Все о тюнинге авто

Приход святителя николая в риме. Описание Церкви св

Если Вы едете в Рим, Вы наверняка готовитесь к встрече с древней историей и с прекрасным искусством. Ведь в Риме перед изумленными путешественниками оживает история становления всей европейской цивилизации. Причем многочисленные архитектурные, скульптурные и художественные шедевры совсем не обязательно «прячутся» в или дворцах. Произведения искусства и можно найти почти в любой части города, практически в любом его переулке! А особыми «хранителями» культурных и исторических сокровищ Вечного города являются соборы и церкви Рима. В них можно найти все – и богатейшую историю, и выразительную архитектуру, и уникальные живописные полотна и скульптурные шедевры, и, конечно, бесценные христианские реликвии. Предлагаем вместе с нами заглянуть в наиболее известные и интересные базилики и церкви Рима и узнать, какие богатства они хранят.

Главные соборы Рима

Католическая церковь выделяет среди множества римских церквей несколько наиболее значимых. Это так называемые «папские базилики» (Basilica Papale), которые имеют особый статус в католическом мире и подчиняются непосредственно Папе Римскому. Официально они являются частью Ватикана, где бы ни располагались территориально. Давайте «заглянем» в некоторые из них – наиболее известные и интересные для туристов.

Собор святого Петра (Basilica di San Pietro)

Собор святого Петра в Ватикане – крупнейший христианский собор в Риме и один из крупнейших во всём мире. Но славен он не только своими грандиозными размерами. Архитектурная гармония и роскошь убранства храма поражают воображение. И это неудивительно, ведь над строительством и украшением собора работали такие мастера как Микеланджело (автор знаменитого купола собора), Бернини (создатель удивительной колоннады на площади), Рафаэль, Браманте и множество других выдающихся архитекторов, скульпторов и живописцев.

Собор святого Петра – это сердце Ватикана. А сердцем самого собора является гробница святого апостола Петра. Именно над ней расположен главный алтарь базилики, именно из-за нее и ради нее еще в IV веке на этом месте был выстроен храм. Кроме того, в соборе святого Петра хранится множество других реликвий и, конечно, уникальных произведений искусства.

Собор святого Петра настолько велик, что по преданию, в нем как-то «потерялось» целое войско солдат – говорят, опоздавший на службу командир их просто не заметил. Что же говорить о туристах, которым так непросто разобраться во всем многообразии интересных артефактов собора! Для того, чтобы не «потеряться» в культурном и историческом богатстве этого храма, изучайте его с нашим аудиогидом! Мы создали увлекательную аудиоэкскурсию « », чтобы собор святого Петра раскрылся для Вас, приоткрыл некоторые свои тайны, истории и легенды. Скачайте путеводитель Travelry с аудиогидом, чтобы не пропустить самые яркие шедевры и самые важные реликвии собора святого Петра.

Режим работы собора святого Петра: с 1 октября по 31 марта – 7.00-18.30 (закрыта 1 и 6 января); с 1 апреля по 30 сентября – 7.00-19.00.

Читайте также:

Базилика Сан Джованни ин Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano)

Базилика Сан Джованни ин Латерано, или Латеранская базилика святого Иоанна – один из первых христианских храмов Вечного города. Этот величественный собор был заложен ещё в IV веке, при императоре Константине Великом. Также его называют «архибазиликой», то есть главной базиликой. Да-да, именно этот собор Рима по своему официальному статусу является главным в католическом мире, даже более важным, чем собор святого Петра в Ватикане! Ведь именно здесь, в Латерано, когда-то находилась резиденция римских пап. И вплоть до 1870 года в этом кафедральном соборе происходило возведение в папский сан.

Интерьер этой грандиозной базилики впечатляет своим величием и торжественностью. Внимательный путешественник найдет в нем много интересного, особенно если с ним . Мозаичный пол, прекрасные статуи апостолов, мозаика XIII века за центральным алтарем, орган XVI века, великолепные реликварии…. В храме хранятся важные святыни – главы святых апостолов Петра и Павла, а также часть стола, за которым Христос с апостолами вкушали Трапезу на Тайной вечере.

Адрес: Piazza di S. Giovanni in Laterano, 4
Режим работы: 7.00 – 18.30 (без обеда).

Узнайте о Латеранской базилике много интересных фактов и историй с аудиоэкскурсией « », которая доступна в нашем путеводителе по Риму для iPhone.

Базилика Санта Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore)

Существует красивое предание о строительстве базилики Санта Мария Маджоре. В этом фрагменте нашей идет речь как раз о нем:

Построенная еще в IV веке, Санта Мария Маджоре – не только одна из древнейших, но и четвертая по величине церковь Рима. Однако, несмотря на свое величие, собор хранит в себе очень трогательные реликвии. Среди них – фрагменты деревянных яслей, в которых, по преданию, лежал младенец Иисус. Другой святыней храма является древний чудотворный образ Богородицы. Считается, что он написан еще святым евангелистом Лукой. Икону называют «Спасение римского народа», что связано с одним из многочисленных чудес – спасением Рима от эпидемии чумы, которое произошло в VI веке по молитвам к Богородице.

Особого внимания в соборе заслуживают старинные мозаики V века, роскошное оформление боковых капелл (особенно капеллы Боргезе), старинный мозаичный пол, величественный кессонный потолок XV века и много других удивительных и прекрасных деталей, из которых складывается величественный облик храма.

Над собором возвышается 75-метровая колокольня в романском стиле, которая считается самой высокой в Риме.

Адрес: Piazza di S. Maria Maggiore, 42
Режим работы: 7.00 – 18.45 (без обеда).

Если Вы собираетесь посетить церковь Санта Мария Маджоре и путешествуете по Риму с iPhone, рекомендуем скачать аудиоэкскурсию « », в которой этому собору посвящен подробный и интересный рассказ.

Базилика св. Павла «За стенами» (San Paolo fuori le mura)

Одна из главных папских базилик Рима. Базилика основана еще при императоре Константине в IV веке на месте упокоения святого апостола Павла. Именно эта важнейшая христианская реликвия по сей день привлекает сюда множество паломников. Во внутреннем дворике храма (созданном еще в XIII веке) хранится и множество других святынь. А роскошный интерьер базилики впечатляет обилием прекрасных произведений искусства.

Адрес : Piazzale di San Paolo, 1
Режим работы: 7.00-18.30.

Секреты древности: старинные фрески, византийские мозаики и античные артефакты

Церковь Санта Мария ин Трастевере (Basilica di Santa Maria in Trastevere)

Одна из старейших римских церквей, построена еще в III веке, еще до официального принятия христианства! Эта церковь считается первым официальным христианским храмом Рима. Свой барочный фасад базилика приобрела уже в начале XVII века. Однако, несмотря на ряд перестроек, в церкви хорошо сохранились элементы средневекового убранства. В частности, прекрасные мозаики XII века, украшающие фасад церкви, а также фрески Пьетро Каваллини внутри.

Адрес: Piazza di Santa Maria in Trastevere
Режим работы: 7.30 – 21.00, в августе 8.00-12.00 и 16.00-21.00.

Церковь Сан Клементе (Basilica di San Clemente )

Церковь Сан-Клементе также является одной из древнейших в Риме. Осматривая эту церковь, можно изучать различные эпохи, погружаясь вглубь веков. Дело в том, что под основным зданием XI-XII века (которое само по себе заслуживает внимания) сохранилась более древняя церковь, построенная еще в 385 году. А еще ниже, под раннехристианской базиликой, можно увидеть кусочек античности! На самом нижнем уровне сохранились руины языческого храма, датируемого III веком, и руины античного города I века – то, что осталось после великого пожара 64 года, приписываемого Нерону. Там же до сих течет подземная река – часть древнеримского акведука.

Чтобы спустить на нижние уровни, необходимо приобрести билет.
Адрес: Via Labicana, 95
Режим работы: будние дни 9.00-12.30 и 15.00-18.00; воскресные и праздничные дни 12.00 – 18.00.

Церковь святой Пуденцианы (Chiesa di S anta Pudenziana al Viminale)

Среди старейших церквей Рима также выделяется церковь святой Пуденцианы. Она построена на месте, где когда-то стоял дом римского сенатора Пуда, отца святой Пуденцианы. Остатки древнего дома I века, принадлежавшего Пуду (Palazzo di San Pudente), находятся под церковью. Именно в этом доме собиралась первая христианская община Рима. Сенатор Пуд принимал в своем доме апостолов Петра и Павла, а также и других верующих. Древнее предание называет его «другом апостолов». Впоследствии сам Пуд был причислен к лику 70 святых апостолов. А церковь посвящена одной из его дочерей – святой Пуденциане.

Во втором веке на месте дома Пуда соорудили термы. А в конце IV века, после принятия христианства, здесь появилась одна из первых римских церквей. Церковь неоднократно перестраивалась в течение веков. В церкви примечательна древняя мозаика над главным престолом в полукуполе – она датируется концом IV – началом V века и считается одной из древнейших в Риме. Кроме того, обращают на себя внимание старинные картины и фрески.

Сейчас церковь Санта Пуденциана является национальной церковью филиппинской общины в Риме.

