Все о тюнинге авто

Усадьба фон мекк в селе хрусловка. Сергей рубцов - странствующий туляк

УСАДЬБА С. П. ФОН ДЕРВИЗА В КИРИЦАХ moscowhite wrote in April 22nd, 2009

Друзья! Я принял решение в случае с усадьбами расширить, если можно так выразиться, географические рамки Москвы. Во-первых, псевдоготические памятники почти никогда не несли характерных черт архитектуры той местности, где они строились. Во-вторых, многие архитекторы, строившие эти усадьбы, внесли огромный вклад в московскую архитектуру. Ф. О. Шехтель - безусловно, из их числа. С него-то я и начну наше путешествие по "Готической России".

Фон Дервизы появились в России очень давно. Их предки – дворяне, рязанские помещики из обрусевшей немецкой семьи, которая переехала в Россию из Гамбурга в далеком XVIII столетии. В Германии они носили фамилию Визе – так, например, Генрих-Дитрих Визе когда-то был старшим бургомистром Гамбурга. Приставка «Фон Дер» появилась позднее, уже в России, во времена российского императора Петра III, который присвоил дворянское звание главе этого семейства Иоганну-Адольфу Визе за его «прилежные труды» в Юстиц-коллегии.

Известный российский предприниматель Павел Григорьевич Фон Дервиз родился, как и его предки, на юге Рязанской губернии – в городе Лебедяни, в семье директора Гатчинского сиротского института. Сначала он пошел по привычной стезе государственной службы, как и его родитель, но в 1857 году Павел Григорьевич оставляет интендантство и начинает новое для себя дело – строительство железных дорог. В 1859 году он получил от правительства лицензию на строительство железной дороги от Москвы до Рязани, став председателем правления Общества Московско-Рязанской железной дороги. Позднее, в 1866 году Фон Дервизом была построена Рязанско-Козловская ветка, которая за счет большого грузооборота начала приносить хорошую прибыль. Павел Григорьевич стал одним из богатейших людей России – он владел недвижимостью в Москве и Петербурге, во Франции и Швейцарии, имениями в Рязанской губернии, пароходами на Волге.

Павел Григорьевич Фон Дервиз.

Но в личной жизни удача его оставила – его детей поразила тогда еще малоизученная, практически неизлечимая и потому страшная болезнь – костный туберкулез. Он пытался спасти их, бросил все, увез детей во Францию, на Лазурный берег, построил там, в Ницце, свою знаменитую виллу Вальрозе. Сделал все возможное и невозможное, чтобы вылечить своих детей. Не забыл при этом и местных ребятишек – открыл в Ницце школу, которой впоследствии было присвоено его имя. Когда его сын Владимир скончался, Павел Григорьевич пожертвовал 400 тысяч рублей на строительство детской больницы в Москве. Сооруженная по проекту архитектора Р. А. Гедике при участии петербургского педиатра К. А. Раухфуса, она была открыта в Сокольниках в 1879 году. Великолепно оснащенная и спланированная, больница эта стала новым словом в медицине (сейчас она известна как Русаковская). Но в 1881 году, не в силах вынести кончину любимой дочери Вари, Павел Григорьевич Фон Дервиз умер от сердечного приступа.

Его старший сын, Сергей Павлович, выпускник Московской консерватории, продолжил дело отца: строил железную дорогу от Москвы до Рязани, вместе с бароном Фон Мекк сооружал пути от Петербурга до Москвы. Часть огромного наследства он потратил на строительство усадьбы в селе Кирицы в Ярославской губернии. Новый хозяин имения замостил кирпичом дорогу, ведущую к станции Проня, и в 1887 году поручил молодому, тогда еще мало известному архитектору Шехтелю перестроить барский дом. К тому моменту Федор Осипович еще не построил ни знаменитого дома Рябушинского, ни Ярославского вокзала, ни особняка Морозова. По сути дела, и стиля модерн как такового еще не существовало, но Шехтель, как человек невероятно талантливый, в своей без сомнения выдающейся работе переосмыслил каноны европейской средневековой архитектуры, и на основе псевдоготики создал удивительный, легкий и воздушный романтический стиль, который позднее стали называть «стилем Шехтеля».

