Все о тюнинге авто

Занятие по описанию игрушки средняя группа. Конспект НОД для детей в средней группе

Светлана Чудинова
Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы «Описание игрушек»

Конспект занятия по развитию речи

с детьми средней группы

Тема : «Описание игрушек »

Волгоградская область г. Камышин. воспитатель с 1 квалификационной категории : Чудинова С. В.

Задачи :

Связная речь. Учить описывать игрушку , называть характерные признаки и действия; подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта.

Словарь и грамматика. Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушек , их свойств и действий. Согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.

Звуковая культура речи . Продолжать знакомить с термином слово, закреплять произношение звука с в словах и фразах, учить подбирать слова со звуком с и вслушиваться в их звучание.

*Игрушки : кошка, собака; картинка «оса»

*Воспитатель загадывает загадку :

«мягонькие лапки, а в лапках царапки.

Кто это? (Добиваться точного ответа : это кошка или кот.)

Какие у кошки глазки (зеленые, шерстка (мягкая, рыжая?

Какими словами можно сказать о кошке, какая она? (Пушистая, ласковая, ловкая…)

Что умеет делать кошка? (Прыгать, ловить мышей, царапаться, лакать молоко и т. п.)

Вы много слов сказали о кошке, все они звучат по - разному, послушайте : коошшкааа, рррыыжжжая. Скажем все вместе тихим голосом слово кошка.

Как зовут детенышей кошки? (Котенок, котята.)

Кошка, какая (большая)

А котенок (маленький) .

Придумаем кошки кличку? (Мурзик, Рыжуля, Пушистик.)

Кто хочет рассказать про кошку, описать , какая она?

Это кошка, ее зовут ….(Мурзик) . Она … (усатая, глаза у нее…. (зеленые, шерстка….(мягкая) . Мурка …. (пушистая, мягкая белолапая) .

Она любит (молоко, умеет… (ловить мышей) . Мурка красивая и ласкова.

Ребята у кого есть дома кошки…. Опишите своего кота. 2-3 ответа.

*Отгадайте загадку :

С хозяином дружит

Дом сторожит

Живет под крылечком

А хвост колечком….(собака) .

Затем дети рассматривают игрушку - собаку и отвечают на вопросы :

Какая собака?

Как зовут детенышей собаки?

Собака большая, а щенки (маленькие) .

Придумаем кличку собаке (Жучка, Дружок, Шарик….)

Какие глаза у Дружка? Они темные, как… (угольки, бусинки) .

А хвост как (колечко) .

Что может делать Дружок? (Выполнять команду, ловить и приносить мяч, сторожить дом)

Кто хочет рассказать про собаку описать , какая она?

Дети с помощью воспитателя описывают игрушку :

Это….(собака Шарик) . Шерстка у нее…. (черная, мягкая, пушистая, глаза….(темные, блестящие, хост….(колечком) .

Шарик любит играть (с ребятами) .

О ком можно сказать большой?

Большой ….(пес, кот)

Маленький (щенок, котенок) .

Большая)собака, кошка).

*Физ. минутка :

Кошка утречком проснулась,

Вверх изящно подтянулась,

Вниз красиво наклонилась,

Вправо - влево покрутилась,

И тихонько удалилась!

*Посмотрите вокруг и скажите, кто постоянно живет у нас в группе ?

Кого мы пригласим на занятие в следующий раз ?

(Зайку, мышку, куклу….)

Как, одним словом назвать их? (Игрушки .)

Катерина, пригласи любую игрушку на следующее занятие .

Как ты скажешь?

(Мишка, приходи к нам на занятие ! Кукла Маша, посмотри, как мы будем заниматься).

*Давайте поиграем в игру : «Какое слово потерялось?»

Я вам прочитаю стихи Агнии Львовны Барто, в которых некоторые слова «потерялись» , вы их будете подсказывать.

Наша… (Таня) громко… (плачет,

Уронила в речку (мячик) .

Тише, Танечка, не….(плачь)

Не утонет в речке (мяч)

*Молодцы, дети, вот сколько слов вы мне подсказали, теперь я вам прочитаю стихи со всеми словами.