Адрес: Via Urbana, 160
Режим работы: 8.30 – 12.00 и 15.00 – 18.00 (перерыв с 12 до 15.00)

Церковь святой Пракседы (Santa Prassede all’Esquilino)

Церковь построена в IX веке папой Пасхалием и посвящена сестре Пуденцианы, другой дочери Пуда святой Пракседе. По преданию, вместе со своей сестрой Пуденцианой святая Пракседа укрывала в своем доме гонимых христиан (они жили во времена жестоких гонений, в I веке), заботилась о них, хоронила мучеников. В подземной крипте церкви покоятся мощи святых сестер.

В этом храме нельзя пройти мимо удивительной капеллы святого Зенона. Она украшена удивительной красочной мозаикой, созданной византийскими мастерами, которые укрывались в Риме от иконоборческих гонений.

В правой части капеллы Зенона хранится великая христианская реликвия – «Colonna della Flagellazione», верхняя часть того столба, к которому был привязан Иисус Христос во время бичевания. Эта реликвия была привезена в 1223 году из Константинополя. Две другие части того же столба находятся в Иерусалиме и в Константинополе.

Адрес: Via di Santa Prassede, 9/a
Режим работы: будние дни 7.30 – 12.00 и 16.00 – 18.30, выходные 8.00 – 12.00 и 16.00 – 18.30.
http://www.romaspqr.it/

Мы посещаем все три упомянутые выше церкви – Сан Клементе, Санта Пракседа и Санта Пуденциана – в аудиоэкскурсии « » с путеводителем для iPhone Travelry. В ней мы вспоминаем и об удивительной истории, и о святынях этих мест, и об их культурных сокровищах.

Церковь Санта Чечилия в Трастевере (Chiesa di Santa Cecilia in Trastevere )

Церковь, посвященная святой Цецилии, покровительнице музыки, существует с V века и по преданию возведена на месте дома, в котором жила святая. Нельзя обойти вниманием и пройти мимо удивительной по своей красоте и нежности скульптуре работы Стефано Мадерно, изображающей святую Цецилию такой, какой, по преданию, ее обнаружили при обретении мощей.

Церковь также украшают старинные мозаики IX века, фрески Пьетро Каваллини, готический балдахин XIII века. А в крипте базилики (подземной части) можно увидеть кусочек древности – там сохранились остатки античных сооружений. Кроме того, под алтарем находится саргофаг с мощами святой Цецилии.

Адрес: Piazza di Santa Cecilia, 22
Режим работы: 10.00-13.00 и 16.00-19.00.

Посещение базилики бесплатное, вход в подземную крипту – € 2,50. Осмотреть средневековые фрески Пьетро Каваллини можно с 10.00 до 12.30 (€ 2,50).

Читайте также:

Шедевры живописи и скульптуры в церквях Рима

Церковь Санта-Мария делла Виктория (Santa Maria della Vittoria)

Церковь Санта Мария делла Виктория, построенная в XVII веке, хранит в себе знаменитые шедевры искусства барокко. Один из них – скульптурная композиция работы Бернини «Экстаз святой Терезы ». Глядя на эту удивительную скульптуру, невольно вспоминаешь слова самого Бернини: «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Звучит смело, но… посмотрите на работы этого скульптора и решите сами, насколько верно это утверждение.

Также в интерьере церкви примечательна капелла Корнаро – ее оформление отличается нарочитой театрализованностью, характерной для стиля барокко.

Адрес: Via XX Settembre, 17
Режим работы: 8.30-12.00 и 15.30-18.00

Базилика Санта Мария дель Пополо (Santa Maria del Popolo )

Базилика Санта Мария дель Пополо в ее нынешнем виде является образцом римского ренессанса и скромно хранит в себе множество культурных сокровищ. Среди них – полотна Караваджо с сюжетами из жизни святых апостолов: “Обращение апостола Павла” и “Распятие Святого Петра”. Они находятся в капелле Черази.

Также в церкви можно увидеть скульптуры мастера барокко Бернини , росписи по эскизам Рафаэля , фрески Пинтуриккьо , работы Себастьяно дель Пьомбо и других известных художников.

Адрес: Piazza del Popolo, 12
Режим работы: во все дни кроме пятницы и субботы 7.30 – 12.30, 16.00 – 19.00, пт. и сб. 7.30 – 19.00 (без обеда).

Мы посещаем церковь Санта Мария дель Пополо в аудиоэкскурсии « ». Изучая город с аудиогидом, Вы не пропустите самые интересные места и узнаете о нем самые интересные истории.

Церковь Сан Луиджи деи Франчези (Chiesa di San Luigi dei Francesi )

В церкви Сан Луиджи деи Франчези, построенной в XVI веке, вы можете увидеть известные полотна зрелого Караваджо . Целых три выдающиеся работы этого мастера светы и тени находятся в капелле Контарелли, в левом нефе: «Призвание апостола Матфея», «Святой Матфей и ангел», «Мученичество святого Матфея». Кроме того, стоит уделить внимание фрескам Доменикино .

Церковь Сан Луиджи деи Франчези входит в маршрут аудиоэкскурсии « » с путеводителем для iPhone Travelry. В ней мы поговорим и об удивительных полотнах живописца, и об истории и особенностях церкви, и о многих других интересных местах центра Рима.

Адрес : Piazza di San Luigi dei Francesi, 5
Режим работы: 10.00-12.30, после перерыва 15.00-19.00, по четвергам закрывается после обеда.

Церковь Сан Пьетро ин Винколи (San Pietro in Vincoli)

Церковь Сан Пьетро ин Винколи, или «святого Петра в веригах» была построена в V веке специально для хранения важной святыни – оков апостола Петра. Железные цепи, которыми был скован святой Петр, когда содержался под стражей за проповедь о Христе, хранятся в специальном ковчеге под главным алтарем.

А в XVI столетии здесь появился шедевр работы знаменитого мастера эпохи Возрождения Микеланджело скульптура Моисея . Ради нее в эту церковь устремляются многие почитатели искусства. Скульптор задумал грандиозную композицию, правда, воплотить ее полностью ему не удалось, так как Микеланджело «отвлекался» на работу над собором святого Петра в Ватикане. Проект доделывали уже ученики мастера, но даже одна могучая скульптура Моисея, созданная его руками, достойна внимания. Кроме того, в церкви интересны фрески мастеров XVII и XVIII веков.

Храм расположен немного в стороне от известных туристических троп, а потому не всем самостоятельным туристам удается найти его. Но для того и создан, чтобы помочь путешественникам быстро сориентироваться в городе и найти интересующие их места, а также узнать о них много интересного (в настоящее время приложение доступно только для iPhone).

Подробнее об истории и сокровищах этой церкви, а также о знаменитом творении Микеланджело мы рассказываем в аудиоэкскурсии «».

Адрес : Piazza S. Pietro in Vincoli, 4a
Режим работы: с апреля по сентябрь 8.00-12.30, 15.00-19.00; с октября по март 8.00-12.30, 15.00-18.00.

Базилика Санта-Мария Сопра Минерва (Santa Maria Sopra Minerva)


Jean-Christophe BENOIST , Wikimedia Commons

Базилика Санта-Мария Сопра Минерва, построенная в XIII веке, считается единственным готическим храмом Рима. В базилике вы можете увидеть фрески Филиппо Липпи и скульптуру Христа работы Микеланджело (1521 г.)

Адрес: Piazza della Minerva, 42
Режим работы: 07.10-19.00, вс. 08.00-12.00 и 14:00-19.00

Церковь Санта Мария сопра Минерва мы посещаем в экскурсии « » с аудиогидом Travelry.

Церкви Рима с интересной архитектурой

Пантеон (Pantheon ), церковь Санта-Мария «У мучеников» (Santa Maria ad Martyres , Santa Maria della Rotonda )

Великолепный Пантеон является не только уникальным архитектурным и инженерным памятником античности, но и христианской церковью. Когда-то, еще в еще в 27 году до н.э., здесь было построено языческое святилище. Свой знаменитый архитектурный облик храм приобрел после перестройки во II веке. Именно тогда появился удивительный купол с отверстием («око Пантеона») и круглое здание – ротонда. До сих пор это грандиозное сооружение считают чудом инженерной мысли и шедевром античной архитектуры.

А в 609 году языческий «храм всех богов» превратился в церковь Божией Матери «У мучеников» (Santa Maria ad Martyres). Вероятно, благодаря этому он и уцелел до наших дней почти в неизмененном виде. Почему «У мучеников»? Название связано с тем, что из римских катакомб сюда были перевезены 28 телег с мощами святых мучеников. А в более поздние века Пантеон стал усыпальницей известных людей, среди которых – Рафаэль, первый король Объединенной Италии Витторио Эммануэле II и его сын Умберто I. Второе название церкви – Santa Maria della Rotonda – связано с круглой формой здания.

Адрес: Piazza della Rotonda

Режим работы: пн.-сб. 08.30-19.30, вс. 09.00-18.00.

Туристические посещения не разрешены во время церковных служб (в воскресные и праздничные дни в 10.30, по субботам в 17.00)

Об удивительной истории и уникальных особенностях древнего Пантеона – слушайте в аудиоэкскурсии “ “.

Церковь Сант’Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza)

Церковь святого Иво является одним из ярчайших образцов искусства барокко и необыкновенного, даже экстравагантного архитектурного стиля Борромини. Динамичная архитектура с причудливыми изгибами создает впечатление движения, стремительного порыва, в котором будто на мгновение застыло здание. Обращает на себя внимание и удивительный изящный купол.

