Все о тюнинге авто

Может ли христианин быть счастливым? Святые отцы о духовной радости Святые отцы о счастье.

Ваша помощь сайту и приходу

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ НА САЙТЕ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (10) В помощь прихожанам (4 115) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (329) Буклеты, памятки и листовки (137) Видеофильмы, видеолекции и беседы (1 058) Вопросы священнику (487) Изображения (260) Иконы (569) Иконы Божией Матери (121) Проповеди (1 223) Статьи (1 981) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (182) Любовь, брак, семья (80) Материалы для воскресной школы (420) Аудио (24) Видео (112) Викторины, вопросы и загадки (49) Дидактические материалы (79) Игры (34) Изображения (49) Кроссворды (30) Методические материалы (49) Поделки (27) Раскраски (15) Сценарии (12) Тексты (104) Повести и рассказы (31) Сказки (13) Статьи (20) Стихи (33) Учебники (17) Молитва (544) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (395) Новости (285) Новости Кинельской епархии (108) Новости прихода (55) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (82) Основы православия (4 214) Библия (1 012) Закон Божий (985) Миссионерство и катехизация (1 695) Секты (7) Православная библиотека (498) Словари, справочники (56) Святые и Подвижники благочестия (1 937) Блаженная Матрона Московская (5) Иоанн Кронштадтский (3) Символ Веры (101) Храм (173) Устройство храма (1) Церковное пение (36) Церковные записки (11) Церковные свечи (10) Церковный этикет (13) Церковный календарь (2 783) Антипасха (15) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (19) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (10) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (11) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (7) Пост (493) Радоница (10) Родительская суббота (36) Светлая Седмица (17) Страстная Седмица (69) Церковные праздники (769) Благовещение (17) Введение во храм Пресвятой Богородицы (11) Воздвижение Креста Господня (15) Вознесение Господне (21) Вход Господень в Иерусалим (20) День Святого Духа (17) День Святой Троицы (49) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (20) Обрезание Господне (4) Пасха (139) Покров Пресвятой Богородицы (21) Праздник Крещения Господня (45) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (23) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (120) Рождество Иоанна Предтечи (12) Рождество Пресвятой Богородицы (28) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (4) Сретение Господне (18) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (8) Успение Пресвятой Богородицы (35) Церковь и таинства (164) Елеосвящение (10) Исповедь (38) Миропомазание (5) Причащение (27) Священство (6) Таинство Венчания (16) Таинство Крещения (21) Основы православной культуры (35) Паломничество (258) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Рим (Вечный город) (3) Святая земля (5) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (41) Православное радио (82) Православный журнал (41) Православный музыкальный архив (172) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (103) Расписание богослужений (66) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (95) Слово Патриарха (126) СМИ о приходе (24) Суеверия (42) Телеканал (407) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (247) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (70) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Сщмч. Автонома, еп. Италийского (313). Прп. Афанасия Высоцкого, Серпуховского, чудотворца (1395).

Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского (1704). Прп. Вассиана Тиксненского (1624). Мч. Иулиана и с ним 40 мучеников (IV). Мч. Феодора Александрийского. Сщмч. Корнута, еп. Никомидийского (Иконийского) (249–259).

Сщмчч. Феодора Лебедева, Иоанна Прудентова, Николая Житова пресвитеров, мч. Алексия Ворошина (1937).

Гал., 207 зач., III, 15–22. Мк., 23 зач., VI, 7–13, и за четверг (под зачало): Гал., 208 зач., III, 23 – IV, 5. Мк., 25 зач., VI, 30–45. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

На утрене «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Поется великое славословие.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Преподобный Афана́сий Высоцкий, Серпуховской, Младший, игумен

Дни памяти: 12 сентября

Преподобный Афанасий Высоцкий Младший , второй игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, родился в Ярославле около 1362 года в благочестивой и знатной семье. В крещении он получил имя Амоса. Отец его Илларион и мать Анна воспитывали сына, от природы обладавшего «острым умом», в строгих правилах благочестия.

2 декабря 1374 года преподобный Сергий Радонежский, склоняясь на просьбу благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича посетил Серпухов, и, избрав красивое и весьма удобное место «на Высоком», основал здесь обитель во имя Пресвятой Богородицы, честнаго зачатия Ее праведной Анной. Игуменом новой обители он поставил своего любимого ученика, преподобного Афанасия Старшего. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду.

Желая «научиться пути Господню», юный Амос в 1378 году пришел к преподобному Афанасию, и тот, видя его усердие и любовь к Богу, принял его в обитель. Через пять лет, видев его послушание, чистоту и терпение в подвиге, преподобный Афанасий сподобил его монашеского пострижения, назвав собственным своим именем - Афанасий. В 1381 году, через 3 года по пострижении, при освящении нововыстроенного соборного храма, когда преподобный Афанасий Старший был возведен во игумена, святитель Московский Киприан в присутствии преподобного Сергия рукоположил его во иеродиакона, а еще через 2 года он был посвящен во иеромонаха.

Во время путешествия в Киев, преподобный Афанасий Старший, видя опытность преподобного Афанасия, поручил ему управление обителью, а в 1387 году, вместе со святителем Московским Киприаном навсегда уезжая в Константинополь, поставил его своим преемником по игуменству в Высоцком монастыре. При преподобном Афанасии Младшем Высоцкий монастырь продолжал процветать и число братии в нем умножалось. Игумен Афанасий был для братии примером в подвигах добродетельной иноческой жизни: «имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищете терпелив». Любя Господа Бога, он умел внушать ту же любовь к Богу и к молитвенным подвигам и братии. Уме удерживать их от грехов и наставлять, как побеждать влечение страстей, направляя им, сердце и помыслы ко Господу.

Около 1395 года преподобный Афанасий встречал в своей обители посольство от преподобного Афанасия Старшего, приславшего из Константинополя семь прекрасных икон деисусного чина, другие церковные вещи и рукописи.

