Все о тюнинге авто

Сапсай алексей николаевич транснефть. Транснефть

Сегодня в отношении руководства «Транснефти» действует система круговой поруки, известная как «Manus manum lavat» (лат. — Рука руку моет) – отмечается в докладе.

В распоряжение редакции оказалась часть доклада, составленного рядом авторитетных экспертов, адресованного Президенту России Владимиру Путину, и посвященного деятельности руководства компании «Транснефть», где эксперты подробно разбирают «серые» схемы, в которые сегодня втянута государственная компания, а также сенсационные подробности личного обогащения руководства госкомпании.

Доклад состоит из 15 томов, каждый том содержит описание схем, которые позволяют выводить из компании активы, осуществлять мошеннические действия, направленные на хищение денежных средств российских нефтяных компаний. Редакция получила возможность ознакомиться с деталями одного из расследований, связанными с получением коррупционной ренты при перевалке нефти через порты «Транснефти» по завышенным тарифам. Данное расследование озаглавлено как: «Manus manum lavat» (лат. — Рука руку моет).

По данным экспертов, президент «Транснефти» Токарев совместно с предпринимателем Зиявудином Магомедовым, а также вице-президентом «Транснефти» Алексеем Сапсаем организовали схему, в основе которой — завышенные тарифы по наливу и перекачке нефтепродуктов магистральными нефтепроводами «Транснефти». Схема изобилует фирмами – прокладками, а также фамилиями исполнителей, посредством которых непосредственно осуществляется хищение средств российских нефтяников, среди них: ООО «Транснефть-Терминал» (А.В. Зеленко), АО «Транснефть-Терминал» (М.М. Мельник), ООО «Транснефть-Сервис» и АО «Транснефть-Сервис» (С.Г. Киреев). Данные компании являются единственными посредниками для перевалки нефтепродуктов через порты «Транснефти», и именно с этими компаниями заключают договора АО «Черноморсктранснефть» и АО «Морской портовый сервис».

Главным исполнителем этой схемы эксперты считают вице-президента «Траснефти» Алексея Сапсая, ранее возглавлявшего в «Транснефти» ЦУП «ВСТО», который занимался строительством трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Проект и деятельность ЦУП «ВСТО» были аудированы Счетной палатой, которая выявила, что стоимость работ по проекту «ВСТО» была необоснованно завышена, торги по выбору подрядчиков проводились с нарушениями, незаконно уничтожалась документация, а некоторые акты были сфальсифицированы подрядчиками. В результате, объем нецелевых расходов госмонополии в ходе строительства трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан составил около $4 млрд. Неудивительно, что куратором темы по завышению тарифов по наливу и перекачке нефтепродуктов стал именно Алексей Сапсай, отмечают эксперты.

Сегодня вышеперечисленные компании самостоятельно устанавливают тарифы, значительно превышающие ставки ФАС. В результате, нефтекомпании, желающие перекачать свою нефть через порты монополиста, переплачивают в пользу адресатов, зарегистрированных в оффшорах. Объем незаконного бизнеса эксперты оценивают в десятки миллиардов рублей. Например, только по одному из эпизодов оффшорные компании Токарева, Магомедова и Сапсая заработали 500 млн рублей. Мы обратились с запросами в пресс-службу ФАС и в приемную главы ведомства Игоря Артемьева с просьбой прокомментировать данную ситуацию, но оба запроса остались без ответа.

Не больших результатов добилось и МВД России. Изначально, ГУЭБиПК МВД России направило ряд запросов в «Транснефть» с намерением проверить информацию о схемах, в которые была втянута госкомпания. Однако, по словам сотрудника ГУЭБиПК МВД России, пожелавшего остаться анонимным, от руководителя антикоррупционного ведомства Андрея Курносенко поступило неформальное распоряжение прекратить проверку. Возможно, что нежелание Курносенко довести расследование до суда было мотивировано тем, что в числе личных покровителей Николая Токарева — бывший министр внутренних дел РФ – ныне вице-президент по безопасности «Транснефти» Владимир Рушайло, которого глава МВД РФ Владимир Колокольцев попросту называет «папой». В результате, дело сегодня лежит мертвым грузом в 8 отделе Управления «Т» ГУЭБиПК МВД России.