Церковь расположена на Corso del Rinasсimento, но практически не видна с улицы. Для того, чтобы ее увидеть, необходимо зайти во двор.

Адрес : Corso del Rinascimento, 40 (вход с улицы Corso del Rinasс imento)

Посетить церковь можно только по воскресеньям с 9.00 до 12.00. С июля по август она закрыта даже в воскресенье.

Церковь Сант’Иво алла Сапиенца входит в маршрут нашей аудиоэкскурсии « », которая доступна в мобильном путеводителе Travelry.

Церковь дель Джезу (Chiesa del Gesù)


Церковь ордена иезуитов, называемая дель Джезу, являет собой блестящий образец маньеризма и пышного римского барокко. Нарядная церковь с роскошным убранством построена в XVI веке архитекторами Виньола и делла Порта. Любопытно, что проект, предложенный для этого здания Микеланджело, был отклонен кардиналом. Архитектура Иль Джезу стала канонической для иезуитских храмов по всему миру. По её образцу строятся костёлы так называемого «Общества Иисуса» в Польше, Литве, Португалии, Латинской Америке. В храме похоронен основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола.

Адрес: Piazza del Gesù

Режим работы: 7.00-12.30 / 16.00-19.45

Церковь Сан Карло «У четырех фонтанов» (San Carlo alle Quattro Fontane)

Удивительная церковь Сан-Карло, или Сан-Карлино, находится рядом с перекрестком Четырех фонтанов. Не всякий турист добирается до этого места, и многое теряет! Ведь это один из главных шедевров архитектора Борромини. Динамичные формы фасада, удивительная игра света и тени, волнообразные изгибы и другие архитектурные особенности делают это строение выдающимся образцом стиля барокко. Причем в исполнении талантливого и несчастного архитектора Франческо Борромини этот стиль совершенно уникален и самобытен. Недаром многие иностранные архитекторы, ошеломленные работой Борромини, пытались заполучить эскизы и копии плана здания.

Адрес : Piazza Navona – Via S.Maria dell’Anima, 30/A – 00186 ROMA

Режим работы: будние дни 9.30-12.30, после перерыва 15.30-19.00, выходные и праздники 9.00-13.00, после перерыва 16.00-20.00, в воскресенье закрыто.

Церкви-близнецы Санта Мария ди Монтесано и Санта Мария деи Мираколи (Santa Maria di Montesano e Santa Maria dei Miracoli)

С южной стороны площади, напротив арки Порта-дель-Пополо выделяются два храма-близнеца: Santa Maria dei Miracoli и Santa Maria in Montesanto, построенные по проекту архитектора К. Райнальди в XVII веке. Здания расположены зеркально и являются важной частью общего архитектурного ансамбля площади. Они невероятно похожи, однако, если посмотреть на них очень внимательно (а особенно если увидеть их в плане), то можно заметить, что Санта-Мария-деи-Мираколи круглая, а Санта-Мария-ин-Монтесанто – овальная. Это связано с тем, что архитектору нужно было как-то уместить здание в комплекс уже существовавших строений.

Адрес: Piazza del Popolo

Церкви-близнецы мы увидим в самом начале аудиоэкскурсии « ».

Римские реликвии, почитаемые православными

Сегодня Рим известен как столица католического мира. Но этот город гораздо старше, чем сама Католическая церковь, и его значение для всего христианского мира гораздо больше и важнее, чем может показаться. Ведь еще задолго до того, как произошло разделение церквей на Католическую и Православную (а произошло это трагическое событие в 1054 году) Рим являлся древней колыбелью всего христианства. Именно в Риме проповедовали святые апостолы Петр и Павел, именно в нем они страдали и приняли мученическую смерть. Во времена гонений Рим явил миру бесчисленное количество христианских мучеников. А позже, после легализации христианства при императоре Константине Великом, именно здесь стали вырастать великолепные христианские церкви и базилики, ставшие образцами для более поздних сооружений. Неудивительно, что сегодня в Риме хранится великое множество общехристианских реликвий, которые почитаются как католиками, так и православными.

Святыни из Иерусалима

Многие святыни попали в Рим благодаря активной деятельности святой царицы Елены, матери императора Константина. Уже в очень преклонном возрасте Елена предприняла долгое и трудное путешествие на Святую Землю, в Иерусалим, чтобы обрести святыни, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. В те времена это было невероятно трудной задачей, ведь Иерусалим был полностью разрушен в I веке. Тем не менее, Елена смогла найти и привезла в Рим немало важных реликвий.

Среди них – святыни, связанные с крестными страданиями Иисуса Христа . Это часть Креста, на котором был распят Спаситель, шип от тернового венца, гвоздь, который использовался при казни, табличка с надписанием вины, крепившаяся на Кресте. Специально для хранения этих святынь, привезенных царицей Еленой, была построена базилика «Святого Креста в Иерусалиме» (Santa Croce in Gerusalemme). Кроме того, в соборе хранится палец святого апостола Фомы, крест «благоразумного разбойника», а также полноразмерная копия Туринской плащаницы.

Из Иерусалима в Рим была также лестница, находившаяся когда-то во дворце Понтия Пилата. По ней несколько раз поднимался и спускался Иисус Христос, осужденный Пилатом на казнь. Святая Лестница (Scala Santa) – так называют ее в Риме. По этим ступеням разрешено подниматься только на коленях. Реликвия хранится в специальном здании рядом с Латеранской базиликой Сан Джованни, о которой мы упоминали выше. Там же находился капелла «Святая святых» (Sancta Sanctorum), получившая свое название из-за множества находившихся в ней реликвий.

Мощи самой царицы Елены покоятся в базилике Санта Мария ин Аракоэли на Капитолийском холме. Ее мы посещаем с Кстати, эта базилика интересна и сама по себе – суровый внешний облик перенесет Вас в Средние века, а внутреннее убранство поразит богатством и красотой.

В церкви Санта Прасседе также хранится так называемая «Колонна бичевания » – часть столба, к которому был привязан Христос во время бичевания.

А в базилике Сан Джованни ин Латерано, высоко под потолком можно увидеть столешницу, на которой совершалась легендарная «Тайная Вечеря».

Большинство святынь, привезенных в Рим из Иерусалима, мы увидим в экскурсии “ ” с аудиогидом Travelry. В этой аудиоэкскурсии мы посетим уникальные старинные церкви Рима и узнаем о них много интересного.

Рим – город апостолов

Столица великой античной империи в свое время являлась центром европейской цивилизации, а потому сюда стекались и христианские проповедники. Многие из них встретили в Риме свою смерть и до сих пор покоятся в Вечном городе. Гробница святого апостола Петра (которого католики считают первым Папой) находится в соборе святого Петра в . А над могилой апостола Павла была выстроена большая базилика святого Павла «За городскими стенами», о которой мы также говорили выше.

Главы апостолов Петра и Павла хранятся отдельно, в специальном реликварии в церкви святого Иоанна (Сан Джованни) в Латерано. Об этой церкви мы много и интересно рассказываем в экскурсии с аудиогидом “ “.

Римские мученики и раннехристианские святые


Древняя фреска в базилике Сан Клементе (житие св. Алексия, Человека Божия)

Христианских паломников в Риме привлекают и церкви, в которых почивают мощи раннехристианских мучеников и святых. Их в Вечном городе великое множество. В частности, в Риме покоятся:

Великомученик Георгий Победоносец (церковь св. Георгия в Веларбо – San Giorgio in Velarbo)

Св. Алексий Человек Божий и святой Вонифатий (церковь свв. Вонифатия и Алексия на Авентинском холме – SS. Bonifacio e Alessio)

Св. Косма и Дамиан (под главным престолом церкви Космы и Дамиана на улице Fori Imperiali – Chiesa di Santi Cosma e Damiano). Эта церковь входит в маршрут аудиоэкскурсии “ “.

Святой Кирилл , один из создателей славянской азбуки и просветитель славян (базилика Сан Клементе – Basilica di San Clemente, которую мы посещаем в экскурсии “ “)

Священномученик Климент (базилика Сан Клементе – )

Св. Евстафий Плакида (церковь Сант’Эвстакио недалеко от Пантеона – Chiesa di S. Eustachio in Campo Marzio). Об этой церкви, а также о святом Евстафии мы рассказываем в аудиоэкскурсии “ “.

Св. мученики архидиаконы Стефан и Лаврентий (церковь св. Лаврентия «За стенами» – Basilica di S. Lorenzo fuori le mura)

Св. Киприан и Иустина (Латеранский Баптистерий – Battistero Lateranese, который входит в аудиоэкскурсию “ “)

Св. мученики Хрисанф и Дария , покровители супружества (церковь Двенадцати апостолов – Basilica dei SS. XII Apostoli, входит в бесплатную аудиоэкскурсию “ “)

Св. Евгения и ее мать Клавдия ( – Basilica dei SS. XII Apostoli)

Святая мученица Агния (глава святой хранится в церкви Sant’Agnese in Agone на площади Навона, а тело – в церкви св. Агнии «За стенами», Chiesa di S. Agnese fuori le mura). О церкви св. Агнии на площади Навона и о жизни самой святой мы рассказываем в экскурсии “ ” с аудиогидом.