В 1395 году от великих подвигов и трудов преподобный Афанасий почувствовал «старческое изнеможение» и 12 сентября, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, преставился к Господу. Согласно своему завещанию, он был погребен против западных дверей соборного храма под лестницей. Его приемником по управлению обителью стал преподобный Никита, сродник и ученик преподобного Сергия.

С самого момента погребения преподобный Афанасий был прославлен чудесами. Один из братии, имея гнев на преподобного, не пошел на его погребение, и за это внезапно подвергся нападению нечистого духа. Со слезами поспешил он тогда в церковь и перед гробом испросил себе прощение у преподобного, после чего освобо-дился от лукавого духа. Когда опускали в землю тело преподобного Афанасия, этот инок упал в могилу и когда был из нее извлечен, то сообщил братии, что преподобный Афанасий из гроба протянул ему свою руку и сказал: «Тебе, брат суждено скоро оставить жизнь, близка кончина твоя». На третий день после этого инок скончался. Монахи обители и другие люди в разное время видели над местом погребения преподобного горящие свечи. Они шли позади Престола, по правой стороне, и, достигнув гроба преподобного, становились невидимыми. Не раз братия слышала над гробом его сладкогласное пение: «Святый Боже...», или видела преподобного Афанасия, ходящего кругом монастыря с кадильницею и возжженными свечами. Во время нашествия крымских татар на Серпухов, когда монахи бежали из монастыря, неприятели и некоторые жители города видели, как из обители на белом коне выехал инок с большим жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой черной бородой. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и они, немедленно сняв осаду города, обратились в бегство. Об этом начальники города донесли царю.

Вскоре после кончины лестница над гробом преподобного была разобрана и сооружена часовня. В 1697 году мать Петра I царица Наталья Кирилловна построила над гробом преподобного одноглавый каменный храм во имя преподобного Афанасия Афонского. В 1878 году этот пришедший в ветхость храм был разобран, и в память 500-летия обители был воздвигнут красивый и обширный храм во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. В 1967 году эта церковь была «снесена реставраторами как сооружение, не представляющее архитектурной и исторической ценности»... Над местом погребения преподобного была в первоначальном виде восстановлена лестница, и могила преподобного вновь оказалась под ней. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были проведены работы по определению места погребения и открытию святых останков преподобного Афанасия. 11-24 сентября 1994 г. совершилось обретение всечестных мощей Угодника Божия, и в самый день преставления преподобного сонмом духовенства во главе с Архиереем они с торжеством были перенесены в храм.

От святых мощей преподобного Афанасия, покоящихся в Покровском храме обители, уже в наше время продолжают совершаться знаменательные случаи исцелений страждущих.

Подлинные Житие и служба преподобному Афанасию были написаны в 1697 году справщиком Московского Патриаршего двора Чудовским иеромонахом Карионом Истоминым.

Преподобный Афанасий издревле почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители, города Серпухова и его пределов.

Тропарь преподобному Афанасию Высоцкому, Серпуховскому, Младшему

О́браз Бо́жий в богосотворе́нней душе́ твое́й,/ у́м, сло́во, и ду́х соблюда́я/ впери́лся еси́, о́тче преподо́бне Афана́сие,/ любо́вию ко Всетво́рцу Бо́гу,/ и сего́ ра́ди/ моли́твы, труды́, и по́двиги доброде́тельныя восприи́м,/ преше́л еси́ в ве́чныя небе́сныя кро́вы./ Отню́дуже назира́й на́с,/ моля́ Святу́ю Тро́ицу,// е́же насле́дити на́м го́рнее всера́достное блаже́нство.

Перевод: Образ Божий в богосотворенной душе твоей: ум, слово и дух сохраняя, устремился ты, отче преподобный Афанасий, любовью к Творцу всего Богу, и потому молитвы, труды и подвиги добродетельные совершив, переселился ты в вечные небесные обители. Оттуда же наблюдай за нами, моля Святую Троицу, о том, чтобы нам наследовать небесное всерадостное блаженство.

Молитва преподобному Афанасию Высоцкому, Серпуховскому, Младшему

О, преподо́бне и богоно́сне о́тче на́ш Афана́сие! Ты́, порабо́тати Го́сподеви жела́я, зде́ всели́лся еси́, и неле́ностно во труде́х, во бде́ниих, в моли́твах и посте́х подвиза́лся еси́, и бы́л еси́ наста́вник мона́шествующим, все́м же лю́дем учи́тель ре́вностный. Ны́не у́бо, по отше́ствии твое́м от земны́х, Небе́сному Царю́ предстоя́, моли́ бла́гость Его́, е́же уще́дрити ме́сто селе́ния твоего́, святу́ю оби́тель сию́, иде́же ду́хом любве́ твоея́ неотсту́пно пребыва́еши, и все́м лю́дем твои́м, с ве́рою к ра́це твое́й припа́дающим, во блага́я проше́ния и́х испо́лнити. Испроси́ у Ми́лостиваго Го́спода на́шего, да ниспо́слет на́м оби́лие бла́г земны́х, па́че же я́же на по́льзу ду́ш на́ших да да́рует на́м, и сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии да сподо́бит, в де́нь же Су́дный десна́го предстоя́ния и наслажде́ния во Ца́рствии Свое́м да удосто́ит во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая преподобному Афанасию Высоцкому, Серпуховскому, Младшему