Центральную часть двухэтажного здания украсил портик, увенчанный декоративными башенками со шпилями. Изящно выглядел угловой особняк, его балкончик поддерживали крылья могучего орла. С центральной частью особняк соединила стеклянная галерея, соседствующая с крепостной башней с зубцами. Дом поставлен фасадом к оврагу, к которому сбегают две монументальные лестницы и пандусы. Расходясь в стороны, лестницы снова сходятся и вливаются в широкую террасу с верхним гротом. Отсюда уже общая широкая лестница спускается в партер, замыкаемый нижним гротом, сложенным из диких камней. Ниже грота шли пруды, а за прудами раскинулся фруктовый сад. Перед гротом, у начала сбегающих вниз лестниц, когда-то на высоких пьедесталах находились мощные бронзовые кентавры. Через глубокий овраг пролег каменный «мост любви», украшенный светильниками. Пройдя тенистые аллеи, гости Спасского уездного предводителя дворянства Сергея Павловича Фон Дервиза попадали к «Красным воротам» - двум стрельчатым башням, связанным арочным мостиком.

Но вскоре выяснилось, что Сергей Павлович не унаследовал от отца главное – его коммерческий талант. Дела у него шли все хуже и хуже, вышло даже так, что в конце 80-х годов XIX века его имущество находилось под опекой. Для того чтобы смыть это постыдное пятно с репутации фамилии Фон Дервиз, хлопотали такие фигуры, как Константин Победоносцев и Сергей Витте. Но Сергей Павлович все равно оставил фамильное дело. После смерти матери он продал свою недвижимость и перебрался с дочерью и женой в Париж, где и окончил свои дни. В 1908 году владельцем усадьбы Кирицы становится князь Горчаков, который, однако, ни разу там не появился, доверив хозяйство своим управляющим. После революции в дворянском поместье размещались сельскохозяйственное училище им. Карла Либкнехта, затем техникум, позднее - дом отдыха. С 1938 года в бывшем дворце барона Фон Дервиза открыли санаторий для детей, больных костно-суставным туберкулезом. Это весьма нетипично для беспамятного советского времени, но таким образом свершилась подлинная историческая преемственность. Не так давно в усадьбе началась реставрация, и обветшавшему за десятилетия советской власти дворцу постепенно возвращается первозданный величественный вид.

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: 4044415

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: 4044415

Но мало кто знает, что и в черте Рязани вполне себе сохранилась четвёртая по счёту барская усадьба предприимчивого семейства. В в Рязани, в той его части, где обосновались частные домики и в равной степени рассредоточились как славяне, так и цыгане высится дом с колоннами. И подступить к этому строению можно через карьерную лестницу органов государственной власти либо через забор. Причина в том, что бывшей усадьбе (в отличие от многих) повезло: здание на Коняева, 52 отреставрировано, территория благоустроена и служит на пользу в качестве гостиницы правительства Рязанщины, и потому пребывает под неугомонной охраной.

Барский дом, который скрывается сегодня за ивами и клёнами в каскаде прудов — бывшее имение Михаила Григорьевича фон Дервиза, родного брата Павла Григорьевича, того самого, что в 1863 году рискнул вложиться в прокладку железной дороги от Москвы до Рязани.

История села тесно связана с местным храмом: значится в окладных книгах за 1676 год. В числе же владельцев села значились и стольник Лаврентий Полонский, и штатский советник Андрей Кропотов, и барин Андрей Петрович Боде, и уездный предводитель дворянства Пронского уезда Рязанской губернии, коллежский советник Михаил Григорьевич фон Дервиз.