Объективному рассмотрению материалов также препятствуют мощные ресурсы охранных агентств, подконтрольных Зиявудину Магомедову, состоящих из бывших сотрудников ЦРУБОП МВД России, которые имеют возможности незаконного прослушивания, скрытого наблюдения и силовой поддержки. Идет активное давление и вмешательство в процесс объективного рассмотрения материалов, с целью не привлечения виновных лиц к ответственности. В результате многие свидетели отказываются давать показания, опасаясь за свою жизнь и здоровье.

В докладе отмечается, что, скорее всего, такое резкое противодействие вызвано тем, что данные компании замешаны не только в схеме по завышению тарифов, но и являются частью масштабной системы «теневого рынка» нефти, при котором умышленно завышаются объемы транспортируемой нефти вопреки квотам Минэнерго. Как известно, Минэнерго распределяет среди компаний объемы по направлениям, пропорционально поданным заявкам, причем графики прокачки на ближнее и дальнее зарубежье формируются отдельно. В итоге компании порой получают направления экспорта, которыми не могут воспользоваться. Соответственно, существует и обратный процесс – когда Минэнерго компаниям дает меньше квот на вывоз нефти за рубеж, чем им нужно. И в том, и в другом случаях без компаний-прокладок «Транснефти» не обойтись. Так же известно, что нефтедобывающие комплексы зачастую добывают и перерабатывают гораздо больше нефти и нефтепродуктов, чем по официальной отчетности. Затем эта неучтенная нефть закачивается в трубы «Транснефти» и поставляется за рубеж. В этом случае, эта нефть перегоняется нелегально, и, разумеется, никто никаких налогов с этого не платит.

Именно коррупция при распределении квот на поставки нефти стала поводом для скандала, из-за которого в еще 2013 году в отставку ушел заместитель министра энергетики Павел Федоров . С его отставкой скандал удалось замять. И вот теперь, появилась новая цепочка, которая и привела к компаниям руководства «Транснефти», деятельность которых описана в докладе.

Сегодня в отношении руководства «Транснефти» действует система круговой поруки, известная как «Manus manum lavat» (лат. — Рука руку моет) – отмечается в докладе. Отсутствие желания у ФАС заняться проверкой завышенных тарифов, спуск на тормозах дела в ГУЭБиПК МВД России свидетельствуют о том, что спрут «Транснефти» распространил свое влияние на контролеров, регуляторов и правоохранителей. Эксперты отмечают, что «непрозрачность и отсутствие реальной ответственности менеджмента за результаты деятельности уже давно стало больше, чем проблемой, — по словам завлабораторией рыночной экономики экономического факультета МГУ Андрей Колганов — это вопрос политической воли со стороны руководства наладить нормальную систему управления и контроля».

Игорь Канайкин

У генерала ФСБ Токарева большая семья. Его сват – отставной подполковник ФСО Юрий Болотов (на фото) , компаньон генерала Александра Коржакова по «Ассоциации ветеранов и сотрудников Службы Безопасности Президента». Ранее бизнес Болотова-старшего был связан с компанией «Информэнерго», действовавшей при РАО «ЕЭС». У подполковника есть дочь Ольга Болотова и сын Андрей Болотов – муж дочери «Транснефти» Майи Болотовой (Токаревой) и друг Станислава Чемезова , отпрыска Сергея Чемезова – главы «Ростехнологий», офицера внешней разведки КГБ.

Список активов Болотова-младшего будет рассмотрен в рамках одной из следующих статей. Пока стоит сказать, что имущество этого бизнесмена пополнялось за счет вверенных Николаю Токареву бюджетов, а потому значительная часть бизнеса записана на Майю Болотову.

Дочь главы «Транснефти» является учредителем ООО «ФармЭКО». Актуальные партнеры Болотой по компании – кипрский оффшор «Блэквуд Интернешнл Холдингз Лимитед» и ООО «ПТФ «Балтик», ранее доли в ООО принадлежали Михаилу Воеводину , Сергею Докучаеву и Михаилу Бабию.

Михаил Воеводин (на фото) по решению Сергея Чемезова назначен директором «ВСМПО-АВИСМА» – крупнейшего в мире производителя титана, собственником которого стали «Ростехнологии». ООО «ПТФ «Балтик» по ЕГРЮЛ было связана со структурами Чемезова-старшего. При директоре Воеводине корпорация «ВСМПО-АВИСМА» по завышенной цене купила у «ПТФ «Балтик» горнопромышленный комплекс, имеющий лицензию на освоение титанового месторождения в Тамбовской области.

