Все о тюнинге авто

Послевоенная Германия. ГДР

Бывшей нацистской Германии была поделена на несколько . От империи отошла Австрия. Эльзас и Лотарингия возвратились под покровительство Франции. Чехословакия получила обратно Судетскую область. Государственность была восстановлена в Люксембурге.

Часть территории Польши, аннексированная немцами в 1939 году, вернулась в ее состав. Восточную часть Пруссии поделили между собой СССР и Польша.

Оставшаяся часть Германии была разделена союзниками на четыре зоны оккупации, где управление осуществляли советские, британские, американские и военные власти. Страны, принявшие участие в оккупации немецких земель, договорились о проведении согласованной политики, основными принципами которой были денацификация и демилитаризация бывшей германской империи.

Образование ФРГ

Через несколько лет, в 1949 году, на территории американской, британской и французской зон оккупации была провозглашена ФРГ – Федеративная Республика Германии, которой стал Бонн. Западные политики таким образом планировали создать в этой части Германии государство, построенное по капиталистическому образцу, которое могло стать плацдармом для возможной войны с коммунистическим режимом.

Американцы оказывали немалую новому буржуазному немецкому государству. Благодаря этой поддержке ФРГ быстро стала превращаться в экономически развитую державу. В 50-е годы говорили даже о «германском экономическом чуде».

Страна нуждалась в дешевой рабочей силе, основным источником которой стала Турция.

Как возникла Германская Демократическая Республика

Ответом на создание ФРГ стало провозглашение конституции другой немецкой республики – ГДР. Это произошло в октябре 1949 года, пять месяцев спустя после образования ФРГ. Таким способом советское государство решило противостоять агрессивным намерениям бывших союзников и создать в Западной Европе своеобразный оплот социализма.

Конституция Германской Демократической Республики провозглашала своим гражданам демократические свободы. В этом документе была также закреплена ведущая роль Социалистической единой партии Германии. На протяжении длительного времени Советский Союз оказывал правительству ГДР политическую и экономическую помощь.

Однако по темпам промышленного роста ГДР, вставшая на социалистический путь развития, существенно отставала от своего западного соседа. Но это не помешало Восточной Германии стать развитой индустриальной страной, где также интенсивно развивалось сельское хозяйство. После ряда бурных демократических преобразований в ГДР единство германской нации было восстановлено, 3 октября 1990 года ФРГ и ГДР стали единым государством.

  • 12. Политическая история Древнего Рима: периодизация и характеристика основных форм государства.
  • 13. Основные тенденции социально-политической борьбы в римском обществе II–I веков до н.Э.
  • 14. Государственные учреждения в период республики.
  • 15. Режим военных диктатур конца республики и переход к монархии.
  • 16. Политическое устройство Римской империи.
  • 17. Специфика политической истории западноевропейского средневековья: общая характеристика государства, власти и общества.
  • 18. Складывание западноевропейского феодализма и специфика политических отношений в Западной Европе в конце V–X веков.
  • 20. Государственный строй Англии в IX–XIII веках.
  • 21. Возникновение Английского парламента и характеристика сословно-представительной монархии.
  • 22. Характеристика английского абсолютизма.
  • 23. Феодальная раздробленность и усиление королевской власти во Франции в XI–XIII веках.
  • 24. Французское государство в классическое средневековье: сословно-представительная и абсолютная монархия
  • 25. Особенности политического развития Франции в период Столетней войны.
  • 26. Политическое объединение Франции в первой половине XVI века.
  • 27. Раннефеодальное государство в Германии
  • 29. Государственный и общественный строй Византии.
  • 30. Политическая история Арабского халифата в VII–IX веках
  • 31. Складывание государственной власти в Японии.
  • 32 Политическая история Китая в эпоху средневековья.
  • 33 Функционирование политической власти в древних цивилизациях Америки (майя, ацтеки, инки).
  • 34. Складывание государств Африки в период средневековья и нового времени
  • 35. Содержание политической истории в новое время (общая характеристика государства, политической власти и общества).
  • 36. Английская буржуазная революция: предпосылки, ход итоги.
  • 37. Конституционная монархия Англии в XVIII–XIX веках.
  • 38. Складывание Британской империи
  • 40. Государственный строй сша по Конституции 1787 года.
  • 41. Гражданская война в сша: причины, ход, результаты.
  • 42. Великая французская буржуазная к 70-м гг. XVIII в.
  • 43. Формы правления во французском государстве первой половины XIX века (1804–1852)
  • 44 Парижская коммуна 1871 года.
  • 45. Эволюция германской государственности в XIX веке
  • 46. Характеристика японского государства XIX века.
  • 47. Структура государственной власти Китая XIX века.
  • 48. Республиканская форма правления в государствах Латинской Америки XIX века.
  • 50. Структурно-функциональная эволюция государственной власти в сша XX века.
  • 51. Политика «нового курса» ф.Д. Рузвельта в сша.
  • 52. Эволюция партийной системы в Англии в конце XIX – первой половине хх века
  • 53. Эволюция государственной власти в Англии хх века.
  • 54. Организация местного управления в Великобритании хх века.
  • 55. Третья республика во Франции XX века и ее падение.
  • 56. Характеристика политического устройства Четвертой республики во Франции
  • 57. Пятая республика во Франции (1958 – настоящее время).
  • 58. Характеристика политического режима Веймарской республики в Германии.
  • 60. Германия после Второй мировой войны: от раскола – к объединению (1945 – 1990).
  • 61. Установление фашистской диктатуры в Италии
  • 62. Образование Итальянской республики после Второй мировой войны и эволюция политической власти.
  • 63. Эволюция власти и общества в Японии XX века.
  • 64. Синьхайская революция 1911 года и падение монархии в Китае.
  • 65. Образование и развитие Китайской народной республики.
  • 67. Общая характеристика политических режимов в латиноамериканских государствах хх века.
  • 68. Характер и формы революций 1940-х годов в Центральной и Восточной Европе.
  • 69. Крах тоталитарных режимов в Центральной и Восточной Европе в ходе революций 1989–1990 гг.
  • 70. Постсоциалистическая фаза государственного строительства в Центральной и Восточной Европе.
  • 60. Германия после Второй мировой войны: от раскола – к объединению (1945 – 1990).

    После прекращения 23 мая 1945 года государственного существования Германии от её территории были отделены территория бывшей Австрии (разделена на 4 зоны оккупации), Эльзас и Лотарингия (возвращены в состав Франции), Судетская область (возвращена в состав Чехословакии), область Эйпена и Мальмеди (возвращена в состав Бельгии), восстановлена государственность Люксембурга, отделены аннексированные в 1939 году территории Польши (Позен, Варталанд, часть Померании). Мемельская (Клайпедская) область возвращена в состав Литовской ССР. Восточная Пруссия разделена между СССР и Польшей. Остальная часть разделена на 4 оккупационных зоны - советскую, американскую, британскую и французскую. Часть своей оккупационной зоны к востоку от рек Одера и Нейсе СССР передал Польше.

    Члены антигитлеровской коалиции, прежде всего США, СССР, Великобритания, а позже и Франция, сначала добивались осуществления согласованной оккупационной политики. Главными задачами в этой политике были демилитаризация и «денацификация».

    Принципы оккупационной политики и большая часть территориальных измнений были зафиксированы Потсдамским соглашнием.

    В дальнейшем произошло политико-экономическое объединение американской, британской и французских оккупационных зон в т. н. Тризонию, с 1949 г. Федеративная Республика Германии (ФРГ).

    Мирный договор с ФРГ по итогам Второй мировой войны не подписан до настоящего времени.

    Федеративная Республика Германии

    Федеративная Республика Германии была провозглашена в 1949 году на территории британской, американской и французской оккупационных зон. Столицей ФРГ был город Бонн. Франция пыталась отделить от Германии Саарскую область, но в итоге по Люксембургскому договору 1956 года Саар был воссоединён с ФРГ.

    Благодаря помощи американцев по плану Маршалла в 1950-х годах был достигнут быстрый рост экономики (германское экономическое чудо), продолжавшийся до 1965 года. Для удовлетворения потребности в дешёвой рабочей силе ФРГ поддерживала приток гастарбайтеров, в основном из Турции.