Старший брат Михаила - Павел Григорьевич - отличился за свою жизнь безусловной гиперактивностью. На всю Россию он прославил себя строительством железной дороги от Москвы до Рязани, от Рязани в Козловском направлении, за что получил прозвище русского Монте-Кристо. - это уже приобретение сына Монте-Кристо Сергея Павловича фон Дервиза, которому приглянулось сие местечко, служившее в течение 112 лет зеркальной фабрикой, которая пришла в конечном итоге в полное запустение. В наследство - как детям, так и многочисленным братьям - он оставил раскрученный бизнес. Своё намерение построить в он (по причине переезда из-за болезни детей) делегировал как раз брату Михаилу, но по-настоящему оно расцвело при его сыне Павле Павловиче фон Дервизе. Он же занялся и развитием коневодства - приобрёл , которой, к слову, единственной из четырёх менее всех повезло в вопросе сохранности (зато удалось возродить).

Усадьбу в Дягилево Михаил Григорьевич купил в 1881 году. Каменный дом он перестроил по своему усмотрению, создав по тогдашним меркам некое подобие дворца. Поселился в окружении прудов, завёл большую семью. По воспоминаниям его племянника, художника Владимира Димитриевича фон Дервиза, Михаил Григорьевич имел характер мягкий и добрый. К тому же хорошо играл на скрипке, любил общество, особливо молодёжь. В гостях у него постоянно бывали актёры, писатели, учёные. Они устраивали пикники, домашние спектакли и музыкальные вечера, на которых выступал брат хозяина Николай фон Дервиз - известный оперный певец и исполнитель романсов, а также дочь Михаила Григорьевича от первого брака Елена. Вообще отец очень любил и баловал своих многочисленных детей. Прекрасно вёл Михаил Григорьевич и хозяйство: изобретал и улучшал, много строил, увеличивал надои коров, экспериментировал с удобрениями, публикуя об этом брошюры.

По наследству имение в Дягилево перешло к Нине Михайловне фон Дервиз, 1880 года рождения, дочери Михаила Григорьевича и его второй жены Зиновии Густавовны. Нина Михайловна впоследствии вышла замуж за двоюродного брата, родного племянника своего отца, Павла Павловича фон Дервиза, владельца имений в Старожилово и Сохе, от которого родила дочь. Бракосочетания не самых прямых родственников в те глухие дворянские времена считались нормой. Впрочем, через год Нина Михайловна рассталась с мужем-кузеном, и с 1912 года они официально числились в разводе. После этого она поселилась с дочерью Тосей и сестрой Еленой в своём имении в Дягилево.

С приходом советской власти всё имущество Нины Михайловны фон Дервиз было национализировано. Её саму 25 августа 1919 года арестовали вместе с братьями и отправили в Москву в Покровский лагерь. 25 октября 1919 года перевели в Новоспасский лагерь. Летом 1920 года после неоднократных просьб о её помиловании Нина Михайловна фон Дервиз была освобождена и вернулась в Дягилево к своей дочери и сестре Елене, но уже на выделенную крестьянской общиной землю. Спустя какое-то время Нина Михайловна с Тосей переехала к своей родной сестре Вере в Ленинград в коммунальную квартиру, где все вместе они пережили блокаду.

Усадьбу фон Дервизов в Дягилево, естественно, разграбили. Ну а бывший барский дом в советские годы отдали под школу №30, пока для оной не построили новую. Позже в усадьбе устроили гостиницу обкома КПСС, которую, как говорили, любила посещать хозяйка города Надежда Чумакова. В общем, за свои годы дом повидал немало лиц, и пока фортуна ему улыбается - здание всё ещё полезно для людей, хоть и не самых простых.

Усадьба-сказка, усадьба-мечта. Наверное, такими эпитетами наградили бы поместье в селе Хрусловка современные поэты, если бы только могли увидеть её былое великолепие. Необычный дом, принадлежавший необычным людям. Усадьбой владели железнодорожные короли - семейство фон Мекк.

Усадебный комплекс в Хрусловке сложно найти без точных координат. От любопытных глаз его надежно скрывает парк, который уже давно превратился в лес. Опытные путешественники рекомендуют обратиться за помощью к онлайн картам — на них усадьба отмечена, иначе у вас есть все шансы заблудиться. Что же стало с усадьбой за последние 100 лет? Кто был самым известным владельцем владельцем Хрусловки? Кем была знаменитая благотворительница и бизнес-леди из рода фон Мекк и как она повлияла на творчество Петра Ильича Чайковского? Какова история их предпринимательского успеха? Какая комната особняке фон Мекк вызывала восторг у всех гостей? Чем славились интерьеры усадьбы? Что стало с Хрусловкой и ее владельцами после революции и что представляет собой это старинное поместье в наши дни?

