Все о тюнинге авто

Значение и строение нервной системы. Центральная нервная система человека Значение нервной системы каждый орган таблица

Розділ II . Тема 1. Нервова система .

    Значення нервової системи

    Класифікація і будова нервової системи

    Основні етапи розвитку нервової системи

    Нервова тканина і її основні структури

4.1 Будова нейрона. 4.2 Нейроглія

5. Рефлекс і рефлекторна дуга

    Класифікація рефлексів

    Будівля і властивості нервових волокон

7.1 Будова нервового волокна. 7.2 Властивості нервових волокон

    Будова синапсу. Механізм передачі збудження у синапсі

8.1 Будова синапсу 8.2 Будова концевої платівці

8.3 Механізм передачі збудження у концевій платівці

    Гальмування у ЦНС

9.1Поняття про гальмування 9.2 Види і механізми гальмуванння

10. Вегетативна нервова система

10.1 Будова вегетативної нерврової системи

10.2 Функцыональне значення вегетативної нервової системи

11. Кора головних півкуль

11.1 Будова півкуль. Сіра та біла речовини та значення їх

12. Порушення стану нервової системи та їх профілактика (Самопідготовка)

Література :

Бабский Е.Б., Зубков А.А., Косицкий Г.И., Ходоров Б.И. Физиология человека. М.: Медицина, 1966, - 656 с. (403-415)

Гайда С. П. Анатомія і фізіологія людини. К.: Вища школа, 1972, - 218 с. (173-192)

Гальперин С. И. Анатомия и физиология человека. М.: Высшая школа, 1969, - 470с.(420-438 ).

Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма (Основы учения о клетке и развития организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат): Учеб. для студентов пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1986.- 287 с.: ил. (75-86; 92-94; 103-104; 131-140 ).

Хрипкова А. Г. Возрастная физиология. М.: Просвещение, 1978, - 288с. (44-77 );

Хрипкова А. В., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.:Просвещение, 1990, - 362 с. (14-38 ).

Ключевые слова: АКСОН, БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС, ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ВРЕМЯ РЕФЛЕКСА, ГАНГЛИИ, ДЕНДРИТ, КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ, ЛАБИЛЬНОСТЬ, МОЗГОВОЙ СТВОЛ, НЕЙРОГЛИЯ, НЕЙРОН, НЕЙРОФИБРИЛЛЫ, НЕЙРОФИЛАМЕНТ, ШВАННОВСКАЯ КЛЕТКА, ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА, ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, РЕФЛЕКС, СИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, СИНАПС, СТРОЕНИЕ КОРЫ, УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС, ТОРМОЖЕНИЕ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СТСИЕМА, ЦЕНТРАЛЬНОЕ ВРЕМЯ РЕФЛЕКСА.

ЗНАЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Значение нервной системы.

Основное значение нервной системы состоит в обеспечении наилучшего приспособления организма к воздействию внешней среды и осуществлении его реакций как едино­го целого. Раздражение, полученное рецептором, вызывает нервный импульс, который передается в центральную нервную систему (ЦНС), где осуществляется анализ и синтез информации , вследствие чего возни­кает ответная реакция.

Нервная система обеспечивает взаимосвязь между отдельными органами и системами органов (1). Она регулирует физиологические процессы, протекающие во всех клетках, тканях и органах организма человека и животного (2). Для одних органов нерв­ная система обладает пусковым действием (3). В этом случае функция пол­ностью зависит от воздействий нервной системы (например, мышца сокращается вследствие того, что получает импульсы из центральной нервной системы). Для других - лишь изменяет существующий уровень их функционирования (4). (Например, импульс, приходящий к сердцу, изменяет его работу, замедляет или ускоряет, усиливает или ослабляет).

Влияния нервной системы осуществляются очень быстро (нерв­ный импульс распространяется со скоростью 27-100 м/с и более). Адрес воздействия очень точен (направлены к определенным органам) и строго дозирован. Многие процессы обусловлены наличием обратной связи ЦНС с регулируемыми ею органами, которые, посылая афферентные импульсы к центральной нервной системе, сообщают ей о характере полученного воздействия.

Чем сложнее организована и более высокоразвита нервная система, тем сложнее и многообразнее реакции организма, тем совершеннее его приспособление к воздействиям внешней среды.

2. Классификация и строение нервной системы

Нервную систему традиционно по строению делят на два основных отдела: ЦНС и периферическую нервную систему.

К центральной нервной системе относят головной и спинной мозг, к периферической - нервы, отходящие от головного и спин­ного мозга и нервные узлы - ганглии (скопление нервных клеток, расположенных в разных участках тела).

По функциональным свойствам нервную системуделят на со­матическую, или цереброспинальную, и вегетативную.