О, чудотво́рче пресла́вный и засту́пниче кре́пкий Бо́гом собра́нней дружи́не се́й! К тебе́, я́ко ско́рому и избра́нному спасе́ния на́шего хода́таю, Богоизбра́нному духо́вных во́инств воево́де, ору́жием моли́твы твоея́ победи́телем над враги́ я́вльшуся, пред ра́кой святы́х моще́й твои́х припа́дающе, преподо́бне о́тче на́ш Афана́сие, вседу́шно прибега́ем: не отврати́ся на́шея нищеты́, моле́нию на́шему внемли́, и от бе́д на́с, святу́ю оби́тель сию́, гра́д се́й и преде́лы его́ сохрани́. Простри́ ру́ку твою́, ско́рую по́мощь подаю́щую. Упра́ви у́м на́ш от пагубоно́сных разсе́яний, и сердца́ на́ша оскверне́нная очи́сти, освяти́ и горе́ име́ти утверди́. От вра́г ви́димых и неви́димых на́с сохрани́, да над страстьми́ победи́тели яви́мся, творя́ще святы́ню во стра́се Госпо́дни, и вся́кое уны́ние попра́вше, ра́доватися о Го́споде начне́м: и та́ко твои́ми хода́тайствы, во смире́нии и простоте́ се́рдца сподо́бимся до после́дняго издыха́ния боголе́пно сла́вити Святу́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свя́та Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Читаем Евангелие вместе с Церковью. Евангелие от Марка, глава 6, ст. 7–13.

7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.

8 И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, 9 но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.

10 И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.

11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.

12 Они пошли и проповедовали покаяние; 13 изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.

(Мк. 6, 7-13.)

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

ПЕРЕХОД К ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ: Слово в день Успения Пресвятой Богородицы

У спение Божией Матери придает совершенно новое значение переходу человека из этой жизни к жизни вечной. Успение - человек буквально засыпает для того, чтобы встретиться с Господом в Царствии Небесном. Была скорбь временного расставания, но радость наполняла сердца людей и Ангелов, которые торжественно провожали Божию Матерь в этот путь. Смерть и скорбь не имели уже такой силы над ними. И Божия Матерь действительно только лишь уснула: уже на третий день тела Ее не обрели во гробе, Она уже находилась в Царствии Небесном.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 11:41 мин. Размер 05.35 Mb)

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • Чудес много!

    После автомобильной аварии, перенеся несколько трепанаций черепа, этот человек находился в коме. Родственники положили ему на голову мешочек с землей от могилы праведного Симеона – и к больному вернулось сознание, он быстро пошел на поправку.

В издательстве Никея выходит «Книга о счастье» психолога, священника Андрея Лоргуса. В отличие от прочей литературы на данную тему, эта книга не дает готовых рецептов успеха и благополучия. О чем же она и почему именно сегодня появилась необходимость взглянуть на счастье с христианских позиций, отец Андрей рассказал Правмиру.

Отец Андрей, почему вдруг счастье? От священника ждут проповедей о спасении души, открытия духовных истин. А вы вдруг взялись писать на такую приземленную, я бы даже сказала бытовую тему.

Для меня это тема принципиальная. По моему мнению, прежде чем человек воспринимает высоты духа, у него должна быть достаточно крепкая жизнелюбивая, жизнестойкая позиция. Тогда он способен и на милосердие, и на какие-то лишения, даже на аскезу. Чтобы принимать их открыто и добровольно, необходим некий ресурс, щедрость души. И мне бы хотелось, чтобы таким ресурсом было естественное для христианина ощущение счастья земной жизни.

- Вы считаете, что любой человек рожден для счастья?

Человек сотворен для блаженства, для меня это очевидно. Счастье можно рассматривать как некоторую проекцию человеческого совершенства и блаженства в том образе, в каком его первоначально задумывал Господь. Для меня счастье - это духовное понятие. С той бытовой, вульгарной, глянцевой картинкой, о которой вы говорите, оно не имеет ничего общего.

Не призвать, а скорее обосновать с христианской точки зрения, что быть счастливыми - в наших руках. Любой человек может быть счастлив. Другое дело, что кто-то избирает для себя другой путь - служение страданию. Пусть, пожалуйста, но это личный выбор. И, с моей точки зрения, этот выбор должен быть осознанным, он должен определяться духовным опытом человека, а не являться слепым следованием стереотипам. Ведь часто люди неосознанно, в силу своей травматичной судьбы или невроза выбирают жизнь в страдании. Это не духовный выбор, это психопатологический выбор. Страдание как мазохизм. Вот в чем беда. Очень легко травмированному человеку навязать страдания - он к ним привык. Очень легко навязать страдание христианину, пока он живет с неисцеленной душой.

Есть мнение, что христианин не должен стремиться к счастью. Даже наоборот. «Наивероятнейшим признаком избрания Божия и любви Божией к человеку является множество находящих на этого человека скорбей и болезней. И обратно: если человек считает себя верующим, а скорбей и болезней у него нет, то это, по мнению святых отцов, есть признак, что Господь не благоволит к этому человеку» - это высказывание игумена Никона Воробьева.

Мы с вами сейчас говорим о разных уровнях бытия. Если речь идет о высшем аскетическом пути - да, конечно, все верно. Но не для всех. Проблема русского Православия в том, что высочайшие аскетические открытия, сделанные святыми отцами, такими, как Амвросий Оптинский, Серафим Саровский, были вынесены «на площадь». Они превратились не в опыт старцев, а в лозунги, в идеологемы, которые стали применять к обыденной христианской жизни. Это очень опасно, особенно для неофитов, а в наше время большинство прихожан - неофиты. Для таких людей нужна «молочная пища». И говорить с ними «лозунгами» святых отцов - это все равно как инвалиду-колясочнику рекомендовать побольше ходить пешком, чтобы у него пролежней не было.

Травмированные советской эпохой люди, которые еще не знают толком, что такое жить, потому что в основном они не жили, а выживали - им говорить про страдание? Надо понимать, где какие максимы уместно применять. Да, в монастыре, помолившись, натрудившись, сев после вечерней службы в узком кругу учеников, почему бы и не поговорить о страдании? А бедной матери, которая в одиночку растит сына, работая на трех работах, а тот с головой пропадает в компьютере - ей говорить о страдании? Это издевательство над человеком.