Как вам усадьба? Вы когда-нибудь были в Хрусловке?

2. Вид на главный дом.

Первое, что вы увидите, оказавшись на территории комплекса — дворец фон Мекков. Это здание в псевдо-готическом стиле. Оно было построено подрядчиком из соседнего города Венева Борисом Жулдыбиным. Проектом дома занимался архитектор Сергей Александрович Эскарев. Выпускник Московского училища, неклассный художник, как и владельцы усадьбы, имел непосредственное отношение к железным дорогам. Он служил в управлении Государственных железных дорог. Даже жил он вместе со своим братом Николаем, начальником телеграфа, в здании вокзала Московско-Казанской железной дороги.

3. А вот так дом выглядел несколько десятилетий назад. 1959 год.

Господский дом поистине был необыкновенным. Всего о дворце было 24 комнаты. Каждая их которых имела свой собственный неповторимый облик. Сегодня историкам доподлинно известно, что в доме были дубовый и ореховый залы, зал в китайском стиле — его стены были обиты тканями с восточными узорами и рисунками. Были залы под ясень, с мебелью их орехового дерева или карельской березы. Две комнаты были покрашены под золото и серебро. Но самой оригинальной была «зеркальная» комната. Зашедший сюда человек отражался во всех поверхностях — стенах, потолке, полу.

5.

6. 1980-1985 гг.


8. Проект усадьбы, арх. С.А. Экарев.

Кстати, Карл фон Мекк, увы, не родился с серебряной ложкой во рту. До богатства и успеха в его жизни были разные периоды. Иногда приходилось очень тяжело. Фон Мекк происходил из старинного немецкого остезийского дворянского рода. Его отец был чиновником таможенного округа. Мужчина умер от холеры, оставив жену и пятерых детей без копейки в кармане. Получив образование, молодой фон Мекк начал строить военную карьеру. На небольшое жалование он содержал свою семью, жену и детей, чье количество с каждым годом росло. Но однажды военный решился оставить службу и заняться предпринимательством. Об этом Карла Фёдоровича долго просила его супруга Надежда Филаретовна. В своих мемуарах она признается, что их семья оказалась в бедственном положении. Но все трудности того стоили.

9. К сожалению, собственник не заботился об усадьбе должным образом.

Фон Мекк стал участником Общества Саратовской железной дороги, главной целью которого было строительство железнодорожной магистрали между Москвой и Саратовом. Увы, общество обанкротилось. Но ему на смену было учреждено новое — Москово-Рязанской железной дороги, занимавшееся строительством дороги от Коломны до Рязани. Эта магистраль принесла главному подрядчику фон Мекку миллионное состояние. В 1876 году Карла Фёдоровича не стало. Все финансовые дела перешли к его вдове. Впрочем, Надежда Филаретовна отлично управлялась и с дорогами, и с банками, и с заводами, и с имениями, которые достались ей от мужа.


11. Интерьеры.

12. Потрепанный мавзолей на стенах.

Надежду фон Мекк знают не только как вдову железнодорожного короля, но и как мецената и большого ценителя искусства. Её отец — помещик Филарет Фраловский страстно любил игру на виолончели. Любовь к музыке он привил и своей дочери. Надежда много часов проводила за роялем

13. Советские росписи.

15. Надежда Филаретовна фон Мекк.

Овдовев и получив многомиллионное состояние, Надежда Филаретовна начала оказывать финансовую поддержку талантливым композиторам. В том числе и молодому таланту — Петру Ильичу Чайковскому. На тот момент он был загружен работой в консерватории и зарабатыванием денег поэтому, по мнению вдовы фон Мекк, уделял катастрофически мало времени созданию собственных произведений. Проникнувшись ситуацией композитора, Надежда Филаретовна заказала у него ноты. Так, завязалась переписка двух людей, которым не суждено было встретиться.