Святая Цецилия Римская , покровительница музыки (церковь Санта Чечилия в Трастевере – Santa Cecilia in Trastevere)

Святая Анастасия Сирмийская (церковь Santa Anastasia al Palatino)

Святой Хрисогон (церковь св. Хрисогона в Трастевере – Basilica di San Crisogono)

Св. Пракседа, Пуденциана и множество мучеников (церковь св. Пракседы – Santa Prassede, которую мы посещаем в экскурсии с аудиогидом “ “)

Св. Анна (в реликварии, находящемся во внутреннем дворике – Chiostro – собора св. Павла «За стенами», San Paolo fuori le mura).

Чудотворные иконы в Риме

Несмотря на то, что иконописная традиция получила свое развитие преимущественно в восточной, православной церкви, в Вечном городе можно увидеть несколько удивительных древних икон. Некоторые из них, по преданию, были написаны еще святым евангелистом Лукой.

Одной из наиболее известных и почитаемых икон в Риме является икона Богородицы, которую здесь называют «Спасение римского народа». По преданию, образ написан святым евангелистом Лукой. Хранится он в базилике Санта Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore) .


Чудотворный образ «Спасение римского народа»

Об удивительной истории этой иконы и связанных с ней чудесах, а также о других реликвиях и сокровищах церкви Санта Мария Маджоре, мы рассказываем в экскурсии “ ” с аудиогидом по Риму.

А на прекрасном Авентинском холме, в церкви святых Вонифатия и Алексия (Santi Bonifacio e Alessio), хранится древняя чудотворная икона Божией Матери «Эдесская», которая попала в Рим предположительно в X веке. Римляне называют ее Madonna di San Alessio.


Икона Божией Матери “Эдесская” (Madonna di San Alessio)

На вершине Капитолийского холма, в базилике Санта Мария ин Аракоэли (Santa Maria in Aracoeli) , над главным алтарем находится почитаемая византийская икона Богородицы, датируемая X веком. Об истории и особенностях этого места можно узнать в аудиоэкскурсии “ “.


Чудотворный образ Божией Матери в базилике Санта Мария ин Аракоэли (Madonna Aracoeli)

Чудотворная икона Божией Матери, датируемая X веком, тихо хранится и в церкви Санта-Мария ин виа Лата (Santa Maria in via Lata) на улице Корсо. Ее мы посещаем в бесплатной аудиоэкскурсии « ».

Русские православные церкви в Риме

Православных туристов и паломников часто интересуют вопросы: есть ли в Риме русские православные церкви, и как их найти. Есть, и даже две! Одна из них – церковь святителя Николая Чудотворца – располагается в старинном здании особняка княжны М. А. Чернышевой (Palazzo Czernycheff), которая еще в 1897 году завещала Русской Церкви свой дом на виа Палестро. Так как церковь располагается в жилом особняке, ее легко не заметить: здесь нет ни купола, ни характерных для храмов внешних признаков, лишь скромная табличка на входе. Зато войдя внутрь, русские посетители, откуда бы они ни приехали, ощущают себя «дома».

Другой русский храм в Риме совсем еще молодой, но его Вы точно не спутаете ни с каким другим: характерные «луковичные» купола и общий облик здания ясно указывают, что перед Вами – русская православная церковь. Это храм святой Екатерины , расположенный недалеко от Ватикана.

Церковь святителя Николая Чудотворца в Риме

Адрес: via Palestro, 69/71
www.romasannicola.it

Русская церковь святой Екатерины

Адрес: Via del LagoTerrione, 77/79
www.stcaterina.сom

Где и как найти все эти места в Риме, если Вы путешествуете самостоятельно?

Если Вы путешествуете с iPhone, рекомендуем скачать . Он поможет не заблудиться и легко найти церкви, о которых мы упомянули, а также другие достопримечательности Рима. Кроме того, в путеводителе Вы найдете информацию о режиме работы многих мест, их фотографии и другую полезную информацию. А наш Шедевры и реликвии » и узнаем:



By Manfred Heyde , via Wikimedia Commons

Откуда в Риме византийские мозаики?

Некоторые старинные церкви Рима украшают невероятно красивые мозаики, созданные византийскими мастерами. Как же эти мастера вдруг оказались в Риме? Дело было во времена иконоборческих гонений в Византии, когда жестоко преследовались создатели и почитатели любых иконописных изображений. А вот римский папа Пасхалий I принимал и укрывал в Риме византийских мастеров, бежавших из Восточной империи. Собрав их под свое крыло, он принялся украшать византийскими мозаиками римские церкви.



By Livioandronico2013 , via Wikimedia Commons

Почему некоторые церкви в Риме называют базиликами? Что такое базилика и чем она особенна?

Первые базилики появились еще в Древнем Риме. Так называли сооружения (в античный период это были административные здания), устроенные внутри в виде прямоугольного пространства, разделенного колоннами на нечетное количество частей. Древние римляне, в свою очередь, позаимствовали такой способ организации пространства у греков. А позже архитекторы стали использовать такое устройство при сооружении христианских церквей. Прямоугольные пространства церкви, разделенные между собой рядами колонн, называются нефами. В христианских базиликах главный неф перпендикулярно пересекается так называемым трансептом (поперечным нефом). Таким образом, образуется крестообразное устройство пространства.

Изначально понятие «базилика» обозначала именно архитектурное устройство. Но со временем это наименование превратилось также в особый титул, которым в Католической церкви наделяют важные церкви. Присвоить храму такое почетное звание может только Папа Римский.

  • Учитывайте режим работы базилик. Лишь самые крупные из них работают без обеда. А большинство закрывается на дневной перерыв, который длится 2-4 часа. В нашем Вы найдете информацию о часах работы большинства римских церквей и других туристических объектов.
  • Посещая соборы и церкви Рима, следует помнить о дресс-коде. В очень коротких юбках, шортах или с открытыми плечами Вас могут просто не пустить.
  • В некоторых церквях можно за дополнительную плату включить особую подсветку, чтобы лучше рассмотреть древние мозаики. Например, в базилике Санта Мария Маджоре или в церкви Санта Прасседе.
  • В римских церквях не принято прикладываться к мощам или иконам – в католичестве просто нет такой традиции. Как правило, святыни хранятся или очень высоко, или спрятаны под алтарем, а потому подойти к ним близко невозможно. Но никто не мешает верующим молиться, находясь рядом со святыней.
  • Многие римские церкви «оборудованы» настоящими «машинами времени»! В храмах с богатой историей часто есть подземные крипты, в которых можно увидеть остатки более древних строений, старинные фрески или мозаики. Спустившись на подземный уровень, можно «заглянуть» в первые века нашей эры. Вход в крипту обычно платный. О некоторых таких храмах мы также рассказываем .
  • Еще один любопытный «секрет» старинных римских базилик: в некоторых из них есть особый внутренний дворик, называемый Chiostro (Кьостро). Вход в него обычно платный. Попав туда, Вы окажитесь в небольшом атриуме – уютном открытом дворике, который обычно украшен цветами, зеленью, нередко фонтаном, и окружен изящной колоннадой. Такие дворики есть, в частности, в базиликах Сан Джованни ин Латерано и Сан Паоло «За стенами». Немногие туристы знают о внутреннем дворике, а между тем, часто это одна из самых живописных частей базилики.

October 30th, 2013 , 08:48 pm

История русского православного прихода в Вечном городе берет свое начало с октября 1803 года, когда Император Всероссийский Александр I подписал указ об учреждении русской церкви при римской посольской миссии и назначил в Рим для прохождения служения священника Василия Иоанновича Иванова. Однако внешнеполитическая европейская ситуация в начале XIX столетия позволили вернуться к вопросу устройства храма в Риме только через 20 лет. Первоначально храм во имя святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме на Via del Corso. Впоследствии в течение XIX века церковь трижды переносилась вместе с российской дипломатической миссией в Риме из одного здания в другое. Как и все заграничные российские приходы, русская церковь в Риме была включена в состав Санкт-Петербургской митрополии, но во многом, прежде всего материально, зависела от Министерства иностранных дел Российской Империи и носила наименование посольской.

К концу XIX столетия стала активно обсуждаться идея строительства русской церкви в Вечном городе. Уже в 1898 году начался сбор средств, который в 1900 году был официально разрешен Императором Николаем II, внесшим царскую «лепту» в размере 10 тысяч рублей. Свои пожертвования на храм в Риме передали Великий Князь Сергей Александрович и его супруга преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Осенью 1913 года Государь Император Николай Александрович разрешил сбор пожертвований уже по всей России.

В 1897 году русская княжна Мария Александровна Чернышева (1847 1919 гг.), дочь князя Александра Ивановича Чернышева, военного министра России († 1857), завещала свой римский дом на via Palestro 71 для русского православного храма.

Свято-Николаевский приход (внешний вид и внутреннее убранство) на via Palestro 71

Король Италии Виктор Эммануил III

В ноябре 1929 года итальянский монарх Король Виктор Эммануил III подписал указ об учреждении «Русской Православной Церковь в Риме» и наш приход получил право юридического лица на территории италийского государства. А 30 марта 1931 года было выдано официальное свидетельство властей Италии о регистрации права собственности церковной общины на здание особняка княжны Марии Чернышевой. Архитектором князем В.А. Волконским и итальянским инженером Ф. Поджи был составлен проект церкви и после проведения необходимых инженерных работ 10 апреля 1932 года русский храм святителя Николая Чудотворца на Via Palestro в Риме был освящен. Убранство для церкви (иконостас сооруженный по проекту К.А. Тона, иконы кисти К.П. Брюлова, Ф.А. Бруни, А.Т. Маркова, П.В. Басина) перенесли из Палаццо Менотти на Пьяцца Кавур.