Майе Болотовой через ООО «ФармЭКО» принадлежит ООО «Ирвин 2» – крупнейший фармацевтический концерн, который участниками рынка считается близким к «Ростехнологиям». Для очистки рынка от конкурентов «Ирвин-2» было применено возбуждение уголовных дел . Чемезов и Токарев, используя связи с ФСБ и одним из вице-премьеров, шантажировали министра здравоохранения Татьяну Голикову. Путем этого шантажа им удалось заставить ранее сопротивлявшееся министерство отдать ООО «Ирвин-2» госконтракты в общей сложности на 8 млрд. 767 млн. рублей .

Механизм коррупционного бизнеса Майи Болотовой можно проследить по конкурсу на покупку инсулина. Как установила Федеральная антимонопольная служба, конкурент «Ирвин-2» в лице компании «Р-фарм» Алексея Репика в действительности отказался от борьбы – снижение цены составило 1%. Всего через семь дней после победы на торгах «Ирвин-2» заключило с «Р-фарм» договор на поставку того же лекарства, выступив в роли коррупционной «прокладки» между заказчиком и настоящим поставщиком. В итоге ООО «ФармЭКО» Майи Болотовой стало одним из тех дистрибуторов лекарств, сговор которых, по мнению Федеральной антимонопольной службы, нанес государству ущерб в 3 млрд. рублей .

Холдинг «Ирвин-2» зарегистрирован в Подмосковье, будучи тесно связан с личными коммерческими интересами губернатора Бориса Громова . В Волоколамском районе Московской области концерном дочери руководителя «Транснефти» должен быть запущен проект «Фармполис» – финансируемый из бюджета фармацевтический кластер, который ведут «Ростехнологии» и минпромнауки области. Проектом управляет компания «Медфармтехнология». В числе ее учредителей все тот же Станислав Чемезов, компаньон убитого Шабтая Калмановича Игорь Рудинский, экс-руководитель Росздравнадзора Николай Юргель , Виктор Алешичев, Ирина Рысь и Сергей Докучаев – партнер Майи Болотовой по ООО «ФармЭКО».

В будущих выпусках этого исследования ИА «Руспрес» рассмотрит совместный бизнес семей Токаревых-Болотовых, Чемезовых и Артяковых (клан губернатора Самарской области), деловые биографии особо активных Болотовых-Токаревых и схему масштабных хищений из бюджета «Транснефти».


"Транснефть" пилит бензин


«Транснефть» не раз жаловалась, что из-за хищений нефти из своей трубы ежегодно теряет порядка 0,01% от общего объема прокачки. Сумму ущерба монополия оценивает в десятки миллионов долларов. А вот потери от махинаций с нефтепродуктами компания никогда не раскрывала. В распоряжении «Ведомостей» оказались результаты внутреннего аудита специализированной «дочки» монополии - «Транснефтепродукта» [РУСПРЕС: президент корпорации "ТНП" - Владимир Шиманович (на фото); совет директоров - Анатолий Демин, Сергей Хардыкин, Любовь Карманова, Игорь Кацал, Светлана Суворова, Алексей Сапсай; правление - Владимир Назаров, Александр Поспелов, Виктор Чуриков, Александр Златников, Анатолий Аверкин] . Подлинность документов подтвердили три источника, близких к «Транснефти». Практически полное отсутствие системы учета и контроля за движением топлива позволяет с легкостью украсть из трубы сотни тонн нефтепродуктов, следует из документов.

Трудности аудита


Проверка ТНП прошла в 2010 г. Заказа «сверху» на аудит не было, говорит один из источников «Ведомостей», с инициативой выступила сама ревизорская служба монополии. Проверить надлежало девять «дочек»: «Мостранснефтепродукт», «Балттранснефтепродукт» (включая его «дочку» «Балттранссервис»), «Уралтранснефтепродукт», «Средне-Волжский транснефтепродукт», «Петербургтранснефтепродукт», «Сибтранснефтепродукт», «Рязаньтранснефтепродукт» и «Юго-Запад транснефтепродукт».

В сентябре 2010 г. результаты аудита были представлены президенту «Транснефти» Николаю Токареву: в общей сложности ревизоры выявили нарушений на 4,4 млрд руб., говорят источники. По первым пяти компаниям общая сумма нарушений составила 3,5 млрд руб., следует из имеющихся у «Ведомостей» документов.