*К нашему коту прилетела оса. Скажем все вместе :

Са-са-са- прилетела оса;

Су-су-су - кот прогнал осу,

(хоровые и индивидуальные ответы, громко и шепотом.)

У осы не усы, не усищи, а усики.

Давайте это все скажем вместе.

Затем воспитатель подходит к любому ребенку, дает ему картинку с осой.

*Начни говорить эту скороговорку ты, а потом передай картинку своему соседу, он продолжит.

Молодцы сегодня все занимались хорошо.

Цель: Активизировать и расширять словарный запас по теме «Игрушки»; повторять разученные стихотворения

А.Барто «Игрушки»; учить находить к небольшому стихотворению соответствующие картинки; развитие мышления,

Внимания, памяти; воспитывать чувство сопереживания, бережное отношение к игрушкам, книгам, аккуратность.

Предварительная работа: Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки», беседа «Мои игрушки».

Материалы: игрушки-зайка, мишка, мячик, бычок, лошадка, слон, грузовик, кораблик;

Книжка-самоделка «Игрушки».+

Ход занятия. –Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости…

(На скамейке - зайка, мишка, мячик, бычок, лошадка, слон, грузовик, кораблик).

А как мы можем назвать одним словом? Правильно,игрушки.

А кто знает стихотворения про эти игрушки?

(Дети с помощью воспитателя читатют стихотворения А.Барто «Игрушки»).

Ребята, чтобы наши игрушки всегда были красивые, что надо делать?

(Ухаживать за ними - мыть, расчёсывать…)

Ребята, а как играют машинкой, чтобы она не ломалась?

(Надо ее катать за верёвку, нельзя ложиться на машинку.)

Ребята, можно оставлять игрушки на улице?

(Нет. Игрушек не останется.)

Ребята, необходимо беречь игрушки: надо играть осторожно, чтобы они не падали. А если упадут,

Что может случиться? (Могут сломаться, разбиться.)

Ребята, посмотрите, а ведь эти игрушки разные…Это мягкие игрушки. С ними можно не только играть, но

И брать с собой в кроватку. А ещё с ними можно танцевать. Давайте потанцуем?

(Дети берут мягкие игрушки и танцуют под музыку.)

Ребята, а что лежит на столе? Книжка? Наверное, она очень интересная.

Посмотрите, все картинки перепутались… Что нарисовано на этих картинках?

(Воспитатель раскладывает на столе картинки, дети называют.)

(Воспитатель читает, дети подбирают картинки с изображением игрушек.)

Вот видите, какие мы молодцы.Теперь наша книжка в порядке.

Ребята, скажите, можно рвать книжки? (нельзя). А ломать игрушки? Почему нельзя?

(Им больно. Они могут обидеться.)

Посмотрите, а у нас все игрушки в порядке? Хотите поиграть с ними? Они соскучились и ждут вас.

Можете поиграть с ними.

« В гости к нам пришли игрушки"

Программное содержание:

Активизировать и расширять словарный запас по теме. Упражнять в употреблении множественного числа и

Уменьшительной формы.

Развивать связную речь: умение несколькими предложениями назвать себя и

Свои любимые игрушки. Упражнять в регулировании силы голоса.

Развивать зрительное и слуховое внимание. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

Игрушки (куклы, машинки, мячи, конструктор, мягкие игрушки, музыкальные игрушки, солдатики, матрешка,

Паровоз и т. п.); музыкальные игрушки, ширма.

Ход занятия:

Ребята, вы любите ходить в гости? А к кому вы ходите в гости? А нравится вам, когда гости приходят к вам?

Почему? Кто приходил к вам в гости?

Сегодня к нам в гости прибыли игрушки из соседней группы. Встречайте их.

(Вносится большая корзина с игрушками и с прикрепленными к ручке корзины воздушными шарами).

Ребята, как нужно приветствовать гостей? Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите пожалуйста!

Дидактическое упражнение «Давай познакомимся»

Ребята, давайте знакомиться. Нужно назвать свое имя и сказать, какими игрушками вы больше всего

Любите играть. Например: «Меня зовут Светлана Алексеевна. Я очень люблю играть с мячом и конструктором».