Вам не кажется, что слово «счастье» у нас в обществе почти табуировано? Во всяком случае, к нему очень напряженное отношение. О счастье легко говорят абстрактно, а вот сказать о себе самом «Я счастлив» очень сложно и даже страшно. Почему так?

Потому что в сознании нашего народа бытует такое неосознанное убеждение, что счастливым быть стыдно. И это понятно. Ведь общество нельзя назвать благополучным, в нем много несправедливости, унижений. На этом фоне всеобщего страдания быть счастливым значит быть вором, обманщиком, преступником. Все страдают, и вдруг кто- то говорит: «Ребята, давайте будем счастливы!» Я не удивлюсь, если моя книга вызовет раздражение. Но времена меняются. Ведь еще лет десять назад писать об этом было просто невозможно. А сейчас возможно. Потому что после перестройки уже выросло новое поколение, те, кто родился после 85 года. Они не понимают, что такое советская власть, у них уже почти не травмированная политическим строем психика. И это поколение хочет жить позитивно, радоваться жизни, хочет эту жизнь преумножать, верить в простые гражданские, социальные блага и выстраивать свою жизнь не на основе страданий и выживания, а на основе далеко идущих жизненных стратегий. А без позитива такие стратегии не формируются. Позитив, жизнелюбие, жизнестойкость напрямую связаны с эмоционально-духовным состоянием счастья. Поэтому новое поколение как раз нуждается в оправдании счастья.

- Вы видите разницу поколений среди своих прихожан?

Она очень заметна. Молодые ищут новых знаний, они приходят в церковь с книжками, обращаются с вопросами. Они не согласны просто так ходить на службу и ни о чем не думать. Они настроены на духовный поиск. Это не значит, что вопросами счастья не задаются люди старшего поколения. Но им ответ дается намного труднее. Я могу привести в пример свою маму. Когда ей было 10 лет, ее мама - моя бабушка - ежедневно жила в ожидании ареста и готовила к нему мою маму примерно такими словами: «В коридоре висит мешок. Как только за мной придут, ты, пожалуйста, не плачь, бери этот мешок и иди в Лялин переулок. Там живет Вера, будешь жить у нее».

Вот так ребенок с 10 лет жил в ожидании, что маму заберут навсегда, а больше у нее никого из близких не было. Можно представить, в каком окостенении, в каком омертвении живет душа девочки с 10-летнего возраста. Может она быть счастливой? Она сейчас меня спрашивает: «Ты куда едешь?» Я говорю: «На Святую землю». «Зачем? Ты уже там был». - «Мама, бывать там - это счастье!» Она смотрит на меня с удивлением, она не понимает этого слова.

Тем не менее, люди возраста моей мамы тоже спрашивают, может ли быть христианство с улыбкой, со счастливым лицом. У православных принято издеваться над протестантами, которые улыбаются до ушей и обращаются к человеку с приветствием «Бог любит тебя». Мы над ними смеемся. На самом-то деле это они смеются над нами, когда смотрят на наши унылые христианские лица. И задают вопрос: «По-вашему, по-православному, Христос победил смерть или нет?»

- Для ощущения счастья важно знать, что Христос победил смерть?

Во многих страхах человеческих живет страх смерти. И если страх смерти не преодолен, человеку трудно быть счастливым. А преодолен он может быть только твердым сознанием, что смерти нет, что все мы приготовлены к жизни вечной и что она существует для каждого человека.

А у меня иногда такое впечатление, что счастье - это простая биохимия. Вот у человека вырабатывается достаточное количество гормона радости - и он счастлив несмотря ни на что. А не вырабатывается - и ничто не радует.

Счастье - это действительно другая психофизиология. Только причинно-следственная связь иная. Жизнелюбие в норме может быть у каждого человека. И оно дает свою проекцию на физиологию. У жизнерадостного человека и здоровья больше. У здорового духа здоровое тело. Посмотрите на маленького ребенка - он улыбается, потому что ему просто «хорошо быть». Вот так и нормальному человеку может быть «хорошо быть».

- Счастье и душевная гармония - похожие вещи?

Я не знаю, что означает слово гармония по отношению к человеческой душе. Я бы сказал проще. Состояние некоторого баланса, сбалансированность духовных сил - это условие счастья. Потому что состояние страстности несовместимо со счастьем.

- Верующий человек может быть счастлив, потому что он верит в то, что Господь его простит?

Для верующего христианина важнее всего, что Христос победил смерть! Верующий человек обретает бессмертие. Это не его личное бессмертие, это всеобщее бессмертие. Вот самое главное, самое первое условие счастья, на мой взгляд. А второе - да, оказывается, я могу быть прощен! Особенно для тяжелого грешника это бывает радостным открытием. Тому, кто очень настрадался от своих грехов и своей вины, это может дать очень сильное переживание счастья.

- Но ведь он может и не быть прощен.

Ключевое слово - «может». Здесь нет никакого долженствования. Господь не должен прощать, Он может простить. Но на самом деле Он уже простил на кресте все прегрешения человеческие, и теперь все зависит от человека.

Беседовала Евгения ВЛАСОВА

Если проанализировать все поздравления, которые мы получаем в День рождения и в другие праздники, то обычно они начинаются словами «счастья-здоровья…». Но какой смысл мы в них закладываем? Как понимает суть счастья православие? Разве только внешнее благополучие и деньги делают человека действительно счастливым?

От ветхозаветного благоденствия до надежд на Царство Небесное

По мирским меркам православие — очень странная религия. Ведь вместо синицы в руке она предлагает только журавля в небе. Никаких тебе обещаний счастливой и беззаботной жизни, рая на земле.

Даже в тексте Библии очень редко упоминается само слово «счастье».

Например, в Ветхом Завете оно встречается девять раз, и что интересно, пять из них относятся к книге Иова. Того самого Иова Многострадального, искушаемого сатаной, и в один миг потерявшего состояние, семью и здоровье.

