были гуси: гусь, гусыня и два гусёнка. Гриша хотел погладить маленьких гусят. Гусыня забеспокоилась, загоготала. А гусь выгнул шею и больно клюнул Гришу в ногу. Гриша испугался, но не заплакал. Больше он никогда гусей не трогал.

«Дифференциация Ж – Ш»

Самостоятельное письмо

Ответьте на вопросы полным предложением.

Где живёт аист? Чем режут бумагу?

Что вешают на ёлку? Кто боится кошки?

Кто квакает в болоте? Что кладут в книжный шкаф?

У какого животного самая длинная шея?

Предупредительный диктант

На теле…ке ле…али ме…ки.

Ми…а поло…ил кни…ку в …каф.

Бабу…ка набрала луко…ко кры…овника.

…кольники дол…ны …ить дру…но.

Слуховой диктант.

Серёжа и Шура, побежали на лужайку.

Они построили шалаш на лужайке возле большого дуба.

Стояла жаркая и душная погода. В воздухе жужжат шмели и пчелы. Вдруг набежали тучи и пошёл сильный дождь. Капли дождя дружно застучали по крыше шалаша.


Письмо по памяти

Что посеешь, то и пожнёшь.

Лёжа хлеба не добудешь.

Хорош садовник, хорош и крыжовник.

Поверочные задания и упражнения по теме:

«Дифференциация согласных»

«Дифференциация С – Ш»

Зрительный диктант

Саша спешит в школу.

Саша собирает шишки под сосной.

Сухие листья шелестят под ногами.

Пушистым снегом покрыты кусты.

На лесной полянке растёт душистый ландыш.

Предупредительный диктант

Ве…ёлая …тару…ка ве…ь день …егодня …ьёт.

За кругленькой кату…кой …ледит пу…и…тый кот.

У…тала …ить …тару…ка и села у ворот,
А с кругленькой кату…кой играть пу…тил…я кот.

Самостоятельное письмо

Ответьте на вопросы полным предложением.

Кто ведёт поезд? Что светит днём?

Как называется человек, который пасёт стадо коров?

Чем покрыто тело кошки, собаки?

Как называется дорога, по которой едут машины?

Слуховой диктант.

Пушистая кошка на солнышке сушит

Шерстку на спинке, хвостик и уши.

Поверочные задания и упражнения

Тема: Дифференциация парных согласных звуков д-т, д’-т’ Цели : коррекциино-образовательные:
Дифференциация звуков [д-т,д’-т’] в устной речи и на письме в слогах, словах и словосочетаниях;
Закреплять артикуляционный уклад звуков, характеристику звуков;
Закреплять умение словообразования, согласования прилагательного с существительным;
Формировать умение вставлять пропущенные буквы в слова;

Корркционно-развивающие:

Развивать общую моторику, согласовывать движения и речь;
Развивать внимание, память, мышление;
Развивать фонематическое восприятие;