    До 1969 года страной правила партия ХДС (обычно в блоке с ХСС и реже с СвДП). В 1950-х годах был разработан ряд чрезвычайных законов, запрещены многие организации, в том числе Коммунистическая партия, введены запреты на профессии. В 1955 году ФРГ вошла в НАТО.

    В 1969 году к власти пришли социал-демократы. Они признали нерушимость послевоенных границ, ослабили чрезвычайное законодательство, провели ряд социальных реформ. В дальнейшем социал-демократы и христианские демократы чередовались у власти.

    Западный Берлин

    С 1945 года Берлин был поделён между странами антигитлеровской коалиции на четыре оккупационные зоны. Восточная зона, занятая советскими войсками, стала впоследствии столицей Германской Демократической Республики. В трёх западных зонах контроль осуществляли, соответственно, оккупационные власти США, Великобритании и Франции.

    После образования ФРГ и ГДР оба государства заявили о своих притязаниях на суверенитет над Западным Берлином.

    С заключением 3 сентября 1971 года Четырёхстороннего соглашения соотношение ФРГ - Западный Берлин - ГДР было поставлено на новую правовую базу. В Западном Берлине оставался оккупационный режим.

    В 1990 году Западный Берлин вошёл в состав единой Германии.

    Германская Демократическая Республика

    Провозглашение ГДР состоялось 7 октября 1949 года - спустя месяц в ответ на создание на территории трёх западных оккупационных зон Федеративной Республики Германии.

    СССР вывез из советской оккупационной зоны машины и оборудование, взимал с ГДР репарации. Лишь к 1950 году промышленное производство в ГДР достигло уровня 1936 года. События 17 июня 1953 года в ГДР привели к тому, что вместо взыскания репараций СССР стал оказывать ГДР экономическую помощь.

    Как провозглашалось, граждане ГДР имели все демократические права и свободы. Хотя доминирующее положение в стране занимала Социалистическая единая партия Германии (её ведущая роль была закреплена в Конституции), наряду с нею на протяжении десятилетий существовали и четыре другие партии.

    Темпы экономического развития ГДР были ниже, чем в ФРГ, и самыми низкими среди государств Варшавского договора. Тем не менее, уровень жизни в ГДР оставался самым высоким среди восточноевропейских государств. К 1980-м годам ГДР стала высокоразвитой индустриальной страной с интенсивным сельским хозяйством. По объёму промышленной продукции ГДР занимала 6-е место в Европе.

    Берлинская стена

    Отсутствие чёткой физической границы между зонами оккупации в Берлине приводило к частым конфликтам и массовой утечке специалистов из ГДР. Восточные немцы предпочитали получать образование в ГДР, где оно было бесплатно, работать - в Западном Берлине или ФРГ. В августе 1961 года власти ГДР начали строительство охраняемой стены, физически отделившей Западный Берлин от ГДР. Берлинская стена была в основном разрушена в 1990 году.

    Современная история Германии

    Горбачёвские реформы в СССР были настороженно восприняты властями ГДР и с энтузиазмом - в ФРГ. В 1989 году напряжённость в ГДР стала возрастать. Осенью со своего поста высшего партийного руководителя ушёл многолетний лидер страны Эрих Хонеккер, его место занял бывший лидер Союза свободной немецкой молодёжи Эгон Кренц. Однако он пробыл во главе государства недолго, всего несколько недель. В начале ноября в Берлине началась грандиозная демонстрация, закончившаяся разрушением Берлинской стены. Это стало первым шагом на пути к объединению двух германских государств. Вскоре на территории ГДР вошла в обращение немецкая марка ФРГ, а в августе 1990 года между двумя сторонами был подписан Договор об установлении единства.

    Послевоенное положение экономики Германии

    После Второй мировой войны Германия была разделена на два самостоятельных государства: ФРГ и ГДР. На тяжелое состояние экономики Германии, помимо военной разрухи, оказывали влияние демонтаж оборудования промышленных предприятий, принятый по решению Потсдамской конференции глав правительств держав – победительниц в войне 2 августа 1945г. в качестве компенсации ущерба, а также разделение страны. В 1948 г. при непосредственном участии Л. Эрхарда – архитектора политики экономического возрождения Западной Германии, экономиста и государственного деятеля (сначала министра экономики, а затем канцлера ФРГ) была проведена денежная и экономическая реформа.

    Тщательно подготовленная экономическая реформа проводилась одновременно с денежной реформой, реформой цен, перестройкой централизованного управления. Прежняя система была разрушена сразу, а не постепенно. Рост цен остановился примерно через полгода. Успех реформы определялся и своевременной корректировкой (например, пересмотром обменного курса национальной валюты) и наличием сильной и авторитетной власти Эрхарда относят к представителям неолиберального направления, но он не был «чистым» неолибералом и широко использовал государственные рычаги для перехода на принципы либерализма. Вслед за проведением денежной реформы были упразднены административное распределение ресурсов и контроль над ними.

    Промышленность

    В исторически сложившейся единой предвоенной германской экономике территория нынешней ГДР представляла собой слабо развитую в промышленном отношении область, в огромной степени зависевшую от ее западной части. До войны восточная часть вывозила из западной 45% всей промышленной и сельскохозяйственной продукции. Сырьевая база, металлургическая, энергетическая и тяжелая промышленность располагались главным образом в западных областях Германии. К тому же в результате войны было выведено из строя 45% оборудования и без того слабо развитой промышленности, 70% энергетических мощностей и 40% сельскохозяйственных машин. По сравнению с 1936 годом объем промышленного производства на территории нынешней ГДР составлял всего 42%. Вся наличная экономическая база состояла всего-навсего из единственной доменной печи, традиционной текстильной промышленности, включая текстильное машиностроение, точной механики и оптики. Из-за раскола Германии по вине западных держав, образовавших сепаратное западногерманское государство, ГДР оказалась оторванной от традиционных центров тяжелой промышленности, металлургии и энергетики. В 1949 году, в год основания ГДР, молодому государству не хватало целых отраслей промышленности, а те, которые существовали, были очень слабо развиты. Ценой неимоверных усилий трудящимся удалось преодолеть за первые годы строительства наиболее пагубные диспропорции.

    С помощью Советского Союза заново были созданы целые отрасли промышленности, в том числе энергетическая база, металлургия, станкостроение, и значительная часть легкой промышленности. Референдум от 30 июня 1946 года о безвозмездной экспроприации 3843 предприятий активных нацистов и военных преступников, а также крупных землевладельцев послужил демократической основой для превращения многочисленных предприятий в общенародную собственность. Вместе с тем эта экспроприация и демократическая земельная реформа положили начало процессу перехода экономической власти в руки рабочего класса в союзе с крестьянством и всеми другими слоями трудящихся. В последующие годы с помощью Советского Союза трудящиеся создали многочисленные новые предприятия. Это были очень трудные годы промышленного строительства. Они потребовали от всех трудящихся огромного напряжения сил и стоили больших лишений. Враждебные социализму империалистические круги старались задержать новое развитие, помешать ему и даже сорвать его.

    Они злонамеренно использовали государственную границу между ГДР и Западным Берлином, которая до 1961 г. была открытой, подтачивая валютный режим ГДР, переманивая оттуда высококвалифицированных специалистов и вывозя в Западный Берлин большое количество жизненно необходимых товаров широкого потребления. По официальным данным, из-за существования до 1961 года открытой границы ГДР был нанесен материальный ущерб в размере свыше 100 млрд. марок. После осуществления мер по обеспечению безопасности государственной границы ГДР в 1961 году наступил значительный экономический подъем. После того, как почти все крестьяне, бывшие до этого единоличниками, объединились в сельско – хозяйственные производственные кооперативы, социалистическая собственность стала прочной экономической основой ГДР. После VI съезда СЕПГ, состоявшегося в 1963 году и принявшего решение о развернутом строительстве социализма, были приложены большие усилия по разработке, испытанию и применению на практике эффективных путей и методов управления и планирования промышленности и всех других областей народного хозяйства.