А теперь вы представьтесь нашим гостям.

Дидактическое упражнение «Назови игрушку»

Ребята, сейчас вы возьмите себе по одной игрушке. Только обязательно назовите, какую игрушку вы взяли.

«Я взяла мягкую рыбку».

Физминутка «Заводные игрушки»

Ребята, что-то мы засиделись. Давайте поиграем, ручки-ножки потренируем.

Посмотрите, в магазине все игрушки на витрине:

(Широко развести руки в стороны)

Заводные зайчики, Куколки и мячики,

(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Пушистые котята, Матрешки, медвежата – Все на полочках сидят,

(Присесть)

С нами поиграть хотят.

(Прыжки)

Вот солдатики стоят,

(И. п.: стойка смирно)

Начинается парад!

Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем мы шагать.

(Маршируют)

Вот бегут машины, Шуршат своими шинами.

(Руки перед грудью «крутят руль». Дробное топанье)

Желтые и красные –все такие разные.

Зайчики играют, лапкой ударяют.

(Легкие прыжки с хлопками в ладоши)

Медвежонок взял гармошку, поиграть решил немножко,

(Имитация игры на гармошке с пружинкой)

Раз, два! Поворот…

(Повороты)

Он танцует и поет.

(Сказать: «ыыыыыыы»)

Эй, скорее посмотри: куклы танцевать пошли,

(Руки слегка отвести в стороны и развернуть ладонями наружу)

Ножки выставляют, в гости приглашают.

(Поочередное выставление ног на пятку)

Всех красивей паровоз:

(Имитация движения паровоза)

Две трубы и сто колес. Ну, а едут в нем игрушки –

(Сказать: «ту-туууууу»)

Куклы, зайчики, петрушки.

Вы знаете, ребята, что бывают игрушки музыкальные. Вот они наши музыкальные игрушки. Давайте немного с ними поиграем…

Мы ведь с вами знаем, как они звучат? А давайте проверим?

Упражнение «Угадай, что звучит».

Посмотрите на барабан. Какой он? А как он звучит? Барабан может звучать не только громко,но и тихо. Давайте я вам покажу. Кто хочет поробовать?

Упражнение «Барабан»

А сейчас вы можете поиграть с игрушками, которые пришли к нам в гости. Эти игрушки будут огорчены, если мы не будем к ним бережно относиться.

Расскажите,пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят.

Молодцы.

«День родждение куклы Кати»

Программное содержание:
- закреплять и расширять знания детей по теме «Игрушки».
- активизировать словарь.
- развивать психические процессы: зрительную память, слуховое внимание, целостное восприятие.
- развивать мелкую моторику рук.

Продолжать учить детей рисовать кисточкой, правильно держать её в руке, проводить горизонтальные линии, пользоваться гуашью и водой.

Вызывать интерес к рисованию.

Создавать радостное настроение.
- воспитывать позитивное отношение к сверстнику: отзывчивость, доброжелательность, радость от общения.

Оборудование и материалы: петрушка, телефон, разрезные картинки игрушек, аналогичные картинки игрушек, атрибут поезда, кукольный уголок, кукла, гуашь, кисти, баночка с водой, шаблоны «коляска», воздушные шарики, угощение.

Ход занятия: Дети заходят в группу, их встречает петрушка.

Петрушка: - Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки! А вы меня узнали?

В театре я смешнее всех
У меня большой успех.

Звонит телефон, клоун его ищет по группе.
Петрушка: Ой, где то мой телефон звонит. Сейчас мы послушаем, кто там говорит…

(Петрушка слушает и говорит: Здравствуйте! Да, детский сад. Хорошо, обязательно придем).

Ребята нас с вами пригласила на день рождения кукла Катя. А что берут с собой на день рождения? (подарки, цветы).
-А как же мы поедем на день рождения без подарка? Я знаю, с какими игрушками любит играть Катя, но вот беда мои картинки рассыпались. Давайте мы их соберём и узнаем, какие игрушки мы подарим Кате.