К соматической нервной системе относят ту часть нервной сис­темы, которая иннервирует опорно-двигательный аппарат и обеспе­чивает чувствительность нашего тела.

К вегетативной нервной системе относят все другие отделы, которые регулируют деятельность внутренних органов (сердце, лег­кие, органы выделения и др.), гладких мышц сосудов и кожи, раз­личных желез и обмен веществ (обладает трофическим влиянием на все органы, в том числе и на скелетную мускулатуру).

3. Основные этапы развития нервной системы

Нервная система начинает формироваться на третьей неделе эмбрионального разви­тия из дорсальной части наружного зародышевого листка (эктодер­мы). Сначала образуется нервная пластинка, которая постепенно превращается в желобок с поднятыми краями. Края желобка при­ближаются друг к другу и образуют замкнутую нервную трубку. Из нижнего (хвостового) отдела нервной трубки образуется спин­ной мозг , из остальной части (передней) - все отделы головного мозга: продолговатый мозг, мост и мозжечок, средний мозг, проме­жуточный и большие полушария.

В головном мозге различают по происхождению, структурным особенностям и функциональному значению три отдела: ствол, под­корковый отдел и кору больших полушарий . Мозговой ствол - это образование, расположенное между спинным мозгом и большими полушариями. К нему относят продолговатый, средний и промежу­точный мозг. К подкорковому отделу относят базальные ганглии. Кора больших полушарий является высшим отделом головного мозга.

В процессе развития из переднего отдела нервной трубки обра­зуются три расширения - первичные мозговые пузыри (передний, средний и задний, или ромбовидный). Эту стадию развития голов­ного мозга называют стадией трехпузырного развития (форзац I, А).

У 3-недельного эмбриона намечается, а у 5-недельного хорошо выражено разделение поперечной бороздой переднего и ромбовид­ного пузырей еще на две части, вследствие чего образуется пять мозговых пузырей - стадия пятипузырного развития (форзац I, Б).

Эти пять мозговых пузырей дают начало всем отделам головного мозга. Мозговые пузыри растут неравномерно. Наиболее интенсив­но развивается передний пузырь, который уже на ранней стадии развития разделяется продольной бороздой на правый и левый. На третьем месяце эмбрионального развития сформировано мозолистое тело, которое соединяет правое и левое полушария, а задние отделы переднего пузыря полностью покрывают промежуточный мозг. На пятом месяце внутриутробного развития плода полушария распро­страняются до среднего мозга, а на шестом - полностью покрывают его (цвет. табл. II). К, этому времени все отделы головного мозга хорошо выражены.

42. Вспомните материал курса «Зоология». Определите типы нервных систем, изображённых на рисунке. Напишите их названия. На изображении нервной системы человека подпишите её части.

43. Изучите материал учебника и дополните предложения.
Основу нервной системы составляют нервные клетки – нейроны. Они выполняют функции приема, обработки, передачи и хранения информации. Нервные клетки состоят из тела, отростков и нервных окончаний – рецепторов.

44. Запишите определения.
Дендриты – короткие отростки нейронов, (нервных клеток).
Аксоны – длинные отростки нейронов, (нервных клеток)
Серое вещество – скопление тел нейронов в головном и спинном мозге.
Белое вещество – скопление отростков нейронов в спинном и в головном мозге.
Рецепторы – нервные окончания разветвленных отростков нейронов.
Синапсы – особые контакты, которые образуются при помощи соединения нервных клеток друг с другом.

45. Изучите материал учебника и дополните схему «Строение нервной системы».


46. Запишите определения.
Нервы – это пучки длинных отростков нервных клеток, выходящих за пределы головного и спинного мозга.
Нервные узлы – это скопление тел нейронов вне центральной нервной системы.

47. Изучите материал учебника и дополните схему «Строение нервной системы».

48. Объясните, почему вегетативную нервную систему называют автономной системой.
Она управляет работой внутренних органов, обеспечивая их неизменную работу при изменении внешней среды или смене рода деятельности организма. Эта система не контролируется нашим сознанием.

49. Запишите определения.
Рефлекс – ответные реакции организма на воздействие внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемые с участием нервной системы.
Рефлекторная дуга - путь, по которому проходит нервный импульс от места своего возникновения до рабочего органа.

МОУ Большекарайская СОШ им. Н.Ф.Сосина

Открытый урок по биологии в 8 классе

«Строение и значение нервной системы».

Подготовила и провела

учитель химии и биологии

Мухортова Т.Е.

2015 -2016 учебный год.

Строение и значение нервной системы.

«Собраться вместе - это начало.

Держаться вместе - это прогресс.

Работать вместе - это успех»

Генри Форд.

Цель : изучить строение и функции нервной системы человека

Задачи:

1. Образовательная

Повторить определения биологических понятий.