    Политическая реформа

    Принцип демократического государства сделал возможным выражение воли граждан. В центре внимания основного закона находится человек, ибо государство должно служить людям, а не господствовать над ними. Государственный строй Германии определяют 4 принципа государства: демократического; федеративного; правового; социального.

    План Маршалла 5 июня 1947 г. Джордж Маршалл, тогдашний госсекретарь США, провозгласил Программу восстановления Европы. Год спустя американский конгресс принял этот план, предусматривавший миллиардные кредиты. В него входили не только финансовые средства, а и поставки оборудования, подарки. До 1952 г. США направили из фондов программы 

    Германия после Второй мировой войны. Основной закон ФРГ 1949 г. Берлинский кризис. Разделение страны

    Вторая Мировая война закончилась для Германии поражением и крушением фашистского режима в стране.

    Это создало условия для строительства нового, демократического германского государства.

    Германии снова, как и 27 лет назад (после Первой Мировой войны ), пришлось начинать все почти с нуля.

    Однако теперь ситуация осложнялась еще двумя факторами:

    1. Тяжелое экономическое положение страны, вызванное последствиями войны;

    2. Противоречия между союзниками (точнее – между СССР и союзниками ) по вопросу дальнейшего развития страны. При этом каждая сторона, стремилась сделать Германию сферой своего влияния;

    Последствия войны для Германии были более тяжелыми, чем для многих других государств Европы.

    Потери составили 13,5 млн., города разрушены, промышленность уничтожена или демонтирована (союзниками же – вот уроды!

    Настоящие мародеры! СССР вывозил из Германии все – начиная от кораблей и заканчивая пуговицами). Экономика страны испытывала нехватку рабочих рук (мужское население погибло на войне). В стране – всеобщая спекуляция, процветает «черный рынок». Не хватает жилья. Финансовая система страны разрушена – никакие деньги не имеют цены. Большая часть населения голодает.

    Формирование нового немецкого государства, должно было проходить в чрезвычайно тяжелых условиях.

    Еще более осложняло ситуацию следующее:

    Такие стартовые условия не предвещали ничего хорошего – так и оказалось – будущее оправдало самые худшие опасения (произошло все, кроме Третьей мировой войны …).

    С окончанием боевых действий, территория Германии была разделена на оккупационные зоны (4 – США, Великобритания, Франция, СССР).

    Это было необходимо для координированного решения первоочередных проблем, после чего, по договоренности между союзниками, власть должна была перейти к новым германским органам власти.

    Для управления страной был создан специальный орган, в который входили все союзники – Контрольный совет (командующие четырех армий, ставшие военными губернаторами).

    Именно их и проводил Контрольный совет. Главное место в них занимала политика получившая название «четыре Д »:

    Демилитаризация Ликвидация военной промышленности страны.

    Перевод экономики на мирное строительство. Ликвидация монополий, которые привели страну к войне. Роспуск рейхсвера (германской армии).

    Денацификация Запрет и роспуск всех фашистских организаций (НСДАП, СС, и других ). Запрет любых военизированных формирований. Удаление нацистов из госаппарата и привлечение к ответственности фашистских преступников.
    Демократизация Восстановление всех политических (и иных) прав и свобод. Создание демократической партийной системы, проведение демократических выборов.
    Децентрализация Восстановление федеративного устройства страны и местного самоуправления. Формирование местных органов власти.

    Первоначально политика союзников в отношении Германии осуществлялась в одном направлении.

    Осуществление важнейших мероприятий, перечисленных выше не вызывало сомнений и особых разногласий.

    Однако при определении путей дальнейшего развития страны, такие разногласия появились очень быстро. И вот почему:

    После реализации плана «четырех Д », следующим этапом должно было стать создание немецких государственных органов и передача им власти.

    Однако к этому времени, территория Германии все более явно становилась ареной противостояния коммунизма и капитализма (СССР и США). Никто не хотел уступать — как выяснилось уже очень скоро, политика в разных зонах весьма существенно различалась.

    Вскоре обозначилась линия противостояния – СССР с одной стороны, союзники (США, Великобритания, Франция) – с другой. Мероприятия, направленные на создание германского государства, проводимые в восточных и западных зонах, были диаметрально противоположны, и фактически направлены на построение разных моделей государства.

    Это очень быстро привело к политическому кризису.

    События развивались примерно так:

    Раскол Германии и образование ФРГ и ГДР
    «Двуглавая политика» Главное различие существовало, ясный хрен, между западными зонами и зоной СССР.

    Фактически на этих территориях строились два разных государства. В восточных землях начались преобразования по советскому образцу (построение тоталитарного государства ), в то время как в западных – союзники проводили либеральные преобразования по своей модели.

    Такие различия не могли не привести к серьезным разногласиям, по поводу будущего страны. Они не заставили себя ждать – Парижская сессия СМИД (май, 1946 г. ) не смогла решить ни одного вопроса.

    «Экономический глюк» Различная экономическая политика, в оккупационных зонах, привела к созданию особой ситуации:
    1. в западных зонах, население стабильно получает зарплату и пособия, однако товаров мало (дефицит всего), да и стоят они дорого;
    2. в восточных зонах товары и продукты питания дешевле и в достаточном количестве (помощь СССР), это приводит к их массовой скупке населением западных зон;

    Такая ситуация совсем не радовала СССР – в результате между зонами введен режим контроля за перемещением товаров и людей.

    «Бизония» Летом 1946 г., ситуация обостряется еще больше. После заявления Государственного Департамента США об объединении американской и английской зон, такое объединение было произведено в декабре 1946 г. Объединенная зона получила название «Бизония ». Главной ее чертой стало то, что в ней действовали не оккупационные, а уже немецкие органы власти – главным стал Экономический совет (глава — Л.

    Эрхард). Таким образом, «Бизония» стала прообразом будущей ФРГ.

    Напрасные усилия Несмотря на трудности, попытки найти общее решение для Германии еще продолжались. Однако переговоры были обречены на провал еще до их начала. Это подтвердила сессия СМИД в марте 1947 г. Как и предыдущая она не решила ни одной проблемы, зато создала множество новых. С таким же «результатом» завершилась и следующая (ноябрь 1947 г.).

    После ее завершения, стороны даже не договорились о следующей. Это было плохим знаком.

    «Тризония» В феврале 1948 г. в состав «Бизонии» вошла и французская зона оккупации – образовалась «Тризония ».

    Теперь все западные секторы образовывали единое экономическое и политическое пространство, почти совпадающее с территорией будущей ФРГ.

    Власть на этой территории опять-таки принадлежала немецким органам.

    «Финт ушами» Первым мероприятием, проведенным германской администрацией стала денежная реформа . Она должна была решить две основных задачи:
    1. Стабилизировать финансовую систему страны;
    2. Ликвидировать «черный рынок»;
    3. Подорвать системы бартерных (обменных) сделок;

    На территории Тризонии вводилась собственная марка, не имевшая хождения в советской оккупационной зоне.

    Теперь Тризония стала полностью самостоятельной в финансовом отношении. Денежная реформа привела к двум главным результатам:

    • Позволила восстановить нормальное денежное обращение и стала основой будущего развития западной Германии;
    • Поток утративших цену старых марок хлынул в восточные земли, едва не обрушив их экономику;

    СССР расценил реформу как попытку провозглашения самостоятельного немецкого государства и отнесся к ней крайне негативно.

    Это событие предопределило последующее развитие Германии.

    «Берлинский кризис» Денежная реформа (которую СССР назвал «сепаратной ») очень не понравилась советской администрации.

    В качестве ответного хода избрали, однако примитивную тактику «удара кувалдой по голове » (правда, как оказалось – по своей же…). 24 июня 1948 г. советские войска полностью прервали сообщение западного Берлина с остальным миром, организовав его блокаду.

    СССР рассчитывал, что это вынудит союзников на уступки в переговорах. Однако номер не прошел – США организовали доставку необходимых грузов в блокированный город воздушным путем («воздушный мост») – в течение 11 месяцев в город доставлялось все необходимое.

    Сбивать американские самолеты у СССР не хватило наглости (это означало бы войну). Блокаду пришлось прекратить. Инцидент получил название «Берлинский кризис». Он окончательно определил раскол Германии. Позиции СССР оказались подорванными – после попытки силового давления, немцы уже не верили в «благие намерения » этой страны.