Дети садятся за стол собирают разрезные картинки. Петрушка читает стихотворение:
Мы с игрушками играем.
Мы игрушки собираем:
Неваляшка, мишка, гномик.
Пирамидка, кубик, домик.
Петрушка Молодцы! Дети что получилось на ваших картинках? Как назвать одним словом, что изображено на картинках? (игрушки).

Пальчиковая гимнастика: Мы пошли на базар

Покупать воздушный шар.

Вот зелёный, как листок,

Синий, будто василёк,

Красный, ярче помидорки,

Жёлтый-цвет лимонной корки.

Время даром не теряй,

Шар воздушный надувай!

Кончики пальчиков левой руки прижаты к кончикам пальчиков правой руки: большой к большому, указательный к указательному и т.д. Дуем на пальчики – «надуваем шар». Не отрыая друг от друга, пальчики медленно раздвигаем – «это шар».

Петрушка: Как же нам добраться до куклы Кати? Она живёт далеко, на чём же мы поедем? Что это за странный звук? (звук поезда) Ой, смотрите что это? Это волшебный поезд стоит!

(В группе сконструирован поезд из стульчиков. Дети садятся на стульчики. Звучит музыка.)

Петрушка: Вот мы и приехали!

(Дети встают со стульчиков, подхолдят к кукольному уголку. За столом сидит кукла Катя).

Петрушка Здравствуй Катя! Мы пришли поздравить тебя с днём рождения.

(Петрушка с детьми дарит кукле подарки-картинки)

Кукла Катя: Спасибо, ребятки! Спасибо Петрушка!

Петрушка: Катя, тебе не понравились наши подарки?

Кукла Катя: Нет, что вы, мне очень они понравились…Только я так мечтала….

Петрушка: О чём ты мечтала? Может мы сможем тебе помочь?

Кукла Катя: Правда? Я так мечтала о коляске …

Петрушка: Ребята, у меня есть волшебные краски, давайте подарим кукле ещё один подарок – нарисуем коляску?

(Дети подходят к столу, на котором приготовлены шаблоны, гуашь, кисти.

Вместе с воспитателем дети разукрашивают коляски).

Петрушка: Катя, посмотри на коляски. Мы дарим их тебе на день рождения!
Кукла Катя: Спасибо милые друзья!
Всех рада видеть очень я,
А ещё прошу в круг встать,
И со мною поплясать!

(Пляска детей и куклы под музыку.)

Кукла Катя: Спасибо друзья, я очень рада, что вы пришли ко мне на день рождения! Я приготовила Вам угощение.
Петрушка: И я для вас приготовил сюрприз! (появляется коробка, в которой, лежат разноцветные шарики).

Приходите на лужок

Программное содержание: Учить детей обследованию предмета, умению видеть его части; передавать форму этих частей. Продолжать учить детей раскатывать из пластилина колбаски, соединять концы,создавая образ колец; прикреплять полученные детали друг к другу в определённой последовательности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; закреплять знания по теме «ИГРУШКИ»; активизировать словарь

Оборудование и материалы: пирамидки, зелёная лужайка, пластилин.

Ход занятия: -Ребята, я хочу с вами поиграть в интересную игру. Давайте сядем на коврик и поиграем?

(Дети вместе с воспитателем садятся на ковер. Воспитатель раскладывает в центре ковра

Зелёный круг из ткани)

Это у нас лужайка, покрытая зеленой травкой.

А это … Правильно, пирамидки. Вы ведь любите играть с пирамидками? А из чего состоят пирамидки? Из палочки и колечек. Колечки мы нанизываем на палочку. Это у нас уже собранные пирамидки. На нашу лужайку будут приходить колечки, чтобы поиграть.

(По примеру взрослого дети разбирают свои пирамидки и выстраивают колечки

На лужайке.)

Так колечки отдыхают.

(Взяв самое маленькое колечко из своей пирамидки, воспитатель кладет его на середину

Приходите, колечки, на лужок, становитесь - ка в кружок!

(На лужайку, образуя круг, «выходят» колечки. Взрослый помогает детям, вместе с ними любуется получившимся узором.)

Пусть колечки попрыгают, покружатся, разбегутся, соберутся, а потом возвратятся домой.

(дети вместе с воспитателем играют с кольцами, в конце собирают пирамидки).