    1. Применение новых понятий (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг)

      2. Развивающая

Оперировать (определять и делить, обобщать и ограничивать, сравнивать) понятиями (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг)

3. Воспитательная

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: сущность – явление, качество – количество, общее - особенное- единичное, причина – следствие.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: таблицы, микроскоп, готовые препараты, презентация.

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Биологический диктант. (самопроверка)

Учащиеся должны дать определение следующим понятиям:

I вариан т: II вариан т:

рудименты; атавизм;

раса; расизм;

ткань; орган;

железы внутренней гормоны.

секреции.

1) Рудименты – органы человека, со временем утратившие свое значение, хотя и сохранившиеся полностью или частично.

2) Атавизмы – появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.

3) Раса – это исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также обычаями и традициями.

4) Расизм – антинаучная теория, утверждающая существование высших и низших рас, оправдывающая господство одних народов над другими.

5) Ткань – группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определенную функцию и соединенных между собой межклеточным веществом.

6) Орган – часть тела, занимающая определенное место в организме, имеющая определенную форму и строение и выполняющая определенную функцию.

7) Железы внутренней секреции – железы, выделяющие свои секреты (гормоны) непосредственно в кровь.

8) Гормоны – это биологически активные вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции.

III. Изучение нового материала.

1.Гармоничную музыку слушать приятнее. От дирижера же зависит слаженная игра музыкантов оркестра. В чём состоит важнейшая задача дирижера?

(В объединении звуков музыкальных инструментов, их согласованной работе.)

Наш организм тоже можно сравнить с оркестром, а вот какая его система выполняет роль дирижера?(нервная)

Ее роль похожа на работу дирижера. Для чего же нужна нам нервная система?( Для объединения систем органов организма, их согласованной работы.) Возможна ли согласованная работа нашего организма без участия этой системы?(нет)

Прочитайте о пределение дирижера из гуманитарного словаря.

(Дирижёр (от франц. diriger - управлять, руководить) - музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении музыкального произведения с помощью движения рук.)

Давайте вместе с вами попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия, а помогут нам в этом наши знания о роли нервной системы и определение, которое лежит перед вами, ведь роль дирижера в оркестре и роль нервной система похожи.

Как осуществляется нервная регуляция нашего организма?(слайд 1)

Что мы должны сделать с вами для решения этой проблемы? (Должны выяснить строение и принцип работы нервной системы в организме человека . Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.)

А как будет звучать тема нашего сегодняшнего занятия?

Надеюсь, что слова Г. Форда, будут как нельзя лучше отражать наш сегодняшний настрой и слаженную работу. (слайд 2)

2. Любому живому организму, в том числе и человеку, сложно существовать в постоянно изменяющемся мире, любые действия должны быть отрегулированы и скоординированы. Какой системе принадлежит ведущая роль в этом процессе?

Кроме того, у человека нервная система составляет материальную основу его психической деятельности (речи, мышления, сложных форм социального поведения

3. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника на с. 53.

5. Беседа по прочитанному материалу.

Как можно подразделить нервную систему по топографическому (месторасположению )признаку?

(По топографическому(месторасположению)признаку нервная система подразделяется на центральную и периферическую. Центральная нервная система = головной мозг + спиной мозг. Периферическая нервная система = нервы + нервные узлы + нервные окончания.)

Как подразделяется нервная система по функциональному признаку?

(По функциональному признаку нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную).)

Дайте характеристику соматической и вегетативной нервной системы.

(Соматическая нервная система обеспечивает иннервацию кожи, скелетных мышц и стимулирует сердечную деятельность. Вегетативная нервная система иннервирует все внутренние органы.)

Очень сложно устроена вегетативная нервная система, для чего нам необходим симпатический и парасимпатический отдел?(Симпатическая регуляция преобладает когда человек находится в активном состоянии, парасимпатическая когда в покое)

Как результат изучения данной части нового материала учитель предлагает выполнить в схему в тетради.

Схема 1

Схема 2

Слайд3,4,5

Физминутка.

Дыхание «оживляющее нервы»:

    исходное положение: стоя, руки опущены;

    сделайте полный вдох;

    задержите дыхание;

    сожмите руки в кулаки;

    медленно поднимите руки через стороны вверх;

    оставайтесь в этом положении пока хватит воздуха;

    медленно выдыхая, опустите руки;

При сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

Какая нервная система командовала работой наших мышц во время физминутки? (соматическая)(слайд 7)

Какой тканью образована нервная система?

(Основной тканью нервной системы является нервная ткань.) слайд 8

Как устроена нервная ткань?

(Нервная ткань состоит из основных нервных клеток – нейронов и вспомогательных клеток – нейроглии.)