Корркционно-воспитательные: Воспитывать аккуратность, культуру речи, создавать ситуацию успеха, любовь к семье, родному дому. Оборудование: макет дома, солнышко для гимнастики для глаз, карточки для индивидуального задания. Ход занятия: 1.Огр момент.
-Здравствуйте, ребята. Гимнастика для глаз: - Посмотрите, вам улыбается солнышко, следите за ней только глазами. А теперь улыбнитесь друг другу и садитесь.
2.Артикуляционная гимнастика. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим
- А для этого нужно нам выполнить упражнения для губ и языка. Возьмите зеркала выполняем гимнастику
для губ : «Улыбка», «Трубочка», «Бублик»;
для языка «Чашечка», «Часики», «Качели», «Лошадка» 3. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня на занятии мы будем строителями. В слове
строитель какой звук повторяется 2 раза? (Звук т)
- А строить мы будем
дом . Назовите первый звук в слове дом. (Звук д) Возьмите зеркала.
- Что общего у этих звуков: т и д. (Они согласные, потому что есть преграда. Они парные)
- Что создает преграду? (Язык и верх. зубы)
- А что можете сказать про губы? (Губы в улыбке)
На доске появляются символы, т.е. звуковики.
- Чем отличаются эти звуки? (т-глухой, д- звонкий) (
на звуковиках ставятся наушник и колокольчик)
- Парные согласные т-д дружат с гласными и образуют слоги. Следите за указкой.
а я
о ё
т у т ю
д ы д и
э е
- Что заметили? (Звук т с гласными I ряда звучит твердо, а с гласными II ряда - мягко. Анологично со звуком д)
- Какой вывод сделаете? (д и т могут быть мягкими и твердыми.)
(у звуковиков появляются ножки)
- Кто может назвать тему нашего занятия? (ответы детей). Откройте тетради, запишите число и тему нашего занятия «Парные согласные д-т». Сегодня на занятии будем учиться различать звуки т-д.
4.Дифференциация согласных д-т в слогах. -Чтобы построить дом нужно проложить фундамент. Фундамент- это основание дома. А фундамент мы строим из слогов. Я буду произносить слоги, а вы если услышите звук т , то записывайте в первую строку, а если услышите д , то- во вторую строку. Нарисуйте условные
обозначения в начале строки (
☊, ʎ )
Дети по очереди работают у доски:
Та, ду, то, тя, дя, ты, де, до, ту, да
- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
Логопед на доску вывешивает изображение фундамента дома.
5. Дифференциация согласных д-т в словах.
-
А теперь нам нужно построить стены.
1.Словообразование:
Стены из дерева- какие стены?- деревянные стен
Стены из камня-…
Стены из стекла-…
Стены из пластика-…
Стены из резины-…
А у нас будут
стены из слов. Развитие слухового внимания:
Я назову слова, если вы услышите звук т- хлопните в ладоши, если д- топайте ногами.
Игра называется «Топни, хлопни»
Плита, доска, дом, пила, дрель, инструмент, цемент, молоток, кирпич, стекло, стена, потолок.
- А чтобы стены были крепкими нам нужно эти слова зашифровать.
Игра «Шифровальщик». Правила игры: Логопед называет слово, детям нужно выделить звук т(д) , пользуйтесь звуковой линейкой определить место звука в слове и «зашифровать»услышанное слово.
Один ученик работает за доской остальные выполняют в тетрадях.
Проверка: т4, д1, д1, д1, т4т10,т6, т5, т2, т2, т3.
Логопед на доске вывешивает изображение стены будущего дома.
Физминутка. Гимнастика для глаз.
Ну, ребята, дружно встали,
Руки в стороны подняли.
Раз- присели, два- поднялись
И на ножках покачались.
Головою повертели, и за парту тихо сели.
2. Работа по карточкам.
- Из слов мы построили стены нашего дома. Вам не кажется, что чего то не хватает?
(
Не хватает окон .) Окна будем заполнять буквами д-т. Возьмите карточки. Вместо окошек вставьте пропущенную букву д или т.
Моло
ок, рель, шпа ель, гвоз ь, инс румен , с екло.
Какое слово у вас вызвало сомнение? (Гвоздь) Какое правило помогло вам написать правильно это слово? Вот и появились окошки. Вы справились с заданием.
6. Дифференциация согласных д-т в словосочетаниях.
- А крышу мы построим из словосочетаний, т.е. соединим признак и предмет. Будем согласовывать прилагательные с существительным. «Оденьте» волшебные очки (У детей очки со стеклом разного цвета)
- Я назову предмет, а вы добавьте слово- признак, т.е цвет.
Логопед: стена- (какая?) Ученик: жёлтая стена (красная стена, зеленая стена итд).
пол-…
окно-…
стены-…
- Вы прекрасно справились с заданием. Молодцы!
На доске появляется крыша дома.
- Вот посмотрите какой получился дом. Что главное в доме? (ответы детей: чистота, доброта, понимание, уважение, взаимопомощь, и т.д.)
7. Итог. - Что делали сегодня на занятии? (учились различать звуки т и д)
- Кто даст характеристику звуку т? (д)
Рефлексия . -Перед вами лежат цветочки: красного, жёлтого, голубого цветов.
Если понравилось занятие, вам всё удалось, и у вас отличное настроение, то возьмите цветок красного цвета.
Если вы с каким-то заданием не справились, настроение хорошее, то возьмите цветок жёлтого цвета.
Если вы не справились с заданиями, вам было трудно и вы уходите с плохим настроением, то возьмите голубой цветок.
Выходите к доске и прикрепите свой цветок рядом с домом. Всего вам доброго!

Трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, у младших школьников приводят к смешениям букв в письменной речи. Смешение указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал неверную букву. По акустико-артикуляционному сходству часто смешиваются парные звонкие-глухие согласные: б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к, ш-ж. Особенности произношения звуков этих пар - в одинаковых артикуляционных укладах.

При этом звонкие согласные произносятся с большим участием голоса, чем глухие. В речевом потоке, особенно при шёпотном проговаривании слов, когда учащиеся сами диктуют себе, различия между этими звуками «размываются». Ребёнок ориентируется на артикуляцию, а недостаточность фонематических представлений и дифференцировок, характерная для детей с речевыми недостатками, является определяющей в возникновении такого рода специфических ошибок. Смешения наблюдаются в чёткой позиции: «знежная», «картовель», «шуравль», «груглый», «попежал», «потружились». Ошибки носят стойкий характер.

Чтобы коррекционная работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие общедидактические требования и принципы коррекционной логопедической деятельности: последовательность, поэтапность формирования умственных действий, системность, опора на разные анализаторы, комплексный подход. Рассмотрим систему коррекционной работы на примере парных согласных с-з:

1. Выделяем звуки из слов в начальной позиции по предметным картинкам.

2. Уточняем артикуляцию и звучание смешиваемых звуков. При этом опираемся на зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы. Соотносим звук и букву, используя мнемотехнические приёмы. Это особенно важно первоклассникам, у которых наблюдается нестойкость соотнесения фонемы с графемой, не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы. Например, звук «З» - песенка комара. При произнесении звука прикладываем ладонь к горлу, ощущаем вибрацию голосовых связок.

3. Дифференцируем звуки и буквы в слогах. Виды заданий:

  • Прочитать слоги по слоговым таблицам парами, выборочно (только с буквой с, з)
СА - ЗА
СО - ЗО
СУ - ЗУ
СЫ - ЗЫ
СИ - ЗИ
СЕ - ЗЕ
СЁ - ЗЁ
СЯ - ЗЯ
СЛА - ЗЛА
СЛО - ЗЛО
СЛУ - ЗЛУ
СЛЫ - ЗЛЫ
СЛИ - ЗЛИ
СЛЕ - ЗЛЕ
СЛЁ - ЗЛЁ
СЛЯ - ЗЛЯ
СВА - ЗВА
СВО - ЗВО
СВУ - ЗВУ
СВЫ - ЗВЫ
СВИ - ЗВИ
СВЕ - ЗВЕ
СВЁ - ЗВЁ
СВЯ - ЗВЯ
  • Показать (записать) первый слог в словах: зубы, супы, север, зебра, заяц, санки, слышу, злые, свёкла, звёзды и др.
  • Показать (записать) последний слог слов: неси, вези, морозы, весы, польза, роса и др.
  • Показать (записать) второй слог слов: бросали, резали, косили, возили, позвали, послали, козлёнок, ослёнок и др.
  • Придумать слово, которое начинается на заданный слог.