17.

Их переписка продолжалась 13 лет: их духовную связь невозможно отрицать. Надежда Филаретовна помогла композитору решить его финансовые проблемы: она назначила ему жалование — 6000 рублей в год. По тем временам это было серьезная сумма, которая позволила Чайковскому уйти из консерватории и заняться творчеством. Великий композитор посвятил Надежде Филаретовне свою 4-ю симфонию. Вдова фон Мекк умерла в 1894 году от туберкулёза. В последние годы жизни она не могла поддерживать своего друга, т. к. её собственные дела в то время резко пошли на убыль. Сегодня их роман в письмах может прочитать любой — переписка регулярно переиздается

19.

Кстати, именно в этих письмах можно найти упоминания усадьбы в Хруслово. Надежда Филаретовна рассказала Петру Ивановичу о земле в Венёвском уезде, которую она подарила своему сыну Максимилиану — одному из 11 своих детей. В конце 80-х годов 19 века Наследник известной фамилии отстроил этот дом «под себя». По его заказу были созданы те самые 24 зала, удивлявшие гостей своим разнообразием. Однако он недолго прожил в своем дворце — в 1895 году он женился и уехал из поместья. Молодой мужчина работал в ведомстве иностранных дел. После революции в России уехал заграницу и больше не возвращался на родину.

21.

В начале нулевых прошлого столетия фон Мекки продали усадьбу местным помещикам Толмачевым. К большому счастью, интерьеры дворца удалось спасти от разграбления и уничтожения. Имущество было передано в Музей дворянского быта в Москве, где частично пошло с молотка.

23.

А вот самой усадьбе пришлось несладко. Во дворце расположилось «Государственное хозяйство». На территории рядом с бывшим господским домом выращивали свеклу и разводили скот. В 1923 году дворец трансформировался в детский дом, который проработал здесь вплоть до 1984 года. Здание передали московскому предприятию для организации пансионата, но он так и не был открыт.

25.

Сегодня усадьба находится в очень печальном состоянии: бывший дворец полуразрушен, а парковая территория захламлена строительным и бытовым мусором. Дело в том, что до последнего времени у бывшего дворянского гнезда был владелец. Всё, что о нём известно, это всего лишь слухи. Он не общался с прессой, а все свои дела вёл через представителей. Пока объект культурного наследия находился в его собственности, реставрационные работы на нём не проводились, год за годом здание ветшало и разрушалось. Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия потребовало изъять усадьбу у собственника. Суд удовлетворил исковое заявление и в конце мая этого года здание было изъято. Теперь оно ждёт нового владельца, который захочет инвестировать средства в её восстановление.


27.

Кстати, проект реставрации усадьбы уже разработан. Он создан в качестве дипломной работы по специальности «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия». Автор проекта создал 3D-макет усадьбы, а также предложил пошаговый план по её восстановлению. Прежде всего, стоит начать с работ по санации памятника: расчистке дома, территории, вырубки кустарников и вывоза мусора.


29.

Проект предполагает усиление фундаментов, устройство гидроизоляции, укрепление и восстановление утраченной кладки стен, восстановление цоколя, отмостки и перекрытий. Далее детально описываются все необходимые работы и требования, которые должны предъявляться к строительным материалам.

31.

Если у поместья появится хозяйственный и заботливый владелец, у нас есть все шансы через несколько лет наблюдать чудо-дворец во всей его красе.

Экскурсии по усадьбам на сайте

На расположенном между речкой Кирицей и рекой Проней высоком плато, покрытом громадным лесопарком, раскинулась усадьба барона фон-Дервиза. Когда-то здесь была зеркальная фабрика, но в 1885 году фабрику, просуществовавшую 112 лет и пришедшую в упадок и прилегающие земли купил барон Сергей Павлович фон Дервиз, сын известного строителя Московско-Казанской железной дороги Павла Григорьевича фон Дервиза, (его называли «Русским Монте-Кристо»).