Всего девять скупых упоминаний, хоть в Ветхом Завете и верили, что если человек исполняет заповеди, то Господь вознаградит его за это земным благоденствием.

Считалось, что Бог благословляет человека детьми, умножением состояния… Такое понимание частично сохранилось и у современных христиан, а в протестантской среде друг другу желают не счастья и здоровья, а говорят: «Пусть вас Бог благословит!».

Но, по правде говоря, Новый Завет совсем иначе оценивает суть счастья. В Евангелии это слово вообще ни разу не упоминается. Более того, воплотившийся Христос проповедует отнюдь не земное благобытие. Своим ученикам Он говорит: меня на земле гнали, значит, и вам придется пережить то же самое. Он не обещает им финансового благополучия, карьерного роста и социальных гарантий.

Почему? Да потому, что все это — земное, временное, тленное. А Он — Бессмертный Бог, Его Царство — на небе. Поэтому Христос обещает лишь одно — «претерпевший до конца спасется». То есть перенесший все испытания и скорби, но оставшийся верным Богу, попадет в Царство Небесное . Там его ждут вечные радости и веселие. Но никак не счет на миллион долларов, просторная квартира в центре города и продвижение по карьерной лестнице.

Хоть многие и понимают, что все это внешнее и временное, но часто поступают так, как Саломия, мать апостолов Иоанна и Иакова. Однажды она обратилась ко Христу с просьбой: посади моих сыновей по правую и левую руки в царстве Твоем. На что Спаситель ответил: не знаешь, чего просишь.

А знаем ли мы, что такое счастье, и чего мы на самом деле желаем нашим близким, друзьям, коллегам?

Не в деньгах…

Обычно счастье разделяют на две категории:

  • внешнее;
  • внутреннее.

Под внешним принято понимать все факторы извне, которые якобы делают нас счастливыми. Это деньги, дорогая одежда и украшения, квартиры и машины, заграничные курорты…

Обычно все это сводится к одному — к богатству. Ведь если человек имеет деньги, то может позволить себе многое: от образования в самых престижных университетах мира до устройства на хорошую должность, статуса в обществе и иллюзии счастливого человека.

Но суть счастья не в навязываемых иллюзиях. Да и приумножение финансового состояния не делает жизнь человека радужной и безоблачной.

Иногда приходится сталкиваться с тем, что чем больше имеешь, тем больше хочется. Если у тебя миллион, то кажется, что когда появится еще один, то все будет прекрасно. Но потом захочется еще один, а тогда и миллиард…

Да и у каждого человека индивидуальные «аппетиты» на деньги. Сравните нищего и владельца крупного бизнеса. У первого нет ни крова, ни одежды, ни еды. Второй имеет все в излишестве.

Если нищему дать 10 тысяч долларов, то он весьма обрадуется — хватит не только на хлеб. Но для второго это будет всего лишь мелкая прибавка к состоянию.

Если не деньги, то что же такое счастье?

Счастье — в любимом деле и достижении целей?

Это комплексное внутреннее состояние, когда личность удовлетворена своей жизнью, каждый ее день проходит осознанно, у нее есть любимое дело.

Такой человек любит и любим, творит добро и вкладывает много энергии в любимое занятие. Достигнутые цели и полученный результат влияют и на внутреннее состояние человека, и частично на внешнее:

  • для учителя счастье, когда ученики приходят на уроки подготовленными;
  • для музыканта — собрать аншлаг или написать новый шедевр;
  • для спортсмена — установить рекорд;
  • для миллионера — приумножить состояние на очередной миллион;
  • для нищего — иметь вдоволь еды.

Христианство же ставит перед человеком более глобальную цель — спасение. Что это значит? Счастье в православии — это быть с Богом. Но об этом надо говорить постепенно и детально.

Христианское счастье: тоска по раю и желание спастись

В каждом человеке заложено стремление к счастью, и в этом нет ничего греховного.

Более того, можно смело сказать, что каждый из нас создан Богом для счастья. Вот только смысл этого понятия совсем не тождественен крупной сумме на банковском счету и внешнему благополучию.

Человек был создан для любви, достижения святости, жизни с Богом. Первые люди жили в Эдемском саду, познавали красоту Божьего мира и общались с Богом. Это было подлинное счастье. В Библии есть даже более удачное слово — блаженство.

Но все изменилось после злополучного грехопадения. С тех времен уже на протяжении тысячелетий человек скорбит за потерянным раем и пытается отыскать его в земной жизни.

Христианство дает ему надежду. Какую? Достигнуть святости и попасть в рай. Именно Царство Небесное обещал Христос Своим ученикам.

Можно долго фантазировать на тему того, какой будет жизнь в обещанном раю, но это не главное. Важно одно: для праведника, всем сердцем полюбившего Бога, пребывание на небе превратится в вечное блаженство. Никакой скорби, тоски, болезней, переживаний. Только всеобъемлющая радость и любовь.

Обычному человеку, обремененному суетой и грехами, это тяжело представить. Но многие святые на собственном опыте знали, к чему они стремятся.

Молитва — дверь к небесной радости

Праведники в молитвенном состоянии познавали вкус счастья в православии.

  • Апостол Павел в послании к коринфянам пишет, что в свое время был «восхищен до третьего неба» — то есть попал в рай и слышал ангельское пение.
  • Мария Египетская , искупившая грех блуда 47-летним подвигом в пустыне, молилась так горячо, что поднималась над землей.
  • Серафим Саровский достиг такой святости, что еще при жизни его посещала Пресвятая Богородица, а, по свидетельству современников, от него исходил божественный свет. Кроме того, преподобный был настолько «не от мира сего», что постоянно радовался и всех встречных приветствовал возгласом «Радость моя, Христос воскресе!».