Цифра нерелевантна, говорит один из источников: получить доступ ко всем документам аудиторам не удалось, поэтому проверку нельзя считать полной. Например, на «Петербургтранснефтепродукте» все документы о движении топлива были уничтожены незадолго до проверки в связи с «ненадобностью». Именно эта формулировка значилась в едином акте об уничтожении бумаг, предъявленном аудиторам представителями компании, говорит источник. «А на “Уралтранснефтепродукте” требовать документы было не с кого - генеральный директор подал заявление об увольнении в день приезда комиссии», - рассказывает он. Оценить объем «выпавших» нарушений ни один из собеседников «Ведомостей» не смог.

Как украсть миллиард


Из выявленных нарушений самые крупные приходятся на операции с нефтепродуктами (более 1 млрд руб.). Основа большинства махинаций - формирование неучтенных излишков топлива, говорят источники. Сделать это нетрудно: на всех предприятиях ТНП практически отсутствует автоматизированная система контроля и учета за движением нефтепродуктов. «Если нет точных данных, сколько топлива поступило в систему и сколько ушло, то выявить, сколько украли, невозможно», - поясняет один из собеседников «Ведомостей».

В большинстве случаев измерения делаются по старинке, рассказывает он: на резервуар забирается сотрудник ТНП, опускает внутрь рулетку и на глаз определяет, на сколько сантиметров заполнена емкость. А потом, исходя из нормативных показателей плотности и температур, вычисляет, сколько топлива в резервуаре. «Погрешность таких расчетов колоссальная! Ведь каждый миллиметр - это около 5000 т нефтепродукта!» - сетует собеседник «Ведомостей».

Основываясь на таких топорных расчетах, работники предприятия часто занижают данные об остатках топлива в системе, а вымышленные недостачи списывают на негерметичность задвижек, рассказывает источник. Так было, например, на «Уралтранснефтепродукте», где за 2009 г. было списано 5458 т нефтепродуктов на сумму 4,7 млн руб., следует из документов. При проверке «Балттранснефтепродукта» аудиторы выявили 9950 т недостачи на сумму 165,2 млн руб. По словам сотрудников, излишки скрывались по прямому указанию руководства ТНП, пишут аудиторы. Представитель ТНП это не комментирует.

Еще одна схема - завышение фактической плотности нефтепродукта, что позволяет недоливать топливо получателям. Аудиторы выявили, что таким образом «Мостранснефтепродукт» только в III квартале 2009 г. и I квартале 2010 г. недопоставил ТЗК «Шереметьево» 231,6 т авиакеросина, следует из отчета.

Современные системы учета на предприятиях есть, говорит собеседник «Ведомостей», но часто они игнорируются. Например, при проверке Средне-Волжского ТНП выяснилось, что оборудование стоимостью 85,9 млн руб. предприятием не используется, а учет ведется на основании данных поставщика - НПЗ «ТАИФ-НК» (владелец - «Татнефть»). При сопоставлении данных обнаружилось, что только за год (с июня 2009 г. по июнь 2010 г.) с НПЗ было перекачано 8900 т неучтенного топлива на сумму 134,4 млн руб., говорится в отчете аудиторов. Это 7,5% от всего объема нефтепродуктов, находящихся в системе Средне-Волжского ТНП на момент проверки, отмечают ревизоры. Правда, инвентаризации, проводимые самой «дочкой», никаких излишков топлива в трубе не зафиксировали. «Слить неучтенное топливо несложно, - говорит один из источников “Ведомостей”. - На ГПС “Альметьевск” есть не оборудованный средствами учета отвод и 12 технологических разрывов на отводах к нефтебазам».

Засекреченные нарушения


Токарев потребовал провести служебные расследования, наказать виновных, возместить ущерб и даже направить материалы в МВД для возбуждения уголовных дел, следует из резолюций на документах. «Нужно привести ОАО в адекватное состояние, - писал Токарев президенту ТНП Владимиру Шимановичу. - Не сделаете это сами - будем делать мы».