    Усилился поток беженцев с востока на запад.

    «Ёшкин кот» После неудачных попыток договориться, западной Германии, ничего не оставалось, как начать разработку собственной конституции, о вопрос объединения отложить на будущее время. К 1949 году в обоих германских государствах началась разработка собственных конституций – фактически раскол страны на две части стал реальностью.

    Несмотря на провал Лондонской конференции (см.

    раздел «Напрасные усилия ») определенные результаты она все же дала. Важнейшим из них являлось достижение согласия между западными государствами (США, Великобритания, Франция) по вопросу создания отдельного западногерманского государства. Образование такого государства должна была закрепить новая конституция. При этом немецким политикам было предложено созвать Учредительное собрание (для ее принятия ) не позднее 1 сентября 1948 года.

    Такое предложения, хотя и было достаточно очевидно для самих немцев, особого энтузиазма не вызвало – это был явный шаг к расколу страны.

    Вместе с тем, и оставлять ситуацию в неизменном виде, также было невозможно.

    Этот вопрос пришлось решать на собрании премьер-министров германских земель (в землях уже действовали ландтаги и правительства ).

    В конечном итоге было принято компромиссное решение:

    Решения глав земель, были одобрены и союзниками (пусть хоть такая конституция, чем никакой ).

    Главная цель образования западноевропейского государства – создание своеобразного «ядра», к которому затем присоединились бы и восточные земли. Так западные немцы пытались найти хотя бы какое-то решение существующих проблем. Иных вариантов, скорее всего не было.

    Парламентский совет (65 членов избранных ландтагами земель, таким образом, орган, сформированный косвенными выборами ) начал работу 1 сентября 1948 г.

    (Бонн ). Председателем стал К. Аденауэр (СДПГ). Особых дебатов законопроект не вызвал – предполагалось, что его вскоре заменит «настоящая» Конституция (хрен тут заменишь – из-за СССР страна оказалась разделенной в течение полувека!).

    8 мая 1949 г. Основной закон (ОЗ) был принят большинством голосов. Ландтаги быстро ратифицировали его (одобрили). Проблемы возникли только с Баварией (ну у нее всегда было свое мнение… ) которая считала ОЗ «слишком централистским» (ограничивающим ее «драгоценные» полномочия в пользу центра ).

    Однако и она обязалась соблюдать его нормы.

    23 мая 1949 г. ОЗ вступил в силу. Это и стало датой рождения нового германского государства. Оно получило название Федеративная республика Германия .

    Основной закон ФРГ 1949 г.
    Общая характеристика Принят по итогам Второй мировой войны, ликвидации фашистского режима в Германии, и послевоенных условий в стране.

    Является самой демократической в истории Германии конституцией, и выдержан в русле большинства послевоенных европейских конституций (Франции, Италии и др. ). Воспринял в себе лучшие черты Конституции 1919 г., добавив к ним новые.

    Главная черта – основной закон рассматривался как временный , до объединения страны (это, правда, удалось сделать только через 50 лет… ). Принят Парламентским советом, состоящим из представителей земель, вступил в силу 23 мая 1949 г.

    Основные принципы
    1. Парламентаризм – парламент играл в системе органов власти большую роль, в том числе – в сфере исполнительной власти;
    2. Ответственное правительство – правительство формировалось парламентским путем, и было ответственно перед ним (а не перед президентом);
    3. Широкий предмет регулирования —
    4. Значительный объем прав и свобод – есть все современные.

      Значительное место занимают социально-экономические права;

    5. Социальный характер государства —
    6. Федеративное территориальное устройство – федерация с «сильными» землями (у них большой объем полномочий и значительная самостоятельность).
    Структура Она в целом традиционна – преамбула, 11 разделов, 146 статей. Никакие иные акты в состав конституции не входят, преамбула правовых норм не содержит и юридической силы не имеет.
    Правовой статус личности Главное достоинство новой конституции. Раздел содержащий нормы о правах и свободах граждан находиться на «почетном» месте, начиная конституцию (первый раздел ).
    Форма правления Парламентарная республика в чистом виде. Глава государства (президент) и глава исполнительной власти (федеральный канцлер) разделены, правительство формируется парламентарным путем и ответственно перед парламентом.

    Значительные полномочия сосредоточены у персонально федерального канцлера (ФРГ иногда называют «канцлерская республика »)

    Порядок изменения Конституция жесткого типа (хотя и не особенно) – для изменения требуется квалифицированное большинство голосов Бундестага и Бундесрата. Ратификации поправок землями не требуется (это тебе не США – там хрен изменишь… ).

    Образование западногерманского государства и принятие Основного закона, по существу означали окончательное разделение страны .

    В это же время, в восточных землях происходили процессы образования социалистического германского государства – ГДР.

    Во многом, происходившие в течение 1949 года процессы еще могли рассматриваться как временные, и надежда на объединение страны еще сохранялась. Как отмечалось выше, конституция ФРГ носила характер временной – предполагалось скорое включение в состав единого немецкого государства восточных земель.

    Однако уже в ближайшие несколько лет последние иллюзии развеялись – оба германских государства стали ареной политического противостояния между социалистическим и капиталистическим миром.

    В таких условиях, об объединении пришлось забыть надолго – казалось навсегда.

    Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая

    Государственно-политическое развитие Германии после Второй мировой войны

    Вторая мировая война (1939-1945 гг.) окончилась для Германии полным военным и политическим поражением. После военной капитуляции (8 мая 1945 г.) прежнее германское государство и номинально, и практически прекратило свое существование. Власть в стране и все функции управления перешли к военной администрации оккупировавших Германию держав.

    21.1.1 Потсдамские соглашения и создание военно-контроль-ного управления оккупированной Германией.

    Принципы послевоенного устройства Германии были определены решениями Крымской (январь 1945 г.) и, главноеПотсдамской конференциями (июль-август 1945 г.) государств-союзников (СССР, США и Великобритании).

    Они были поддержаны Францией и рядом других стран, находившихся в состоянии войны с Германией. Согласно этим решениям, в Германии должно было быть полностью разрушено тоталитарное государство: запрещалась НСДАП и все связанные с нею организации, большинство карательных учреждений рейха (включая СА, СС и службы СД) были объявлены преступными, распускалась армия, отменялись расовые законы и акты политического значения.

    В стране должны были последовательно проводитьсядекартелизация, денацификация, демилитаризация и демократизация . Дальнейшее решение «германского вопроса», включая подготовку мирного договора, отдавалось в руки Совета министров иностранных дел государств-союзников.

    5 июня 1945 г. государства-союзники обнародовали Декларацию о поражении Германии и об организации нового порядка управления.

    Страна подразделялась на 4 оккупационные зоны, которые отдавалась под администрацию Великобритании (наибольшая по территории зона), США, СССР и Франции; совместному управлению подлежала столица – Берлин. Для решения общих вопросов образовался союзный Контрольный совет из главнокомандующих четырех оккупационных армий, решения в котором принимались бы по принципу единогласия. В каждой зоне создавалось собственное управление по типу военного губернаторства.

    На губернаторов возлагались все вопросы восстановления гражданской жизни, осуществления политики денацификации и демилитаризации, а также преследования нацистских преступников, возвращения ранее насильственно перемещенных лиц и военнопленных всех национальностей.

    После установления военной администрации во всех зонах была разрешена деятельность политических партий демократического направления. Новые партии должны были сыграть основную роль в восстановлении государственных структур и в политической организации населения (хотя и в разных целях с позиций СССР и западных держав).

    В восточной зоне оккупации (СССР) доминирующей политической силой стали возродившиеся Социал-демократическая и Коммунистическая партии. Под давлением советской администрации и под руководством лидеров, находившихся в годы войны в СССР, они слились в Социалистическую единую партию Германии (апрель 1946 г.), поставившую целью установление в стране социалистического государства в духе революционного марксизма и при полном социальном переустройстве страны по советскому образцу.