Это лишь некоторые примеры. Многие святые, творящие непрестанную Иисусову молитву, говорят о неземной радости и утешении. Здоровы они или немощны, в благоденствии или скорби — они спокойно принимают все, что посылает Бог. Как пишет апостол Павел, всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите.

Получается, что все эти добродетели неразрывно связаны: если человек постоянно помнит о Боге и все совершает с молитвой, то с благодарностью принимает все испытания. И даже если приходят скорби или болезни, он все равно благодарит Бога. Почему? Потому что Всевышний посылает человеку шанс измениться, смириться, помочь другому, преодолеть собственные гордость и самолюбие.

Блаженный — счастливый или сумасшедший?

Внутренняя радость и любовь — это и есть основа счастья в православии. В Новом Завете первые слова упоминаются очень часто. А евангелист Иоанн Богослов, которого еще называют «апостолом любви», призывает каждого: Радость ваша будет совершенна.

Также в Новом Завете часто используется слово «блаженство». В Нагорной проповеди Христос произносит девять заповедей блаженства — путей достижения святости. Блаженными он называет милостивых, кротких, чистых сердцем, миротворцев, изгнанных и претерпевших за правду Божью.

По христианским меркам такие люди действительно знают суть счастья и готовятся к райской жизни, а не к комфортной земной.

Но какие значения имеет слово «блаженный» в толковом словаре?

  1. Счастливый.
  2. Сумасшедший, не совсем нормальный, юродивый.

Эти толкования как раз и противопоставляют мирское и церковное понимание.

Если счастье в православии — это быть с Богом, в земной жизни переносить все скорби, смиряться, отказываться от земных благ, чтобы достичь совершенства и пребывания в раю, то в миру все совсем не так.

Надо искать себе место под солнцем, соответствовать статусу и быть даже лучше других — иметь много денег, красиво одеваться, жить в роскоши. Мол, один раз живем, надо попробовать все.

Но если бы это соответствовало действительности, так почему же зажиточные люди часто впадают в депрессию, чувствуют себя опустошенными и даже доходят до суицида?

Почему же многие пережившие клиническую смерть кардинально меняют собственную жизнь, отказываются от миллионов и миллиардов и помогают нуждающимся, как, например, австралийский бизнесмен Карл Рабедер ?

Потому что суть счастья — не в деньгах и временном благополучии. В этой жизни его можно достичь в молитве, помощи другим, постоянной самоотдаче. Чем больше отдаешь, тем больше возвращается.

Также понятно, что земная жизнь настолько разноцветная, что постоянно держаться на белой полосе не удастся. Мы постоянно что-то теряем и приобретаем. Но будут ли важны наши переживания через определенное время, или тогда, когда времени и пространства уже не будет?

…Помню, как в студенческие годы одна девушка очень расстроилась, когда преподаватель музыки сказал, что у нее слабый голос. После занятия она выглядела очень грустной. Тогда подруга дала ей очень важный совет: а ты попробуй посмотреть на свои проблемы с расстояния вечности. Останется ли для тебя эта мелкая проблема важной через пять лет, десять, в старости? Будет ли она иметь хоть мало-мальское значение не во временной жизни, а в вечной? И что такое счастье конкретно для тебя?

О сути счастья рассказывает и эта видеопритча:

Целью православного человека является стяжание Святого Духа. Но мы привыкли - нам об этом говорит и житейский опыт и художественная литература и кинематограф - что все люди стремятся к счастью, и именно достижение счастья - критерий успешности или не-успешности «жизненного проекта». Давайте критически взглянем на эти две установки: насколько они противоречат друг другу?

Счастье и блаженство

Итак. Счастье — предмет сугубо философский, на протяжении многих веков он беспокоит умы многих мыслителей. Так, например, в философии эпикуреизма счастье отождествляется с удовольствием (а точнее, с отсутствием страдания). Именно в античности возник эвдемонизм («эвдемония» - судьба человека, находящегося под покровительством богов), интеллектуальное направление, которое именно счастье ставит во главу угла. Восточная мысль во всех своих аспектах - биопсихическом, социальном, экономическом и логическом - тоже учит, как индивидуум может достичь счастливой жизни. В современной науке о счастье говорят еще и в физиологическом аспекте. Ученые вводят понятие «гормонов счастья». Количество в крови эндофрина, серотонина и дофамина влияет на состояние человеческой психики, на кратковременное состояние эйфории и радости, а в идеальных пропорциях создает даже фон счастья и внутренней удовлетворенности. Австрийский психиатр ХХ века Виктор Франкл, сравнивая счастье с бабочкой, говорил: «Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает». Наверное, именно поэтому человечество сопровождают такие проблемы, как пьянство, наркомания, игромания.

Учит ли нас достижению счастья Святое Евангелие? В Своих поучениях и проповедях Спаситель не призывает нас к «внутренней гармонии», здоровому образу жизни или успеху. Единственное место, на основании которого Ему приписывают учение о счастье - это Нагорная проповедь, во время которой Господь наш Иисус Христос произнес Заповеди блаженства:

Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное

Блажени плачущии, яко тии утешатся

Блажени кротцыи, яко тии наследят землю

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся

Блажени милостивии, яко тии помиловани будут

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся

Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради:

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех!

(Мф. 5, 3-11) .

В традиции Православной Церкви греческое слово μακάριος понимают, как «блаженный». Однако некоторые современные переводчики Священного Писания передают это слово как «счастливый», полностью искажая смысл евангельского учения. В то время как Спаситель говорит нам: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36), мы постоянно пытаемся ухватиться за земное и временное. Более того, трансформируем само учение Господа, пытаемся раскрыть смысл Евангелия в земных и тленных символах, таких, как, например, счастье.