Устройству нового храма материально помогли княгиня С.Н. Барятинская, княжна С.В. Гагарина и Королева Италии и Албании, Императрица Эфиопии Елена (урожденная Принцесса Черногорская), материальную поддержку оказали также сербское и болгарское посольства.

С 1927 года русский приход в Риме выбрал юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей, в которой находился до 1985 года.

Первые регулярные православные богослужения в Риме в 1820-е годы начал совершать иеромонах Иринарх (Попов, †1877), впоследствии архиепископ Рязанский.
Далее настоятелями русской церкви в Риме были: с 1849 года — известный философ, «мыслитель ума живого», профессор Киевской Духовной Академии, архимандрит Феофан (Авсенев, †1852); с 1852 по 1855 годы — архимандрит Иаков (Поспелов, †1896), впоследствии знаменитый игумен Кирилло-Белозерского монастыря, ныне местночтимый святой Тульской и Вологодской епархий.

С 1855 по 1860 годы на приходе служил архимандрит Софония (Сокольский, †1877), в 1870-е годы — архиепископ Туркестанский. Летом 1831 года, тогда еще иеромонах Софония подготавливал к постригу в монашество Димитрия Александровича Брянчанинова, будущего святителя Игнатия с которым они много лет дружили и общались.

В 1860 году в Рим был назначен известный ученый — синолог, начальник 13-й Русской православной миссии в Пекине, создатель китайско-русского словаря архимандрит Палладий (Кафаров, †1878). Сменивший его в 1864 году наместник Московского Симонова монастыря архимандрит Порфирий (Попов, †1866) обладал даром духовного писателя — его перу, в частности, принадлежат многочисленные сочинения о жизни и творениях свв. отцов и полюбившиеся многим православным «Письма из Рима».

Следующий настоятель, архимандрит Гурий (Карпов) в течение 18-ти лет нес послушание в Китае сначала в качестве члена, а потом начальника Духовной миссии. В Риме ему пришлось стать невольным свидетелем очередного разрыва отношений Запада с Россией, в результате чего русский священник перед самой Пасхой 1866 года был выслан в Неаполитанское королевство. После вынужденного возвращения на родину архимандрит Гурий вскоре был хиротонисан во епископа Чебоксарского, а с декабря 1867 года он был поставлен на Таврическую кафедру. Архиепископ Гурий отошел ко Господу 17 марта 1882 года, оставив о себе прекрасную память как неутомимого труженика на Ниве Христовой. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата от 18 мая 2008 года архиепископ Гурий был причислен к лику святых.

Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий)

Вместе с архимандритом Гурием в Риме служил молодой иеродиакон Флавиан (Городецкий). Отец Флавиан после возвращения в Россию был направлен в Пекин, где в течении десяти лет также нес миссионерское служение в духовной миссии, с 1879 года он был назначен ее начальником. В 1882 году архимандрит Флавиан находился в Японии у святого равноапостольного Николая Японского для представления к рукоположению в священный сан православного китайца, будущего священномученика Митрофана Цзы. Как архипастырь святитель Флавиан трудился на Холмской и Варшавской кафедре, Карталинской и Кахетинской (будучи Экзархом Грузии), закончив земной путь в 1903 году митрополитом Киевским и Галицким, священноархимандритом Успенской Киево-Печерской лавры.

В 1871-77 годах настоятелем русского прихода в Риме был потомок из рода святителя Иннокентия Иркутского, архимандрит Александр (Кульчицкий, †1888, погребен в Костромском Ипатьевском монастыре), впоследствии епископ Костромской и Галичский.

На протяжении 13-ти лет (1884-1897 гг.) в Риме служил архимандрит Пимен (Благово, †1897). Архимандрит Пимен как мемуарист, историк и поэт занимает видное место в русской культуре. Высокообразованный, из старинного дворянского рода, он принял в 1880 году монашеский постриг. Его литературный труд «Рассказы бабушки, собранные ее внуком Д.Д. Благово», стал своеобразным памятником целой исторической эпохи. В Риме архимандрит Пимен, вместе с послом Российской империи А.Г. Влангали, устроил русский странноприимный дом, собрал ценную библиотеку, написал воспоминания о своей московской жизни.

Сменившему о. Пимена архимандриту Клименту (Верниковскому, †1909) принадлежит инициатива строительства в Риме русского «храма, отвечающего достоинству Православия и величию Отечества». Отец Климент (впоследствии епископ Винницкий) начав с Высочайшего повеления сбор средст в России, провел большую подготовительную работу для возведения православного храма в Вечном городе.

Архимандрит Дионисий (Валединский, впоследствии митрополит Варшавский и всея Польши), настоятель прихода в 1911-1913 гг.

В период 1911-13 гг. в римской церкви служил архимандрит Дионисий (Валединский, в 1923-48 гг. — Предстоятель Польской Православной Церкви, †1960), который старался продолжить строительное дело. Отец Дионисий написал и издал очень популярную и сегодня книгу «Спутник русского православного богомольца в Риме. Описание Рима, священных мест и находящихся в них вселенских святынь».

Более 50-ти лет с 1874 по 1927 года на русском приходе свт. Николая г. Рима добросовестно трудился сначала штатным диаконом, а затем (с 1907 года) вторым священником о. Христофор Флеров.

С 1913 по 1916 годы настоятелем прихода был архимандрит Филипп (Гумилевский, впоследствии архиепископ Владимирский), закончивший свою зеумную жизнь в ГУЛАГе в 1936 году.

Знаменательная страница в истории прихода связана с назначением в Рим в 1916 году архимандрита Симеона (Нарбекова +1884-1969), именно он, после начала известных событий 1917 года в России, провел в марте 1921 года судьбоносное собрание русской церковной общины, на котором было решено выйти из под опеки Министерства иностранных дел Советской России и организовать самостоятельный приход Русской Православной Церкви в Риме.
Отец Симеон служил в Риме более полувека, он пережил Первую и Вторую Мировые войны, крушение Российской Империи, правление Дуче, послевоенную разруху, тяжелейшее положение наших эмигрантов. Сам, часто находясь в скорбных обстоятельствах, батюшка Симеон, по свидетельству прихожан, всегда оставался примером истинного христианина для всех. Церковная община прихода при начале служения о. Симеона состояла «преимущественно из старых аристократов-монархистов». В приход как почетный член вошла и первая Королева Эллинов Великая Княгиня Ольга Константиновна, много помогавшая русскому храму в Риме.

В 1966 году в Рим, на Свято-Никольский приход, из Лос-Анджелеса назначили протоиерея Виктора Ильенко, выпускника Иркутской духовной семинарии. После государственного переворота, случившегося в России в октябре 1917 года он воевал в частях Добровольческой армии. Покинув Россию в 1920 году, молодой Виктор нес послушание псаломщика и регента при посольских храмах в Константинополе и Риме. После принятия в 1929 году священного сана о. Виктор служил на приходах Франции, Бельгии, Голландии, США. В Риме митрофорный протоиерей Виктор Ильенко служил до 1984 года, встретив здесь свой 90-летний юбилей, он был почислен на покой. Современному православному человеку в России отец Виктор более знаком как автор широко издающейся сегодня книги «Жития святых для детей».

В 1984 году из США на приход был назначен новый настоятель, священник Михаил Маклаков, американец по происхождению. Отец Михаил с самого начала занял жесткую антиэкуменическую позицию, он не позволял прихожанам посещать католические храмы, где находились святые иконы и мощи почитаемых Православной Церковью святых (а это подавляющее большинство римских базилик). Из-за этого, и других внутренних причин, войдя в сложные отношения с общиной, он был вынужден покинуть Рим.***

15 февраля 2000 года в Париже, в беседе с управляющим Архиепископией православных русских церквей в Западной Европе архиепископом Сергием (Коноваловым) о. Михаил сообщил, что весь приходской совет и 95% членов приходского собрания русского прихода в Риме имеют намерение вернуться в Московский Патриархат, обратив особое внимание на слово «вернуться», а не перейти. Ответ на этот вопрос так и не был получен. 26 октября 2000 года приходское собрание членов энте морале «Русская Православная Церковь в Риме» согласно своего устава практически единогласно проголосовало за возвращение в РПЦ МП.

После возвращения в 2000 году в Московский Патриархию приход принял необходимые изменения в свой устав, которые были официально признаны итальянским государством в 2006 году.

Как приход св. Николая в Риме покинул РПЦЗ - ноябрь 1985 г. ***

Весною 1985 г. настоятелем Римского прихода, находящегося в непосредственном подчинении Синоду РПЦЗ, был назначен молодой священник о. Михаил Маклаков, по происхождению ирландец, перешедший в Православие из католичества, женатый, возведенный в протоиреи после трех лет священства.

Этот неопытный человек, мало понимавший русских людей, но волевой и с причудами (ходил с посохом по Риму), вышел на конфликт с прихожанами, среди которых были уже не молодые люди, носившие заботы о приходе в течение многих десятилетий.