Расскажите о строении нейрона. (слайд 9)

(Нейрон = тело + отростки. Отростки бывают двух типов: аксон – длинный, слабоветвящийся, покрытый белой миелиновой оболочкой, один у нервной клетки; дендриты – короткие сильноветвящиеся, несколько у нервной клетки.)

Чем представлено серое и белое вещество нервной системы?

(Серое вещество нервной системы – это скопление тел нейронов. Белое вещество нервной системы – это отростки нейронов.)

Подводя итог данной части урока, учитель предлагает изобразить в тетради схему.

Схема 3

(слайд 10)

Учитель продолжает беседу по прочитанному учащимися тексту.

Как классифицируются нейроны согласно выполняемым ими функциям?

(Нейроны бывают: чувствительные, вставочные, двигательные.)

Какие функции они выполняют?

(Чувствительные нейроны проводят импульсы от поверхности тела и внутренних органов к мозгу. Вставочные нейроны анализируют информацию и «принимают решения». Двигательные – проводят импульсы – команды от головного и спинного мозга к рабочим органам (мышцам и железам).

В завершение учащиеся изображают в тетради схему.

Схема 4

Учитель . Уже из курса 6 класса вам известно о рефлекторном принципе работы нервной системы.

Вспомните, что такое рефлекс. (Слайд 11)

(Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.)

Какие рефлексы вам известны? Приведите примеры. (слайд13)

(Рефлексы бывают безусловные и условные. Безусловные рефлексы передаются по наследству, поэтому их еще называют врожденными. Например, коснувшись горячего утюга, мы резко, не задумываясь, даже еще не почувствовав боли, отдергиваем руку. Сосательный, глотательный, хватательный – все это примеры безусловных рефлексов. Условные рефлексы – это рефлексы, приобретенные в результате жизненного опыта. Например, если человек неоднократно употреблял в пищу лимон, то через некоторое время у него выработается условный рефлекс – сильное слюноотделение – только при виде этого фрукта.)

Что называется рефлекторной дугой? (слайд 12)

(Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходит нервный импульс от места своего возникновения до рабочего органа.)

(Учащиеся изображают схему рефлекторной дуги, используя рисунок на с. 57 учебника.)

Схема рефлекторной дуги:

1 – рецепторы;

2 – чувствительный (афферентный, или сенсорный) нейрон;

3 – вставочный (промежуточный) нейрон;

4 – двигательный (эфферентный, или моторный) нейрон;

5 – окончания двигательного нейрона, расположенные в рабочем органе (мышце, или железе).

Какими бывают рефлекторные дуги?

(Рефлекторные дуги бывают простыми и сложными. Простая рефлекторная дуга состоит из трех нейронов: чувствительного, вставочного и двигательного. Сложные рефлекторные дуги состоят из многих нейронов.)

Вспомним проблему нашего сегодняшнего урока. Сможем ли мы теперь ее решить?(слайд 14)

( Нервная регуляция осуществляется посредством нервной системы

Она осуществляется быстро, с направленностью сигнала к определенному адресату. Нервной регуляции подлежат соматические и вегетативные функции организма. Основной принцип нервной регуляции - рефлекс.)

Рефлексия. (слайд 15)

    На уроке я работал…

    Своей работой на уроке я…

    Урок для меня показался…

    За урок я…

    Мое настроение...

    Материал урока мне был…

    Домашнее задание мне кажется…

Учитель . А теперь заслушаем небольшое сообщение об эволюции нервной системы у животных.

Сообщение учащегося .

Первые животные, населявшие Землю, не имели организованной нервной системы. Лишь в ходе эволюции нервная система постепенно усложнилась.

У губок, очень примитивных животных, есть только отдельные нервные клетки, то есть они, по сути, лишены того, что подразумевается под нервной системой.

На следующей ступени эволюции животные были оснащены очень простой нервной системой, образованной цепочкой из нейронов, соединенных между собой, но без мозга (например, как у морских звезд и плоских червей).

На более высокой ступени развития у животных появились хорошо развитые нервные узлы и ганглии.

Одна или несколько увеличившихся в объеме ганглий образовали мозг.

Наиболее развитые животные – позвоночные (млекопитающие, птицы, рептилии, амфибии и рыбы). У них самая сложная по сравнению с другими живыми существами нервная система, очень большой мозг, способный чутко реагировать на внешнюю среду.

Вопросы :

1) Есть ли нервная система у губок?

2) Что представляет собой нервная система плоских червей?

3) Вспомните, у каких животных появляются нервные узлы. (У кольчатых червей, моллюсков, членистоногих.)

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 54–59;. Желающий готовит сообщение о роли И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о рефлексах. (слайд 16)

Литература.