    В оккупационных зонах западных держав во главе политических процессов стала вновь образовавшаяся партия – Христианско-демократический союз (июнь 1945 г.); в Баварии аналогичным по направленности объединением стал Христианско-социальный союз (январь 1946 г.). Эти партии стояли на платформе демократического республиканизма, создания общества социального рыночного хозяйства, основанного на частной собственности.

    Одновременно возродилась в западных зонах и Социал-демократическая партия Германии (июнь 1946 г.). Осенью 1946 г. в обстановке политического плюрализма были проведены первые выборы местных органов и ландта-гов земель.

    Расхождения политических курсов партий восточной и западной зон вело к гражданскому противостоянию в стране, которое обострялось резким расхождением военно-политических целей СССР и США в Европе, их позиций по поводу судьбы Германии (США предполагали политическое дробление страны на несколько самостоятельных земель, СССР – создание единого государства «народной демократии»).

    Поэтому ситуация предопределила государственный раздел Германии

    21.1.2 Курс на создание западногерманского "социального государства". Роль государства в регулировании экономи-ки.

    Союзническое управление германской экономикой сво-дилось первое время к введению системы строгого контро-ля за производством и распределением с целью обеспече-ния немцев продуктами первой необходимости и репараци-онных поставок в счет возмещения ущерба странам, постра-давшим от войны.

    Первым шагом на пути демократизации Германии должна была стать декартелизация.

    Согласно Потсдамских соглашений был раз-работан план "по репарациям и уровню послевоенной Гер-манской экономики", предусматривающий демонтаж промышленных предприятий и введение ограничений и запре-тов на выпуск многих видов продукции.

    Полностью запрещалось производство любых видов вооружения. Однако, Союзный контрольный совет так и не смог выработать общих критериев понятия "монополи-стическое объединение". Декартелизация в связи с этим стала проводиться по принципу денацификации.

    Этому спо-собствовало то, что значительная часть крупных немецких промышленников была арестована за соучастие в преступ-лениях рейха, а их имущество секвестировано. За исключе-нием той его части, которая шла на репарационные постав-ки, оно передавалось в распоряжение земель.

    Разрушение крупного экономического потен-циала в ходе декартелизации в англо-американской зоне закончилось к 1950 г., в советской зоне еще раньше.

    Оно имело и определенные позитивные последствия, выразив-шиеся не только в структурной перестройке промышленно-сти, в обновлении технологии производства, но и в принци-пиальном изменении всей государственной хозяйственной политики, направленной отныне не на милитаризацию, а на восстановление и рост промышленного производства в мир-ных целях.

    С началом "холодной войны" в 1946-1947 гг.

    в запад-ных зонах стала все активнее проводиться политика оздо-ровления германской экономики во имя обеспечения "безо-пасности вместе с немцами". Самим немцам предстояло и восстановить экономику, и определять стратегическое на-правление ее будущего развития.

    Были проведена серия реформ, направленных на восстановление разрушенной финансовой системы страны (денежная реформа, налого-вая реформа и др.)

    Государство решительно отказалось от финансирования промышленного развития.

    Лишь топливно-энергетическая, добывающая промышленность, черная металлургия в 1948-1951 гг. субсидировались государством. Прямые субсидии государства впоследствии были ограничены тремя направ-лениями: внедрением научных достижений, социальной по-мощью на переобучение персонала, развитием транспорт-ной инфраструктуры.

    В январе 1948 г.

    был воссоздан и центральный банк, получивший название Банк немецких земель (БНЗ), который, согласно закону, должен был про-водить самостоятельную денежную политику, не подчиня-ясь указаниям никаких партийных, общественных и госу-дарственных (кроме судебных) органов. Более того, его деятельность, согласно ст. 4 Закона, приравнивалась к органам управления объединенной западной экономической зоны.

    В апреле 1948 г. вступил в действие "План Маршалла". В экономику Германии были влиты миллиарды долларов.

    Новая валюта была признана населением.

    В ходе проведенного еще в 1945 г. референду-ма по вопросу о собственности и в советской, и в американ-ской зонах преимущество было отдано общественным фор-мам собственности. В американской зоне это решение не было проведено в жизнь. В английской зоне на "социализа-цию" собственности было наложено вето оккупационными властями. Большинство немцев было настроено на выбор некое-го центристского "третьего курса", создание "социального рыночного хозяйства" и "социального государства".

    Дискуссии в Парламентском совете шли вокруг двух моделей.

    Буржуазные партии христианского толка предлагали соз-дание "социального капитализма". Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) — соз-дание "демократического социализма". Между ними было много общих точек соприкосновения.

    На выборах 14 августа 1949 г. немцы проголосовали за ХДС/ХСС, которые вместе с малыми буржуазными пар-тиями получили большинство в рейхстаге. Они тем самым проголосовали и за создание "социального рыночного хо-зяйства", "социального государства" Германии.

    В качестве стратегического направления определили создание и поддержание рыночно конкурентных порядков.

    Государство проводило политику деконцентрации производ-ства, вводило контроль за деятельностью монополий, за це-нообразованием, всемерно поощряя создание новых, преж-де всего средних и мелких фирм. С этой целью упрощались правовые формы их регистрации при получении статуса юри-дического лица, предоставлялись льготные кредиты и пр.

    Про-ведение в жизнь политики социального рыночного хозяйст-ва привело к бурному экономическому росту, получившему в западногерманской печати название "экономического чуда". Уровень довоенного развития был достигнут в Западной Германии в целом к концу 1950 г.

    Раздел Германии.

    В течение 1945 – 1948 гг.

    западные зоны консолидировались. В них были проведены реформы административного устройства. В 1945 г. было восстановлено деление на исторические земли, под контролем военных властей возрождены местные представительные органы – ландтаги и земельные правительства. Объединение английской и американской зон оккупации (в т. н. Бизонию) в декабре 1946 г. подвело к формированию объединенного органа власти и управления.

    Таким стал Экономический совет (май 1947 г.), избиравшийся ландтагами и полномочный принимать общие финансово-экономические решения. В связи с распространением американского «плана Маршалла» (предусматривавшего финансово-экономическую помощь разоренной Европе) на Германию эти решения приобрели для западных зон все более объединяющее значение.

    (И одновременно проведение «плана Маршалла» способствовало отъединению восточной зоны, поскольку правительство СССР отвергло его). В Бизоний оформился Совет земель – своего рода вторая правительственная палата, а также Верховный суд; по сути, функции центральной администрации выполнял Административный совет, подконтрольный Экономическому совету и Совету земель.

    Дальнейшие расхождения между западными союзниками и СССР по поводу послевоенного устройства Германии, различие первых экономических реформ на Востоке и на Западе Германии предопределило курс западных союзников на государственное обособление западных зон.

    В феврале-марте и в апреле-июне 1948 г. на Лондонских конференциях 6 стран-союзников (США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) было принято политическое решение о создании особого Западногерманского государства.

    В 1948 г. к Бизоний была присоединена французская зона оккупации (образовалась т.н. «Тризония»). В июня 1948 г.

    в западногерманских землях была проведена собственная денежная реформа. 1 июля 1948 г. военные губернаторы западных держав провозгласили условия образования Западногерманского государства (согласно особой инструкции в адрес группы по подготовке конституции, начавшей работу в августе 1948 г., западное государство должно было стать федеральным).

    В мае 1949 г. завершился процесс обсуждения и одобрения разработанной западногерманской конституции. На очередной сессии Совета министров иностранных дел государств-победителей (май-июнь 1949 г.) раскол стал как бы официально признанным.

    ФРГ вступило в НАТО. В Париже были подписаны соответствующие соглашения, ратифицирован-ные бундестагом 27 февраля 1955 г. и вступившие в силу в начале мая 1955 г. Парижские соглашения определили суверенитет Германии, на основе которого страна получила право создать полумиллионную армию (12 дивизий), а в штабах НАТО начали работать офицеры бундесвера.

    В октябре 1949 г.

    в ответ на создание Основного закона ФРГ (Боннской конституции) в ГДР была принята социалистическая Конституция. Она имела определенное сходство с Боннской конституцией.

    Однако курс на строительство социализма, взятый руководством ГДР с начала 50-х гг. XX в. сопровождался несоблюдением многих демократичес-ких принципов. В 1952 г.