Отличие первое: счастье - не в Боге, а в мирских вещах

В земном измерении человеческих ценностей мы можем быть счастливыми в момент достижения какой-то своей цели, например накопления богатства, которое создает иллюзию стабильности и безопасности. Но надо понимать, что цели одного человека могут не совпадать с целями другого и даже причинять тому ущерб. Мы можем испытывать счастье при помощи спорта, экстремальных занятий или от употребления специальных химических препаратов, управляя таким образом химическим составом своей крови. Но неужели о таком счастье говорит Христос, когда обращается к нам со словами: «Блаженны нищие, блаженны плачущие, блаженны алчущие и жаждущие правды …»? Еще Блаженный Августин понял, что человек не в силах быть счастливым в рамках земных понятий и определений. В «Исповеди», обращаясь к Создателю, он воскликнул: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Все попытки удовлетворить свои потребности оказываются тщетными. Сколько бы человек ни съел и какой бы вкусной и качественной ни была бы его пища, через небольшой отрезок времени он вновь испытывает голод. Сколько бы он ни выпил воды, невозможно напиться навсегда. В жаркую погоду человек мечтает о зимней прохладе, о снежных забавах. С приходом зимы - вновь испытывает трудности и мечтает о жарком и солнечном лете. Все оказывается временным и тленным и не способно принести человеку полного удовлетворения. Только Бог может наполнить жизнь человека истинным смыслом. Он может дать человеку то, чего уже никто не сможет отнять, чего «ни моль, ни ржавчина не истребляют» (Мф. 6, 20). Однажды в беседе с самарянкой Христос так и сказал: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек » (Ин. 4, 14). Осознание своей причастности к вечному, непреходящему дарит человеку то самое блаженство, в поисках которого люди бороздят вселенную и гибнут на алтарях своих горделивых чаяний. Только во Христе человек способен обрести это вожделенное блаженство: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас » (Мф. 11, 28).

Отличие второе: счастье - непостоянно, блаженство - вечно

В пастырской практике я часто сталкиваюсь с тем, что родители приносят крестить своих детей в надежде на то, что те станут более здоровыми, богатыми, успешными и вообще счастливыми. Приходится их разочаровывать, объясняя, что купель крещения - это символ умирания для мира, который «во зле лежит », что наши успех и счастье не зависят от факта крещения. Наоборот, блаженство обретают те, кто изгнан ради правды, кого поносят, и ижденут, и на кого рекут всяк зол глагол. Подобную ошибку совершают и молодожены, вступая в брак в надежде обрести счастье. Вспомним Франкла и его непостоянную бабочку. Счастье непостоянно. А вот блаженство Бог дарует православным супругам в их акте жертвенной любви друг ко другу. И постоянно духовно возрастая, в этих благодатных дарах Святого Духа они могут пребывать вечно.

Часто бывает трудно воспринять благую весть. Нашему сознанию, отягощённому грехом, евангельское учение кажется просто непонятным и страшным. Однако Спаситель призывает нас не к временному счастью, которое проповедуется в мире царством антихриста, а к вечному блаженству, которое изобильно преподается Его Святой Церковью в благодатных дарах Святого Духа всем верующим в Него и за Ним следующим.

Отличие третье: счастье - субъективно, блаженство - объективно

Для отдельно взятой личности, ориентированной на счастье, опирающейся исключительно на свой субъективный опыт, блаженство практически недостижимо. Именно поэтому Бог созидал Церковь, как общество верующих людей, объединенных не только единой целью и верой, но и благодатью Святого Духа. Все эти люди в работе по стяжанию спасительной благодати как бы обмениваются друг с другом своим опытом. Целые поколения людей из рода в род передают накопленный ими опыт жизни во Христе. Есть замечательная богослужебная молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое…», в которой перечисляются сонмы святых угодников Божиих, начиная от Пресвятой Богородицы, ангельских Сил, апостолов, мучеников и преподобных, и заканчивая святыми, память которых мы празднуем в этот день. Казалось бы, зачем мы ежедневно перечисляем целые сонмы одних и тех же имен? Но именно благодаря этой стройной цепочке бережно хранится и передается из рода в род, из поколения в поколение церковное Священное Предание. Все эти святые люди, как единый организм, как Тело Христово, открывают нам жизнь в Церкви в Духе Святом. В этой объективности открывается нам истина. Теперь уже мы точно знаем, что опираемся не на свой только опыт христианской жизни, но приобщаемся к опыту церковной жизни многих поколений.

Когда мне бывает что-то непонятно, что-то вызывает сомнение, я понуждаю себя довериться опыту Церкви. Спустя какое-то время тайна открывается, находится ответ на вопрос. То, что казалось непонятным и сомнительным, становится «ясным как день», и я вновь убеждаюсь в великой мудрости Божией. Поэтому, когда приходят в Церковь новопросвещенные и начинаются разговоры о неактуальности и архаичности каких-то церковных канонов и традиций или необязательности регулярно посещать богослужения, я всегда стараюсь убедить их довериться опыту Церкви. Это также является одним из аргументов в пользу высказывания святых отцов: «Без Церкви нет спасения ». Вне Тела Христова человеку практически невозможно открыть дверь в Царство Божие, а значит, невозможным делается и само богообщение.

Отличие четвертое: счастье - индивидуально, блаженство - социально

Социальное служение общины - это продолжение Литургии. Поэтому ключевую роль здесь тоже должен играть священник. Именно на нем лежит ответственность за то, чтобы паства не сбилась со спасительного пути. Однако православному восприятию чуждо пастырское руководство в виде лекций, читаемых с кафедры. На Востоке ученики, приходившие к старцу-учителю, не просто слушали его слова. Они оставались с ним жить. В продолжение долгого времени они воспринимали его мировоззрение, смотрели, как учитель ест, как он пьет, как поступает в той или иной ситуации. Таким образом они приобщались к его жизненному опыту и однажды сами становились наставниками. Теперь уже к ним приходили ученики и оставались жить с ними. Эта преемственность имеет огромное значение в деле воцерковления. Пастырь наставляет пасомых своим примером. Неслучайно для многих людей соприкосновение со священнослужителем в непосредственном живом общении воспринимается как таинственное соприкосновение с самой Церковью. Дальнейший выбор человека во многом зависит от того, насколько глубоко пастырь смог посеять семя Божественного слова. И здесь главным являются не столько ораторские способности батюшки, сколько соответствие его образа Образу Христа. Внимая наставлениям нашего духовника, мы приобщаемся к благодатной церковной жизни. Это значит, что для нас открывается возможность исполнения заповедей блаженства.