4. Дифференцируем звуки в словах. Виды заданий:

  • Прочитать и записать слова, вставляя пропущенные буквы С, З.
  • Прочитать и записать слова, добавляя подходящие слоги:
    СА-ЗА: ва__, гла__, Ли__, ли__, мимо__, о__, колба__, чуде__, сле__, гро__, поль__, поло__.
  • Заменить подчеркнутую букву на С или З, получив новое слово:
  • Выполнить слоговые схемы слов с указанием букв С, З: заносы, заблестел, вымазал, сквозить, зелёные, золото, сосны, наступила, земляника и др.
  • Распределить картинки (слова) в два столбика по наличию звуков С, З.
  • Загадки. Отгадки записать, сделать слоговую схему или зашифровать, указывая порядковые номера букв С,З

а) Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май серёжки дарит ей (Береза) - З5

б) Падают с ветки золотые монетки (Осенние листья) - С2 С3
За что же тогда его птицей считают? (Страус) - С1С6

в) Полосатые лошадки целый день играют в прятки. (Зебры) - З1

  • Работа с парами слов, в которых звуки и буквы С,З являются смыслоразличителями:

б) вставить букву в контексте: колючая ро_а, холодная ро_а; _лить воду, _лить собаку.

в) Закончить предложение словом из пары:
Косит травушку …, щиплет травушку … (коса, коза)

г) Составить предложение с каждым словом пары.



5. Дифференцируем звуки и буквы в словосочетаниях и предложениях.

  • Вставить буквы с, з в слова словосочетания, предложения (пословицы):

  • Составить словосочетания, подбирая слова из скобок:
  • Вставить буквы в словосочетания. В каких словах согласные требуют проверки?
  • Вставить в предложения пропущенные слова - названия картинок:

Дети слепили … . Старшая сестра пошла в … . На … Зоя забыла косынку.

  • Найди ошибки в предложениях:

На ветвях берёсы мы заметили зтайку снегирей. На ромашке стрекоса - золотизтые глаза.

  • Составь предложения из слов:

а) сказок, знает, интересных, Соня, много; б) кормушки, дети, развесить, деревья, на;

6. Дифференцируем звуки и буквы в текстах.

  • Записать текст, вставляя в предложения пропущенные слова с буквами С, З.

Наступила холодная... . Снег укрыл землю белой... (чем?). Осинки и (что?) … надели... (какие?) шубки. У крыльца выросли высокие... (что?). Снег... (что делает?) на солнце яркими блестками. Мороз (что сделал?) стекла... (какими?) узорами. Ребятишки бегут... (с чем?) на горку.

Слова для справок: скатерть, березки, сугробы, санки, снежные, высокие, сияет, сверкает, искрится, расписал, разукрасил, сказочные, замысловатые.

  • Изложение по вопросам и плану.

Тузик . У Васи собака Тузик. Тузик сидит у забора. Вася даёт ему кости. Тузик грызёт кости.

Берёза . В саду высокая берёза. На берёзе гнездо зяблика. Он таскал в гнездо листики. Звонко поёт зяблик.

Храбрый Дрозд . Отбился от дома кот Васька. Он стал сам искать себе пищу. Раз заметил кот гнездо дрозда. Глазки у Васьки заблестели. Влез он к самому дуплу и запустил лапу. Дрозд бросился на Ваську. Он стал клевать его в нос и глаза. Кот струсил и пустился бежать.

Лакомка . Кошка Маркиза была очень странной. Любила она сладкий мёд. Раз Маркиза грелась на солнце. Тут она почуяла знакомый запах. Кошка открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем Маркиза встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей. И вдруг раздался громкий кошачий визг. Маркиза бросилась в кусты.

План . 1. Странная кошка.
2. Знакомый запах.
3. Осталась без мёда.

Согласные звуки и буквы Ж - Ш Жаба жабе предложила Ежевичный вкусный джем. -Ежевичный? – та спросила – Ну тогда, пожалуй, съем! Трое маленьких мышат В тишине ночной шуршат, Если кошку вдруг услышат, То шуршат они потише.