Положение стало столь критическим, что Синодом был направлен в Рим Архиепископ Антоний Лос-Анжелосский. В результате чего, после «тщательного рассмотрение дела», был принят Указ Архиерейским Синодом от 12/25 июня 1985 г. за № 81/46/150, за подписью Митрополита Филарета и Епископа Григория. В этом указе значилось, что «отказываясь уважать права законно назначенного настоятеля, некоторые прихожане Св. Николаевского прихода в Риме собирались на заседания членов Совета без Настоятеля, как законного Председателя или даже вопреки ему. Они не только собирались на такие заседания в нарушение Приходского Устава, но и решили самочинно созвать экстренное обще-приходское Собрание». В соответствии с канонами было вынесено решение: «руководители этого начинания: Александр Александрович Мясоедов, Ольга Петровна Босси и Ольга Николавна Ферзен за совершенный ими грех отлучаются от Причастия до принесения ими покаяния. К их попытке оторвать Св. Николаевский приход от Русской Православной Церкви Заграницей прибавляется грех Марии Санторелли, присвоившей все церковные ноты для препятствия церковному благолепию и Джона Линдзей Опи, не отдающего деньги на ремонт церковного здания, несмотря на законное требование настоятеля, что тоже является грехом, как всякое присвоение церковного имущества, на которых распространяется та же мера».

Так, вместо уврачевания заболевшего прихода от своего настоятеля, положение ухудшилось до того, что Синод поручил Вл. Антонию Женевскому навести порядок в Римском приходе. Владыкой был назначен о. Петр Кантакузен (будущий Епископ, ныне почивший) для проведения обще-приходского собрания и урегулирования церковной жизни.. Назначение о. Петра имело умиротворяющее действие. Но к тому времени уже многие прихожане были настроены к переходу в другую юрисдикцию. В какой-то момент, в начале сентября 1985 г., о. Петр должен был покинуть временно Рим и попросил о. Вениамина Жукова его заменить. Отсюда и нижеследующая переписка между Секретарем Синода Еп. Григорием и о. Вениамином.

С того времени прошло ок.30 лет... 27-го июля 2009 г., управляющий приходами РПАЦ в США, еп. Андрей (Маклаков) обратился с жалобой к Президенту Российской Федерации, упомянув о своем происхождении: «Вместе с Православным Крещением и именем я принял и русскую фамилию. Во мне нет ни капли русской крови...».

Нет сомнения, что о. Михаил Маклаков и еп. Андрей (Маклаков) одно и то же лицо. Он же Мак Лин.

Письмо Еп. Григория (Граббе)

Дорогой Отец Вениамин,

Посылаю Вам копию письма о. Михаила Маклакова. Пожалуйста сообщите мне, что Вы о нем думаете? Как Вы полагаете, в какой мере мы можем его удовлетворить? Насколько я знаю он действительно истратил много своих денег, но не знаю, насколько это явствует из его отчетности? Хотелось бы мне знать, что Вы об этом думаете в связи с общим положением.

Относительно румын послал Вам телеграмму от Митрополита.

Спасибо Вам за все Ваши труды. Божие благословение да будет с Вами.

Искренне Ваш +Епископ Григорий.

Письмо о. Вениамина Жукова

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Епископу Григорию.

Владыко благослови!

Спаси Господь за Ваше письмо от 30 окт /12 ноября с. г. с приложением письма о. Михаила Маклакова.

В первую очередь позвольте доложить о Румынском вопросе и поблагодарить за присланную телеграмму, которая была получена в самых благоприятных сроках, и я смог ее доставить по назначению за два дня до намеченного собрания епархиального совета. Последнее, в составе 45 членов, прошло в полном порядке; протестовавших оказалось 3-4 человека, среди которых о. Василий Болдеану, не согласный главным образом с возведением о. Михаила Констандакэ в протоиереи. Бывший на собрании о. Попеску, видя что все в порядке, подтвердил свою с своим приходом принадлежность епархии. Румыны считают, что Синод их спас еще раз от разрухи. На какой-то срок они вздохнули.

О положении Римского прихода мне гораздо труднее доложить. Во-первых, потому что я не ознакомился подробно с хозяйственным вопросом, не просмотрев тщательно счета, будучи лишь заместителем о. Петра Кантакуэен на очень короткое время. Во-вторых, потому что то, с чем мне пришлось ознакомиться за этот срок, выглядело как мрачная сеть сброшенная на многостороннюю жизнь прихода, с такими явлениями, что встает вопрос насколько некоторые действия подводимы под нормальную ответственность.

На нашей совести лежит разруха нормальной приходской жизни и приведение в состояние отчаяния многих честных прихожан. О. Михаил и Синод потеряли кредит не только в самом приходе, но и в известных кругах Рима. Отчасти этому способствовали один католический священник и его соучастник журналист, которым о Михаил доверился в тяжелую минуту.

Нам нужно постараться восстановить нормальную жизнь прихода и доброе звание Синода. Уже доверие начинает проникать в сердца с прямотой действий о. Петра. Параллельно, следовало бы произвести исследование счетных книг и инвентарь имущества, и перевести приход под ведение Вл. Антония Женевского.

Вероятно исследование в хозяйственном плане заставит привести к церковно-канонической ответственности о. Михаила. В таком случае, акт сдачи о. Михаилом в аренду католическому священнику гаража, подвального помещения и двух комнат (с пользованием кухней и ванной) в квартире настоятеля, состоящей всего из трех комнат, может найти путь к расторжению. В этом вопросе нужно действовать последовательно и принимать соответствующие решения.

В своем письме о. Михаил касается в общем денежного вопроса. Он пытается отчитаться. Но его изложение неубедительно. Из его отчетности нельзя себе представить, хотя бы общую, но точную картину. Он утверждает, что единственные средства прихода были собраны им от пожертвований. Всего 25.000 дол. Значило бы от этой суммы вычислить его жалование за время пребывания, т.е. 6.000 дол., пусть к этому швейная машина, фотомашина Канон и деньги "каш", всего 4.000 дол. А где остальные деньги? Он не указывает. Может быть это где-то вписано, но из его письма не явствует. Есть и недосказанность, как выписка из счетной книги значительной суммы для перевозки в Германию, или суммы на меблирование, как мне об этом доложил о. Петр, не входя в подробности. Есть и неточность, как свидетельствует выписка касательно необходимого для печения просфор.

Своим письмом о. Михаил видимо надеется пресечь всякие следствия по финансовым делам в Римском приходе. Так ли на это посмотрят прихожане? Ведь когда-то приступит к делу ревизионная комиссия. Простите Владыка, что я Вам посоветую не идти на какие либо соглашения с о. Михаилом по этому вопросу пока не произведется соответствующее исследование, пока не прояснится хозяйственное состояние прихода за это время.

Возможно, что нормализация жизни прихода, проводимая о. Петром, и, в частности, возможное расторжение контракта о сдачи в аренду большей части квартиры настоятеля, позволит гуманные решения. Дай Бог! В надежде, что такой случай больше не повторится.

Испрашивая, Владыка, Ваших святых молитв. Пр. Вениамин Жуков.

Только что позвонил о. Петру в Рим и узнал результат собрания: 23 гол. за переход (уход от РПЦЗ), 7 против, 1 возд.

Посылаю однако прежде написанный обзор и повторю надежду, что такого второго случая в нашей Церкви не произойдет. Испрашиваю Ваших святых молитв. С искренней преданностью. Прот. Вениамин Жуков.

С копией Вл. Антонию.

Пантеон, он же "Храм Всех Богов" - одно из главных достопримечательностей Рима и всей античной культуры. Надпись на фронтоне гласит: “М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT”, что в переводе звучит как: “Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это”. Главным достоинством Пантеона является его огромный купол, выполненный из монолитного бетона. В центре купола находится круглое, обрамлённое бронзой, отверстие. Через него в период полдня в храм проникает наибольшее количество света, который не рассекается, а остаётся в форме гигантского солнечного луча. Создаётся впечатление, что свет осязаем, и что сами Боги снисходят с Олимпа, дабы осветить это величественное здание.

С 609 года Пантеон был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес - от части именно поэтому храм так хорошо сохранился до наших дней.

Храм Сатурна

Древние римляне вообще очень часто воздвигали всевозможные сооружения в честь богов, которые в знак признательности защищали город от войн и прочих бедствий. Поэтому неудивительно, что после такой важной победы городские власти решили отдать дань уважения Сатурну, дабы он и впредь хранил Рим от катаклизмов.

От храма, построенного в форме псевдопериптера, отходили два подиума, отделенные друг от друга лестницей, при этом их украшали впечатляющих габаритов колонны в ионическом стиле. Внутри Храма некогда хранилась городская казна вместе с сопутствующими бумагами о прибылях и убытках. Также здесь находилась статуя бога земледелия и садоводства Сатурна, которую во время праздничных процессий торжественно проносили по улицам Рима. Например, 17 декабря возле Храма устраивали масштабный праздник Сатурналий. К сожалению, за время своего существования Tempio di Saturno пережил несколько пожаров, и даже не смотря на реставрационные работы, до нашего времени сохранился лишь подиум с колоннадой.

Храм Святой Екатерины

История строительства в Риме русского православного храма датируется еще XIX веком, когда настоятель русской посольской церкви архимандрит Климент сумел убедить высшее церковное руководство в необходимости данной кампании. Сбор средств был поддержан уже при императоре Николае II.