Понравилась вам моя игра? А я хочу вам предложить ещё одно интересное задание – слепить пирамидки…Что нам для этого может потребоваться? Правильно, пластилин. На нашем столе всё готово для этого задания.

(Дети вместе с воспитателем садятся за стол)

Давайте ещё раз вспомним, из чего состоит пирамидка? Правильно, из палочки и колечек. Значит нам нужно слепить палочку и колечки.

(Дети с воспитателем лепят пирамидки.)

«Неваляшки»

Программное содержание: Продолжать учить детей наклеивать готовые формы из самоклеющейся плёнки, ориентироваться в сюжете и на листе; формировать интерес к аппликации; развивать мелкую моторику, внимание, воображение, мышление; закреплять знания по теме «ИГРУШКИ»; активизировать словарь.

Оборудование и материалы:неваляшка, листы, готовые формы из самоклеющейся плёнки, образец.

Ход занятия: (Дети сидят за столом)

Ребята, к нам сегодня пришла гостья, а вот кто вы скажите мне сами, послушав загадку:

Вот упрямая игрушка

Лечь не хочет на подушку.

Положу её в кровать,

А она встаёт опять!

И стоит. Качается,

Спать не собирается.

Только улыбается!

Кто это? (Неваляшка.)

Давайте посмотрим на нее. Из каких частей она состоит? (У неваляшки есть туловище, голова,руки.)

А какой они формы? (Все части имеют круглую форму.)

На что похожи части тела? (Части тела похожи на:предположения детей.)

Что еще бывает круглой формы? (Предположения детей.)

А одинаковые ли по размеру голова и туловище? (Нет.Туловище больше головы.)

А какие по размеру руки? (Руки - маленькие шарики.)

Неваляшка очень бы хотела, чтобы вы ей сделали подружек. А то ей одной скучно и потанцевать не с кем. Ну что сделаем неваляшке подружек? (Дети соглашаются.)

Я приготовила для нас подносы с фигурами. Посмотрим, какие фигуры на них лежат.

(Дети подходят к подносам и отвечают на вопросы воспитателя)

Какой формы все фигуры?

Одного ли цвета круги?

Как вы думаете, что мы из них сделаем для неваляшки?

Покажите самый большой круг?

Покажите самый маленький круг?

Послушайте стихотворение и узнаете, как мы будем делать неваляшку.

Я наклею неваляшку:

Круг большой – её рубашка,

Круг поменьше – голова,

А ещё два – рукава.

(дети вместе с воспитателем делают аппликации)

А теперь сюрприз! Звучит музыка, и воспитатель достаёт настоящую куклу-неваляшку и от её лица читает:

Я так мила, я так кругла,

Я состою лишь из кружков.

Как рада я, что здесь нашла

Себе таких, как вы дружков!

Ребята!Как здорово, мы помогли неваляшке найти новых друзей.Теперь ей будет весело, будет с кем потанцевать. А давайте мы тоже будем веселиться и танцевать.

(дети под музыку» танцуют)

Тема: «Игрушки»

Цель: создавать условия для формирования представление детей об игрушках.

Задачи:

1. Коррекционно-обучающая:

Познакомить детей с материалами, из которых сделаны игрушки. Учить использовать в речи обобщающее понятие « Игрушки».

2.Коррекционно-развивающая:

Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук. Упражнять детей в составлении целого из частей (разрезные картинки).

3.Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: разрезные картинки по теме «Игрушки», сундук, игрушки из различных материалов (кубики, матрёшка, машина, мяч).

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Ребята, давайте послушаем звуки, которые живут у нас в группе. Вы слышите, как звенят колокольчики. Откуда они раздаются (дети находят сундук, из которого раздаётся звук колокольчиков).

Ребята –это сундук не простой, а волшебный он умеет разговаривать но только очень тихо. Давайте послушаем.

Ребята, сундук говорит, что принёс нам игрушки. Но чтобы узнать какие, нужно разгадать загадки.

2. Изучение нового материала.

Его, пинают,

А он не плачет,

Только ещё выше скачет.

(мяч)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке

И всего одна игрушка.

(матрешка)

Эти чудо- кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них - сломаю,

Все с начала начинаю.