Проконтролировать устранение нарушений должны были ревизоры «Транснефти». Но работа шла со скрипом, говорит один из источников «Ведомостей». «Пример одного из нарушений - около 0,5 млн руб. было передано за услуги организации, гендиректор которой числился в местном дурдоме. Налицо схема с фирмой-однодневкой. Отчет ТНП: данное нарушение устранению не подлежит», - рассказывает он. А через месяц все документы о проверке были изъяты и засекречены службой безопасности «Транснефти», а ревизорская служба упразднена. Причины произошедшего представитель «Транснефти» не комментирует, но отмечает, что работа по устранению нарушений в ТНП ведется.

Нарушения на стройке


Второй крупнейший блок нарушений – строительные подряды (789,7 млн руб.). Способов заработать здесь много, говорит один из собеседников «Ведомостей: завышаются сметы, стоимость и объем выполненных работ.

О реализации проекта Куюмба – Тайшет в интервью вице-президента компании «Транснефть» Алексея Сапсая

Алексей Сапсай, вице-президент компании «Транснефть» Фото: пресс-служба

Каковы этапы проекта Куюмба - Тайшет и сроки их реализации?

Алексей Сапсай: Хотелось бы в целом сказать, что собой представляет проект Куюмба - Тайшет. Мы реализуем данный проект на основании распоряжения Правительства Российской Федерации. Он позволит обеспечить прием в систему магистральных нефтепроводов нефти с новых месторождений Красноярского края. Имеется в виду Куюмбинское месторождение, разрабатываемое «Роснефтью» и «Газпром нефтью», и Юрубчено-Тохомское месторождение, разрабатываемое «Роснефтью». Исходя из максимального суммарного объема сдаваемой нефти нефтепровод обеспечит производительность до 15 млн тонн нефти в год.

Реализация проекта разделена на два этапа. На первом этапе ведется строительство линейной части, протяженностью около 700 км, и двух нефтеперекачивающих станций - это головная НПС № 1 и НПС № 2. Мы планируем завершить строительство и ввести в эксплуатацию линейную часть и две нефтеперекачивающие станции в 2016 году.

Второй этап предусматривает строительство еще двух НПС - «третьей» и «четвертой», с вводом в эксплуатацию в 2018-2020 годах.

С какими трудностями сталкивается компания при реализации проекта? Каковы особенности проектирования?

Алексей Сапсай: Данный проект характеризуется достаточно сложной инфраструктурой. Если до поселка Богучан в Красноярском крае есть железная и автомобильная дороги, то дальше, от поселка до головной нефтеперекачивающей станции - это порядка 350 км, - дороги нет вообще, кроме зимника. Это, соответственно, накладывает отпечаток на логистическую схему доставки грузов, технических ресурсов, горюче-смазочных материалов и организацию работ в зависимости от сезона.

Для того чтобы обеспечить соблюдение сроков реализации проекта, были разработаны логистические схемы по доставке грузов как до поселка Богучан, так и далее - на линейную часть нефтепровода, непосредственно для прокладки трубы и строительства нефтеперекачивающих станций.

Также запланировано строительство вдольтрассового проезда. На сегодняшний день построено уже порядка 50 процентов. Так, от поселка Богучан до НПС № 2 можно проехать на автомобильном транспорте.

Какие объекты магистрального нефтепровода Куюмба - Тайшет уже сооружены и что предстоит построить в ближайшее время?

Алексей Сапсай: На сегодняшний день сварено в нитку 170 км трубопровода, построены подводные переходы через реки Ангару, Чуну и Бирюсу. В ближайшее время мы планируем приступить непосредственно к строительству нефтеперекачивающих станций. Речь идет о головной нефтеперекачивающей станции и НПС № 2. Мы приступим к так называемому нулевому циклу - к устройству фундамента, а дальше, в соответствии с технологическим процессом, будем продолжать эту работу и готовиться к наступлению осенне-зимнего периода. Грузы, которые не могут быть завезены в летний период, доставим по зимнику.

Социальные объекты возводятся в рамках этого проекта?

Алексей Сапсай: Они возводятся в рамках этого проекта, и не только. Мы также строим объекты социальной сферы и в рамках строительства нефтепровода Заполярье - Пурпе. Что касается нефтепровода Куюмба - Тайшет, здесь планируется строительство жилого фонда для сотрудников эксплуатирующей организации «Востокнефтепровод». Мы построим три жилых 24-квартирных дома в поселке Ангарский и два жилых 16-квартирных дома в поселке Октябрьский. Это позволит обеспечить жильем и необходимыми бытовыми условиями людей, задействованных при эксплуатации нефтепровода.