1) Биология. Поурочный планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина Биология «Человек» 8 класс. Волгоград 2012.

2)Биология человека в таблицах и схемах. Н.Ф. Бодрова. Воронеж 2012.

3)Физиология человека. Под ред. И. М. Серопегина. Государственное издательство «ФИЗКУЛЬТУРА и СПОРТ». Москва 1961.

4) рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина Биология «Человек» 8 класс. Дрофа 2013.

Src="https://present5.com/presentation/3/38271227_331973846.pdf-img/38271227_331973846.pdf-1.jpg" alt=">Строение и значение нервной системы ">

Src="https://present5.com/presentation/3/38271227_331973846.pdf-img/38271227_331973846.pdf-2.jpg" alt="> Нервная система НЕРВНАЯ СИСТЕМА, сложная сеть структур, пронизывающая весь организм и обеспечивающая саморегуляцию"> Нервная система НЕРВНАЯ СИСТЕМА, сложная сеть структур, пронизывающая весь организм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности благодаря способность реагировать на внешние и внутренние воздействия (стимулы). Основные функции нервной системы – получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем.

Src="https://present5.com/presentation/3/38271227_331973846.pdf-img/38271227_331973846.pdf-3.jpg" alt=">Нервная система состоит из нейронов, или нервных клеток и нейроглии, или"> Нервная система состоит из нейронов, или нервных клеток и нейроглии, или нейроглиальных клеток. Нейроны - это основные структурные и функциональные элементы как в центральной, так и периферической нервной системе. Нейроны - это возбудимые клетки, то есть они способны генерировать и передавать электрические импульсы (потенциалы действия). Нейроны имеют различную форму и размеры, формируют отростки двух типов: аксоны и дендриты. У нейрона обычно несколько коротких разветвленных дендритов, по которым импульсы следуют к телу нейрона, и один длинный аксон, по которому импульсы идут от тела нейрона к другим клеткам (нейронам, мышечным либо железистым клеткам). Передача возбуждения с одного нейрона на другие клетки происходит посредством специализированных контактов - синапсов.

Src="https://present5.com/presentation/3/38271227_331973846.pdf-img/38271227_331973846.pdf-4.jpg" alt=">Нервная система состоит из ">

Src="https://present5.com/presentation/3/38271227_331973846.pdf-img/38271227_331973846.pdf-5.jpg" alt="> Центральная нервная система состоит из Головного мозга, спинного мозга "> Центральная нервная система состоит из Головного мозга, спинного мозга и их защитных оболочек

Src="https://present5.com/presentation/3/38271227_331973846.pdf-img/38271227_331973846.pdf-6.jpg" alt=">Строение и функции спинного мозга Спинной мозг находится в "> Строение и функции спинного мозга Спинной мозг находится в позвоночном канале на протяжении от I шейного до II поясничного позвонка. Внешне спинной мозг напоминает тяж цилиндрической формы. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов, которые покидают позвоночный канал через соответствующие межпозвоночные отверстия и симметрично разветвляются в правой и левой половинах тела. В спинном мозге выделяют шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый отделы, соответственно, среди спинномозговых нервов рассматривают 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1 -3 копчиковых нерва. Участок спинного мозга, соответствующий паре (правому и левому) спинномозговых нервов, называют сегментом спинного мозга.

Src="https://present5.com/presentation/3/38271227_331973846.pdf-img/38271227_331973846.pdf-8.jpg" alt=">СПИННОЙ МОЗГ расположен внутри позвоночного столба. Он начинается от головного мозга и имеет вид"> СПИННОЙ МОЗГ расположен внутри позвоночного столба. Он начинается от головного мозга и имеет вид белого шнура диаметром около 1 см. На передней и задней сторонах спинной мозг имеет глубокие продольные борозды. Они длят его на правую и левую части. На поперечном разрезе можно видеть узкий центральный канал, проходящий по всей длине спинного мозга. Он заполнен спинномозговой жидкостью. Спинной мозг состоит из белого вещества, находящегося по краям серого вещества, расположенного в центре и имеющего вид крыльев бабочки. В сером веществе находятся тела нервных клеток, а в белом - их отростки. В передних отделах серого вещества спинного мозга расположены исполнительные нейроны, а в задних отделах и вокруг центрального канала - вставочные нейроны

Src="https://present5.com/presentation/3/38271227_331973846.pdf-img/38271227_331973846.pdf-9.jpg" alt="> Спиной мозг выполняет две функции: рефлекторную и проводящую. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/38271227_331973846.pdf-img/38271227_331973846.pdf-10.jpg" alt=">Спинной мозг выполняет две основные функции - Рефлекторную и проводящую. Рефлекторная функция заключается"> Спинной мозг выполняет две основные функции - Рефлекторную и проводящую. Рефлекторная функция заключается в том, что спинной мозг обеспечивает осуществление простейших рефлексов, таких как разгибание и сгибание конечностей, а также более сложных рефлексов, которые кроме того контролируются и головным мозгом. Нервные импульсы от рецепторов кожи, мышц и внутренних органов проводятся по белому веществу спинного мозга в головной мозг, а импульсы из головного мозга направляются к исполнительным нейронам спинного мозга. В этом и заключается проводящая функция спинного мозга.