(кубики)

Есть кабинка, кузовок,

Есть колёсики и шинки

У игрушечной...

(машина)

Как одним словом назвать все, что лежало в нашем волшебном сундучке?

Известно ли вам где они продаются?

3.Д/И «В какие игры можно играть с игрушками?»

Подобрать действие к предмету:

Мяч – летит, прыгает, скачет, катится, падает; машина- катают, перевозят, едет; кубики- строят, перевозят; матрёшка- собрать всех матрёшек, построить дом для неё;

4.Ребята посмотрите в сундучке ещё одна игрушка. Как она называется? Физминутка «Неваляшка»

Неваляшка, посмотри,

Хоть куда её нагни

Встанет снова прямо,

Так она упряма.

Давайте повторим все движения за неваляшкой.

5. Ребята скажите, наши игрушки из одинаковых материалов сделаны или из разных. (ответы детей)

Д/И «Какой, какая, какое?».

Подобрать признак предмета. Мяч из резины – резиновый, машинка из железа – железная, матрёшка из дерева – деревянная, кубики из пластмассы- пластмассовые.

6. На столе у вас лежат картинки не простые, а разрезные. Если правильно соберёшь то узнаешь какая игрушка спряталась. (Разноуровневые задания картинки из 2-х и 4-х частей).

Обыгрывание картинок.Д/И «Назови ласково».

Ребёнок самостоятельно называет игрушку которую он собрал (хоровое и индивидуальное проговаривание). Заяц – зайчик, машина-машинка, мяч- мячик, матрешка - матрешечка.

7. Пальчиковая гимнастика “Игрушки”.

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

8. Работа в тетради. Теперь откройте тетради там, где лежит закладка. Что изображено на страничке слева? (Мы видим игрушки: куклу и мяч.)

Кукла загадала цвет, в которой вы должны раскрасить её мяч. Чтобы узнать какой цвет загадала кукла, посмотрите на свою закладку. Какого цвета круг таким и должен быть мяч у куклы.

Дети выполняют работу, оказываю им необходимую помощь, организует во время работы диалог, задавая вопросы: “Каким цветом ты раскрашиваешь мяч? Какой мяч у тебя получился?

9. Гимнастика для глаз. «Что изменилось?»

Дети закрывают глаза, воспитатель меняет две игрушки местами или убирает оду игрушку. Дети, открывают глаза и говорят, что изменилось. (Повторить 3-раза)

10. Итог занятия.

Как можно назвать машину, кубики и мяч одним словом?

Из каких материалов могут быть сделаны игрушки?

Что можно делать с игрушками?

Из сундука снова раздаётся звон колокольчиков.

Ребята сундук приготовил вам в подарок вкусные угощения.


Елена Орлова
Конспект занятия в средней группе «Здравствуй, народная игрушка!»

Государственное бюджетное образовательное учреждения города Москвы

средняя общеобразовательная школа №1002 дошкольное отделение №1

Конспект занятия в средней группе

«Здравствуй, народная игрушка!»

воспитатель:

Орлова Елена Павловна.

Конспект занятия «Здравствуй, народная игрушка!»

Программное содержание: Знакомить детей с изделиями народных мастеров – народной игрушкой

Показать разнообразие материала. Подвести детей к пониманию того, что народная игрушка любима каждому, в ней отражено время и память нашего народа.

Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера

своего дела

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.

Используемый материал: игрушки - матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, дымковская, городецкая; иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, фонограмма рус. нар. музыки, карусель.

Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, свистульки.

Ход занятия В. - Дети! Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская.

Дети: Матрёшка.

В. – Правильно, как вы быстро отгадали. Сегодня, к нам в гости пришла Матрёшка.

Она захотела с нами поиграть и послушать

В. – Скажите, пожалуйста, а в какой стране мы живём?

Дети: В России.

В. – Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет. (И. Кадухина)

В – Наша страна самая богатая. У нас много лесов, полезных ископаемых, много

рек, озёр. В далёкие времена наши предки делали всё своими руками: игрушки,

посуду, разные инструменты для работы

А как называли таких людей? (предположения детей)

В – Русские мастера-умельцы передавали свои секреты своим детям, дети – своим

детям и так до нас дошло это народное искусство. Они делают своими руками

необыкновенно красивую посуду и забавные, яркие игрушки, которые очень

нравятся людям разных стран и народов. Они любуются и восхищаются ими.