Что касается социального аспекта проекта Заполярье - Пурпе, в городе Новый Уренгой будет построен жилой дом, в поселке Коротчаево - два жилых дома, детский сад на 240 мест, спортивно-оздоровительный комплекс, ну и также ряд других социально значимых объектов. Строительство всех этих объектов ведется на основании заключенного соглашения о взаимодействии с администрацией региона.

Другой немаловажный момент - в дальнейшем эксплуатация нефтепровода Куюмба - Тайшет, позволит нам создать дополнительно порядка 1100-1400 рабочих мест. На период эксплуатации нефтепровода Заполярье - Пурпе речь идет примерно об аналогичных цифрах- 1100-1400 дополнительных рабочих мест будет создано, при этом бóльшая часть сотрудников - местное население.

Я так понимаю, условия работы жесткие, температуры иногда падают ниже шестидесяти. Что все-таки заставляет людей работать в таких условиях?

Алексей Сапсай: Да, действительно, условия работы жесткие. Что заставляет работать? Оплата труда - на сегодняшний день она достойная. Люди едут, чтобы заработать денег, что немаловажно. Однако не все меряется деньгами, есть энтузиасты, которые едут за романтикой, едут, чтобы что-то доказать самому себе, убедиться в своих возможностях.

Люди ведь начинают с нуля, когда стоит лес и ничего больше. И вот спустя год или два мы вводим действующий объект - красавицу НПС в сине-белых цветах «Транснефти», и она работает, обеспеченная светом, теплом и всеми бытовыми условиями. Люди сами себе доказывают, что да, они это сделали, смогли. Действительно, погодные условия таковы, что люди выдерживают, но не выдерживает техника. Есть ряд случаев, когда ломаются и ковши экскаваторов, и бульдозеры, и стрелы строительные, но люди работают, все ремонтируют и продолжают идти дальше к намеченной цели.

У генерала ФСБ Токарева большая семья. Его сват – отставной подполковник ФСО Юрий Болотов (на фото) , компаньон генерала Александра Коржакова по «Ассоциации ветеранов и сотрудников Службы Безопасности Президента». Ранее бизнес Болотова-старшего был связан с компанией «Информэнерго», действовавшей при РАО «ЕЭС». У подполковника есть дочь Ольга Болотова и сын Андрей Болотов – муж дочери «Транснефти» Майи Болотовой (Токаревой) и друг Станислава Чемезова , отпрыска Сергея Чемезова – главы «Ростехнологий», офицера внешней разведки КГБ.

Список активов Болотова-младшего будет рассмотрен в рамках одной из следующих статей. Пока стоит сказать, что имущество этого бизнесмена пополнялось за счет вверенных Николаю Токареву бюджетов, а потому значительная часть бизнеса записана на Майю Болотову.

Дочь главы «Транснефти» является учредителем ООО «ФармЭКО». Актуальные партнеры Болотой по компании – кипрский оффшор «Блэквуд Интернешнл Холдингз Лимитед» и ООО «ПТФ «Балтик», ранее доли в ООО принадлежали Михаилу Воеводину , Сергею Докучаеву и Михаилу Бабию.

Михаил Воеводин (на фото) по решению Сергея Чемезова назначен директором «ВСМПО-АВИСМА» – крупнейшего в мире производителя титана, собственником которого стали «Ростехнологии». ООО «ПТФ «Балтик» по ЕГРЮЛ было связана со структурами Чемезова-старшего. При директоре Воеводине корпорация «ВСМПО-АВИСМА» по завышенной цене купила у «ПТФ «Балтик» горнопромышленный комплекс, имеющий лицензию на освоение титанового месторождения в Тамбовской области.

Майе Болотовой через ООО «ФармЭКО» принадлежит ООО «Ирвин 2» – крупнейший фармацевтический концерн, который участниками рынка считается близким к «Ростехнологиям». Для очистки рынка от конкурентов «Ирвин-2» было применено возбуждение уголовных дел . Чемезов и Токарев, используя связи с ФСБ и одним из вице-премьеров, шантажировали министра здравоохранения Татьяну Голикову. Путем этого шантажа им удалось заставить ранее сопротивлявшееся министерство отдать ООО «Ирвин-2» госконтракты в общей сложности на 8 млрд. 767 млн. рублей .