Src="https://present5.com/presentation/3/38271227_331973846.pdf-img/38271227_331973846.pdf-11.jpg" alt=">Строение и функции головного мозга. Головной мозг располагается в полости"> Строение и функции головного мозга. Головной мозг располагается в полости черепа и имеет сложную форму. Масса головного мозга у взрослого человека от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300 -1400 г. Это всего около 2% от массы тела. Масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой тела. Мозг человека состоит из ствола, мозжечка и полушарий большого мозга.

Src="https://present5.com/presentation/3/38271227_331973846.pdf-img/38271227_331973846.pdf-12.jpg" alt="> Безусловные рефлексы головного мозга. Отдел мозга Название рефлекса Раздражитель "> Безусловные рефлексы головного мозга. Отдел мозга Название рефлекса Раздражитель Ответная реакция Продолговатый мозг Глотательный рефлекс Механическое Акт глотания воздействие на корень языка Средний мозг Тонический рефлекс, Выход тела из состояния Движения, сохраняющий неустойчивого восстанавливающие устойчивость тела равновесия устойчивость тела, не допускающие его падения Средний мозг Ориентировочный Любой раздражитель Поворот в сторону из рефлекс обладающий новизной раздражителя, фиксация взгляда на нем, прислушивание и т. д. Промежуточный мозг Поздний рефлекс Прекращение движения, Сохранение позы путем человек принимает сокращения мышц новую позу противоположного действия, закрепляющих положение костей в суставах.

Src="https://present5.com/presentation/3/38271227_331973846.pdf-img/38271227_331973846.pdf-13.jpg" alt=">Промежуточный мозг проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи, "> Промежуточный мозг проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи, органов чувств. Мост- это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Мозжечок принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными.

Src="https://present5.com/presentation/3/38271227_331973846.pdf-img/38271227_331973846.pdf-14.jpg" alt=">Средний мозг участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием"> Средний мозг участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов. Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, поэтому в их строении много общего. Только серое вещество у продолговатого мозга располагается отдельными скоплениями – ядрами. Сходны и функции: рефлекторные и проводящие.

Src="https://present5.com/presentation/3/38271227_331973846.pdf-img/38271227_331973846.pdf-15.jpg" alt="> Периферическая нервная система (нервы и нервные узлы) Соматическая Н. С. "> Периферическая нервная система (нервы и нервные узлы) Соматическая Н. С. Вегетативная Н. С. (Иннервирует скелет- (Иннервирует ра- ную мускулатуру.) боту внутренних органов.)

Src="https://present5.com/presentation/3/38271227_331973846.pdf-img/38271227_331973846.pdf-16.jpg" alt=">Соматическая Н. С. Соматическая нервная система обеспечивает иннервацию кожи"> Соматическая Н. С. Соматическая нервная система обеспечивает иннервацию кожи и скелетных мышц, стимулирует сердечную деятельность и др. Благодаря ей организм через органы чувств поддерживает связь с внешней средой. Путем сокращения скелетных мышц выполняются прежде всего защитные движения. Функции соматической нервной системы подконтрольны нашему сознанию.

Src="https://present5.com/presentation/3/38271227_331973846.pdf-img/38271227_331973846.pdf-17.jpg" alt=">Вегетативная нервная система Вегетативная нервная система(автономная нервная система), непроизвольная"> Вегетативная нервная система Вегетативная нервная система(автономная нервная система), непроизвольная нервная система, висцеральная нервная система) - часть нервной системы, обеспечивающая деятельность внутренних органов, регуляцию сосудистого тонуса, иннервацию желез, трофическую иннервацию скелетной мускулатуры, рецепторов и самой нервной системы. Взаимодействуя с соматической (анимальной) нервной системой и эндокринной системой, она обеспечивает поддержание постоянства гомеостаза и адаптацию в меняющихся условиях внешней среды. Безусловный рефлекс, всегда реализующийся при действии на организм определенных раздражителей на основе генетически обусловленной нервной связи между органами восприятия и исполнительными органами. Выделяются простые безусловные рефлексы, обеспечивающие элементарную работу отдельных органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела), и более сложные, лежащие в основе инстинктов.