В. – Матрешка это самая главная игрушка русского народа. Каждый гость, который

приезжает в Россию обязательно выбирает русскую матрёшку. Матрёшка – это

символ России.

– А как вы думаете, из чего она сделана? (Ответы детей)

В. – Чтобы быть хорошим, настоящим мастером надо много трудиться и всё уметь.

Есть много пословиц о труде, может быть кто-то и слышал их:

Труд человека кормит, а лень портит.

Глаза страшатся, а руки делают.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Дело мастера боится.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Делу время, потехе час.

В. – Весь свой товар мастера везли продавать на ярмарку. Кто из вас знает, что

такое ярмарка? (предположение детей)

В. – Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар.

Мастера из разных уголков России везут свой товар на ярмарку. Народ ходит

по рядам, любуется, а товара так много, что глаза разбегаются.

В. – Мы с вами совсем недавно тоже были на ярмарке. Это был праздник Осени -

"Осенины. " Скоморохи приглашали нас на ярмарку. Предлагали купить разный товар

(Звучит русская народная мелодия, слышны голоса скоморохов)

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

В. – Ребята, вы слышите, нас приглашают на ярмарку. На ярмарке всегда весело,

слышатся шутки, прибаутки, загадки разные, народ торгуется с продавцами,

делает разные покупки. Мы свами пройдёмся по рядам и посмотрим товар

мастеров.

(Дети подходят к столу)

В. – Давайте посмотрим, какие еще есть игрушки на ярмарке?

Посмотрите, какие красивые игрушки! (Показывает дымковские игрушки).

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор

Отвести не в силах взор.

В. – Это дымковские игрушки. Здесь и кони, и кавалеры, и барышни, и водоноски.

Из чего сделаны дымковские игрушки? (из глины)

Почему они называются дымковскими? (из села Дымково)

Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия).

Мы с вами тоже были «мастерами» и рисовали дымковские узоры.

Посмотрите, сколько труда вложил мастер в эту игрушку. (Дети рассматривают

игрушки: водоноски, кони, индюк, барыня. олень)

В – Ребята, а на ярмарках есть балаганы, шатры, где показывали кукольные

театры, на площадях, люди играли в разные народные игры, устраивали

состязания, измеряли свою силу, в тирах стреляли из ружья, катались на

каруселях. Давайте и мы поиграем в народную игру «Перетяни канат»

(Дети делятся на две подгруппы. Игра «Перетяни канат»)

В. – Ребята, посмотрите на эти игрушку. Кто догадался, что это такое?

(Воспитатель дует в свистульку) (Ответы детей)

В. – Посмотрите, все свистульки разные, они и звучат по-разному. Их делали

разные мастера. Эта дымковская свистулька – сделана из (глины, а эта

городецкая – (из дерева) Её смастерили мастера из Городца. Дети

рассматривают игрушки, играют.

(Подходят к другому столу)

В. – Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

В. – Проходите да поглядите, какая здесь посуда собрана. Она не простая.

Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы. Здесь и ложки, и солонки,

и черпаки. (Дети рассматривают)

В. – Вот и закончилась наша ярмарка. Что вам запомнилось больше всего? Какие

игрушки были привезены мастерами на ярмарку? (Ответы детей)

Мы с вами узнали о русских мастерах, которые делают игрушки, но есть и

другие мастера, о которых мы узнаем в следующий раз. А матрёшка решила

остаться в нашей группе, чтобы мы с ней играли у нас.

А сейчас мы с вами покатаемся на карусели. Игра «Карусель»

Список литературы

1.«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д.

Маханева, Издательство «Детство - Пресс» 1998г.

2.«Познавательное развитие в старшей группе детского сада. Конспекты

занятий», Волчкова Н В, ТЦ «УЧИТЕЛЬ», Воронеж,2004.