Приобретая бесценные дары Святого Духа в Таинствах Церкви, настраивая свое мировоззрение под руководством духовника и оттачивая свои добродетели в общине среди наших братьев и сестер, мы обретаем блаженство в нашей реальной христианской жизни за церковной оградой, где начинают во всей своей полноте сбываться для нас слова, сказанные Христом в Нагорной проповеди.

Отец Валериан, насколько в христианской традиции корректно говорить о счастье? Может ли христианин стремиться земному счастью или у него должны быть более высокие цели в жизни?

В Вашем вопросе уже присутствует ответ. Быть может, я ошибаюсь, но само слово «счастье» означает часть, которая сопричастна некоему целому понятию.

Несчастье современного человечества заключается в том, что, как прекрасно сказал Святитель Николай Сербский, человечество перестало понимать. Он говорит: «Первые люди немного знали и все понимали, потом стали знать больше, но меньше понимать. Наконец (и это мы видим как раз сегодня), люди могут почти все знать, но ничего не понимать».

Дело в том, что понятие счастья относится к духовным вещам, а их невозможно объяснить. Например, у святых отцов есть такое понятие - «смирение». Что такое смирение»? Как о нем говорить? Смирение касается мира духовного и потому непременно уже связано с тем, что непонятно и непостижимо. К нему можно только приблизиться. Поэтому многие духовные понятия интуитивно близки человеку, а что это такое - толком никто не знает.

Я помню отца Николая Гурьянова, старца, человека удивительно святой жизни. С улыбкой он иногда говорил: «Какие вы счастливые, что в Истине». Вот это верное определение счастья.

Часто приходится слышать: «Счастье в здоровье». Было бы счастье в здоровье, не было бы самоубийств среди здоровых людей. Часто многие здоровые люди несчастны. Может быть, счастье в богатстве? Среди богатых счастливых мало. А если власть? Человек во власти сам себе уже не принадлежит, ведь он должен выглядеть, должен присутствовать, он должен, должен, должен… Какое там счастье! Сказать: «Счастье в семейной жизни», - счастливых пар не так уж много… Сказать: «В детях»?.. Почему так много женщин избавляются от этого счастья абортами? Что ж они сами себя лишают этого счастья?

В чем же тогда земное счастье? Все-таки, видимо, счастье земное только тогда настоящее, когда сопричастно счастью небесному, когда в нем любовь неизменяемая, непреходящая, верная, когда семья - это союз любящих сердец, неизменный, неразрушимый, когда дети - во Славу Божию и благословения Божии, когда чада чад утешают. Тогда это именно счастье. Такое счастье было у Иокима и Анны, Захарии и Елисаветы, схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Родители Преподобного Сергия - счастливые люди… Без цели, без смысла нет счастья.

Читая жития святых, видим, что их жизнь, как правило, была очень тяжелой, полной лишений и скорбей. Получается, если подражать святым, то кроме лишения и скорбей ничего в жизни и не увидишь?

Вы знаете, для того чтобы достигнуть земного успеха, тоже надо очень много сил приложить: потерпеть скорби, лишения. Только разница в том, что святой за свои лишения и скорби получает вечное и небесное, а другой, тоже потратив немало сил, получит (или не получит, что тоже вполне может быть) временное, земное.

- Что нужно делать, как нужно жить, чтобы стать счастливым?

Ну, самый простейший ответ дан в Священном Писании: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле». То есть почитай родителей, вообще старших, и без сомнения будешь счастливым. Потому что, пока ты додумаешься до чего-то сам, отбрасывая опыт, ты можешь всю жизнь не найти, где же счастье, чем нужно заниматься. Мудрые люди говорят, что хорошо и почтенно идти по стопам старших, если они шли прямым путем.

- Батюшка, а в чем счастье священника в этой, земной жизни?

Что Вы!!! Во-первых, священник сподобляется предстоять престолу Божию, совершать литургию - а это самое высокое, что может быть не только на земле, но и на небе. Выше этого ничего нет! Без сомнений, самое главное счастье – это совершать литургию! И конечно, счастье - это та радость, которую испытываешь, видя, как Господь спасает души. Когда человек обращается от греха к праведной жизни, когда люди приходят в Церковь, обращаются к Богу и у них появляется надежда на спасение. Конечно, это большая радость для священника. А вот те, которые вне Церкви, те несчастные, тех жалко! Страдают в поисках пути, в поисках счастья, а ведь счастье так возможно, так близко…

- Можно ли евангельские заповеди блаженства понимать как правила обретения счастья человеком на земле?

Можно, конечно. Блаженство - это и есть счастье. Я вот подумал, что нет такого слова «счастье» в духовном смысле, есть понятие «благо». Благо, как сказал Преподобный Серафим Саровский (а он пережил то состояние, о котором говорил), - это то блаженство, за которое всю свою земную жизнь человек с радостью согласился бы находиться в келье, наполненной червями…

- А здесь, в земной жизни, может человек быть причастен такому благу?

Человек рожден для вечной жизни с Богом и здесь должен готовиться к этому. Просто многие люди не понимают данного им Богом блаженства, вообще удаляются от Бога и потому несчастны. Но тоска по раю остается у всех, и желание избавиться от этой тоски и есть поиск счастья.

Беседовала Ф.Н. Савельева