    федератив-ное политико-территориальное устройство стало унитарным: вместо пяти земель как субъектов восточногерманской федерации были образованы 16 округов. 19 августа 1961 г. правительство ГДР построило вдоль всей границы Западного Берлина вначале заграждение, а затем широко известную стену.

    в ГДР состоялся референдум по поводу принятия новой Конституции. Свыше 94% граждан ГДР проголосовало «за» социалистические нормы и принципы Конституции, в частности за плановую экономику.

    Все это способствовало дальнейшей разобщенности немецких земель.

    Конституция ФРГ 1949 г.

    Разработка конституции ФРГ была проведена специальной правительственной комиссией по поручению конференции премьер-министров земель западных зон в августе 1948 г.

    Одной из важнейших задач было возрождение в полной мере государственного федерализма, а также создание правовых гарантий против президентской узурпации власти сравнительно с тем, что было установлено в Веймарской конституции. Эти внутренние политические и правовые задачи многое предопределили в содержании основного закона восстановленной республики. Для принятия конституции был сформирован особый Парламентский совет – в составе 65 советников, избранных от 11 ландтагов земель на основе партийного представительства (а также еще 5 делегатов Берлина).

    В Парламентском совете оказались в итоге представленными все основные политические партии тогдашней Германии: Христианско-демократический союз, Христианско-социальный союз (Баварии), СДПГ, Свободная демократическая партия, КПГ и др. 8 мая 1949 г. большинством голосов (53:12) Совет принял конституцию ФРГ. Затем она была утверждена ландтагами земель (кроме Баварии), западными военными губернаторами, и 23 мая 1949 г.

    Конституция ФРГ вступила в силу.

    Основной закон Германии 1949 г. первоначально состоял из преамбулы и 172 статей. Несмотря на «жесткий» характер документа (для внесения консти-туционных поправок требуется согласие 2/3 обеих палат парламента), с 1951 г. изменения в него вносились почти ежегодно.

    В итоге произошло укрупнение Основного закона: к настоящему времени в него включены дополнительно 42 статьи (а исключены лишь 5). Теперь он состоит из 11 глав и 146 статей. Ос-новному закону предпослана содержательная преамбула.

    Конституция провозглашает Федеративную Республику Германии демократическим, правовым и социальным государством.

    Значительное место в ней отведено правам и свободам граждан (свобода личности, равенство перед законом, свобода вероисповедания, свобода убеждений, печати, собраний и т.д.). Гарантировалась свобода и неприкосновенность собственности.

    Но вместе с тем декларировалось, что «собственность обязывает, и, пользование ею должно служить общему благу» с закреплением преимуществ общественной собственности. В ней провозглашен партийный плюрализм; установлен примат норм меж-дународного права над внутринациональными нормами.

    Основными государственными органами ФРГ являются: бундестаг, бундесрат, федеральный президент, федеральное правительство во главе с канцлером, федеральный конституционный суд.

    Бундестаг — нижняя палата парламента, избирается на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием, по смешанной избирательной системе.

    Существующий 5%-ный барьер позволяет отсеять наиболее радикальные группировки как правого, так и левого толка. Бундестаг является основным законодательным органом.

    Бундесрат (верхняя палата парламента) — формируется из представителей земель, его согласие необходимо для принятия законов, изменяющих конституцию, границы и территорию земель, структуру земельных органов и т.д.

    Федеральный президент избирается на 5 лет федеральным собранием.

    Обладает ограниченными полномочиями: представляет на утверждение главу правительства, назначает и увольняет федеральных судей и чиновников, представляет страну на международной арене.

    Реальное руководство исполнительной властью осуществляет федеральное правительство во главе с канцлером. Канцлер председательствует в правительстве; имеет право форми-ровать это правительство; подбирает кандидатуры министров и выдвигает обя-зательное для федерального президента предложение относительно их назна-чения и увольнения.

    Имеет право законодательной инициативы. Федеральный канцлер, кроме того, является единственным лицом правительства, избираемым бундестагом по предложению федераль-ного президента. Президент всегда предлагает на пост канцлера того канди-дата, который является лидером коалиционного партийного блока — а это зна-чит, что глава правительства Германии сочетает в себе партийную и государ-ственно-политическую власти.

    Таким образом, в ФРГ сложился «режим канцлерской демократии».

    В системе разделения властей на первый план выдвигается исполнительная ветвь.

    Введение

    После Второй Мировой Войны, Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда».

    Остро стояла тогда перед Германией задача восстановления экономики, возрождения промышленного производства, сельского хозяйства, торговли, финансовой и банковской системы, возвращения жизни народа к мирному укладу и нового развития системы государственного управления.

    Цель работы: Выявить состояние экономики Германии во второй половине XХ в.

    Исходя из цели работы определим задачи:

    1. Рассмотреть экономическую ситуацию Германии в первых послевоенных лет.
    2. Рассмотреть план Маршала.
    3. Рассмотреть реформы Л. Эрхарда. «Экономическое Чудо»

    Экономическая ситуация Германии первых послевоенных лет.

    Если после I мировой войны территория Германии практически не пострадала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищный вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, в то же время более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Пруссии и земель по Одеру и Нейсе.

    Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного покрытия, распространялся бартерный товарооборот. По тогдашним расчетам оккупационных властей, доходы среднего немца позволяли приобрести пару обуви раз в двенадцать лет, а костюм – раз в пятьдесят лет.

    Более того, оккупационные власти начали демонтаж и вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Среди объявленных Потсдамской конференцией целей оккупации Германии, имевших первоочередные экономические последствия, были: полное разоружение и демилитаризация Германии, включая ликвидацию всей ее военной промышленности или установление контроля над ней, а также право народов, пострадавших от германской агрессии, на получение репараций, в частности, демонтаж промышленных предприятий и раздел всего немецкого флота между СССР, США и Великобританией.

    Советское оккупационное командование рассматривало в первую очередь возможности получения максимальной компенсации Советскому Союзу за потери, понесенные в ходе войны. Доля сохранившихся промышленных предприятий, демонтированных и вывезенных в СССР, составила в Советской зоне 45% (в зонах других государств-победителей она не достигла 10%).

    Одновременно СССР поддерживал политические преобразования, направленные на ориентацию Германии на коммунистический (социалистический) путь развития. Первоначальный же план администрации США: по максимальному экономическому ослаблению Германии с сохранением ее как сельскохозяйственной страны. Таким образом, к 1948 году Германия оказалась расколотой политически и несостоятельной экономически. Товары, приток которых и без того был скуден, в основном оседали на складах и лишь незначительная их часть попадала на рынок.

    Неимоверно разбухшая (в 5 раз) денежная масса — следствие главным образом безудержного финансирования военных проектов — не давала никакой возможности проводить разумную валютно-финансовую политику.

    Хотя путем тотального рационирования, замораживания цен и заработной платы кое-как удавалось сохранять внешний порядок, все попытки обуздать инфляцию (600% к довоенному уровню) при замороженных ценах были обречены на провал и экономика впала в примитивное состояние меновой торговли. Процветал черный рынок и бартерный обмен. Ухудшению экономического положения способствовал приток в западные зоны оккупации беженцев из восточной зоны и стран Восточной Европы.1

    План Маршала.

    В рамках наметившейся ориентации Запада на восстановление экономики Германии был разработан план, который Джордж Катлетт Маршалл, тогдашний госсекретарь США, огласил 5 июня 1947 г. Программа восстановления Европы, названная впоследствии Планом Маршалла, была принята Конгрессом США в 1948 году.

    Этот план предусматривал помощь странам Европы, пострадавшим от войны, в виде кредитов, оборудования, технологии. План был рассчитан на 4 года, общая сумма ассигнований, выделенных в рамках экономической помощи странам Европы составила с апреля 1948 по декабрь 1951 около 12.4 млрд.

    долл., из которых основная часть пришлась на Великобританию (2.8 млрд. долл.), Францию (2.5 млрд. долл.), Испанию (1.3 млрд. долл.), Западную Германию (1.3 млрд. долл.), Голландию (1.0 млрд. долл.).