1898. Портрет барона Сергея Павловича фон Дервиз. Портрет работы К.Маковского, 1898 (из Википедии)

Сергей Павлович распорядился корпуса фабрики снести, а кирпичом вымостить дорогу, ведущую через парк к железнодорожной станции «Проня». Красный цвет дороги позапрошлого века теперь превратился в темно-красно-бурый цвет.

Дворцово-парковый ансамбль сложился за 1892 - 1907 годы. На месте фабричных корпусов был разбит верхний сад, барский дом перестроен по проекту тогда ещё начинающего архитектора Ф.О. Шехтеля. Роскошный замок-дворец напоминал виллу эпохи Возрождения, во внешнем облике которой присутствовали черты различных стилей - псевдоготического, мавританского, классицизма, барокко, модерна.


Общий вид усадьбы. Конец XIX века. Фотография из семейного альбома С. П. фон Дервиза (Рязанский краеведческий музей)

Кроме дворца в усадьбу входили домовая церковь, конный двор, въездные ворота, висячие парковые мосты через овраги, гроты, беседки, розарий, целая система прудов, огромный парк… Полного описания усадьбы не удалось найти ни в дореволюционной, ни в советской литературе. Однако, используя имеющиеся источники, можно представить, как выглядели Кирицы в конце XIX - начале XX века при С. П. фон Дервизе.


Схема из книги: Чижков А.Б., Графова Е.А. Рязанские усадьбы, 2013 г.
1. Главный дом. 2. Хозяйственный флигель. 3. Конюшня с каретным сараем. 4. Конный завод. 5. Постройка при конном заводе. 6. Место оранжереи. 7. Место теплицы. 8. Место парника. 9. Хозяйственные постройки и дома служащих в усадьбе. 10. Колодец. 11. Беседка. 12. Комлпекс парковых сооружений (лестницы, пандус, подпорные стенки, бассйен с фонтаном, верхний грот). 13. Нижний грот. 14. Бассейны. 15. Въезд на территорию. 16. Ограда усадьбы. 17. Арочный мост. 18. Место подвесного чугунного моста. 19. Хозяйственный двор. 20. Нижний парк (пейзажный). 21. Верхний парк (регулярный). 22. Липовые аллеи. 23. Аллея из голубых елей. 24. Сосновая аллея.

Архитектурный ансамбль усадьбы Кирицы стал первой крупной самостоятельной работой известного впоследствии зодчего стиля модерн Ф. О. Шехтеля. Он возвел дворец, или, как его еще называют, «театральный дом» на основе старого двухэтажного здания. Немногочисленные материалы из архива Ф. О. Шехтеля позволяют считать годом окончания первого этапа строительства 1889-й, а годом завершения - 1898-й1.

Усадебный дом выдержан в ренессансно-барочном стиле с применением деталей ложной готики и расположен на верхней террасе пологого склона. На первом этапе Ф. О. Шехтель украсил фасад крупным фронтоном, образованным двумя готическими декоративными башенками.

Здание соединили крытым переходом с флигелем, внутри которого была церковь. Флигель по фасаду декорировали ризолитом в псевдовосточном стиле, зубчатым парапетом и двумя угловыми башенками. Между переходом и домом поставили двухэтажную башню.



Башня со стороны двора

Для равновесия пристроили с востока крыло с башней, увенчанной четырьмя угловыми декоративными башенками и высоким шатром. Облик здания стал откровенно эклектичным.

Аркада фронтона опиралась на колонны с пышными капителями.


Восточное крыло обработали рустом, что имитировало готический замок.

На втором этапе строительства зодчий пристроил с востока еще один корпус Г-образной формы.

Центральную часть здания нарастили двухэтажным объемом аналогично восточному крылу. Северо-западная башня смотрела узкими проемами второго этажа и круглыми окнами третьего этажа.

Открытый каменный балкон флигеля покоился на двух колоннах, а противоположный полукруглый балкон поддерживался чугунным орлом с раскинутыми крыльями.

Тогда же к парадному входу пристроили балкон на четырех колоннах, повторяющий рисунок фасада.