Механизм коррупционного бизнеса Майи Болотовой можно проследить по конкурсу на покупку инсулина. Как установила Федеральная антимонопольная служба, конкурент «Ирвин-2» в лице компании «Р-фарм» Алексея Репика в действительности отказался от борьбы – снижение цены составило 1%. Всего через семь дней после победы на торгах «Ирвин-2» заключило с «Р-фарм» договор на поставку того же лекарства, выступив в роли коррупционной «прокладки» между заказчиком и настоящим поставщиком. В итоге ООО «ФармЭКО» Майи Болотовой стало одним из тех дистрибуторов лекарств, сговор которых, по мнению Федеральной антимонопольной службы, нанес государству ущерб в 3 млрд. рублей .

Холдинг «Ирвин-2» зарегистрирован в Подмосковье, будучи тесно связан с личными коммерческими интересами губернатора Бориса Громова . В Волоколамском районе Московской области концерном дочери руководителя «Транснефти» должен быть запущен проект «Фармполис» – финансируемый из бюджета фармацевтический кластер, который ведут «Ростехнологии» и минпромнауки области. Проектом управляет компания «Медфармтехнология». В числе ее учредителей все тот же Станислав Чемезов, компаньон убитого Шабтая Калмановича Игорь Рудинский, экс-руководитель Росздравнадзора Николай Юргель , Виктор Алешичев, Ирина Рысь и Сергей Докучаев – партнер Майи Болотовой по ООО «ФармЭКО».

В будущих выпусках этого исследования ИА «Руспрес» рассмотрит совместный бизнес семей Токаревых-Болотовых, Чемезовых и Артяковых (клан губернатора Самарской области), деловые биографии особо активных Болотовых-Токаревых и схему масштабных хищений из бюджета «Транснефти».


"Транснефть" пилит бензин


«Транснефть» не раз жаловалась, что из-за хищений нефти из своей трубы ежегодно теряет порядка 0,01% от общего объема прокачки. Сумму ущерба монополия оценивает в десятки миллионов долларов. А вот потери от махинаций с нефтепродуктами компания никогда не раскрывала. В распоряжении «Ведомостей» оказались результаты внутреннего аудита специализированной «дочки» монополии - «Транснефтепродукта» [РУСПРЕС: президент корпорации "ТНП" - Владимир Шиманович (на фото); совет директоров - Анатолий Демин, Сергей Хардыкин, Любовь Карманова, Игорь Кацал, Светлана Суворова, Алексей Сапсай; правление - Владимир Назаров, Александр Поспелов, Виктор Чуриков, Александр Златников, Анатолий Аверкин] . Подлинность документов подтвердили три источника, близких к «Транснефти». Практически полное отсутствие системы учета и контроля за движением топлива позволяет с легкостью украсть из трубы сотни тонн нефтепродуктов, следует из документов.

Трудности аудита


Проверка ТНП прошла в 2010 г. Заказа «сверху» на аудит не было, говорит один из источников «Ведомостей», с инициативой выступила сама ревизорская служба монополии. Проверить надлежало девять «дочек»: «Мостранснефтепродукт», «Балттранснефтепродукт» (включая его «дочку» «Балттранссервис»), «Уралтранснефтепродукт», «Средне-Волжский транснефтепродукт», «Петербургтранснефтепродукт», «Сибтранснефтепродукт», «Рязаньтранснефтепродукт» и «Юго-Запад транснефтепродукт».

В сентябре 2010 г. результаты аудита были представлены президенту «Транснефти» Николаю Токареву: в общей сложности ревизоры выявили нарушений на 4,4 млрд руб., говорят источники. По первым пяти компаниям общая сумма нарушений составила 3,5 млрд руб., следует из имеющихся у «Ведомостей» документов.

Цифра нерелевантна, говорит один из источников: получить доступ ко всем документам аудиторам не удалось, поэтому проверку нельзя считать полной. Например, на «Петербургтранснефтепродукте» все документы о движении топлива были уничтожены незадолго до проверки в связи с «ненадобностью». Именно эта формулировка значилась в едином акте об уничтожении бумаг, предъявленном аудиторам представителями компании, говорит источник. «А на “Уралтранснефтепродукте” требовать документы было не с кого - генеральный директор подал заявление об увольнении в день приезда комиссии», - рассказывает он. Оценить объем «выпавших» нарушений ни один из собеседников «Ведомостей» не смог.