    Следует отметить, что реализация плана Маршалла столкнулась с определенной оппозицией в США. Даже через год после начала выполнения Программы Маршалл критиковал своих сотрудников за то, что они работают слишком медленно и даже не начали ещё практических действий.

    Для того, чтобы провести план Маршалла через конгресс правительству пришлось проделать колоссальную работу. Многие депутаты, как и народ, были против финансовой помощи Европе. Сотрудники Маршалла проводили лекции, показывали фильмы о разрушениях в Европе.

    Устраивали своего рода экскурсии за океан для конгрессменов из числа сомневающихся. Любопытно, что одним из таких депутатов был Ричард Никсон. После поездки в Европу он повернул на 180 градусов и стал горячо поддерживать идею Маршалла.

    Хотя план Маршалла и не был единственной движущей силой послевоенного восстановления, всё же он стал важным стимулом, побудившим свершить то, что вначале казалось невозможным.

    Прошло всего несколько лет, и производство сельскохозяйственной и промышленной продукции превысило довоенный уровень.

    Важной особенностью плана Маршалла была принципиально новой схеме расчётов по кредитам, которая вела к многократному увеличению задействованных средств.

    Например, немецкий завод заказывал какие-то детали в США. Однако американский изготовитель этих деталей получал доллары за них не от заказчика, а из правительственного фонда плана Маршалла. Заказчик же вносил эквивалент в немецких марках в специально созданный европейский фонд.

    В свою очередь, из средств этого фонда финансировались долгосрочные льготные кредиты предприятиям для новых инвестиций. В конечном счёте, по мере возврата предприятиями своих долгов, средства фонда позволили европейским государствам расплатиться и с США.

    План Маршалла преследовал три основные цели: во-первых, он побуждал европейские страны возобновить политическое и экономическое сотрудничество и усиливал их интеграцию в мировую экономику. Во-вторых, он позволял им закупать сырьё и оборудование в странах с твёрдой валютой.

    В-третьих, этот план одновременно представлял собой программу государственной поддержки экономики самих Соединённых Штатов, поскольку стимулировал американский экспорт. ФРГ официально стала одной из стран-участниц плана Маршалла 15 декабря 1949-го года, то есть вскоре после своего основания, и участие ее продолжалось до конца действия плана.

    Вклад Джорджа Маршалла в восстановление экономики Европы после второй мировой войны стал основанием для присуждения ему Нобелевской премии мира в 1953 году.2

    3. Реформы Л. Эрхарда. «Экономическое чудо».

    Важнейшей фигурой, с которой традиционно связывают экономическую сторону успеха послевоенного восстановления Германии, был Людвиг Эрхард (1897-1977).

    Основными элементами предложенной Эрхардом модели развития «социального рыночного хозяйства» были:

    • целевая установка – высокий уровень благосостояния всех слоев населения;
    • путь достижения цели – свободная рыночная конкуренция и частное предпринимательство;
    • ключевое условие достижения цели – активное участие государства в обеспечении предпосылок и условий конкуренции.

    В конце 1949 года в развитии экономической ситуации закончилась первая, самая опасная фаза, которая характеризовалась напряженностью между объемами товаров и объемом денежной массы и проявлялась в почти хаотичном повышении цен.

    В первой половине 1950 года объем немецкого производства рос ежемесячно на 3-5 процентов, установив абсолютный рекорд – 114% по сравнению с показателем 1936 года, во внешней торговле за полгода удалось добиться даже удвоения экспорта, ускоренными темпами развивались машиностроение, оптика, производство электроэнергии. В том же 1950 году в ФРГ была отменена карточная система. К середине пятидесятых годов после некоторого замедления экономического роста наступил новый подъем, вызванный притоком капитала, значительным обновлением технического производства, государственными мерами по оживлению тяжелой промышленности.

    В 1953-56 годах ежегодный прирост промышленной продукции составлял 10-15%. По объему промышленного производства Германия заняла третье место в мире после США и Великобритании, а по некоторым видам производства превзошла Великобританию. При этом основу быстро растущей экономики составил мелкий и средний бизнес: в 1953 году предприятия с числом работающих менее 500 человек обеспечили более половины всех рабочих мест в экономике, безработица имела устойчивую тенденцию к снижению (с 10.3% в 1950 до 1.2% в 1960).

    К началу шестидесятых годов по объему производства и экспорту ФРГ уступала только США. Бурное развитие экономики ФРГ в пятидесятых – шестидесятых годах получило название «экономическое чудо».

    Среди факторов, способствовавших развитию экономики, следует отметить обновление основного капитала, интенсификацию труда, высокий уровень капиталовложений, в том числе иностранных.

    Важное значение имело также направление бюджетных средств на развитие гражданских отраслей за счет сокращения военных расходов, а также увеличение налогов на прибыли корпораций.

    Отдельного упоминания заслуживает аграрная реформа, предавшая основную часть земельных угодий мелким средним собственникам. Развиваясь интенсивным путем, сельское хозяйство Германии характеризовалось быстрым внедрением новейших достижений аграрной науки в практику, что обеспечивало повышение производительности сельскохозяйственного производства и урожайности.

    По мере интенсификации производства мелкое хозяйство уступало более крупному. Послевоенное восстановление Германии заложило фундамент для «экономического чуда» — быстрого роста немецкой экономики в пятидесятых-шестидесятых годах, обеспечило положения ФРГ в Европейской экономике на протяжении всей второй половины ХХ века, и стало экономической основой объединения Германии в конце ХХ века.3

    Заключение

    Таким образом, история экономического возрождения Германии после второй мировой войны представляет собой один из примеров успешной реализации идей либерализации экономики при сбалансированном участии государства в экономической жизни страны и обеспечении социального характера экономических преобразований.

    Необходимыми условиями успеха послевоенного восстановления Германии стали внешние (план Маршалла) и внутренние (политическая стабильность политическая поддержка реформ, денежная реформа, либерализация цен и торговли, в том числе внешней, направленное и ограниченное вмешательство государства в хозяйственную жизнь) факторы.

    Определите к какой стране относится характеристика её развития во второй половине XIX в.

    1. Капиталистическое развитие начинается после революции 1868 г. (введение денежной единицы, отмена внутренних таможен, денежная компенсация феодалам)

    2. Постепенная утрата лидерства в мировом хозяйстве при сохранении роли «мирового извозчика» активный экспорт капитала в колонии.

    Парцеллярная частная собственность на землю, отток капитала их промышленности в кредитно-банковскую сферу.

    4. Медленное решение аграрного вопроса в 60-70-е. гг. XIX в. сдерживало экономическое развитие, резкий подъём в 90-е гг; значительная роль иностранного капитала; высокая степень концентрация производства

    Наращивание темпов развития после объединения в 1871 г., преимущественный рост тяжёлой промышленности и новейших наукоёмких отраслей; значительная роль государства в стимулировании развития тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса.

    А. Германия.

    Б. Япония.

    В. Англия.

    Г. Россия.

    Д. Франция.

    Ответ:

    А. Германия. — 5

    Б. Япония. — 1

    В. Англия. -2

    Г. Россия. — 3

    Франция. — 4

    Список литературы

    • История мировой экономики. Учебник для вузов / Под ред. Поляка Г.Б., Марковой А.Н. – М.: ЮНИТИ, 2004.- 727 с.
    • Бор М.З. / История мировой экономики, 2-е изд., М.,-2000. – 496 с.
    • История России. Учебн. пособие для вузов / Маркова А.Н., Скворцова Е.М.
    • Эрхард Л. Благосостояние для всех: Пер. с нем. — М.: Начала-пресс, 1991
    • История экономики.

      Учебник для вузов / Конотопов М.В., Сметанин С.И., — М., 2007 – с.352

    Германия сдалась 8-ого мая 1945 года. Закончилась Великая Отечественная война. История послевоенной Германии – это рассказ о волнениях, гражданской борьбе и возрождении. История ГДР и ФРГ.

    Послевоенная ситуация привела к разделению Германии. Холодная война, которая следовала после Второй мировой войны, расколола мир на два лагеря: коммунистический восток во главе с Советским Союзом и западный капиталистический мир во главе с США. Германия была разделена в 4 части: северо-запад был под властью британцев, юго-западная часть была захвачена французами, юг находился под контролем США, а Советы установили свой контроль над восточной Германией.