Дворовый же фасад был прост, скромен и практически лишен убранства. В доме неоднократно проводились перепланировки, фотографии интерьеров сохранились только в фамильном альбоме Сергея Павловича, хранящемся в Рязанском краеведческом музее.


После волнений 1905 - 1907 годов Сергей Павлович продает имение и уезжает в Италию. Его владельцем до 1917 года становится князь К.А. Горчаков. 1905 год в Кирицах не прошел спокойно: если дело не дошло до погрома имения, то повреждения были значительные, и после этого фон Дервиз предоставил помещение в своем имении для станового пристава со сторожами, имея в виду охрану своего имения.


Общий вид усадьбы. Конец XIX в

В 1918 году в стенах Кирицкого замка открывается сельскохозяйственное училище, реорганизованное в 1922 году в техникум с лесным и лугово-мелиоративным отделениями. Техникум просуществовал до 1934г., сделав 15 выпусков специалистов сельского хозяйства.


В 1934 все строения и земли усадьбы Фон Дервиза передаются Наркомздраву. Во дворце открывается сначала дом отдыха, а потом - санаторий для детей, больных внелегочными формами туберкулеза. Мистическое совпадение - от этого страшного недуга умерли младший сын и дочка Павла Григорьевича Фон Дервиза...

В 1941г. санаторий эвакуировали на Алтай в Белокуриху. В 1944г. санаторий вернулся. После Великой Отечественной войны начались капитальные достройки и перестройки. Были перестроены манеж и конюшня. На левой стороне вырос 4 корпус для взрослых больных - санаторий «Лесной». Одноэтажный корпус, ныне здание 2 отделения, а в бывшее здание конторы, переделано в 2-х этажное здание с красивым портиком, арками и балконами. Пристроены веранды с пандусами, выполненные в стиле русской классики. Был разбит прекрасный цветник - розарий.

Среди деревьев парка построены павильоны для летнего размещения детей. В 1964г. детский санаторий «Кирицы» и взрослый «Лесной» объединились. В настоящее время в санатории лечатся около 500 человек.


В 1980-х годах в Кирицах были проведены ремонтно-восстановительные работы, но за 90-е годы состояние дома ухудшилось. В третьем квартале 2003 года Владимир Путин выделил из резервного фонда президента России более 56 млн рублей на ремонт и реставрацию памятников истории и культуры, в т.ч. на Усадьбу фон Дервиза /здание конюшни/ в селе Кирицы Спасского района Рязанской области.

Усадьба в Кирицах, небольшом селе в Рязанской области, является памятником архитектуры конца XIX — начала XX века. Проект дворцово-паркового комплекса был принадлежит известному архитектору Федору Шехтелю.

Роскошная усадьба с беседками, арочными мостами и садом — бывшее имение барона Сергея Павловича фон Дервиза, скупившего земли и фабрики в Кирицах в 1892 году.

Вскоре после окончания строительства поместья барон продал его. После революции усадьба была национализирована. В ней разместилось сельскохозяйственное училище, затем помещение отдали под дом отдыха. Сейчас в усадебном комплексе работает детский туберкулезный санаторий.

С Кирицким дворцом связано несколько легенд. Например, можно услышать, что его называют «Замком Золушки»: некоторые регионоведы считают, что балкончик усадьбы засветился в одной из сцен знаменитого советского фильма с Яниной Жеймо в главной роли. В другой легенде фигурирует арочный мост: с ним связана трагическая история гибели местной девушки.

Как добраться до усадьбы в Кирицах

Село находится в 60 км от Рязани, в 250 км от Москвы. Подходящий общественный транспорт из Рязани — автобусы, следующие до Сапожка, Шилово, поселка Лесной (расписание — по ссылке). Из Москвы можно за 6 часов добраться на автобусах в сторону Моршанска, Саранска, Сапожка.

Доехать до села на автомобиле получится по трассе М5, ориентироваться нужно на указатель «Санаторий „Кирицы“». Рядом есть парковка для автомобилей. Координаты для навигатора: 54.292415, 40.359132.

Попасть на территорию усадьбы невозможно.