Какие буквы придут в гости к ЖАБЕ, а какие к МЫШОНКУ? Ш Ж Ж Ш Ш Ж Ж Ж ШШ ш. Ш Ж

Прямые и обратные слоги ЖА ЖО ЖУ ЖЕ ЖИ ЖЮ ЖЯ - АЖ ОЖ УЖ ЕЖ ИЖ ЮЖ ЯЖ ША ШО ШУ ШЕ ШИ - АШ ОШ УШ ЕШ ИШ

Закончите слово, добавив слог ШОК или ЖОК ЛУЖОК МЕ ШОК ПУ ШОК ПРЫЖОК УТЮЖОК КРУ ЖОК ФЛА ЖОК СНЕ ЖОК ГОР ШОК МАЛЫШОК ПИРОЖОК КОРЕШОК ЛАПУШОК САПОЖОК ПЕТУШОК ТВОРОЖОК ПАСТУШОК ПОРО ШОК

Заполните таблицу П С Р В Л П О С О А Я И К Т Д П М Р Г Р Р Р У О А Е У О О И Ш Ж Ш Ж К К К О К К А И А К А А Кладут под ушко Обувь Цветок Греют руки в холода Земноводное животное Изделие из теста Холодный суп Парикмахер делает клиенту

Заполните таблицу Б А Ш А Г А К С Г М А Т У И Г А Ж Л А Ш Р А М Ы Ж Р И Ш Л Я Ж Р А Ш Ж Упакованные вещи пассажиров Временное жилище из веток деревьев Помещение для автомобилей Болотное растение Птица, похожая на ласточку Венгерское кушанье из мяса Видение в пустыне

Большое и маленькое мушка пробежка старушка ложка крышка стрижка пышка кружка - мушечка пробежечка старушечка ложечка крышечка стрижечка пышечка кружечка

ёж уж чиж мышь нож этаж ковш морж пляж малыш Много - один - ежи ужи чижи мыши ножи этажи ковши моржи пляжи малыши

Я и ТЫ Измените слова по образцу: я жду – ты ждёшь я жую я режу я жалею я жарю я уважаю я покажу я дежурю - ты жуёшь ты режешь ты жалеешь ты жаришь ты уважаешь ты покажешь ты дежуришь

Ж – Ш в предложениях Вставьте в предложения, подходящие по смыслу слова Неприятность эту можно перешить. Старые брюки нужно пережить. Не надо боятьсяушей. У рыси кисточки на кончиках ужей. У Жени сильныйшар. У Шуры жёлтый жар. Оса сильношалит. На уроках Жора жалит. Мама купила шерстяную жаль. Друзьям расставаться очень шаль.

Составьте предложения, используя слова и картинки Сбросили белые Сбросили ромашки белые рубашки. С подружились во ржи С мышами во ржи подружились ежи.

Составьте предложения, используя слова и картинки Снежана и собирала Снежана собирала ежевику и крыжовник. бежит за шустрый Шустрый жеребенок бежит за лошадью.

Исправьте деформированное предложение Шарф положил Женю в шерстяной шкаф. Женя положил шерстяной шарф в шкаф. У кожаного саквояжа в руках был пассажир. У пассажира в руках был кожаный саквояж. У рожек маленькая шея и длинные жирафы. У жирафа длинная шея и маленькие рожки. Беговая дорожка вышла на школьников. Школьники вышли на беговую дорожку.

Ж – Ш в тексте Прочитайте и спишите текст Жил-был на свете веселый. Он любил смешить людей. Над его шутками смеялись и жадный, и труженица и шустрый продавец, и добродушный. Все они любили, потому что он дарил людям хорошее,

Изложение «Солнечный луч» Вопросы: На кого попал солнечный луч? Как повел себя жаворонок? О чем была песня жаворонка? Трудные слова: гнёздышко, встрепенулся, выпорхнул

Островская Ольга Валериевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 150
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе
Тема: Тема: "Дифференциация парных согласных д – т".
Дата публикации: 10.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект группового логопедического занятия в подготовительной

группе

Тема:
«Дифференциация парных согласных
д

т
».
Цели:
1. Закрепить знания детей о звуках [т], [д]. 2. Учить различать эти звуки в словах и предложениях. 3. Развивать навыки звукового анализа. 4. Закреплять звуко-буквенные связи. 5. Развивать слуховое внимание. 6. Формировать усидчивость.
Оборудование:
предметные картинки (петух, радуга, дым, стол), сигнальные карточки, картинки с изображением колокольчика, перечеркнутого колокольчика.
Ход занятия.