    Потсдамская Конференция в 1945 году решила будущее Германии. Было принято решение, что Германия компенсирует Союзным государствам потери, которые они понесли во время войны. Компенсации были в форме товаров и оборудования. СССР получил львиную долю репарации. Однако между странами возникли разногласия относительно доли компенсации и будущего страны. США и Великобритания стремились к демократии и экономической самостоятельности Германии. Советы хотели большую территорию и были против идеи немецкого развития. Французы также хотели значительную часть земли и наложили вето на план объединения правительства страны. Консенсусом, устроившим всех, стало образование Германской Демократической Республики (ГДР) под руководством СССР на востоке, и Федеративной Республикой Германия (ФРГ) на западе под эгидой США и Великобритании. С самого начала разделения территория под контролем СССР стала экономически отставать.

    Восстание рабочих ГДР произошло 17 июня 1953 года, когда по всей Восточной Германии прошла череда стачек и демонстраций.

    Начало Берлинского восстания связано с берлинскими рабочими, строившими элитное жилье для номенклатуры. 16 июня 1953 года рабочие вышли на улицы в знак протеста против указа Правительства о повышении трудовых норм на 10 процентов. Очень скоро к социальному добавился и политический протест: прозвучали первые требования об отставке правительства. Немцы требовали проведения свободных выборов и вывода советских войск. О берлинских событиях по радио узнали и жители других городов. 17-го июня вся страна пылала в народных волнениях. Порядка миллиона человек вышли на улицы. Более тысячи предприятий объявили забастовку. В Хале, Биттерфельде и Герлице демонстранты захватили городскую власть. Правительство ответило жестко, с помощью советских войск и ШТАЗИ подавив волну протеста, убив лидеров и заточив в тюрьмы активистов. Согласно введенному чрезвычайному положению, были запрещены все демонстрации, собрания, митинги и скопления людей более трех человек на улицах и площадях, а также в общественных зданиях. Было запрещено передвижение пешеходов и транспортных средств в ночные часы. Нарушители этого приказа наказывались по законам военного времени. Всего за пару дней жизнь вернулась в свое русло. Однако протест продолжал жить.

    Социалистическое правительство ГДР объявило о создании стены, которая предотвратит влияние Запада. Многие люди сбежали на запад до строительства, некоторые были убиты во время ее возведения и еще больше при попытках ее преодолеть. Берлинская стена, которая показала полное различие между коммунизмом и капиталистическим миром, была закончена в августе 1961 года.

    70-80-ые годы были отмечены быстрым экономическим подъемом и на Востоке и на Западе Германии. Два строя, социализм и капитализм, конкурировали между собой, возводя экономическое чудо на территории одной отдельно взятой страны. В то время как Восточная Германия была политическим козлом отпущения упрямого коммунистического режима и «младшим братом», на Западе существовала неконтролируемая коррупция и политическая нестабильность. Потребность объединения Востока и Запада исходила в первую очередь от «вестис» (восточных немцев). Благодаря уменьшающемуся советскому влиянию и большому давлению со стороны населения, Восток и Запад были

    После того, как нацистская Германия 13 марта 1938 года завершила аншлюс - присоединение Австрии к Германии, она на этом не успокоилась и включило в свой состав еще немало чужих земель.

    Но после поражения на фронтах Второй мировой войны все территориальные приобретения Германии были возвращены прежним хозяевам, заодно у неё отняли Саар, а саму страну

    и заодно её столицу Берлин поделили на зоны оккупации.

    На картах мы видим, что зон оккупации было 4: советская, американская, британская и французская. В Берлине так и было, а британцы в своей зоне оккупации Германии выделили место под польскую зону оккупации. Она занимала площадь в 6500 км² в районах, граничащих с Нидерландами. Административным центром её стал город Харен, ныне располагающийся в земле Нижняя Саксония. Город был занят 19 мая 1945 года, а к 28 маю 1945 года практически всех немецких жителей выселили из города. Затем городу было дано польское название Мачков (Maczków) 4 июня 1945 года. Польским городом Мачков оставался недолго, начала были выведены польские войска в сентябре 1946 года в Великобританию, после чего гражданские лица были переселены в Польшу или уехали вслед за солдатами. 10 сентября 1948 года город вновь стал Хареном, а польская зона оккупации приказала долго жить.

    Все страны, вошедшие в состав Третьего Рейха, оккупационных войск не получили за исключением Австрии. Её также разделили на 4 зоны,

    как и столицу Австрии -Вену.

    Что же происходило в дальнейшем с оккупационными войсками?

    Быстрее всего они исчезли из Австрии.

    15 мая 1955 года была принята Декларация независимости Австрии, 27 июля 1955 года она была ратифицирована Австрией, СССР, США, Великобританией и Францией. В течение 90 дней оккупационные войска должны были быть выведены из страны. Последними, в самый последний срок - 25 октября 1955 года, покинули Австрию британские солдаты.

    А в Германии оккупационные войска задержались.

    Формально оккупационных войск в Западной Германии нет с 1954 года. Согласно пункта 2 Статьи 1 "Соглашения между ФРГ и тремя державами" от 23 октября 1954 года заключенного в Париже: " Со вступлением в силу настоящего Соглашения... Три Державы отменят Оккупационный статус".

    В Боннском договоре подписанном 26 мая 1952 года Германией, Великобританией, США и Францией говорилось, что союзные державы имеют право держать свои вооруженные силы на территории ФРГ "до достижения мирного урегулирования и воссоединения Германии". Но этот Договор не был ратифицирован Францией, а в Парижском договоре от 1954 года срока пребывание иностранных войск в Германии нет вообще.

    Пункт 1 статьи 2 Парижского договора от 1954 года гласит:

    "Принимая во внимание международное положение, Три Державы сохраняют права, которые они до сих пор осуществляли или которыми пользовались в отношении
    а) размещения вооруженных сил в Германии и охраны их безопасности;
    б) Берлина и
    с) Германии, как целого, включая воссоединение Германии и мирное урегулирование."

    12 сентября 1990 года был подписан "Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии" Германской Демократической Республикой, Федеративной Республикой Германия, Францией, СССР, Великобританией и США. Вступил в силу 15 марта 1991 года.

    Согласно статьи 4 Договора советские войска должны были быть выведены из Берлина и ГДР в срок до конца 1944 года. Вывод войск состоялся досрочно. Западная группа войск прекратила существование 31 августа 1994 года. Соединения и части были выведены фактически "в чистое поле". Большинство частей было затем расформировано.

    Согласно пункта 2 статьи 5 Договора: " На срок пребывания советских войск на территории нынешней Германской Демократической Республики и Берлина войска Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки и Французской Республики будут в соответствии с пожеланием немецкой стороны на основе соответствующего договорного урегулирования между правительством объединенной Германии и правительствами указанных государств по-прежнему размещаться в Берлине."

    После вывода советских войск в Берлине не должно было остаться никаких оккупационных войск. Но Берлин - это не вся Германия.

    Судя по открытым источникам информации - французских оккупационных войск на территории Германии в настоящее время нет. В 1993 году были выведены военные контингенты Бельгии и Канады - хотя у них не было никаких зон оккупации.

    В 2010 году тогдашний премьер - министр Великобритании Дэвид Кэмерон поставил задачу из соображений экономии вывести с территории ФРГ британский воинский контингент к 2020 году, а не к 2035 году как раньше планировалось британским правительством.

    Уильям Элдридж Одом (William Eldridge Odom) - американский военный деятель, бывший директором Агентства национальной безопасности США с 1985 по 1988 год, в своём интервью от 25 апреля 1999 года сказал: "Мы в Корее, Японии и Германии навсегда..."

    Даже ярый поклонник вермахта, генерал-майор ФРГ в отставке Герд-Хельмут Комосса (Gerd-Helmut Komossa) написал в 1999 году книгу "Немецкая карта" (Die deutsche Karte), в которой высказывает конспирологическую версию, что существует секретный договор между ФРГ и США о том, что войска будут в Германии вплоть до 2099 года.Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