Революционные события остудили пыл, казалось, что строительство храма не суждено осуществить. Но Святейший Патриарх всея Руси Алексий II вновь обратился к властям. Уже в 2001 году на Рождество, в праздник Светлой Пасхи и в день памяти Св. великомученицы Екатерины на месте будущего храма проводились службы. Вскоре был торжественно освящен первый камень, а потом наступил черед и куполов. С октября 2006 года в храме совершаются регулярные богослужения.

Храм Весты

Храм Весты в Риме издревле был одним из наиболее важных и почитаемых сооружений города. Храм был построен в честь богини Весты - покровительницы домашнего очага. Внутри храма постоянно горел огонь, олицетворявший бессмертие Рима и считавшийся священным для каждого жителя города.

Поддерживали священное пламя шесть жриц-весталок, происходивших из очень знатных семей. Юные жрицы жили в отдельном доме рядом с храмом и вели аскетический образ жизни, сохраняя обет безбрачия в течение тридцати лет. После окончания срока служения Храму весталки становились одними из богатейших жительниц Рима и могли обзаводиться семьей. Ежегодно римляне приходили к Храму 9 июля, чтобы попросить благословения и защиты для Рима и своих домашних очагов у богини Весты.

Округлое здание Храма Весты выполнено в форме толоса. Его окружает двадцать колонн, верхняя часть которых успела потемнеть от пламени священного огня. В 394 году император Феодосий повелел закрыть Храм, после чего он изрядно обветшал, однако все же сохранился и до наших дней.

Православный Рим.

Что нужно посетить в Риме православному паломнику.

Православный РимКогда-то Великая Римская империя скопировала религиозную модель у древних греков. Немалое количество богов, их дочерей и сыновей, жён и слуг прямиком перекочевали на римский Олимп, переменив всего лишь свои имена.

Но через 8 столетий люди Римской империи потеряли веру в своих божеств, и в самом конце I века н. э. в недрах этой страны зародилось христианство – новая религия.

Мало-помалу новая религия распространилась по всей огромной территории Римской Империи, однако к началу III века была официально запрещена Флавием Клавдием Юлианом, римским императором.

Уже в 313 г. Константин Великий подписал эдикт, который призывал терпимее относиться к христианству. А затем было начато строительство старейшего христианского храма – Латеранской базилики, которую можно увидеть и сегодня.

К концу IV в. языческая вера была полностью искоренена, а на смену пришло христианство и возведение новых храмов, получивших название базилики, и заменивших разрушенные языческие храмы.

Базилика Святого Петра.

Базилика Сан Паоло фуори Ле Мура в Риме место погребения Апостола Павла.

Базилика Святого Павла.

Это одна из нескольких великих папских базилик, увидеть которую мечтают паломники всего мира.

И приходят сюда не только за тем, чтобы полюбоваться на сам храм и посмотреть на его внутреннее убранство, но и чтобы получить отпущение всех грехов в обряде, называющемся «святая Дверь».Это событие длится на протяжении всего Юбилейного года и такие же двери есть и в других храмах Рима – в базилике Святого Петра, храме Девы Марии Маджоре и Латеранской базилики. Всего же за Юбилейный год верующий должен обойти 7 паломнических храмов.

Сооружение стоит там же, где, по преданию, был захоронен апостол Павел. Первый храм здесь был построен императором Константином, однако в 386 году Феодосий I, последний император единой Римской империи, посчитал, что сооружение слишком примитивно, и повелел начать строительство на самом деле впечатляющего храма. Закончилось оно только при папе Льве I в V веке.

За многие века своего существования храм не испытывал практически никаких изменений. Мимо него прошла мода эпохи Возрождения и стиль барокко.

Но 15 июля 1823 г. случилось непредвиденное – храм практически полностью выгорел. Произошло это по неосторожности, когда на крыше храма рабочие разогревали битум, а после работ не загасили костёр по всем правилам.Его возрождение было длительным, и полная реставрация с некоторыми изменениями была закончена только в 1840 году.

Особенностью собора Святого Павла считается галерея портретов всех Римских Пап, которая идет по периметру внутри здания. На сегодняшний день только несколько мест для портретов остаются пустыми. Здесь же можно услышать и легенду о том, что когда все места будут заполнены, а последний Папа умрёт, наступит Конец Света.

Главной реликвией этого собора является саркофаг с мощами святого Павла. Право отслужить литургию над мощами этого апостола сегодня имеет только Папа Римский.

Базилика Святого Климента.

К востоку от Колизея есть настоящая сокровищница – Базилика Святого Климента. Особенность этого собора в том, что здесь нашли свой последний приют четвёртый римский епископ Климент и русский просветитель Кирилл и его брат Мефодий (часть мощей), который подарил нам кириллицу.

Но и это ещё не всё. Оказывается, Собор Святого Климента – это не одно сооружение, а целых три храма разных эпох, которые были построены на этом месте. Самый нижний уровень – это сооружение, которое относится I - III векам. Второй уровень – это христианская Базилика IV века, и наконец, верхний ярус был построен в XI веке, и это то, что мы можем увидеть сегодня.

Когда был обнаружен самый нижний слой, оказалось, что удалось найти здание, в котором некогда жил Тит Флавий Климент, христианин, который за свои проповеди был сослан в Херсонес. Или, как теперь говорят археологи, здесь располагалась римская государственная сокровищница.

Верхний уровень – это самое позднее сооружение, построенное по стандартному проекту. Здесь можно увидеть полы с великолепной мозаикой, потолки и стены с фресками. Особенно выделяется мозаика «Крест – дерево жизни». На ней распятый Христос окружён цветами, птицами и виноградом. Причём это первая мозаика, на которой можно увидеть распятого Христа. До этого его изображали либо уже воскресшим, либо в кругу его последователей.Здесь же находятся гробницы четвёртого римского епископа и русского Кирилла.



Церковь святой Екатерины.

Современный православный храм, который был возведён в 2009 году на территории посольства России.

Своё имя он получил в честь смелой и простой девушки Екатерины, которая проживала в Александрии и постаралась объяснить свои соотечественникам, как примитивно язычество, и что вера в единого Бога – это то, что спасёт каждого.

Девушке удалось невозможное – она обратила в христианство жену императора и несколько десятков человек из его войска, которые отказались приносить жертвы языческим богам. Также она смогла переспорить мудрецов в философском споре, за что и была казнена.

Описываемые события происходили в IV веке. А спустя три столетия её нетленные мощи были найдены на горе Синай. В церкви святой Екатерины находится часть мощей святой.

Строительство часовни заняло всего 4 года. В 2006 году он был освящён и теперь является действующим православным храмом с детской приходской школой.

Церковь Святого Николая Угодника.

Это ещё один русский православный храм в Риме с непростой историей. Он много раз менял свой адрес, пока, наконец, приход не получил в наследство особняк М. А Чернышевского.

В 1932 году здесь был освящён новый храм.Сегодня это трёхэтажное здание, которое претерпело значительные изменения. Среди святынь особенно выделяется Иверская икона Божьей Матери, несколько икон, родиной которых считается Сергиев Посад, крест, подаренный греческим королевичем.

Базилика Святого Иерусалимского Креста (Санта Кроче ин Джерусалеме).

Храм из семерки самых известных паломнических церквей Рима.

Первая базилика была возведена на месте дворца Елены, бывшей матерью императора Константина. Делалось это по желанию самой женщины, и назывался храм базиликой Елены.

Удивительна история названия этого храма. На его месте изначально находился дворец. Причём под пол будущей христианской базилики было насыпано огромное количество земли, привезённой из самого Иерусалима. Именно это позволило добавить к названию храма приставку «в Иерусалиме».

Церковь много раз переделывалась, и свой современный вид обрела только XVII-XVIII веках. В самом храме хранятся многие православные реликвии, например, гвоздь, которыми Иисус был прибит к кресту, кусочки дерева от креста на котором распяли Спасителя, титл, фаланга пальца Фомы Неверующего. Всё это можно увидеть своими глазами.

Здесь же хранятся мощи Досточтимой Антониетты Мео, шестилетней девочки, которая умерла в 1937 году, но за свою короткую жизнь написала очень много писем к Богу, многие из которых считаются пророческими.



Православные реликвии в Базилике Санта Кроче ин Джерусалеме а Риме (слева направо) : кусочки животворящего креста Иисуса Христа, титл с креста иисуса Христа, шипы от тернового венца, гвоздь от креста Иисуса, камень из пещеры в Вифлееме.


Базилика Святого Иоанна Крестителя (Сан Джовани Латерано).

Кафедральный собор Рима по значимости стоит выше всех описанных православных храмов Вечного города. Это главная церковь Рима.Участок земли, на котором стоит собор, принадлежал второй жене Константина Флавии Максима Фауста. За три дня до своей кончины император крестился – принял веру Христову.

Папа Сикст V приказал сломать Латеранский дворец и хозяйственные постройки, и немного расширил апсидальную его часть. Здесь происходило событие, которое оставило заметный след в истории христианского Рима – суд над умершим Папой Формозом в 896 году.В самом храме до сих пор можно полюбоваться мозаикой Якопо Торризи, которая относится к 1300 году.

В середине собора имеется папский алтарь, который обращён на восток. Богослужение здесь может совершать только Папа Римский. Над этим алтарём в табернакле XVI века хранятся головы апостолов Петра и Павла.