Src="https://present5.com/presentation/3/38271227_331973846.pdf-img/38271227_331973846.pdf-18.jpg" alt=">Спасибо за внимание ">

Нервные окончания расположены во всем человеческом теле. Они несут важнейшую функцию и являются составной частью всей системы. Строение нервной системы человека представляет сложную разветвленную структуру, которая проходит через весь организм.

Физиология нервной системы является сложной составной структурой.

Нейрон считается основной структурной и функциональной единицей нервной системы. Его отростки формируют волокна, которые возбуждаются при воздействии и передают импульс. Импульсы достигают центров, где подвергаются анализу. Проанализировав полученный сигнал, мозг передает необходимую реакцию на раздражитель соответствующим органам или частям тела. Нервная система человека кратко описывается следующими функциями:

  • обеспечение рефлексов;
  • регуляция внутренних органов;
  • обеспечение взаимодействия организма с внешней средой, путем приспособления тела к изменяющимся внешним условиям и раздражителям;
  • взаимодействие всех органов.

Значение нервной системы заключается в обеспечении жизнедеятельности всех частей организма, а также взаимодействии человека с окружающим миром. Строение и функции нервной системы изучаются неврологией.

Структура ЦНС

Анатомия центральной нервной системы (ЦНС) является скоплением нейронных клеток и нейронных отростков спинномозгового отдела и головного мозга. Нейрон – это единица нервной системы.

Функция ЦНС – это обеспечение рефлекторной деятельности и обработка импульсов, поступающих от ПНС.

Анатомия центральной нервной системы, основным узлом которой является головной мозг, представляет собой сложную структуру из разветвленных волокон.

В больших полушариях сосредоточены высшие нервные центры. Это – сознание человека, его личность, его интеллектуальные способности и речь. Основная функция мозжечка – это обеспечение координации движений. Ствол мозга неразрывно связан с полушариями и мозжечком. В этом отделе находятся основные узлы двигательных и чувствительных проводящих путей, благодаря чему обеспечиваются такие жизненно важные функции организма, как регуляция кровообращения и обеспечение дыхания. Спинной мозг является распределительной структурой ЦНС, он обеспечивает разветвление волокон, образующих ПНС.

Спинномозговой узел (ганглий) является местом сосредоточения чувствительных клеток. С помощью спинномозгового ганглия осуществляется деятельность вегетативного отдела периферической нервной системы. Ганглии или нервные узлы в нервной системе человека относят к ПНС, они выполняют функцию анализаторов. Ганглии не относятся к центральной нервной системе человека.

Особенности строения ПНС

Благодаря ПНС происходит регулирование деятельности всего организма человека. ПНС состоит из черепных и спинномозговых нейронов и волокон, образующих ганглии.

У периферической нервной системы человека строение и функции очень сложные, поэтому любое малейшее повреждение, например, повреждение сосудов на ногах, может вызвать серьезные нарушения ее работы. Благодаря ПНС осуществляется контроль за всеми частями организма и обеспечивается жизнедеятельность всех органов. Значение этой нервной системы для организма переоценить невозможно.

ПНС делится на два подразделения – это соматическая и вегетативная системы ПНС.

Соматическая нервная система выполняет двойную работу – сбор информации от органов чувств, и дальнейшая передача этих данных в ЦНС, а также обеспечение двигательной активности организма, путем передачи импульсов от ЦНС в мышцы. Таким образом, именно нервная система соматическая является инструментом взаимодействия человека с окружающим миром, так как она обрабатывает сигналы, получаемые от органов зрения, слуха и вкусовых рецепторов.

Вегетативная нервная система обеспечивает выполнение функций всех органов. Она контролирует сердцебиение, кровоснабжение, дыхательную деятельность. В ее составе – только двигательные нервы, регулирующие сокращение мышц.

Для обеспечения сердцебиения и кровоснабжения не требуются усилия самого человека – этим управляет именно вегетативная часть ПНС. Принципы строения и функции ПНС изучаются в неврологии.

Отделы ПНС

ПНС также состоит из афферентной нервной системы и эфферентного отдела.

Афферентный отдел представляет собой совокупность сенсорных волокон, которые обрабатывают информацию от рецепторов и передают ее в головной мозг. Работа этого отдела начинается тогда, когда рецептор раздражается из-за какого-либо воздействия.

Эфферентная система отличается тем, что обрабатывает импульсы, передающиеся от головного мозга к эффекторам, то есть мышцам и железам.

Одна из важных частей вегетативного отдела ПНС – это энтеральная нервная система. Энтеральная нервная система формируется из волокон, расположенных в ЖКТ и мочевыделительных путях. Энтеральная нервная система обеспечивает моторику тонкой и толстой кишки. Этот отдел также регулирует секрет, выделяемый в ЖКТ, и обеспечивает местное кровоснабжение.