Как украсть миллиард


Из выявленных нарушений самые крупные приходятся на операции с нефтепродуктами (более 1 млрд руб.). Основа большинства махинаций - формирование неучтенных излишков топлива, говорят источники. Сделать это нетрудно: на всех предприятиях ТНП практически отсутствует автоматизированная система контроля и учета за движением нефтепродуктов. «Если нет точных данных, сколько топлива поступило в систему и сколько ушло, то выявить, сколько украли, невозможно», - поясняет один из собеседников «Ведомостей».

В большинстве случаев измерения делаются по старинке, рассказывает он: на резервуар забирается сотрудник ТНП, опускает внутрь рулетку и на глаз определяет, на сколько сантиметров заполнена емкость. А потом, исходя из нормативных показателей плотности и температур, вычисляет, сколько топлива в резервуаре. «Погрешность таких расчетов колоссальная! Ведь каждый миллиметр - это около 5000 т нефтепродукта!» - сетует собеседник «Ведомостей».

Основываясь на таких топорных расчетах, работники предприятия часто занижают данные об остатках топлива в системе, а вымышленные недостачи списывают на негерметичность задвижек, рассказывает источник. Так было, например, на «Уралтранснефтепродукте», где за 2009 г. было списано 5458 т нефтепродуктов на сумму 4,7 млн руб., следует из документов. При проверке «Балттранснефтепродукта» аудиторы выявили 9950 т недостачи на сумму 165,2 млн руб. По словам сотрудников, излишки скрывались по прямому указанию руководства ТНП, пишут аудиторы. Представитель ТНП это не комментирует.

Еще одна схема - завышение фактической плотности нефтепродукта, что позволяет недоливать топливо получателям. Аудиторы выявили, что таким образом «Мостранснефтепродукт» только в III квартале 2009 г. и I квартале 2010 г. недопоставил ТЗК «Шереметьево» 231,6 т авиакеросина, следует из отчета.

Современные системы учета на предприятиях есть, говорит собеседник «Ведомостей», но часто они игнорируются. Например, при проверке Средне-Волжского ТНП выяснилось, что оборудование стоимостью 85,9 млн руб. предприятием не используется, а учет ведется на основании данных поставщика - НПЗ «ТАИФ-НК» (владелец - «Татнефть»). При сопоставлении данных обнаружилось, что только за год (с июня 2009 г. по июнь 2010 г.) с НПЗ было перекачано 8900 т неучтенного топлива на сумму 134,4 млн руб., говорится в отчете аудиторов. Это 7,5% от всего объема нефтепродуктов, находящихся в системе Средне-Волжского ТНП на момент проверки, отмечают ревизоры. Правда, инвентаризации, проводимые самой «дочкой», никаких излишков топлива в трубе не зафиксировали. «Слить неучтенное топливо несложно, - говорит один из источников “Ведомостей”. - На ГПС “Альметьевск” есть не оборудованный средствами учета отвод и 12 технологических разрывов на отводах к нефтебазам».

Засекреченные нарушения


Токарев потребовал провести служебные расследования, наказать виновных, возместить ущерб и даже направить материалы в МВД для возбуждения уголовных дел, следует из резолюций на документах. «Нужно привести ОАО в адекватное состояние, - писал Токарев президенту ТНП Владимиру Шимановичу. - Не сделаете это сами - будем делать мы».

Проконтролировать устранение нарушений должны были ревизоры «Транснефти». Но работа шла со скрипом, говорит один из источников «Ведомостей». «Пример одного из нарушений - около 0,5 млн руб. было передано за услуги организации, гендиректор которой числился в местном дурдоме. Налицо схема с фирмой-однодневкой. Отчет ТНП: данное нарушение устранению не подлежит», - рассказывает он. А через месяц все документы о проверке были изъяты и засекречены службой безопасности «Транснефти», а ревизорская служба упразднена. Причины произошедшего представитель «Транснефти» не комментирует, но отмечает, что работа по устранению нарушений в ТНП ведется.

Нарушения на стройке


Второй крупнейший блок нарушений – строительные подряды (789,7 млн руб.). Способов заработать здесь много, говорит один из собеседников «Ведомостей: завышаются сметы, стоимость и объем выполненных работ.