3. Дорофеева А. Наглядно – дидактическое пособие для детей 3 – 7 лет

Конспект занятия по развитию речи на тему «Игрушки» в средней группе

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе

Тема: Игрушки.

Описание работы: Данный материал будет полезен в первую очередь воспитателям,а так же родителям, студентам. Развитие речи - является наиболее социально значимой для дошкольника.

Цель: отработка умения образовывать прилагательные; соотносить существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; Расширение и систематизация словарного запаса; Словарь: резиновый, железный, стеклянный, картонный, пластмассовый; Воспитывать бережное, доброжелательное отношение к игрушкам; приучать ребят убирать за собой игрушки на место. Оборудование : картинки с изображением игрушек; чудесный мешочек с игрушками; кукла Машенька; игрушки: зайчик, юла, кораблик, змей, фонарь, Мишка с бантиком (для красоты).

Ход Непосредственной образовательной деятельности

1. Организационный момент (задание детям). Осколочные картинки – составить из частей картинку и назвать ее. - Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Об игрушках. Все игрушки сделаны из разных материалов. И вот сегодня мы будем говорить, из чего сделаны игрушки и какие они. 2. Изучение нового материала. Игра: Чудесный мешочек. Дети на ощупь достают игрушки и называют их; затем определяют материал из которого сделаны. - Что ты достал? – мячик. - Из чего он сделан? – из резины. - Значит мячик какой? – резиновый мячик. Вопросами уточняются ответы: резиновый мячик; стеклянный шарик; деревянный кубик; железный солдатик; пластмассовый совочек; картонная рыбка. Важно следить, что бы дети давали полные ответы. Игра: Поможем кукле Машеньке. Появляется грустная кукла Машенька - Почему Машенька такая невеселая, такая грустная? Все ее игрушки убежали, потому что она не знает, из чего они сделаны. Поможем Машеньке. Надо найти игрушки и назвать из чего они сделаны и какие они. Дети находят игрушки в игровом уголке и возвращаются к воспитателю. Надо назвать игрушку и сказать, какая она. (У меня меховой заяц; железная юла; синий корабль; красивый Мишка; большой змей). - Машенька, ты запомнила? Назови сама, из чего сделаны игрушки? - Дети, правильно ответила Машенька? - А почему не правильно? - Она не назвала материал, не сказала из чего сделаны игрушки. - Давайте еще раз вспомним, какие игрушки у Машеньки и из чего они сделаны. Дети отвечают, используя относительные прилагательные. 3. Физкультминутка. - Ребята, вас всех завели ключом, вы заводные куклы (дети ходят, изображая заводных кукол). А теперь вы зайчики (дети прыгают, подражая зайчикам). А теперь вы медведи (подражание). А теперь лисички (подражание). А теперь все мячики большие и маленькие; мальчики большие, а девочки маленькие мячики; и они прыгают по разному большие – высоко, маленькие – пониже (затем поменялись: девочки стали большими мячиками, а мальчики – маленькими). 4. Закрепление материала. Игра: Магазин игрушек. Дети рассматривают игрушки на полочке. Игровые действия: дети выходят и покупают понравившуюся игрушку. Условие: покупать только игрушки, сделанные из одного материала. Вначале покупают деревянные игрушки. Надо назвать ее, сказать какая она, из чего сделана игрушка. - Я купил(а) деревянную ложку. Я купил(а) деревянную матрешку. Я купил(а) деревянную лошадку. Я купил(а) деревянный кубик. - Деревянные игрушки все кончились, все распроданы. А теперь продаются резиновые игрушки. Затем в продажу поступают пластмассовые игрушки. Затем железные. Воспитатель просит детей помочь, навести порядок в магазине и расставить игрушки на полки, дети расставляют игрушки, классифицируя их. - Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо вели себя в магазине игрушек, осторожно играли с ними, аккуратно расставляли игрушки по полочкам. Рефлексия: Дети вам понравился магазин игрушек? С какими игрушками было интереснее всего играть? 5. Итог. Заключительная беседа. - Ребята, какие игрушки и из каких материалов вы ещё знаете? Да, ребята вы сегодня узнали много интересного про игрушки, весело и дружно играли с разными игрушками. Педагог хвалит детей за внимательность, за полные ответы