I. Оргмомент.
- Покажите правую руку, сожмите ее в кулак, покажите два пальца. Назовите первый звук в слове «два». Покажите три пальца. Назовите первый звук в слове «три».
II. Подведение к теме
- Скажите, о каких звуках мы будем говорить сегодня? Верно. Тема нашего занятия – различение звуков [т] и [д] в словах и предложениях.
III. Работа по теме.
Задание 1. Характеристика звуков. Вопросы логопеда: - Звуки [т], [д] – согласные или гласные? Как вы определили, что это согласные звуки? Это мягкие или твердые звуки? Приложите руку к горлышку. Дрожит ли горлышко при произнесении звука [д]? С голосом или без голоса произносится этот звук? Какой это звук? На доске выставляется картинка с изображением колокольчика. Участвует ли голос в произнесении звука [т]? Какой это звук? На доске выставляется картинка с изображением перечеркнутого колокольчика. Задание 2. Выделение звуков из слов. - Будьте внимательны! Сейчас я буду произносить слова. Если слово будет произнесено неправильно, то поднимите красную карточку и назовите правильно. Речевой материал: таракан, дыква, тырка, домино, дапки, тым, ведро, лопада, ракеда, бесета.
Задание 3. Дифференциация звуков в словах. - Я загадаю вам загадки. Если в отгадке вы услышите звук [т], покажите три пальца, звук [д] – два пальца. (Когда дети отгадывают загадку, на доску выставляется картинка с отгадкой). Загадки: - Что за будильник: Живой, с гребешком, Крыльями машет, А ходит пешком? (петух) - Мост воздушный без перил Дождик с солнцем сотворил. И никто, хоть рядом был, По нему не походил. (радуга) - Чем морознее, тем выше Поднимается над крышей. (дым) - Держат крышу четыре ноги, А на крыше – чай, пироги…(стол) Задание 4. Соотнесение звука и буквы. - Какими буквами мы обозначает звуки [т], [д]? Напишите подушечкой указательного пальца правой руки на ладони левой руки букву д, т. Сейчас я буду называть слова, если услышите в них звуки [д] – [т], напишите соответствующие буквы на левой ладони. Речевой материал: дуга, кино, туман, пловец, потушил, добрый, приду, Таня. Физкультминутка. - Давайте немного отдохнем. Ноги на ширине плеч, руки опущены. Слушайте внимательно и повторяйте. Чтоб головка не болела, Ей вращаем вправо – влево. А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим, Повороты вправо – влево Плавно производим. Наклоняемся легко, Достаем руками пол. Распрямили плечи, спинки. А теперь конец разминки! Задание 5. Сравнение слов по смыслу. - Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова если заменить один звук. Я буду называть слово со звуком [т] или [д], а вы будете менять его на противоположный и объяснять смысл слов. Речевой материал: дочка – точка, трава – дрова, душ – тушь, кадушка – катушка, удочка – уточка. Задание 6. Графический диктант. - Я буду диктовать слова. Если услышите звуки [т], [д] – пишите буквы т, д. (Дается образец для тренировки). Речевой материал: дом, туча, вата, вода, газета, дует; торт, стыдно.
IV. Подведение итогов.
Вопросы логопеда: - Напомните мне, чем мы сегодня занимались? Какие звуки сравнивали? Чем они похожи? Чем различаются? Зачем их надо различать?