Значение нервной системы заключается в обеспечении работы внутренних органов, интеллектуальной функции, моторике, чувствительности и рефлекторной деятельности. ЦНС ребенка развивается не только во внутриутробный период, но и на протяжение первого года жизни. Онтогенез нервной системы начинается с первой недели после зачатия.

Основа для развития головного мозга формируется уже на третьей неделе после зачатия. Основные функциональные узлы обозначаются к третьему месяцу беременности. К этому сроку уже сформированы полушария, ствол и спинной мозг. К шестому месяцу высшие отделы мозга уже развиты лучше, чем спинальный отдел.

К моменту появления малыша на свет, наиболее развитым оказывается головной мозг. Размеры мозга у новорожденного составляют примерно восьмую часть веса ребенка и колеблются в пределах 400 г.

Деятельность ЦНС и ПНС сильно понижена в первые несколько дней после рождения. Это может заключаться в обилии новых раздражающих факторов для малыша. Так проявляется пластичность нервной системы, то есть способностью этой структуры перестраиваться. Как правило, повышение возбудимости происходит постепенно, начиная с первых семи дней жизни. Пластичность нервной системы с возрастом ухудшается.

Типы ЦНС

В центрах, расположенных в коре мозга, одновременно взаимодействуют два процесса – торможение и возбуждение. Скорость смены этих состояний определяет типы нервной системы. В то время как возбужден один участок центра ЦНС, другой замедляется. Этим обусловлены особенности интеллектуальной деятельности, такие как внимание, память, сосредоточенность.

Типы нервной системы описывают отличия между скоростью процессов торможения и возбуждения ЦНС у разных людей.

Люди могут отличаться по характеру и темпераменту, в зависимости от особенностей процессов в ЦНС. К ее особенностям относят скорость переключения нейронов с процесса торможения на процесс возбуждения, и наоборот.

Типы нервной системы делятся на четыре вида.

  • Слабый тип, или меланхолик, считают наиболее предрасположенным к возникновению неврологических и психоэмоциональных расстройств. Он отличается медленными процессами возбуждения и торможения. Сильный и неуравновешенный тип – это холерик. Этот тип отличается преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
  • Сильный и подвижный – это тип сангвиника. Все процессы, проистекающие в коре головного мозга сильны и активны. Сильный, но инертный, или флегматический тип, отличается низкой скоростью переключения нервных процессов.

Типы нервной системой взаимосвязаны с темпераментами, но эти понятия следует различать, ведь темперамент характеризует набор психоэмоциональных качеств, а тип ЦНС описывает физиологические особенности процессов, происходящих в ЦНС.

Защита ЦНС

Анатомия нервной системы очень сложная. ЦНС и ПНС страдают из-за воздействия стресса, перенапряжения и недостатка питания. Для нормального функционирования ЦНС необходимы витамины, аминокислоты и минералы. Аминокислоты принимают участие в работе мозга и являются строительным материалом для нейронов. Разобравшись, зачем и для чего нужны витамины и аминокислоты, становится ясно, как важно обеспечить организм необходимым количеством этих веществ. Особенно для человека важны глютаминовая кислота, глицин и тирозин. Схема приема витаминно-минеральных комплексов для профилактики заболеваний ЦНС и ПНС подбирается индивидуально лечащим врачом.

Повреждения пучков нервных волокон, врожденные патологии и аномалии развития мозга, а также действие инфекций и вирусов – все это приводит к нарушению работы ЦНС и ПНС и развитию различных патологических состояний. Такие патологии могут вызвать ряд очень опасных заболеваний — обездвиживание, парез, атрофия мышц, энцефалит и многое другое.

Злокачественные новообразования в головном или спинном мозге приводят к ряду неврологических нарушений. При подозрениях на онкологическое заболевания ЦНС назначается анализ — гистология пораженных отделов, то есть обследование состава ткани. Нейрон как часть клетки также может мутировать. Такие мутации позволяет выявить гистология. Гистологический анализ проводится по показаниям врача и заключается в сборе пораженной ткани и ее дальнейшем изучении. При доброкачественных образования также проводится гистология.

В теле человека находится множество нервных окончаний, повреждение которых может вызвать ряд проблем. Повреждение зачастую приводит к нарушению подвижности части тела. Например, повреждение руки может привести к боли на пальцах рук и нарушению их движения. Остеохондроз позвоночника спровоцировать возникновение болей на стопе из-за того, что раздраженный или передавленный нерв посылает болевые импульсы рецепторам. Если болит ступня, люди часто ищут причину в долгой ходьбе или травме, но болевой синдром может быть спровоцирован повреждением в позвоночнике.

При подозрении на повреждение ПНС, а также при любых сопутствующих проблемах необходимо пройти осмотр у специалиста.