Среди прочих православных реликвий этого храма можно назвать частичку Ризы Богородицы и небольшую часть губки, с видимыми следами крови. Той губкой, по преданию, поили уксусом Иисуса Христа перед казнью.

Базилика Девы Марии "Маджоре" (Санта Мария Маджоре).

Санта Мария Маджоре – один из важнейших храмов Рима. С ним ассоциируется любопытное сказание.

В 352 году папа Либерий и один из богатейших граждан Римской Империи увидели во сне Мадонну, которая повелела им построить храм там, где утром будет лежать снег.С утра снег на самом деле выпал, и там, где это случилось, и было начато строительство.

Практически все папы старались сделать это сооружение ещё красивее, ещё прекраснее и выше. Они достраивали, немного перестраивали и украшали здание согласно своим представлениям. И сегодня Санта Мария Маджоре, пожалуй, не менее красива, чем другие православные храмы Рима, и не менее привлекательна, чем другие базилики и церкви.

Здесь хранятся ясли, где находился новорожденный Христос, частичка мощей апостола Матфея, мощи блаженного Иеронима Стридонского и старинная икона Божьей Матери.


Базилика Санта Мария Маджоре в Риме.

В 2009 году в Риме освящен русский православный храм. Чтобы русские православные люди узнали о том, что в Вечном городе у них теперь есть собственный дом, был снят документальный фильм, посвященный истории строительства. О фильме и храме великомученицы Екатерины, о его приходе рассказали архиепископ Егорьевский Марк, члены попечительского совета храма и другие причастные к его созданию люди.

Архиепископ Егорьевский Марк , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, — один из инициаторов строительства храма великомученицы Екатерины в Риме. Владыка Марк освящал купола и кресты храма во время строительства, приезжал и на Малое, и на Великое его освящение. «Нередко город Рим воспринимают у нас только с точки зрения современности, как столицу Католического мира, — говорит владыка Марк. — Однако для нас Рим — это гораздо более глубокое понятие. Это город святых, место, политое кровью христианских мучеников, место, где Церковь укрепилась и усилилась, и для нас именно это наследие Рима является определяющим».

О том, как у Русской Православной Церкви в Риме появился свой храм и приход, снят фильм «Русский дом на берегах Тибра». В фильме историк Михаил Талалай рассказывает о святынях Рима, о православном храме святителя Николая на улице Палестро в Риме — его клирик храма святителя Николая игумен Герман (Камалов), клирик храма великомученицы Екатерины в Риме игумен Филипп (Васильцев), посол России в Италии Алексей Мешков, член попечительского совета храма Андрис Лиепа и другие.

Идея строительства русского православного храма в Риме была высказана в конце XIX века архимандритом Климентом (Верниковским), который в то время был настоятелем русской посольской церкви. К 1916 году были собраны средства на строительство, но начавшиеся революционные события в России помешали осуществлению проекта. О планах строительства вспомнили в 1990-е годы, и Святейший Патриарх Алексий II благословил строительство. Представители Католической Церкви предлагали Русской Церкви передать в пользование один из существующих католических храмов, но председатель ОВЦС, будущий Патриарх Кирилл, настоял на решении вернуться к идее XIX века о строительстве нового храма. От определения участка под строительство в 2001 году до получения лицензии, возведения и освящения храма и первого престольного праздника прошли годы. Сейчас в храме богослужения проходят ежедневно, по субботам дети занимаются в приходской школе, по воскресеньям и праздникам храм уже полон (он вмещает 200-300 человек).

Чрезвычайный и полномочный посол России в Италии Алексей Мешков говорит, что без участия Патриарха Кирилла этот проект невозможно было бы осуществить, а сам храм стал «храмом-объединителем», поскольку вокруг его строительства объединились русские люди, живущие в Отечестве и за его пределами. Это единение не могло не затронуть и посольство — оно принимало участие в решении множества практических вопросов и получении лицензии. Для строительства храма мэрии Рима пришлось даже пересматривать отдельные законы провинции Лацио, в которую входит город Рим, поскольку они исключали новое строительство на этой территории. По словам попечителей, храм построен на народные деньги — на средства частных жертвователей без участия государственного бюджета.

Архитектор храма Андрей Оболенский рассказывает, что рельеф местности располагал к тому, чтобы выстраивать композицию ансамбля от самого подножия холма: «Нужно было поженить архитектурное решение, типичное для Рима, и традиции в рамках православного канона».

Историк Михаил Талалай говорит, что многие не верили в возможность построить храм вдали от России. Член попечительского совета храма народный артист РФ Андрис Лиепа рассказывает, как провел в Риме пять лет, работая в Римской опере, и все эти годы был свидетелем строительства: «Мы присутствовали с нулевого цикла до настоящего колокольного звона», и теперь артист говорит о храме: «Это часть нашей жизни». Андрису Лиепе запомнилось, например, как замеряли проектную высоту храма, чтобы сравнить с Собором святого Петра, поскольку не одно здание в Риме не может быть выше него. Проект оказался выше, и холм, на котором строили храм, пришлось несколько срыть.

Клирик храма святой Екатерины игумен Филипп (Васильцев) говорит, что для многих прихожан храм стал частью малой родины. Архиепископ Егорьевский Марк подтверждает, что жизнь множества эмигрантов из России, Украины, Молдавии в Италии нелегка, они часто тяжело работают, в том числе в семьях, где досматривают престарелых, и им важно знать, что здесь каждый день проводится богослужение, их здесь ждут. Для них храм — это больше чем храм, это дом. Мало в каком римском приходе, по словам игумена Филиппа (Васильцева), можно встретить столько молодых семей с детьми.

На пресс-конференции в Фонде социально-культурных инициатив, посвященной презентации полной версии фильма о храме, архиепископ Егорьевский Марк рассказал, что само по себе дело постройки храма кажется ему большим чудом. Владыка вспомнил, как впервые попал в Рим в 1994 году: тогда в Риме был только православный храм святителя Николая на улице Палестро, он был закрыт на буднях, его настоятель протоиерей Михаил Осоргин приезжал служить из Парижа. В тот год будущий архиепископ Марк постоял у дверей храма святителя Николая, но зайти туда не смог. Постепенно все стало меняться. В 2000 году приход на улице Палестро вернулся в Московскую Патриархию, на богослужениях стало возноситься имя Патриарха, но одного храма было мало. Богослужения там продолжают совершаться и сегодня, но это храм домовый, незаметный с улицы, о котором многие не знают. «Хотелось построить такой храм, который напоминал бы о святой Руси и был бы центром притяжения для всех живущих в Италии русских православных людей», — продолжает архиепископ Марк.

Оказалось, что построить в Риме новый храм очень нелегко. Идея изначально была воспринята муниципалитетом как нонсенс, хотя в Риме живут и работают тысячи русскоязычных людей. Постепенно к этой идее привыкли, и разрешение на строительство храма было выдано. Архиепископ Марк рассказывает, что на нулевой цикл — сваи и фундамент — жертвовали гораздо менее охотно, чем когда здание начало приобретать свои очертания. Попечительский совет еще не распущен, необходимы еще росписи и благоустройство, но архиепископ Марк выделяет и другие задачи: «Мало построить храм, нужно еще и создать церковь. Храм — это только здание, а церковь — собрание верующих, община. Созидание церкви продолжает оставаться задачей, хотя много людей приходят в храм». Ранние литургии совершаются на молдавском языке, поскольку община молдаван в Риме многочисленна, поздние — на церковнославянском. При храме проходят и другие мероприятия — например, конференция по славистике. «Дай Бог, чтобы в храме кипела жизнь — церковная, культурная, образовательная, социальная».

Вице-президент фонда социально-культурных инициатив Татьяна Шумова добавила, что часто бывает в Риме, и совсем недавно была свидетелем открытия года Италии в России и России в Италии, была накануне Сретения в храме святой Екатерины, и видела, что на службе очень много народа. «Церковь как община пополняется ежедневным приходом новых и новых прихожан. В этом храме появилось место для сборов — библиотека, культурный и духовный центр, где проходят чтения и вечера, где собираются люди и обсуждают насущные проблемы».

Сегодня приход храма мученицы Екатерины в Риме — ставропигиальный, то есть его настоятелем стал Святейший Патриарх Кирилл. Однако сравнительно недавно Священный Синод принял решение о создании отдельной епархии православных приходов в Италии и назначении епископа. 4 февраля этого года подписан указ президента Италии о признании официальной Администратуры Православной Церкви в Италии (до этого юридическое лицо было только у прихода святой Екатерины). Сейчас в Италии около 30 приходов, и все они растут. Администратуру не стали называть епархией, но если однажды в Итальянские приходы будет назначен архиерей, храм святой Екатерины в Риме сможет стать центром его служения.

Пока же цель попечителей храма — рассказать о нем как можно большему числу людей. Если вскоре после освящения о храме не знали даже римские таксисты, то теперь он появился на всех картах в Интернете — в гугле, яндексе и пр., издаются путеводители и карты с информацией о нем. Кроме того, попечители ищут контакты с туристическими агентствами, которые могут включить храм в маршруты своих туров. Материал о храме будет размещен в бортовом журнале Аэрофлота.

Сокращенная версия фильма «Русский дом на берегах Тибра» уже была представлена на телевидении, а к сегодняшнему дню смонтирована полная версия фильма (52 минуты), которая будет вскоре распространяться на дисках, а также, вероятно, выложена на канале «Вести» в Интернете для просмотра.